Нырнуть не мудрено, кем вынырнуть?

Валерий Василевский
               
        Не зря в народе говорят: «Не зная броду, не суйся в воду!» и ещё «Твоя жизнь – в твоих руках!». В мудрости этих слов убеждаешься, когда разговариваешь с людьми, пережившими результаты неудачного ныряния, но больше – испытав на себе.
Я рос на берегах рек Сысолы (г. Сыктывкар Коми АССР), потом Березины (г. Бобруйск Беларусь). Купаться стал в раннем возрасте. Неоднократно тонул (3 раза), но спасали. Ныряние стало основой купания. Нырял везде, где была вода. Иногда до дна дотрагивался ладонями и лицом, постепенно приближая несчастье. Именно словами: «Последний нырец – купанию конец» каждый раз заканчивалось моё купание, как, наверно, всех мальчишек.
       Шли годы, но ныряние так и осталось в моей жизни. В тот июньский день 11 июня 1981 года на речке Доколька (в деревне Клетное Глусский район) нырнул и ударился головой о дно. Можно было тогда обойтись и без ныряния, только привычка своё сделала. Повезло – опять вытащили, но получил тяжёлую травму в шейном и грудном отделах позвоночника. Потребовалось всего мгновение и моя жизнь словно переломилась надвое. Я оказался в совсем иной жизни, которая, оказывается, существовала совсем рядом, и лишь тонкая, прозрачная, невидимая плёнка отделяла одну жизнь от другой. Было мне 32 года.
В этом году пляжные зоны уже готовы принять любителей искупнуться и позагорать. От необычной жары люди вереницами идут и едут к речкам и другим водоёмам, чтобы насладиться лучами солнца и окунуться в водной прохладе. Некоторые, дабы не перегреться, дополнительно охлаждаются напитками, в том числе алкогольными, и дают волю эмоциям. Выпивка к купанию традиционно прилагается как ещё одна «форма досуга». А ведь в большинстве случаев, перед тем как последний раз окунуться или нырнуть, утонувшие или пострадавшие хорошенько «принимали на грудь» (речь не идёт о детях).
Основная опасность для ныряльщика – получить головой удар о дно или случайный предмет, который может оказаться в том месте. Чаще всего при этом травмируется шейный отдел позвоночника, что ведёт к повреждению спинного мозга и полному параличу туловища. Самому пострадавшему выбраться на берег нет никакой возможности. Но если случилось чудо и его спасли, необходимо сразу, положив пострадавшего на любой жёсткий щит, транспортировать в лежачем положении в больницу, чтобы не усугубить и без того его тяжёлое положение.
Среди ныряльщиков большой процент летальных исходов: если не случилось этого в воде, то при разрыве спинного мозга такое происходит уже в больничной палате. Ведь операции по его сшиванию нигде в мире не проводятся – из–за чего большой процент инвалидности. Количество ныряльщиков, которые ежегодно пополняют список инвалидов, остаётся за гранями статистики. При этом нельзя забывать, что инвалидность – это трагедия не одного человека, а всей его семьи.
Теперь, спустя 42 года после того рокового дня, я понимаю, к чему приводит самонадеянность ныряльщика – сделать последний нырец. Для меня, как результат, была инвалидная коляска и всё то, что с этим связано. Но последние 18 лет я не был за порогом квартиры. Вот и получается, что нырнуть не мудрено, только бы не вынырнуть так, как это случилось со мной.