Манифест- 30. Гильгамеш и Джосер

Оксана Самоенко
    Времена, предшествовавшие Гильгамешу. Золотой  Век.
 Население Месопотамии жило общинами, поочерёдно главенствовавшими  в округе. После Всемирного Потопа с небес спустилась  Царственность, дававшая своим избранникам удачу в походах за лесом, камнем и рабами.
  (Рабство имело там не античный характер).
  Энами (главами  городов) становились те, кто выигрывал состязание по отгадыванию загадок. Так была изобретена письменность. Однажды загадка оказалась  такой   длинной, что гонец не смог её  повторить. Даже есть конкретное имя царя, решившего новую проблему.
 Города могли возглавить маги, тоже соревновавшиеся в знаниях и умениях.
 Отец Гильгамеша Лугальбаба выдвинулся  благодаря благочестию, набожности и почтения к старшим.

Конечно, нужно было родиться   в Священном Браке. От храмовой жрицы, в тело, которой  входила богиня, покровительствовавшая общине.
Конечно, необходима была легитимизация  духовного центра в Ниппуре.

Во времена Гильгамеша Царственность покоилась в Кише.
Лугаль Киша, повелел Уруку прислать людей для рытья колодцев.
«Сколько можно держать ослиные поводья эна Киша», отказывается  подчиняться приказанию Гильгамеш. Город  Царственности  берёт  Урук в осаду. В стан осаждавших лугаль Урука высылает лазутчика. Молодой человек попадает в плен.  Когда его  приводят   к  лугалю Киша,  на городскую стену забирается какой- то воин.
  «Раб, это ли твой хозяин», спрашивает вражеский военачальник.  На что пленник отвечает:
«Нет, этот человек не мой хозяин!
Если бы он был мой хозяин,
У него были бы насуплены брови,
Глаза были бы глазами бизона,
Борода была бы из лазурита,
У него были бы изящные пальцы,
Толпы швырял, толпы он поднимал бы,
Толпы людей в пыль сажал он,
Все враждебные страны он накрывал бы,
Уста каналов в Стране наполнял бы илом,
Носы барж он разрушал бы,
Аггу, лугаля Киша, среди его войска пленил бы!»

Пленника бьют за дерзкие речи.

В памяти проявляются старые воспоминания об отроке, вышедшем из осаждённого Киева с уздечкой в поиске «потерявшегося» коня. Юноше повезло больше. Он прошёл через стан печенегов, добрался до ополчения, позвал  помощь.  Глава дружины тогда пришёл на переговоры с печенегом, возглавлявшим осадившую город, орду.
 «Ты ли Святослав», первым делом спросил  степняк русского воина.

Такая естественная перекличка былинных сказаний о ратных делах. Можно было бы представить воинов осадившей стороны, сидящих у вечерних костров, отметить в  скобках  какое- то отличие во внешности горожан, раз уроженца Ура  «вычислили» сразу.

Но мы не знаем этой разницы. Позднее ассирийские мастера детально прорисовывали на каменных барельефах внешность побеждённых соперников. Вплоть до того, курчавые волосы были у соперника или прямые.

Врага надо знать в лицо.

 Интересная подробность работы жрецов первой Государственной  Военной Машины.

 Шумеры тоже пытались выделить себя из окружения, но их представление о том, как должен выглядеть выпускник Мастерской Богов (так они называли Урук),  мягко говоря, не даёт портретного сходства.

 Трудно представить  костры  Месопотамии, богатой только на грязь. Может быть, пищу разогревали на  ослином кизяке. Детали, но картинка, в общем и целом…

Из города выходит  Гильгамеш. Он поступает  с врагами так, обещал пойманный разведчик.  Швыряет,  сажает в пыль, что, наверное, особенно,  обидно. Наполняет  каналы илом, крушит  носы барж, берёт эна Киша в плен, а потом «благодарит его за науку».
 
Как Пётр Великий Карла XII.

Не знаю, что такое «шумерский бизон».
 Лазурит ценился и в Египте, постоянно наведывавшимся на Синай, за  ним, бирюзой, медью   и кедром.

Самой интересно, какой смысл вкладывали шумеры в упоминание об «изящных» пальцах. Пусть «трудности перевода» и речь шла о тонких пальцах.

Первое прописанное упоминание об аристократическом происхождении?
 Или юноша так намекал на основное занятие своего лугаля?
 Мол: «Мой хозяин - не вы - деревенщина - засельщина, целыми днями роющаяся в земле. Мой Гильгамеш с утра гоняет нас по плацу, никаких мотыг в руках,  отродясь,  не держал. Пришло время отведать вам на своей тягловой шкуре мощь его военного  гения ».

Там любили писать, находили неожиданные  характеристики.  Завораживающее слово «впервые». И сразу создан образ воина- богоборца с тонкими пальцами.
 
Или изящными.

Победа человека с такой интересной особой приметой   произвела на традиционное общество ошеломляющее впечатление, что и сделало лугаля легендарным, позволило приписать ему самые разные «хулиганские» поступки. До него господствовала очерёдность и временность, подчинение традиции, а Гильгамеш проявил инициативу, волю, способность думать и действовать вопреки «вековым устоям».
 Царственность переселилась под крыши Урука.
«Хорошо быть молодым…
Хорошо всего хотеть,
Брать своё  и не украдкой.
То и это затевать,
Порываясь тем и этим.
Вечно повод подавать …»

Как- то так.

(Юнна Мориц и Дмитрий Лихтер).

После поступка «на две трети бога» каждый правитель попытался вести себя так же, нарушая то и это,  но общество «справилось».  Ненадолго, но справилось.
 Сам Гильгамеш так и остался лугалем юношей. Палата старейшин отказалась подтвердить его легитимность. Духовный центр в Ниппуре не одобрил  управленческие полномочия Первого Героя.

Потом, семиты и амореи  сделали право «молодого и рьяного» обычным.
 Богинь на всех не хватало. Саргон, Моисей, Иисус рождались вне Священного Брака. Подобная «безотцовщина»  была подозрительна для общинных шумер, точно знавших, в какой религиозный праздник, в каком храме, от кого родился человек с изящными пальцами.

 Слово «безотцовщина»  сказано  шумерологом, вышедшим из семьи старообрядцев. Есть в этом, какое- то  коловращение -  постоянное  возвращение старой веры, событий и ценностей. Оно сильнее всех новомодностей. Видело и не такое.
 
Конечно, лугаль симпатичен, вырвался вперёд,  знаковая фигура.
 Рождаются такие.
Как- то посчитали общее число его соплеменников. 40000. За несколько столетий они расселились по всему нынешнему Ближнему Востоку, распространяя культуру, письменность, традицию мытья рук перед едой.

Конечно, достижения  всякого народного хозяйства зависят от качества иллюстраций. Чем лучше фотография, прорисовка,  реконструкция, тем больше впечатляют эти достижения.

Конечно, смысл того, что написали древние авторы, зависит от умонастроения переводчика и толкователя.

   «Экспансия» культуры Гильгамеша катилась по востоку мирно, так как старейшины и жрецы не одобрили методов  «Всё повидавшего». А в ответ пришли тогдашние варвары, которые семиты. Впервые их разведчики проникали в города шумер, входили в управленческие структуры, занимали ключевые посты.
 А потом явился  Саргон, уничтоживший всякие там самоуправления.

 Не утверждаю, что  был чёткий план, получилось само, но первый раз, да очень не последний. 

За 200 лет до Гильгамеша жил царь Джосер и его великий архитектор Имхотеп.
Поразительная точность и поразительная самонадеянность. Не все египтологи считают, что  древняя письменность, действительно, расшифрована.   Египтяне писали не для нас, не стремясь  запечатлеть свои   имена в  нашей скудной  памяти.

Третья династия. Почти сразу после динозавров. Ещё накануне жители Кемета ели друг друга,  ритуально приносили соседей в жертву.

 Джосер, о котором говорят, что он был исключительно набожен и получил хорошее образование в храмовых школах,  объединяет Верхний и Нижний Египет, предпринимает вылазки на Синай за рабами и полудрагоценными камнями. Вдруг,  на восемнадцатом году правления,  воспаляется Око Гора, Нил перестаёт разливаться, только что объединившаяся страна, голодает и нищает.

 Предполагают, что в созвездии Осирис   (Орион) взорвался  Белый Карлик, а  мы получили «точную дату»  начала строительства египетских пирамид.
  Царь нахмурил брови, посоветовался, похоже, сам с собой, решил.  Египтолог, «копающий»  именно Джосера,  считает Имхотепа только исполнителем.
 
Имею устойчивый профессиональный интерес.
  Каковы были методики воспитания наследников, способных поступать круто и масштабно?

 Глаз Гора  воспалился,  сыну Исиды помогала богиня- мать.   Бог Тот  расселся на истоках Нила, перегородил сандалиями его пути. Царь,   земледельцы, скот,  птица изнывали от жажды и бескормицы. Спасти Кемет должен сам Джосер.
 
Царь он, или не царь?
Не бог ли на земле?
 Нужна жертва!

 Джосер   нашёл  решение, форму, методы, изыскал средства.  Вдобавок, «изобрёл» плитку, так как пожелал покоиться в «бассейне», подобно Тоту,  оседлавшему истоки Нила. А Джосер Нил освободил,  вернул людям благоденствие и предсказуемость, о чём должна была напоминать   гробница царя.

Говорят, в захоронении   родоначальника Третьей династии собрано превеликое  множество погребальной утвари. Предполагают, Царь хотел сохранить память о предшественниках, собрав их вещи под новой, охраняемой крышей.  Грабили  мастабы  уже тогда,  не боясь проклятий ни Царя Скорпиона, ни самого Осириса.

Не было ещё традиции украшать внутренности пирамиды. Все славословия и религиозные формулы размещались на стенах храмов погребальных комплексов.
 Здесь мы снова встречаем детальные прорисовки внешности, но уже простых строителей гробницы.
 Классический полуоборот, использовавшийся и в Месопотамии, но самые разные разрезы глаз,  природные особенности волос и цвета кожи. Чем не Вавилонское столпотворение?
 Со временем народы перемешались. Получилось лицо среднего египтянина. Говорят, тогда оно было ближе к малоазиатскому типу. Теперь  больше африканской примеси.

Всюду я вижу богоборцев. В Месопотамии Всемирный Потоп пережили по  причине благорасположения  бога  мудрости Энки к  праведнику Утнапиштиму. Энки не был главным богом, но исхитрился и подсказал человеку,  как пережить беду.
  Египетский вариант  бедствия Джосер» развёл руками» сам, прихватив с собой страну, им же и увеличенную территориально и численно.
 
« Строительство само по себе стало кровавым жертвоприношением,  поэтапно унося жизни сотен людей. По этой причине Царь был проклят, память о нём попытались уничтожить», так считала я, когда писала об этом в одной из статей.
 
Но мы не знаем о противоречиях Джосера с представителями культов богов.  Источники рассказывают  об обожествлении, о том, сколько земель он раздарил храмам.

Совсем иначе развивались события при строительстве пирамиды Хеопсом. Традиция уже была, размеры человеку показались маловаты. Всё было брошено на удовлетворение тщеславия одного человека.  И появилась характеристика крайнего разорения и обнищания страны,  знакомая нам  по русским летописям.
 
«Храмы стояли пусты».

  Дошло до того, что Унасу из Пятой династии приходилось строить свою пирамиду, растаскивая храмы Хеопса.  Благо  строителя Сверхпирамиды, действительно, прокляли и попытались вычеркнуть из памяти. Разрушение храма погребального комплекса лишало Хуфу или Хеопса Посмертья.

 А я прикидываю, в чём, собственно, разница?
 В том, что Джосер  приносил Жертву   ради Страны, а Хеопс - ради собственного величия?
 Или Джосеру «повезло» с мутными временами?

 Сначала главным богом был Ра. Осирис с Сетом - его сыновья. Равнолюбимые, между прочим. Говорят, Сет начал мстить  брату, после того, как к Осирису ушла Нефтида.
 Уже тогда даже боги не были самостоятельной единицей без жены и сына.
 В общем, на чью сторону встал бы Бог Отец, большой вопрос.

Пока жрецы выясняли отношения, устанавливали, что было сначала, курица или яйцо, Джосер действовал. Может быть, ему просто сказали: «Не мешайся, мальчик. Иди, играй в свои пирамидки».

Кемет долгое время не имел  официального центра.  Строилась пирамида нового царя. Вокруг неё ставились доки, мастерские, городки строителей пирамиды, религиозные и административные здания, дома государственных служащих и египтян, источник  богатств, которых, до сих пор не ясен.

Царь умирал, его наследник перебирался на новое место, но не очень далеко. Снова начиналось строительство, а старая пирамида становилась местом почитания её умершего создателя.
 Во времена Джосера  центром и  местом памяти был Мефис.
Вот из таких деталей Исида собрала  легенду о Египте, который и есть тело Осириса.
 
Может быть.
 
И собрала быстро. К временам Хеопса, который ещё  не успел забыть о   дерзновении Джосера. Царь  попытался стать новым «молодым и рьяным». Хеопса «поставили на место», лишив, в назидание всем желающим, Будущего.
 
Разрушенные храмы, изуродованные лица статуй - со всем жрецы справились сами. Ведь, никакого люмпена и торжествующего быдла не было.

 Совсем другая тема, конечно.

 А, интересно, смогли бы обитатели  Крита пережить свои девять лет без Солнца, если бы их возглавлял человек с волей Джосера? 

Вроде, эфиопоид, если со словом ничего не напутала. Думаю, это не страшно. Ведь,  нейросети упорно   «рисуют» белого мужчину с демоническим взглядом. Они и подмигивающего Эхнатона «рисуют», симпатишный такой. Ещё и Лоренцо Великолепного  с лицом Джосера изобразили.
 Напрасны чьи- то надежды на то, что машины нам создадут мир, прекрасный по своей точности и бесстрастности.
«Дурацёк, то- фикция», говаривал Аркадий Райкин.

Египет намного серьёзнее «подошёл»  к решению  проблемы  кочевников. Был такой царь в третьем тысячелетии до нашего времени с фразой, оставшейся нам для обдумывания: « Настоящее проходит, минуя себя».
 Для любителей греческой философии.
 Снофру.

  Он знаменит своими диалогами со жрецами, предсказывавшими будущее по поведению созвездия Осирис. Мол: «Позолоти ручку, всю правду расскажу. Ждут тебя, барин, тяжкие испытания. Засуха,  голод. Люди так обнищают и обессилят, что будут пить из луж подобно дикому зверю. Прямо с колен. Брат встанет на брата и придёт Кочевник».
 
Ничего сверхестественного.  Только логика.
Долгие наблюдения за погодой,  звёздами, поведением предсказуемых соседей  сами  давали опытному человеку подсказки, возможность выстроить цепочку событий.

 Может быть,  соревнования магов шумерских городов тоже были обычными состязаниями в логике?
 Может ли кандидат в лугали предвидеть будущее,  основываясь  на обычном и форсмажорном поведении рек?

 Имеет ли антикризисную  программу?

 Человеческий фактор, похоже, ещё  не учитывался.

В египетский набор проблем уже входили кочевники. С Синая в частности.  Постепенно и все пришельцы.
 Некоторые из них пытались «договориться» с представителями старой администрации, приглашали управленцев   на «собеседования».  Не пошли, наученные горьким шумерским опытом египтяне, на контакт с бродягами.
 Зафиксирован даже   потрясающий   ответ представителя высшей культуры:
 « Слаб твой язык  повторять моё имя!»

 Не трудно догадаться, что произошло потом.

Египет возрождался,  жрецы работали. Страна что- то брала от, приходивших на постой,  оставаясь собой.
 Снова кто- то приходил, снова появлялся Царь, делавший  больше, чем ему следовало по жреческому усмотрению.
   Как не вспомнить царицу- фараона Хатшеспут  и фразу из её «завещания»?
«  Вновь во время моё была земля покрыта следами божественных стоп».

Память о ней была, традиционно, уничтожена.
 Но снова приходил завоеватель.
 Пока ещё   жрецы  разработали программу по борьбе с "туристами".