Чехов. Дядя Ваня. 17. 05. 2022

Ольга Немежикова
РУСАЛОЧЬЯ КРОВЬ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: А. П. Чехов «Дядя Ваня» (17.05.2022).
Режиссер-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

Открыв пьесу «Дядя Ваня», после Действующих лиц читаем: «Действие происходит в усадьбе Серебрякова». Далее нас уносит по сюжету, и вопрос о том, кто юридически владеет усадьбой, по-чеховски гибнет в атмосфере, настроениях героев, в поэзии пьесы. Более того, мы хорошо помним вопль дяди Вани: «До сих пор я имел глупость думать, что это имение принадлежит Соне!» и подтверждение Серебрякова: «Да, имение принадлежит Соне». Однако Чехов прекрасно знает, кому оно принадлежит.

В имении поселяется отставной профессор Александр Владимирович Серебряков (Антон Уилер) с молодой женой Еленой Андреевной (Мария Бабина). С тех пор налаженная жизнь усадьбы выбилась из колеи. Даже самовар, который мы не видим, но о котором много слышим, кипит с раннего утра и весь день, а то и ночью ставить его приходится, сетует старая няня Марина (Юлия Шкирятова). Этот непрерывно кипящий самовар, из которого чай никто на сцене не пьёт, напрашивается на роль метафоры страстей вокруг прекрасной Елены.
Самоуверенный Серебряков эти страсти предпочитает не замечать, не знать о них ничего, не видеть — в промежутках между прогулками он «занят делом», нескончаемо продолжая что-то писать. Так что поле сражений открыто для дяди Вани (Андрей Андреев) и Астрова (Алексей Ефимов). Но когда наступает ночь, бдения Александра обжигают Елену не хуже настоящего самовара. На поверхность ползут все болезни Серебрякова, мнимые и реальные. Его капризы, упрёки, страхи, больные сны. Ему на самом деле плохо и он, не скупясь, выливает всё на жену, которая не первую ночь караулит его «покой». Она действительно изнемогает, но не бросает свой пост. Она держится из последних сил, а ведь на следующий день надо быть вновь молодой, интересной, красивой. Но Серебряков чувствует себя правым, требует сострадания, жертвы, терпения. Наблюдая гнетущую игру на измор, возникают вопросы: зачем Елена всё это терпит? Что связывает эту женщину с этим мужчиной?
Единственный талант Серебрякова, выдержавший проверку временем — успех у женщин. Сонина мать любила его без памяти. Женщины избаловали, и, похоже, это действительно так. Мария Васильевна Войницкая (Карина Редькина), мать его первой жены, души в нём не чает. Елена клянётся Соне (Дарья Колтович), что шла замуж не по расчёту, а по любви, которая казалась ей настоящей. Но интересной, насыщенной жизни с профессором, увы, не получилось.
Серебряков дело знает туго: уморил первую жену, взял молодую. Главное, чтобы птичка не вырвалась, впрочем, куда ей лететь?! Он знает женщин и знает жену, и чего не боится точно, так это её потерять.
Трагедия Елены в её ослепительной внешности, которая вызывает в мужчинах не любовь, а вожделение. Красота и вкус ей даны от природы, только заниматься чем-то созидательным она не намерена, плывёт по течению, сама себя называет «эпизодическим лицом». Её просто не за что уважать, а ведь Елена действительно хочет, чтобы Астров уважал её так, как он уважает Соню. Бездуховная страсть Елене, похоже, противна и унизительна. Она с собой давно не в ладу, её постоянные хмыканья как спотыкания, отражают внутренние сомнения. Она — не живая женщина, а кукла, пустышка, изысканный аксессуар не только для мужа — для всех мужчин, что вокруг, и как с этим быть, ей не ясно. Ведь Елене, как всякой женщине, хочется настоящей любви. Но не настолько, чтобы ради этого принести в жертву свою праздную жизнь и привычки. Астров понравился ей как мужчина, но как личность, как человек… Его леса ей не интересны. Медицина — тем более.
Дядя Ваня шутит, что в жилах Елены течёт русалочья кровь. Хотя в её облике нет ничего инфернального, где бы она ни появилась, всё вокруг разрушается — лень заразительна. Астров назвал её хищницей — такова её женская природа, и он готов за ней, за этой природой, на самое дно. Но не настолько, чтобы бежать догонять, тем более, отнимать у мужа.
Дядя Ваня настроен серьёзнее, но страсть его безответна. Именно страсть, от которой Елена тупеет.
Когда Серебряков в гостиной озвучивает проект спасения дальнейшей жизни, Елена стоит в стороне и внимательно наблюдает происходящее. Её судьба здесь тоже решается, она должна помочь мужу и она ему помогает, интуитивно понимая, что надо делать, и делать быстро — уезжать прочь. На войне как на войне: Елена — не хозяйка себе, обстоятельства вынуждают; она их не создаёт, она приспосабливается.
Серебряков и Елена — два сапога пара: оба лишь очаровывают, оба, нимало тому не смущаясь, паразитируют на труде родственников, оба остаются при своём, не уступая ни пяди. Праздная парочка будет продолжать получать содержание. Все заботы Серебряковых — как-то на эти деньги устроиться, сохранив для общества иллюзию дворянской доблести.
Возможно, Елена из бесприданниц, семья сумела обеспечить ей лишь достойное образование и круг знакомств для устройства дальнейшей жизни. Видимо, кроме Серебрякова, никто не подвернулся, тем более, Серебряков на тот момент не был в отставке, ещё пользовался своим даром внушать респектабельное впечатление. А Елена, по всей вероятности, срочно нуждалась в замужестве, как нуждалась в нём, например, её норвежская сверстница Гедда Габлер. Имение принадлежит Серебрякову, и ещё не известно, на кого он составит завещание. До его смерти у дяди Вани и Сони есть только одна привилегия — платить ренту за право в нём проживать с милыми их сердцам домочадцами.
Не факт, что дядя Ваня схватился за револьвер в припадке прозрения на предмет бездарно прожитых лет или бессильной ревности. Возможно, до него дошло, что все они вместе с Соней всего-то приживалы в имении Серебрякова — такова реальность не только Нины Заречной.
Елена Андреевна совсем не сказочный персонаж, а женщина, вынужденная быть расчётливой и осмотрительной, и прекрасно понимает, что ничего у неё нет, кроме видов на наследство, что она — фактически собственность мужа, который совсем не Телегин (Мирон Слюсарь).