Мания Величия. Эссе

Неля Ядыкина
   Гордость — поведенческое свойство человеческого характера, часто упоминается и в литературе, и в психологии, и в обычном социуме. У гармонично развитой личности — это чувство собственного достоинства, самоуважение, которое не наносит морального ущерба ни его обладателю, ни окружающим. В таком случае гордость проявляется как восхищение и своими, и чужими успехами.
   Но жизнь доказала насколько тонкая грань между гордостью и гордыней, которая отмечена в религии как один из вселенских грехов. Гордыня — это уже непомерная гордость, высокомерие. Она проявляется в пренебрежении к другим людям, неумении прощать и просить прощения, и как следствие — ведет к одиночеству.
   Манией величия в медицине называют психическое заболевание. Но с моей точки зрения существует и другая мания Величия, гипертрофированная гордыня, у которой духовно- нравственные корни, и ее показатели - это как раз осознанно завышенная оценка собственной важности, значимости, известности или власти, непоколебимая уверенность в своей правоте и уникальном превосходстве, по принципу: «Я -  самый, самый, самый».

   Мне пришлось столкнуться с таким проявлением мании Величия, когда я училась в начальной школе. Первая учительница, очень красивая, статная женщина с горделивой осанкой, оказалась жестоким, властолюбивым человеком. Весь учебный год в первом классе, требуя соблюдения дисциплины, а на самом деле - полного повиновения, она била детей указкой или линейкой по голове за малейший посторонний звук или шевеление, или ставила в угол на весь урок. Вот мы и старались сидеть без лишних движений, как  солдаты в строю по стойке «смирно». Учительница не раз сокрушалась, что нельзя, как в старые времена, ставить детей на колени на рассыпанный горох. Тишина, после звонка на урок, должна была наступить сию секунду, а если этот процесс немного запаздывал, то к нам применялась самая страшная экзекуция: весь класс стоял по 15 — 20 минут с вытянутыми вперед руками, на которых лежали портфели, наполненные учебными принадлежностями. Это было очень тяжело и больно спине. Наша мучительница ходила между рядами с нескрываемой самодовольной ухмылкой. А если кто-то пытался опустить ноющие руки, то получал подзатыльник. 
   Мы тогда, в силу малолетнего возраста, восприняли происходящее как должное воспитание в школе, но, как потом выяснилось, такое практиковалось только в нашем классе.
   На следующий год мы учились во вторую смену и почти каждый день учительница оставляла всех после уроков на час, а то и на два, якобы для укрепления знаний. Родители приходили нас встречать, возмущались, но и с ними, взрослыми людьми, она разговаривала в высокомерной форме. В конце концов поступила коллективная жалоба директору школы. Удивительно, что все так долго терпели. Родители, вероятно, не могли поверить, что педагог, имеющий звание заслуженного учителя РСФСР и награды за доблестный труд на пиджаке костюма, может оказаться просто самодуром. Террор прекратился, но стала проявляться другая сторона властолюбия. Учительница поощряла доносчиков и обожала подхалимов, которые получали вознаграждение в виде особого расположения. Критерием высоких оценок были не знания, а раболепство, вызванное страхом. Наша учительница будто вытаскивала наружу все затаенные отрицательные человеческие качества, взращивая моральных уродов. Будучи в возрасте восьми лет, я, наблюдая за происходящим, уже понимала, что так быть не должно, и вместо страха во мне росло чувство протеста.
   Я очень хорошо знаю песню «Учительница первая моя», которая вызывает глубокое волнение и душевный трепет, до слез, но по отношению к моей первой учительнице такие теплые чувства отсутствовали. В нашем классе, естественно под присмотром, учился и ее сын, который унаследовал только внешнюю красоту матери, рос послушным и с виду казался подавленным, но в нем проявлялась и доброта, и сила духа. После окончания школы и техникума, он служил в армии в другом городе, где и встретил свою любовь. Когда сын сообщил матери о своем решении жениться, та поставила ему ультиматум: или он будет жить с ней, или перестанет для нее существовать. Сын жалел мать, которая растила его без чьей- либо помощи (просить кого-то было ниже ее высокомерного достоинства), но принял решение строить свою семью в других человеческих условиях. А что сделала она? Мать, как обещала, вычеркнула сына из своей жизни, как и его отца когда-то. И эта женщина осталась совсем одна, как говориться «в гордом одиночестве». Вот это и есть следствие человеческой гордыни.
   Некоторые читатели могут возразить, считая строгостью поведение этой учительницы, но у меня есть другой, значимый пример истинного педагога из моей школы. Женщина, с некрасивыми чертами лица, но также с гордой осанкой, только наполненная обаянием, самоуважением, а не высокомерием, и также наградой заслуженного учителя на пиджаке костюма, вот она действительно была строгая. Инна Владимировна стала преподавать историю с пятого класса и рассказывала настолько интересно, что мы просто заслушивались. Манера говорить и тембр голоса удивительным образом обволакивали. На уроках стояла исключительная тишина. Учительница никогда не повышала голос. Замечания делала спокойно, но подбирала такие слова, что нашкодивший ученик терял всякий интерес к дальнейшим попыткам выделиться или сорвать урок. Никаких любимчиков и доносчиков, и никакого применения насилия, а чтобы получить высокую оценку, нужно было просто хорошо изучать предмет. Вот какими разными оказались методы у этих педагогов  для достижения целей обучения и дисциплины в классе! О своей первой учительнице я поведала только для примера проявления мании Величия, а вот Инну Владимировну всегда вспоминаю с любовью и глубоким уважением, и рассказываю о ней при любом удобном случае, особенно когда разговор заходит об учителях. Благодаря ей, наука История меня захватила на всю жизнь. Получив на руки учебник за шестой класс, я увлеченно перечитала его за лето от корки до корки. Вот она, великая сила настоящего учителя от Бога.
И к разговору об учителях, мне захотелось упомянуть о завуче, Клавдии Федоровне, женщине с прекрасной душой и не менее прекрасном педагоге. Через много лет я встретилась с ней в магазине. Меня по имени окликнула уже совсем старенькая женщина с доброй улыбкой, такой знакомой с детства.  Меня поразил тот факт, что она помнила поименно всех учеников моего класса и с такой неподдельной любовью расспрашивала о каждом, хотя только иногда заменяла нашу преподавательницу русского языка и литературы, причем ее уроки были столь же захватывающие, как и уроки истории.
   Став старше, я поняла, что события, произошедшие в начальной школе,  преподнесли хороший нравственный урок, а последующие встречи с замечательными педагогами только укрепили во мне чувство собственного достоинства и самоуважения, то есть гордость в ее лучших проявлениях. Не зря ведь говорится, что не познав зла, невозможно оценить добро.

   Второе потрясающее наблюдение на тему мании Величия произошло гораздо позже, когда возникло желание принять крещение. В тот день я и еще пять человек разного возраста, в том числе и младенец, оказались в специальной крестильной комнате храма. Молодой священник приступил к проведению обряда. Я обратила внимание, насколько его манера себя держать, высокомерно и дистанционно, была похожа на поведение моей первой учительницы. Это сравнение просто зафиксировалось, а потом мысли сосредоточились на обряде. Когда нам раздали свечи, то я вспомнила слова подруги: «Если огонь свечи горит ровно, то у тебя душа чистая, а если начнет потрескивать и коптить, то значит есть проблемы душевные и телесные». Все мое внимание переключилось на этот огонь. Он горел ровно и мое состояние было умиротворенным. Вдруг произошло то, что шокировало меня. Священник изменил тон голоса, вытянул руку вперед, направил указательный палец на молодую девушку, стоявшую рядом со мной и резко произнес : «Выйдите вон отсюда! Вы мне мешаете!». Я удивленно повернула голову в сторону болезненного вида соседки, которая похоже могла потерять сознание, а за ее спиной стояла женщина, которая  поддерживала больную. Оказалось, что тирада священника относилась именно к этой женщине. Она начала объяснять причину своего нахождения рядом с девушкой и сказала, что это не возбраняется правилами крещения. Но священнослужитель пришел в ярость и заявил, что если эта женщина не покинет помещение, то он прекратит дальнейшее проведение обряда и стал стаскивать нарукавники. В этот момент пламя на всех свечах, которые горели в этой маленькой комнате, заметалось так сильно, как-будто задул ветер. Я, пораженная происходящим, застыла, умом понимая, что в храме такое поведение не приемлемо и такого быть не должно! Подсознание выдало четкий ответ, что именно мощный выплеск отрицательной энергии гневающегося человека, да еще при исполнении своих служебных обязанностей, вызвал такую реакцию божественного огня. Женщина, которую священник хотел изгнать, двинулась к выходу, спокойно произнеся следующие слова: «Я не буду с вами спорить. Кто-то должен быть умнее.» Когда она скрылась за дверью, то в мертвой тишине священник походил по комнате, видимо успокаиваясь, надел нарукавники, принял надлежащий вид, и только тогда пламя перестало метаться, а он, как говориться «слава Богу», закончил обряд. 
   Когда мы вышли на свежий воздух, то к нам подошла изгнанная женщина и рассказала, что встретила настоятеля храма, батюшку, у которого неоднократно исповедовалась и сообщила ему о недостойном поведении служителя церкви...
И это было не просто проявление гордыни, а именно мания Величия, разрушающая саму личность, которая перешагнула ту самую тонкую грань.

   Я привела два примера из своей жизни. И надо было такому случиться, что гордыня одолела людей, которые в силу своей профессии, как верно написал в 1877 году А. Некрасов в своем стихотворном обращении, призваны «сеять разумное, доброе, вечное». Вот такой нонсенс!
   В настоящее время, вместе с научно-техническим прогрессом, который развивается с неимоверной скоростью, процветает и мания Величия на всех жизненных уровнях: среди чиновников от мала до велика, которые считают себя «пупом Земли» на своем, иногда совсем незначительном месте; среди высокопоставленных политиков, которые «слуги народа», а ведут себя так, будто они владыки мира; среди немногочисленного пласта человеческого общества, у которого завышенные материальные богатства, но в основном очень бедная душа.
   Мания Величия существовала всегда, во все века и сколько вреда приносит эта «болезнь», справиться с которой медицина точно бессильна, но которую все таки нужно лечить непосредственно на духовном уровне, только результативную «вакцину» человечество еще не придумало. Однако каждый индивид имеет возможность сделать достойный выбор жизненного пути, возможность научиться отличать гордость от гордыни, и развивать в себе первое, чтобы душа была светлой, и, когда наступит «момент истины» на смертном одре, не было бы «мучительно больно за бесцельно прожитые годы...».

12.06.2022г