Пламя в ночи. Часть 2

Олег Каминский
     Предыдущая страница http://proza.ru/2022/06/13/378

     Ночные бомбардировки врага начались в первую же ночь с 1 на 2 января, когда самолеты Хе-111 из I./KG.4 произвели 5 налетов подряд на советский плацдарм в районе Керчи. По немецким данным, две советские дивизии понесли большие потери и были отведены в тыл.

     2 января, вероятно, во время ночных вылетов эскадра KG.27 потеряла два экипажа. Один Хе-111 унтер-офицера Вернера Поппе (II./KG.27) пропал без вести в районе Звилья (?), а экипаж унтер-офицера Гейнца Ширмера (III./KG.27) не вернулся из полета в район Киев – Житомир. 

     В ночь с 3 на 4 января в 23.00 при налете немецких самолетов на железнодорожную станцию Жуляны огнем зенитной артиллерии был сбит бомбардировщик, который упал в районе села Борщаговка Киевскосельского района. Члены группы содействия Борщаговскому истребительному батальону Сидоренко и Скобленко, патрулируя по селу, заметили приземление самолета и бросились к месту происшествия. При приближении к этому месту члены группы содействия были обстреляны автоматным огнем со стороны летчиков противника, которых оказалось 5 человек. Ответным огнем из винтовок немцы были прижаты к земле, что не дало им возможности скрыться. Привлеченные завязавшейся перестрелкой, к месту происшествия подошли несколько бойцов из войск НКВД, в результате совместных действий, с которыми 3 немецких летчика были убиты и 2 взяты в плен.
     По данным немецких документов, из района Киев – Фастов не вернулся Хе-111 обер-лейтенанта Герберта Гунна из II./KG.27.

     А первым советским летчиком, одержавшим ночную победу в 1944 году, был заместитель командира, он же штурман 148-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО майор С. Г. Иванов, который в ночь с 5 на 6 января в период 23.00-24.00 сбил северо-восточнее села Гатное Киевской области немецкий бомбардировщик Ю-88.
     С большой долей вероятности, можно предположить, что Ивановым был сбит Хе-111 обер-фельдфебеля Эрнста Роде из 14(Eis.)/KG.27, который, по немецким данным, не вернулся из района Казатин – Попельня.   

     Деятельность немецкой авиации в районе Киева серьезно обеспокоила советское командование, и оно приняло соответствующие меры. По указанию Генерального штаба 7 января 1944 года, с целью усиления обороны объектов на Киевском направлении, из Восточного фронта ПВО в состав Западного фронта ПВО были переданы четыре зенитных артиллерийских полка, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов и десять отдельных подразделений, общим составом около 600 орудий и свыше 100 зенитных пулеметов.

     Следующий Ю-88 сбил в ночь с 8 на 9 января заместитель командира эскадрильи  907-го истребительного авиационного полка ПВО капитан Г. К. Гультяев, вылетевший на задание в 20.15 на истребителе Ла-5. Вражеский самолет упал возле деревни Гвоздев юго-западнее Киева, из его экипажа были взяты в плен два лётчика. 
     Ещё один немецкий самолет был сбит огнем зенитной артиллерии в районе города Козелец Черниговской области. Экипаж самолета в количестве 4-х человек выбросился на парашютах и скрылся в лесу, прилегающем к Броварскому району Киевской области. Для розыска экипажа самолета были высланы 7 бойцов Броварского истребительного батальона под командой заместителя начальника районного отдела НКВД Погребного. В результате настойчивого и правильно организованного розыска, летчики противника были обнаружены в скирдах соломы в 20 км от места падения самолета и задержаны.
     Полной информации о потерях немцев пока нет. Возможно, одним из этих самолетов был Хе-111 унтер-офицера Герберта Фингера из II./KG.53, который считается сбитым зенитным огнем 8 января.
     Однако не всё в эту ночь проходило так удачно: в результате бомбардировки на станции Верхнеднепровск в Днепропетровской области пострадала находившаяся на станции санитарная летучка № 993, при этом погибли 56 человек, в том числе 9 офицеров и 31 человек сержантского и рядового состава, а также 2 женщины и 1 ребенок.

     В связи с усилившимися ударами немецкой авиации по железнодорожным эшелонам в пути командующий войсками Западного фронта ПВО директивой от 10 января 1944 года приказал прифронтовым соединениям организовать их прикрытие в пути. Согласно этой директиве прикрытие эшелонов в пути осуществлялось на следующих железнодорожных участках: Ржев — Невель, Можайск — Смоленск — Красное, Брянск — Гомель — Речица, Ворожба — Нежин — Дарница, Киев — Житомир, Полтава — Кременчуг — Пятихатка, Полтава — Гребенка — Дарница, Павлоград — Днепропетровск — Пятихатки, Пологи — Верхний Токмак — Мелитополь. К выполнению этой задачи были привлечены 50–60% отдельных взводов ПВО, а от штабов соединений ПВО выделены специальные оперативные группы для руководства боевыми действиями групп прикрытия.

     10 января из района Гайсина не вернулись сразу три экипажа III./KG.27. Пропали без вести члены экипажей лейтенанта Клауса Гейнса и обер-фельдфебеля Йоганна Шмида. Третий Хе-111 командира 7-го отряда капитана Генриха Гюнтера считается сбитым огнем зенитной артиллерии в районе Умани, недалеко от Гайсина. Правда, эти случаи нуждаются в уточнении, так как неизвестно когда именно – днем или ночью – были понесены потери. Зато можно добавить, что посмертно капитан Генрих Гюнтер был награжден Рыцарским крестом.   

     В ночь с 14 на 15 января немецкие бомбардировщики произвели налет на Кировоград, однако подробности налета не известны.

     Для борьбы с самолетами противника, действовавшими по железнодорожным перегонам и участкам шоссейных дорог, в соединениях ПВО создавались, так называемые, «кочующие группы зенитных средств», которые действовали методом засад на выявленных маршрутах полетов вражеской авиации. В состав этих групп обычно включались: одна батарея зенитной артиллерии малого калибра, взвод пулеметов и взвод зенитных прожекторов. Кроме того, для сопровождения эшелонов в пути создавались подвижные группы ПВО, располагавшиеся на железнодорожных платформах и включавшие одно – два зенитных орудия малого калибра и два — четыре зенитных пулемета. К середине января 1944 года в составе Западного фронта ПВО действовали 82 такие группы, которые в течение месяца сопроводили 350 эшелонов. По утверждению советских источников, сопровождаемые эшелоны потерь не имели, все атаки на них в пути были успешно отражены, при этом немецкая авиация несла потери. Например, только в Киевском корпусном районе ПВО группы сопровождения сбили 3 немецких самолета.

     Из налета в район Керчи в ночь с 18 на 19 января не вернулся Хе-111 обер-ефрейтора Арно Гельфера из I./KG.4. По немецким данным, самолет Хельфера сел в районе Скадовска из-за потери ориентировки и все летчики попали в плен.

     Здесь можно немного отвлечься, чтобы привести данные о численности бомбардировочной авиации 4-го Воздушного флота Люфтваффе, действовавшего на южном участке советско-германского фронта. Итак, по состоянию на 20 января 1944 года этот флот располагал следующими силами:
     I./KG.4 – 31 He 111;
     Stab/KG.27 – 1 He 111;
     I./KG.27 – 36 He 111;
     II./KG.27 – 24 He 111;
     III./KG.27 – 18 He 111;
     14(Eis.)/KG.27 – 14 He 111;
     II./KG.51 – 10 Ju 88;
     II./KG.53 – 19 He 111;
     9(Eis.)/KG.55 – 12 He 111.
     Итого – 165 бомбардировщика, из них всего 116 боеспособных. И эти каких-то полторы сотни самолетов не только держали в постоянном напряжении огромные силы советской ПВО на юге, но и часто наносили весьма болезненные удары по объектам тыла. Разумеется, какое-то количество бомбардировщиков было и в составе 6-го Воздушного флота Люфтваффе, оперирующего в центре советско-германского фронта, но точных данных об этом пока нет.

     Продолжим, однако, хронику ночных налетов немцев и ответных действий советской ПВО. Разумеется, все данные приводить нет смысла, ибо это займет слишком много места. Упомянем лишь о некоторых эпизодах.

     Например, ночью 22 января на станции Фастов Киевской области попал под бомбежку воинский эшелон, при этом погибли командиры и бойцы 1899-го самоходно-артиллерийского полка. Подробности этого налета отсутствуют. 

     По некоторым данным, ночью 23 января, вероятно, на подступах к Киеву полковнику Баранову из 907-го истребительного авиационного полка ПВО на истребителе Ла-5 удалось «завалить» немецкий бомбардировщик. Подробности этого ночного боя, к сожалению, пока не известны.   
     Зато есть данные противника, согласно которым экипаж Хе-111 фельдфебеля Ганса Клютца из III./KG.27 погиб в воздушном бою с истребителем в районе Большая Белозерка под Запорожьем, а другой экипаж фельдфебеля Роланда Вольфсбергера из той же группы погиб при столкновении с землей в районе Первомайска.

     Иногда враг добивался ощутимых успехов. Так, два бомбардировщика Хе-111 из I./KG.4 в ночь на 24 января нанесли удар по аэродрому у совхоза Бугас (Волновахский район Донецкой области), где базировался 889-й ночной легкобомбардировочный авиаполк. Согласно советским документам, в 02.10 немецкие самолеты с приглушенными моторами подошли к аэродрому и с одного захода сбросили 30 фугасок и большое количество осколочных бомб. В результате этого удара было уничтожено четыре биплана У-2, двое лётчиков и трое техников погибло, ещё девять пилотов и четверо техников получили ранения.

     В ночь с 25 на 26 января в районе Киева смогли отличиться лётчики 148-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО капитаны Н. Л. Глушков и Е. Ф. Трофимов: на истребителях Як-9 каждый из них сбил по одному Хе-111. Один бомбардировщик упал в 3 км юго-западнее деревни Копачев, а другой – южнее Киева.
     По немецким данным, 25 января II./KG.53 потеряла два самолета Хе-111. Экипаж унтер-офицера Германа Моргенталя не вернулся из налета на мост через Днепр в районе Киева и, судя по всему, стал жертвой советских ночных истребителей. Второй экипаж лейтенанта Людвига Дитца погиб при выполнении боевого задания, но, как утверждают немецкие документы, не по боевым причинам.

     Немецкие бомбардировщики продолжали нести потери во время ночных вылетов. Так, в ночь на 27 января в районе Керчи зенитным огнем был сбит Хе-111 фельдфебеля Отто Кюна из I./KG.27.
     В ту же ночь I./KG.4 также потеряла один самолет: в районе Ново-Николаевки разбился, поврежденный зенитным огнем Хe-111, пилотируемый унтер-офицером Гансом Хауком. Из шести членов экипажа, находившихся на борту, выжили трое – радист и два воздушных стрелка.

     Вероятно, в ночном полете 28 января советскими истребителями в районе Керчи был сбит Хе-111 из 1./KG.4. Все пять членов экипажа унтер-офицера Генриха Шмидта получили ранения, но остались живы.
     А вот экипажу Хe-111 унтер-офицера Эриха Медвеша из той же авиагруппы не довелось вернуться живыми. Немцы считают, что ночью 29 января самолет стал жертвой советских зенитчиков в районе посёлка Колонка под Керчью. Экипаж бомбардировщика (пять человек) до сих пор числится пропавшим без вести.

     30 января бомбардировщик Хе-111 унтер-офицера Ганса Лазара из II./KG.27 пропал без вести во время полета в район Казатин – Попельня. Предположительно, это произошло во время ночного вылета.

     Активно действуя в ближнем тылу советских войск, немецкие самолеты в то же время очень слабо действовали на правобережной Украине, в районе действия 10-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Так, за январь 1944 года в зоне ответственности Донецкого района ПВО было зафиксировано всего 270 пролетов немецких бомбардировщиков и разведчиков (в том числе ночью 131 пролет). Бомбовым ударам подверглись железнодорожные станции Мелитополь, Запорожье, Пятихатка, Игрень, а также коммуникации через реку Самара. Истребители ПВО произвели 39 боевых вылетов, из них лишь 21 — на перехват самолетов противника, но ни одного раза перехватить цель не удалось.

     Продолжение следует…