Здравствуй и... до свидания, Бухара! 4

Голиб Саидов
Поздно вечером мы с братом возвратились в родную Бухару. Проснувшись же рано утром, я счёл необходимым, первым делом навестить свою родную тётю, которой уже 92 года. Это поколение можно назвать «последние из могикан», так как она осталась единственной героиней из моего сказочного волшебного детства.
Вроде бы, вот - ещё совсем недавно - каждые субботу и воскресенье мы гостили в доме наших бабушек и дедушек (с обеих сторон, ибо дома их были расположены совсем рядышком, в квартале «Мирзо Фаёз»), бегали босиком по раскалённым улочкам... прятались от сверстников во дворе местной мечети «Дўст чур;ози»... с риском для жизни, осторожно ступали по хрупким кирпичам и ветхой кровле на крыше медресе «Рахмонкули-хана».
А в доме бабушки, неспешно вели свои беседы мои мама, папа, дядя... словом, все те, кого уже нет теперь с нами. И только лишь память на всю оставшуюся жизнь накрепко впечатала неизгладимые картинки глубоко в нашей груди, в нашем сердце.


фото 2


Копаясь в домашнем фотоальбоме, я обнаружил вот этот снимок, подкрашенный анилиновыми красками, как тогда было модно. Этому фото более 72 лет! На ней зафиксирована моя тётя. На обратной стороне надпись, сделанная химическим карандашом (цитирую по оригиналу): «Мубаширахон Рахмонова. Фото снято в 1950 г. 23.V., в Бухаре. 18 лет, для память». Кстати, память у неё вполне ещё хорошая.
Красивица, правда? И это ещё одна история человеческой жизни. Меня она узнала не сразу, но зато потом - узнав - стала рассказывать такие подробности, о которых я и сам уже успел подзабыть...


фото 3


Ещё одним пунктом, обозначенном в моём блокноте, являлся визит к друзьям. Но, поскольку времени ходить по гостям у меня не было, то было принято решение, собраться и посидеть где-нибудь в центре старого города. Например, у Ляби-хауза. К сожалению (а может быть, к счастью?), назначенный день - 1 июня - оказался «международным днём защиты детей», и потому данное заведение было закрыто для посетителей, зато - открыто для большого детского праздника, со всевозможными выступлениями, танцами и викторинами.
Пришлось довольствоваться другим (кстати, не менее уютном) заведением - кафе «Чинор», расположенным в 300 метрах от первоначально запланированного места. Надо ли говорить, что встреча была теплой и весёлой. С каждым из них свои - особые - воспоминания: про каждого написана либо статья, либо байка, либо миниатюра. Это, пожалуй, мои самые близкие друзья и товарищи, с которыми я и по сей день поддерживаю самые активные отношения.
И вновь, как и в случае с родными сёстрами, тут также не обошлось без облома: приглашал их всех я, а расплатились за «банкет» - они. В общем, или я слабохарактерный и не умеющий отстаивать свои принципы, или же мои друзья оказались более принципиальными и настойчивыми.



https://youtu.be/Zrz_NxiQeYY


На встречу с друзьями я пришёл заранее, на целый час раньше назначенного времени. И это было сделано на случайно. Я специально выкроил немного времени с тем, чтобы совершить с вами небольшую прогулку по центру старого города. Заранее прошу снисхождения за наспех выложенный видеоролик, сделанный буквально на бегу, так сказать, экспромтом.
Экскурсию по Бухаре невозможно делать «галопом»: этот город достоин того, чтобы о нём было поведано не спеша, с экскурсом в историю, этнографию и фольклор, которые неразрывно связаны между собой, так как описание этого древнего города требует особого уважения в силу его почтенного возраста и здесь в одну короткую прогулку невозможно уложиться. Тем не менее, что успел отхватить, то и выкладываю...


фото 4


По завершению дружеского застолья, один из них предложил, довезти меня на своей машине до дому.
- Куда бы ты ещё хотел проехать? - спросил он меня, едва я уютно расположился в уютном авто. - На что желал бы взглянуть?
И я неожиданно вспомнил:
- Хотелось бы посмотреть наш дом... э-э, вернее, на то, что там теперь на этом месте. - поправился я.
И мы поехали в сторону улицы Хамзы, где я провёл всё своё детство и молодые годы, вплоть до своего отъезда в Ленинград в 1984 году. И, конечно же, ничего не узнал: на месте наших милых 2-х этажных домов появились 7-этажные  «монстры». Сердце почему-то сжалось и я даже пожалел... вспомнив, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Из всего прошлого остались лишь стадион и дворец пионеров.
На месте крытого рынка высился какой-то огромный торговый комплекс. Проезжая мимо него, мой друг внезапно прищурился лукаво, заинтриговав:
- А хочешь, я тебя «познакомлю» ещё с одним товарищем?
Мы припарковали машину и поднялись по ступенькам к вино-водочному магазину. И едва я перешагнул порог, как мой взгляд уставился на очень знакомого человека, который щурился в экран своего мобильника.
- Рустам! - вскрикнул я, и мы упали в объятия друг друга.
- Сколько лет, сколько зим! - ответствовал друг, хлопая меня по плечу.
В мгновение ока, не сговариваясь, мы перенеслись на 40 лет назад, когда оба работали барменами: я - в медресе Абдулазиз-хана, а он - в баре храма огнепоклонников «Магоки аттори». Как обменивались своими профессиональными секретами и лимонадной эссенцией (для приготовления сока). С Рустамом мы были в чём-то схожи: ни он, ни я не были склонны накопительству... нас окружали друзья и подруги, а потому мы часто и много путешествовали. Благо, в деньгах нужды мы не испытывали.
Ежели кому интересно, сбрасываю ещё одну интересную ссылку:  «Это было недавно, это было давно...» - http://proza.ru/2015/03/22/12      


- На сколько дней ты приехал в Бухару? - поинтересовался Рустам. - Ты обязательно должен побывать в моём доме!
- Прости, дорогой, но во времени я крайне ограничен. - взмолился я, понимая, что отказом могу обидеть товарища.  - Тем более, что у меня расписаны не только дни, но и часы. Вот, к примеру, завтра с утра я собираюсь посетить центр плова «Шергирон», где должен сделать репортаж...
- Ха! Так ведь, это как раз напротив моего дома! - ошарашил меня Рустам. И не дав мне опомниться, уточнил - Во сколько тебе туда надо?
- Рано, часов эдак в 7 утра.
- Замечательно: я за тобой заеду и заберу! - тоном не терпящего возражения заверил приятель и мы ещё раз крепко обнялись.


фото 5


Не успел я войти в дом брата, где собственно и остановился, как Шухрат набросился на меня:
- Где тебя носит? Обед уже давно остыл, а я как дурак, сижу трезвый и тебя дожидаюсь.
- Но я честное слово, «сыто-пьяно»... - предпринял было я робкую попытку, защититься, но, как вы вероятно уже догадались, все мои потуги оказались совершенно напрасны.
- Ничего знать не хочу! - отрезал брат - Давай - наливай, а то уйду! И вообще: ты к кому приехал в гости? К нам - родным, или репортажи какие-то строчить?
Вообще, следует отметить, что брат и его семья добросовестно обихаживали меня все эти дни. Бедный Феруз (мой племянник, сын Шухрата) всего на 5 дней приехал с вахты домой и все эти дни возился с нами: встретил в 3 часа ночи в аэропорту, отвёз нас с братом в 5 утра на вокзал (в Ташкент), на обратном пути из столицы, встретил нас в Кагане (13 км от Бухары) в 23-30 с тем, чтобы доставить нас домой, а потом, целыми днями возил нас на своей машине по всему городу. После чего, оставив машину отцу, вновь уехал на вахту.


фото 6


А мы - два пенсионера - только и делали, что ели и пили. Правда, брат не часто мог составить мне компанию, так как большей частью находился за рулём. В такие моменты, я его своеобразно «успокаивал»:
- Не переживай: я твою долю не брошу - выпью «и за себя, и за того парня...»
А Дилором и невестка каждый день что-то стряпали на кухне новое, лишь бы угодить гостю: то кабобчик, то манты, то блинчики, то каймак по утрам, то барашек, то жареная рыба...
«Боже мой! - всякий раз думаю я - мне бы только дождаться того дня, когда и они наконец-таки соберутся к нам в гости в Санкт-Петербург». Так конечно встретить, у нас вряд-ли получится, но я обязательно постараюсь приложить все усилия для того, чтобы и их отпуск в северной столице превратить в праздник.
Только хватило бы здоровья...