Береста. Дети и взрослые вместе

Александр Гурин
Наша студия работы с берестой существует уже более 25 лет. За это время через неё прошло множество учеников. В основном это были дети. Но почти сразу же к нам начали ходить и взрослые. Когда появились первые взрослые – этого я даже и не упомню. Тогда у нас ещё не было отдельных групп для взрослых, они занимались вместе с детьми.

Что привлекало взрослых людей в нашу студию? Кто-то приходил вслед за своими детьми. Увидели, что дети принесли домой красивую вещь – и заинтересовались. И захотелось сделать что-то подобное. Кого-то приводила к нам «нужда». Например, одному человеку понадобился эскиз для узоров, выпиленных из дерева. Он пришёл, чтоб мы нарисовали ему этот эскиз, а потом остался у нас в студии на долгие годы. Ну, и конечно, работает ненавязчивая реклама, «сарафанное радио». Люди приходят на какой-нибудь из наших мастер-классов, а потом приходят в студию сами и приводят знакомых.

Мастер-классов мы проводим много и для многих. И в Новоуральске, и в других городах – Екатеринбурге, Тагиле, Невьянске. Каждый год проводим «берестяной» мастер-класс для педагогов Свердловской области. И иногда нам говорят:
-Жаль, что вы в закрытом городе живёте. Мы бы приехали к вам ещё позаниматься.

Практически каждый из взрослых, приходящих к нам, становится нашим верным помощником. Иногда помощь взрослых людей – это просто их присутствие на занятиях, личный пример. Дети видят, что серьёзные люди сидят рядом с ними за столом и делают те же туески и берестяные украшения. Значит то, чем они занимаются – это не какая-то глупость, а вполне настоящее дело, раз им заняты и взрослые. И это дисциплинирует, учит серьёзному отношению к делу. Взрослым лучше, чем детям удаётся наше берестяное ремесло. Всё же это нелегко – обрабатывать бересту. Требуется и терпение, и усидчивость, а иногда и просто физическая сила. И когда у детей что-то не получается, они всегда могут обратиться к взрослым за помощью, особенно если видят, что педагогу некогда. А такое случается. Ведь работа с берестой индивидуальна. Одному ребёнку требуется одна помощь, другому – другая. И бывает, что педагог не успевает помочь сразу и всем.

Часто взрослые ученики помогают нам, делая что-то полезное для студии. Самая ценная помощь – это инструменты. Далеко не всё необходимое для работы с берестой можно приобрести в магазине. Приведу два примера. Два из многих. Есть у нас знакомый. Он турист и краевед. Кстати. Среди тех, кто входит в сферу притяжения нашей студии, довольно много туристов и краеведов. Может быть, сама береста – это такой материал, который привлекает людей, неравнодушных к родному краю. И этот наш знакомый решил усовершенствовать наши электрические выжигатели. Они всегда были нашей головной болью, постоянно ломались и были очень неудобны в использовании. После реконструкции мы полностью избавились от проблем с выжигателями. И надо видеть, как довольны дети, которые сейчас на них работают. И ещё один пример. Наша бывшая ученица иногда приходит к нам по старой памяти. Вспомнить детство, когда они ходили к нам всей семьёй – с матерью, братьями и большой лохматой собакой. Тогда ещё пускали в СЮТ с собаками. И однажды она пришла к нам с мужем. Муж по профессии слесарь-инструментальщик.
-Что я могу сделать для вас? – спросил он.
Спросил, а потом и сделал для нас пробойники на плоскогубцах. Это такой инструмент, который купить невозможно, можно только заказать. А мы не знали, кто бы за это взялся.

А ещё с одним нашим взрослым учеником мы ходим в лес за берестой. Уже многие годы. Это довольно тяжёлое дело, и к нему нельзя привлечь детей. Во время сбора бересты в лесу свирепствуют клещи. Да и физически это нелегко.  А «до вируса» мы иногда устраивали походы в лес со своими учениками – детьми и взрослыми.  Получается, что помощь, которую оказывают нам взрослые просто неоценима.

Иногда получается так, что выросшие дети приходят к нам в кабинет и вспоминают, как занимались, даже находят свои собственные недоделанные работы. Помню пришёл к нам один молодой человек и говорит:
-Я инженер, работаю в Екатеринбурге. А тут пришёл и увидел свой корабль, который не доделал в пятом классе. Вот бы прийти и доделать.
И совсем недавно произошёл один такой же случай. Мы встретили женщину, которая ходила к нам в детстве.
-Ой, а у меня дома есть туесок, который я сделала ещё тогда. Я обязательно приду к вам заниматься.
Будем ждать.

Теперь для занятий со взрослыми организовали специальную группу. Люди записываются в неё в октябре и занимаются до апреля. И хотя для них отвели отдельное время, часто и теперь дети и взрослые работают вместе. Потому что не всегда свободные часы у взрослых людей совпадают с этим отведённым временем. И мы все вместе работаем, пьём чай и отмечаем праздники. Кстати. Наши взрослые ученики успешно участвуют в выставках разного уровня. И в городе, и за его пределами.

Иногда эта связь поколений проявляется довольно причудливо. Ходил к нам один мальчик, который однажды украл у нас скальпель. Тогда инструментов было ещё мало, и каждая такая потеря очень огорчала нас. И вот, через много лет приходит его дочь и приносит нам целый пакет разных резцов:
-Вот, возьмите. Папа уже больше резьбой не занимается.

Можно упомянуть про Людмилу, женщину-инвалида с ДЦП. Она своими плохо действующими руками умудряется делать туески, которые потом продаёт в Екатеринбурге, зарабатывая себе на путешествия. Вот и сейчас Люда уехала со своим мужем в Калининград. Или целую семью – мужа, жену и двух дочерей. Они начинали заниматься у нас, а потом пошли своим путём, купили токарный станок и теперь работают на дому. Или одну женщину, которой уже более восьмидесяти лет. Её в нашу студию не пускают дети, чтобы она не перетрудила руку и не заразилась вирусом. Эта женщина занимается в основном резьбой по бересте, а при такой работе очень напрягаются пальцы правой руки, держащие резец.
-Ах, как скучно сидеть дома без работы, без бересты – говорила нам она.

Вот такое у нас небольшое и неформальное сообщество, объединённое древним народным промыслом и горячим желанием сделать что-то красивое собственными руками.