Бесплатное. Оборотная сторона

Галина Райхерт
   Даровое, дармовое, халява… Тяга к справедливости. –  «Не делай добра, не получишь зла». – Традиции благотворительности. – Милостыня, нищие и попрошайки. – Посредники: церковь и другие. – Труд и работа. – Неприглядная изнанка благотворительности.

                «В окружающем мире разброд и раздрай,
                Легче верить в геенну, чем чувствовать рай.
                Вместо Будды, Христа, просветления, Дао
                Покорила людей философия «Дай!»
               
                Павел Антипов (Лобатовкин)
               
                «…  – они – люди как люди. Любят деньги, но       
                ведь это всегда было…».
               
                М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

   Бесплатного, как известно, не бывает. Все вещи имеют свою стоимость и созданы трудом человека или природой. Прибавилось в одном месте – убавилось в другом.
   Словарь В. Даля – мудрая книга, она не только дает определение, но и раскрывает порой глубинный и неожиданный смысл Слова. В русском языке явно отражается ироничное, порой насмешливое, иной раз осуждающее отношение к даровому, дармовому, дареному…
   «Лучше дать, нежели взять». «Дорого не купи, а даром не бери». «Даровой рубль дешев, наживной дорог». «Даром брать хорошо, а отдавать худо» 
   Отсюда же и дармоедство – о тех, кто не трудится, а даром хлеб ест… И вечная тяга человека (и животных тоже!) к справедливости заставляет делиться едой и прочими нужными для жизни благами. В отличие от наших меньших (на самом деле – старших!) братьев, мы склонны злоупотреблять добротой и щедростью.  «Бесплатное» должно вызывать благодарность за помощь, но многим людям это теплое чувство не только чуждо, но почти непереносимо. Держитесь, благодетели!
   Еще один увесистый довод в пользу разумности благодеяний. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гласит:
   «Аще добро твориши, разумей, кому твориши, и будет благодать благам твоим. Добро сотвори благочестиву и обрящещи воздаяние аще не от него, то от вышнего. Даждь благочестиву и не заступай грешника, добро сотвори смиренному и не даждь нечестивому, возбрани хлебы твоя и не даждь ему» (Сираха, ХII, 1 – 5 ).
   Для пущего уяснения можно изложить современным языком и удивиться неизменности человеческой природы:
   «Глава 12
1. Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния.
2 .Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего.
3. Давай благочестивому, и не помогай грешнику.
4. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя».
   «Не делай добра, не получишь зла» – эту пословицу ваш автор впервые услышал в Сибири, в крае богатом и традиционно размашисто-щедром.
Сложно различать подлинное и ложное нищенство. Сам Христос испытывал людей, являясь в образе нищего! Иоанн Златоуст в IV веке н. э. учил, что бедных не надо «разузнавать», а подавать милостыню всем просящим. Иначе не спасти свою христианскую душу.
   Поэтому в ХIII – XIV веках нищих было видимо-невидимо. Лишь эпидемия чумы уменьшила их число, да и власти перешли к запретам. В Германии ввели особые разрешения на сбор подаяния, строго ограничили передвижение. Иногда подаяние собирали городские власти и потом раздавали – что-то вроде социальных пособий. Во Франции нищие жили свободно и даже общинами – кто читал В.Гюго, помнит описания «Двора чудес». Конечно, большинство этих профессионалов были попрошайками-жуликами.
   Позднее в протестантских странах всех нищих сгоняли в работные дома с жуткими условиями (описаны Ч.Диккенсом).
   В России Петр I учредил «смирительные дома» и крепко штрафовал подателей милостыни. Но после его смерти все вернулось на круги своя –лет на двести….
Лишь в XIX веке нищенство законодательно запретили, но законы почти не применялись.
   Итак, что ценится выше и угоднее Богу: труд, работа или добрые дела? Так по-разному и  сегодня относятся к нищим.
   Подать милостыню – легче, нежели делать добрые дела. Милостыня – ни что иное как милость Божья, подаваемая через церковь или руки. Подаяние – всего лишь то, что передают, дают, отсюда уничижительное «подачка». 
   А библейское поучение: «Пусть правая рука не знает, что делает левая»?
   В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; (…)»(6, 2 - 4).
   По крайней мере не стоит спешить, и пусть «милостыня согреется в руке»…
Все шло к тому, что между тем, кто давал безвозмездно, делился, и тем, кто получал помощь, появился ПОСРЕДНИК. Первым была церковь, костел, мечеть, синагога… Храм – независимо от конфессии. Они учредили сборы в пользу нуждающихся. Как многие благие начинания, и это обернулось немалым злом – вот и оборотная сторона. Можно сказать, что нищенство порождено именно церковью.
   Не все обстояло печально. Например, в 1198 году был основан католический монашеский орден, собиравший  подаяние для выкупа плененных мусульманами христиан. До 1635 года монахи путешествовали на осликах, другого имущества иметь не дозволялось, не ели ни мяса, ни рыбы, порой сами шли в рабство вместо пленных, но спасли более тридцати тысяч христиан. Среди них был и Сервантес (1580 г.)! Кто знает, может, и черты спасителей-монахов воплотил он в образе Дон-Кихота.
   Церковь, как и религия, поощряет милосердие и призывает к нему. Нищие – люди Божьи, народ избранный. Их предназначение верно выразила Л.Улицкая: каждый человек, увидев обездоленного, должен не роптать, а благодарить Бога за то, что имеет («Народ избранный»).
   Попрошайки, побирушки, нищие далеко не всегда бывали (и бывают) немощны. Изрядная часть их просто не хотела работать, предпочитала вольную жизнь. Попутно они крали, пьянствовали и всерьез угрожали общественому спокойствию и порядку.
   В России нищенство приобрело в ХIХ веке широкий размах. Не довольствуясь церковными милостями, они сами по себе, поодиночке или целыми артелями бродили по деревням, селам, городам, находя и ночлег, и пропитание. Некоторые умудрялись и капиталец сколотить… Отсюда, видимо, пословица: «Суму нищего не наполнишь».
   Мотивы расставания со своими деньгами всегда были разнообразными: от простого «надо помочь» до ответственного «Кто, если не я?» и подспудного желания искупить грехи.
   Самым развращающим был обычай подавать милостыню – «копеечку». В праздник разменяет купец три рубля, а то и рубль, и подает всем подряд по копейке, много две, «скольким раздам – столько людишек за меня и помолится!». На несколько копеек человек нуждающийся не поправит свои дела, на копейки можно только напиться. Что и делали.
   «И церкви не строй, а сиротство прикрой да нищету пристрой». – конечно, здесь говорится о подлинной помощи.

***
               
                И копеечка звякнет, да все не как рублик.
               
                Автор
   Странно, но у людей любовь к деньгам всегда оборачивалась стремлением получить хоть что-то без них. Возможно, это – оборотная сторона медали, то есть монеты.
   Российского человека может остеречь от бесплатного только сыр в мышеловке. Остеречь, но не остановить. Потому что часто питают надежду оказаться второй мышью…Или боятся не успеть.
   Похоже, это вовсе не удивительно в обществе, где каждый пятый живет в нищете, а половина – за чертой бедности, и только около 20% граждан может похвастаться достатком. Происходящее живо напоминает известную ситуацию на букву «П», Нет, это не то, о чем вы подумали, читатель, а всего лишь ПАУПЕРИЗМ – предельное обнищание народа. Хотя похоже.
   Наверно, справедливо, что средства перераспределяются и неимущие получают какие-то блага бесплатно? Но это снова история о рыбе и удочке…
   Оборотная сторона благотворительности – не только мошенничество, стремление получить БЕСПЛАТНОЕ, имея возможность самостоятельно заработать. Это и убежденное ИЖДИВЕНЧЕСТВО. К сожалению, оно проявляется у людей незаурядных, одаренных, но не различающих ТРУД и РАБОТУ.
   Вкратце надо сказать и об этом. Труд и работа – два слова и два понятия, язык не обманывает. РАБОТА – деятельность, которая приносит пользу и обеспечивает жизнь человека. В отличие от работы ТРУД далеко не всегда оплачивается и весьма неоднозначен. Догадайтесь, читатель, почему социализм так любит слово «труд»?
   Когда много говорят о труде, за него мало платят. Не случайно русский фольклор почти всегда говорит о РАБОТЕ. Есть и другие тонкости, но разговор не о них.
   Когда эти понятия смешиваются, возникаюм недоразумения, порой тягостные.  Творческий труд – не работа. Поэтому писатели, поэты, художники, скульпторы и прочие, не умеющие своим трудом заработать, становятся либо иждивенцами – что плохо, либо ремесленниками, работниками, в чем нет ничего предосудительного.
Напротив, гнусненько выглядят особы, считающие любую работу, помимо творческой, унижением для себя.
   Поэт Г. Иванов и его жена писательница И.Одоевцева временами получали деньги за издание произведений (по большей части – она), а в промежутках тоже были иждивенцами. Это не тот случай, когда у человека просто мало сил или он болен, но Иванов не работал ни дня.
   Георгий Иванов пишет Р.Гулю: «…пришлите же мне обратной почтой те самые 50 долларов, которые ведь «уже лежат». У нас ни гроша, одни долги. Это не помешает ведь Вам, как Вы меня опять обнадеживаете, «встретить многих друзей, позвонить, поймать, сказать несколько слов»... И дослать мне результат этих встреч и звонков, следующим чеком!..» (1957 г)
   Роман Гуль: «А то — пошли Вам только денег — Вы и замолкаете, словно наевшаяся зерен канарейка». 
Георгий Иванов: «Но насчет канарейки — ко мне не подходите: канарейка должна была все Ваши денежки отдать. Заимодавцам».
   Какая досада по поводу возвращения своих долгов!  В переписке разные поручения деятельному и занятому Р.Гулю и весьма резкие упреки…
   Марина Цветаева всю жизнь вставала в позу: «Ну я же не создана для работы, я просто не могу, я родилась неспособной», не гнушаясь при этом попрошайничать, обивая пороги и посылая письма всем, кого знала. Ей хорошо помогали М.Слоним и особенно  Саломея Андроникова, которая работала! Дружеская помощь только укрепила иждивенчество… Цветаева ответила черной неблагодарностью. В отличие от нее родная сестра Анастасия Цветаева, не менее талантливая, прожила более тяжелую жизнь, и писала, и работала, где и как могла. Может, поэтому ей дал Бог долгий век, почти равный календарному…
   Их современница Агата Кристи выросла в семье, где не надо было работать – просто жить. Но пришлось – и работала, обеспечивала себя и ребенка, обходилась без прислуги и не делала из этого трагедии.
Иосиф Бродский работал со школьных лет: истопником, матросом, рабочим, в ссылке таскал бревна и камни, хотя был слаб здоровьем. Зарабатывал и переводами. До попрошайничества не опускался.
Не может быть, чтобы жизненная позиция дармоеда не отражалась в творчестве. Кто захочет увидеть – найдет.
   Казалось бы, различие должен замечать именно ПОСРЕДНИК, не только церковь, но и повсеместно возникшие БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ  ОБЩЕСТВА. Посредничество предполагает исключительное бескорыстие. Бескорыстие – нежелание получать награду и возмещение за добрые дела. Но народ заметил: «У корысти всегда рожа бескорыстна».
   Давно нет среди посредников людей, подобных тем монахам, спасавшим пленных…
   Некоторые и сегодня помнят, что заповедано делать добрые ДЕЛА, а не отделываться «копеечкой», хотя бы и очень весомой. Они помогают, оказывая безвозмездные услуги. Иногда что-то делают своими руками, пекут пирожки, готовят соленья-варенья, продают, на вырученные деньги покупают нужное для своих подопечных. Видимо, это – самый верный путь благотворительности.
   Расходы на благотворительность должны быть еще более разумными, нежели другие траты.
   Современное нищенство – как в целом проблемы нищеты и благотворительности – ждет своего исследователя – такого как И.Прыжов, автор «Очерков по истории нищенства» (1862 г.).
   Как помогать, кому, чем, стоит ли помогать вообще – каждый решает сам. Но не мешает помнить слова прозорливого Иисуса, сына Сирахова.
  Здесь и далее пословицы приведены по В.Далю. Прим. автора

Март-июнь 2022 г. г.Гирне, Северный Кипр