Глава 8. Когда закончилась зима

Тамара Злобина
   

В одно обычное время Иван как всегда вышел утром на работу и едва ступил на площадку перед подъездом был удивлён произошедшими за ночь изменениями: ещё вечером всё вокруг — и земля и деревья и здания были белыми от накрывшего их снега сейчас же было всё черно — и земля и деревья и дома. Иван невольно поднял голову вверх. Ему в глаза полыхнул кусок совершенно чистого голубого неба над Эйфелевой башней. Непонятное ощущение радости словно молнией пронзило его от головы до самых пят. Вскинув руки вверх Иван что есть силы закричал: - Ура!
В памяти всплыли хорошо знакомые строки: - Кричали женщины -Ура!  И в воздух чепчики бросали.
Иван сорвал с головы шапку и подбрасывая её вверх снова и снова кричал: -Ура! Ура! Ура!
Неожиданно на первом этаже открылось окно и сердитый мужской голос прервал его:
-Придурок, чего орёшь?! Весь дом уже на ноги поднял.
Иван в ответ захохотал понимая что со стороны он действительно сейчас кажется неадекватным. Ответил через смех и совсем не зло:
-Сам ты придурок. Выйди посмотри, что происходит и я посмотрю, каким придурком будешь ты сам.
Мужчина ждать себя не заставил — был рядом с Иваном всего через пару минут. Иван никак не мог унять смех показывая рукой в сторону башни знаменитого Эйфеля. Мужчина повернул голову направо и стал кричать даже громче Ивана:
-Люди выходите! Произошло чудо!
И из квартир высыпались все, кто в состоянии был ходить. Люди радовались, обнимались поздравляли друг друга, говорили, что теперь всё будет хорошо, ведь начало положено и очищение атмосферы началось именно  с их города — они были просто уверены в этом, ведь никаких иных сведений не поступало ни по телевидению, ни по радио — они даже подумать были не способны, что это началось вовсе не с них, а с ненавистной им России.
С этого дня клочок свободного неба расширялся всё больше и больше и все службы связи твердили только об одном — именно их страна угодна Господу, и именно её небо начало очищаться самым первым. Теперь уже у людей была надежда на то, что ещё пара-тройка месяцев, и всё будет, как прежде. И им было уже не важно сколько на самом деле будет проходить очищение атмосферы от гари и пепла ведь уже в южной Франции земледельцы начали посевную страду а это значило что к осени у них всех будет достаточно еды — и хлеба и овощей и фруктов вкус которых они уже стали забывать.
После того как небо очистилось совершенно во все концы полетели самолёты и связь заработала как надо страны начали подводить итоги природной катастрофы. И как говорится: посчитали — прослезились6 с карты  Земли полностью исчезли: Великобритания и Япония. Вместо США половины Канады и третьей части Мексики появилась ещё одна впадина которую назвали Американской и которая была лишь на пару десятков метров меньше Марианской впадины. Американские жители остались только на  полуострове Аляске на котором сейчас проживает только 731545 человек. При подсчёте оказалось что мир потерял около 30% своего населения. Причём меньше всего потерь было у России — около 19%, Китай потерял — 20% Франция, Германия и ряд других, близлежащих стран потерял около 30%. Италия, Испания Греция потеряли около  24%.Страны Востока лишились от 20 до 24%. Правители европейский стран которые травили Россию и русских  и до катастрофы злились  и удивляясь  не желая принимать на веру то что там погибло так мало народа. Одна часть прессы объясняла это  тем, что перед катастрофой в неё переехало много русских из бывших Советских республик, а другая часто утверждала, что русские просто врут, занижая потери. Правда, как и раньше, ни тех ни других не интересовала. Хотя это может было и к лучшему — если бы им стала известна правда то они уж точно привели планы Штатов по уничтожению России, как страны, и русских, как народа, в действие.
Если признать честно то и до катастрофы обстановка была не лучше: Штаты и тогда делали всё чтобы жизнь в России становилась всё труднее и хуже и неизвестно чем бы это закончилось. Да нет известно: полным уничтожением нашей страны — недаром же Белый дом gроинял решение забросать Россию атомными бомбами, и только благодаря кооординальному решению молодых учёных страны и неожиданной поддержки их со стороны руководства страны, которому хватило не только ума, но и смелости, инициатива Белого дома была перехвачена, и вместо уничтожения России, была уничтожена Северная Америка. Миру пришлось пройти через сирашные испытания но определённая часть его так и не сделала для себя необходимые выводы: когфронтация никогда не несла в мир ничего хорошего и именно она чаще всего ставила мир на грань разрушения. Вот и сейчас вместо того чтобы сделать правильные выводы и начать строить с другими странами добрососедские дружеские отношения европейские страны снова везде где не появляются идут на конфликт


Русофобия снова начала зашкаливать, как перед природной катастрофой.
Мария Фёдоровна с удивлением интересовалась, глядя на то как беснуются некоторые господа:
-Им что заняться больше нечем что ли? Видно даётся всё легко — не то что нам обычным людямl которые должны думать не только, как прожить, но и как выжить когда нет даже самого необходимого. Начали бы наконец работать в поте лица, как остальной народ — глядишь и языком молоть было некогда. А  то  почти из  каждого электронного инструмента с пеной у рта кричат:
-Почему это, интересно, в такой отсталой, отвратительной России неестественно мало погибших а в посвящённых и образованных так непомерно много?!
Эти несправедливости рвали души так называемых просвящённых европейцев и  требовали немедленного отмщения.
В ответ на оголтелую русофобию на Востоке появилось своё открытое мнение и первым из них был Израиль:
     -То что произошло в мире — это не просто так, не само по себе — это Господняя кара, как в библейских городах Содоме и Гоморре за грехи их жителей. Вот и сейчас были уничтожены страны являющиеся всемирным злом: США Британия Япония а другим — таким как Канада, Германия, Польша, Румыния, про освещённой передовой Европе потери до 30% в таких странах как Германия страны Прибалтики Польша Румыния Западная Украина. Снова начали твердить о какой-то глобальной несправедливости которую следует устранить как можно быстрее — иначе прогрессивные страны чувствуют себя не в своей тарелке.
Даже Ален Мартен однажды не выдержал и сказал с усмешкой:
-Если тарелка не устраивает — полезайте в котёл!
Жозефина как в бой кинулась к мужу:
-Дорогой, думай что говоришь — я бы не хотела чтобы ты попал в полицию или ещё куда похуже -завистников и у нас с тобой хватает, кто с удовольствием донесёт на тебя туда, куда призывают доносить обо всех несогласных…
В полне понятно что странамПрПрибалтики, Западной Украине было дано последнее предупреждение: если не прекратится злоба и ненависть то и они будут так же уничтожены.
Ох, какой вой поднялся после этого — вся Европа просто стояла, что называется на ушах. Кричали, что никакой Израиль не имеет право вещать от имени Господа — это не просто несправедливо — это подло!
И Снова пришло С Востока:
Вы так ничего и не поняли господа европейцы. Вам же было показано всё недвусмысленно так сделайте выводы и попытайтесь изменить и себя и свою жизнь. А это оказалось самым трудным ведь нужно было начинать с самого себя но они привыкли уже к тому что емли хочешь что-то или кого=тоисправить нужнно это просто сломать или совсем уничтожить. Но ломать себя а теи более уничтожать никто не хотел и поэтому изменения оказались под большим вопросом можеьбыть даже не возможно Но предупреждения Израиля были твёрдыми и бескомпромисными и прозвучали, как угроза, и Европа застыла в тягостном ожидании. И сильные мира сего потянулись прочь от, как они теперь считали, обречённой Европы — в страны Латинской Америки, страны Востока — кто-то даже в ненавистную Россию устремился, вспоминая слова болгарской провидицы бабы Ванги о том, что самым безопасным и благословенным местом станет Россия.
И те о ком шла речь не сговариваясь начали покидать свои тёплые насиженные места чтобы спасти и свои жизни и жизни своих семей. Куда направлялись в первую очередь? Конечно же в Россию потому что верили бабе Ванге да и анализ кое-какой делали: чтобы с этими русскими не делали — они словно птица Феникс из пепла восстают и восстанавливаются снова и снова. Может и правда и к ним, и к их стране Господь благоволит?
Обычные европейцы приготовились к неизбежному  и это были самые тёмные тяжёлые времена полные безысходности — хуже даже чем вулканическая зима. Время шло, но ничего не происходило.
Люди с облегчением вздохнули — обстановка в странах Европы стала заметно спокойнее и чище — людям показалось, что даже дышать стало гораздо легче. Неужели и вправду люди начали меняться или так подействовали на европейский климат то что из стран убрались те кто всегда мутил воду и нагнетал обстановку?
- Просто теперь зло разошлось по всей земле — прокомментировала это явление Мария Фёдоровна. - и теперь Господу придётся труднее: нужно будет каждого носителя этого зла и ненависти отыскивать среди нормальных людей и истреблять, как заразу, как неизлечимую болезнь.
И окружающие  решили, что эта версия вполне имеет место быть. Не знаю ,что решили другие, но люди просто старались не думать об этом, продолжая жить и работать на благо своих семей — это самое лучшее, что они могли делать не понимая почему нельзя было вот просто так — жить и не думать о том, как и кого нужно уничтожить, словно от этого самим становится жить легче.
Мария Фёдоровна не понимала: почему люди не видят очевидного7 Чем выше в мире противостояние и конфликты тем хуже и труднее живётся людям. Мир — это большая семья и он живёт по тем же законам Недаром в русском языке есть пословица: где лад там и клад. ОНА Чем больше напряжённости противостояния и конфликтов = тем хуже живёт семья тем хуже живёт мир- конфликты воины противостояния ненависть и злоба просто  перечёркивают будущее и семьи и мира в целом.
Женщина понимала что такое положение вещей нужно менять — это было даже для неё очевидно. Но как это делать не знала. Нужно менять философию общества . Но как это делать когда это общество закостенело в своей правоте в своей уверенности правоты и безнаказанности. 
= Их  не поменять! - решилаМария Фёдоровна. - Нужно начинать с детей, а уже через них начнут меняться и родители. Но что может маленькая русская женщина — не дипломат, ни политолог или представитель правительства — всего лишь учитель музыки. И она пошла устраиваться в самую крупную школу Парижа через которую прошли многие выдающиеся люди города.
Марию Фёдоровну приняли на работу без проблем -фамилия Фортье в Париже была небезизвестна,
+Это хорошо! - думала женщина. - Но что делать дальше? Ведь опыта педагогической работы с такими детьми у неё не было, и она решила что будет общаться с учениками так же как бы общалась со своими собственными детьми, С чего начать? Естественно с самых истоков — народной музыки народных песен. Пришлось вспоминать всё то что ей было известно по этой теме искать нужную литературу и не только тексты но и ноты. Начинала с самого простого: рассказывала всё о самой песне: когда она возникла, что это было за время, что послужило к её возникновению Старалась донести до детей даже чувства людей напевающих ту или другую мелодию конечно ориентируясь на свои чувства. Всё время задавала себе вопрос:
Понимают ли они меня? Чувствуют хоть что-то из того о чём она им говорит?
Понять это было непросто — французские дети имели совсем иное воспитание иное отношение ко всему — не все из них даже понимали, что хочет от них эта маленькая, хрупкая женщина — поначалу их мало трогали те мысли и чувства, которые испытывали их давние и не совсем давние предки. Не понимали — зачем им это надо? Подумаешь какая-то музычка какие-то песенки, которые пели их прабабушки и бабушки! Это же не математика, не родной язык, и только каким-то боком касается литературы и истории, о которых говорила учительница музыки. Но прошло время и ученики постепенно втянулись и стали что-то понимать и реагировать. К историям и рассказам присоединились и вокал — дело пошло веселее. У отдельных учеников был не только хороший музыкальный слух, но и прекрасные  вокальные данные. Таких Мария Фёдоровна сразу брала на заметку и старалась дать им больше знаний, больше внимания, больше своего отношения = остальные дети желая для себя такого же отношения и внимания старались подтянуться к любимчикам, компенсируя недостаток вокальных данных своими духовными и душевными качествами и это очень продвинуло процесс преподавания.
Поначалу учитель не раскрывала почему она начала выделять детей с хорошими вокальными данными — она мечтала создать школьный хор но тут нужно было согласовать с руководством школы и без того некоторые педагоги косо посматривали на неё обвиняя в том что она в -наглую =тянет учебный процесс на себя. То один то другой педагог ныряли в кабинет директора школы и предъявляли свои обвинения и претензии по поводу новой учительницы, которая ведёт себя мягко говоря не спортивно. И Директор  решил побывать на уроке Марии Фёдоровны — проверить все слухи и сплетни самолично. И на первом же уроке был не просто удивлён = ошарашен: у педагога не имеющего спец образования были совсем иные не стандартные методы ведения урока, которые не навевали скуку  и однообразие, как у многих маститых педагогов а вызывали интерес и горячий отклик со стороны учеников. Его самого неожиданно увлекли простые доходчивые рассказы о произведениях которые давала педагог начиная от народной музыки и народных песен до более сложных классических произведений французских выдающихся композиторов.
И он пошёл на второй, третий уроки учителя музыки, понимая всю лживость наветов завистливых педагогов. Самого неожиданно увлекли простые доходчивые рассказы о каждом произведении начиная от народной музыки и песен и заканчивая классическими произведениями французских композиторов. И в следующий раз когда к нему пришёл с жалобами преподаватель истории, обвиняя Марию Фёдоровну в том, что она дискредитирует преподавателя и преподавание истории, директор неожиданно поинтересовался:
=А вы сами хоть однажды были на её уроке?
-Нет! - ответил педагог
-Так вот сходите сначала на урок — потом приходите с претензиями! - констатировал директор.
И тому пришлось идти на урок Марии Фёдоровны. После   урока он не знал куда глаза прятать  - такой урок получил он от той которую оговорили свои же коллеги-педагоги.
Простите Мария Фёдоровна я повёл себя глупо доверяясь не своим глазам а чужому слову По
Ск тех пор каждому  сказанному  в сторону учителя  музыки негативному слову советовал  побывать для начала на уроках Марии Фёдоровны а потом рассуждать на тему  что можно а чего нельзя делать педагогу который в школе без году неделя.
Простите Мария Фёдоровна я повёл себя глупо доверяясь не своим глазам а чужому  мнению.После этого слыша обвинение в сторону учителя музыки он советовал ля начала побывать на её уроке а уж потом судить-рядить.
Итог этих посещений был неоднозначным: кто понял свою ошибку и изменил отношение к Марие Фёдоровне, а кто напротив стал злиться ещё больше, ибо очень проигрывал на фоне самобытной учительницы.
Никто даже предположить не мог что такой как они решили примитивный предмет может быть таким интересным и увлекательным ведь казалось бы даже особой почвы для каких бы то нибыло рассуждений нет и быть не может. Ан нет — оказывается даже такой предмет можно подать так что слушаешь и слушать хочется.
Даже хорошо известные всем народные песни: Берег любимый Пастушки Тётушка Мишель Мальбрук в поход собрался У светлого ручья имеют такую историю и такие глубокие и сильные корни что это становится для многих не просто открытием — знакомством с неизвестной планетой. А как пели дети! Даже те которых они считали безнадёжными. А ещё эти слово учительницы:
-Кждый ребёнок по своему талантлив — только талант этот нужно открыть и развивать — и от этого счастливым будет не только ребёнок но и педагог.
Эти слова поразили обегруппы — и те которые были за и те которые были и остались против.
Мария Фёдоровна ощутила на себе изменения — у неё даже приятельницы появились среди колег — преподавательница литературы французской и французского языка да и мужчины педагоги — историк и математик стали посматривать на неё с явным уважением.
Через несколько дней после бума посещений её уроков Мария Фёдоровна записалась на приём к директору и начала разговор о школьном хоре нарисовав перед ним план проведения праздничных концертов с привлечением не только вокальных данных учеников но и других из талантов — чтение стихов танцевальных номеров исполнением сценок из произведений школьной программы по литературе и даже истории.
-Если мы создадим хор сейчас — сказала она — то вполне успеем приготовить концерт на Новогодние праздники.
- что — это может быть интересно! - предположил директор. - Буквально сегодня вечером я переговорю на эту тему с хозяином — думаю он даст согласие на создание хора. Я уверен вы уже выбрали себе тех кто будет участвовать в этом хоре — иначе бы вы не стали заводить разговор. Я прав?
- Несомненно так — согласилась Мария Фёдоровна. - Только пока ученики не знают об этом — я решила когда будет согласие тогда и проинформировать их чтобы не смущать заранее.
-Я перезвоню вам завтра же! - заверил директор  - И вы сможете приступить к репетициям концерта.
-Хорошо — согласилась педагог. — Буду вам признательна!.
На следующий день у учительницы музыки было уже разрешение и она начала собирать хор в актовом заде с высокими сводами где была очень неплохая акустика. Провела прослушивание каждого из претендентов расставила всех по своим местам и начала собирать голоса в еиный хор — на это ушло достаточно времени пока наконец стало получаться так как она хотела — как мечтала. Дело ло не так быстро и не так просто как хотелось и учителю и детям — не все выдерживали — некоторые после изнурительного труда просто на следующую репетицию не приходили и когда Мария Фёдоровна Спрашивала: - Почему? Отвечали с вызовом: - Скучно!  Или% -Надоело!
Ария Фёдоровна винила себя в том что не смогла заинтересовать детей и попыталась несколько изменить методику репетиций — начала использовать записи того произведения которое они репетировали в исполнении известных певцов и музыкантов и сама исполняла порой то что ей было по вокалу не просто интересно — что было и по душе, и по голосу, и почувствовала что настроение хора начало меняться. На тех небольших промежутках между уроками в школе только и были разговоры каких успехов добились те кто не испугался трудностей и не сбежал трусливо и тогда начали возвращаться те кто не выдержал и  учительница старалась не разочаровать их чтобы не ушли во второй раз.  Вскоре к хору подтянулись и чтецы и танцоры и драматический кружок со спортивно-гимнастическими инстилляциями. Стало сложнее регулировать процесс но и интерес возрос к тому, что же получится из всего этого пока что, как Мария Фёдоровна хотела его сделать общешкольным и это многие восприняли её деяние в штыки, и создавало ощущение хаоса. Только через два месяца начала вырисовываться более ясная, понятная канва предстоящего Новогоднего праздника. Было решено что все номера перенесут со сцены в зал ,чтобы можно было вовлекать всех учащихся школы.
Рождество во Франции 25 декабря — праздник домашний и многие приняли её старания в штыки:
Почему какая то учительница музыки хочет переделать вековые устои народа по своему усмотрению и желанию?
А другие педагоги что затаили обиду шептались по углам:
-А пусть её- опозорится поднимем на смех — сама убежит как миленькая с позора.
-А если у неё получится? - сомневались некоторые.
-Не может такой бред получится! Всё равно найдём к чему придираться и чем ярче посмеёмся над её несусветной глупостью — тем  быстрее избавимся от ненужной нашей школе учительницы.
Скоро пришли к согласию:
-А пусть её! Чем больше приложит сил и энергии тем сильнее и обиднее будет удар и тем быстрее она сбежит.
Мария Фёдоровна чувствовала возникшую непонятно почему недружелюбную тяжёлую обстановку и не понимала что он сделала не так почему коллеги вновь стали холодны и нетерпимы?
Даже не все домашние понимали её и поддерживали — особенно старшее поколение высказывало удивление зачем она лезет на рожон задаваясь вопросом что она хочет добиться этим. Её поддерживали только  Иван И Мари — они понимали Марию, хотя и сомневались, что местных жителей можно хоть как-то подвинуть в сторону объединения и понимания другого человека тем более иностранца и тем более русского человека ведь для них  душа русского не просто потёмки — дикий, тёмный лес, где они заплутают в двух соснах, потому как от века зациклены только на себе самом — на своих мыслях, переживаниях, своих эмоциях и своих собственных болячках и других людей чувствовать и даже видеть не просто не могут — не хотят.
-Вот я и хочу показать им что такое другой человек, которого они даже видеть не желают, что он такой же как они — ничем не неисправимая  отличается от них и ничем их не хуже, не страшнее.
-Мама — ты неисправимая идеалистка! - воскликнула Мари. - Это не в силах сделать даже государственной пропаганде и прессе совместно с телевидением, а уж одному человеку — это вообще не под силу — ему даже жизни не хватит, чтобы  хоть какую то часть  этого народа изменить на йоту/ Иван же строго посмотрел на жену и сказал весомо и как думал вполне убедительно:
-Нельз ломать народные традиции — это непростительно и в какой то мере небезопасно!  - Традиции складывались веками а ты хочешь всё сломать в одночасье. Не удивительно что педагоги не могут понять тебя — просто мозги у них устроены совсем иначе чем у нас с тобой. Понимаешь Мария  это для наших предков из России  и для нас с тобой коллективные праздники может и норма, а во Франции ценят больше семейность и  тепло своей семьи. То что ты хочешь предложить только напугает их и не принесёт никакой пользы не для них не для тебя. Слишком крутые изменения Маша ты хочешь предложить закостенелым консерваторам.
И Мария поняла что муж видимо прав в своих сомнениях  исправить веками сложившуюся традицию невозможно одному человеку - она и сама видела это только не могла признаться в этом сама себе Мария поняла что муж видимо был прав: она и сама видела это но не хотела признаться даже себе .
_Нужно что-то менять! - решила Мария. - Но что? Создать хотя бы видимость семейности?  Не поймут — всё равно осудят!… Но иного выхода у меня  просто  нет — нужно хоть немного смягчить удар по самолюбию. Вот только как? Может напротив усилить  напор на слом семейности и тем самым ошарашить, сбить с толку — как говорят — клин клином...
и она заказала тогда  восьмиугольную пирамиду высотой около двух метров а в её основании — поместила восьмиугольную звезду, которая должна символизировать звезду Вифлеема. И в центре разместила вертеп — со сценой рождения Иисуса Христа. Мастер делающий эту инсталляцию не то возмутился не то восхитился:
-Смело ,Мария, смело! Не знаю поймут ли вас педагоги…
-Но вы же поняли? - с надеждой поинтересовалась учительница.
-Я не в счёт! - ответил мастер. - Я всегда относился к вам с симпатией и всегда поддерживал.
После того как пирамиду установили в центре зала украсили стены гирляндами с шарами и звёздами стены а затем обвили такими де гирляндами пирамиду — стало немного теплее на душе. После чего Мария Фёдоровна вновь пошла к директору и предложила в зале поставить буфет с традиционными рождественскими напитками и сладостями чтобы можно было что-то выпить и закусить если кто проголодается. Тот с трудом но согласился и то только после того как увидел изменения в зале.
-Вы поразили меня Мария Фёдоровна — такое я даже предположить не мог. Теперь мне придётся искать веские аргументы чтобы поддержать вас — и это будет непросто. Но всё таки я вынужден вас поддержать потому что думаю понял вашу задумку: сплотить и коллектив и родителей и детей. Ох и трудную вы взвалили на себя задачу, но я не стану мешать — напротив поддержу — будет вам буфет и с хорошим ассортиментом — попрошу заняться этим свою супругу — она у меня мастер в этом деле.
К этому временем хор уже разучил самые важные  рождественские песни:
• Vive le vent! — французский Jingle bells.
 • Petit papa No;l — детская песня к Рождеству
    • La chanson de No;l — французская рождественская песня
    • No;l blanc — французская рождественская песня
    • Moi, j'aime skier — просто задорная зимняя песенка.
Хор уже проводил репетиции в зале водя хороводы вокруг пирамиды которые Мария представляла вместо ёлки. Было задорно и весело
Но что будет 25го числа? - волновалась учительница. - За такое ведь и побить могут если что…
Не смотря на огромное желание и старания Мария понимала что при всём желании не сможет успеть везде. Одно дело когда всё действие происходит на сцене и хор стоит в глубине сцены ты сидишь за роялем как аккомпаниатор и только в нужное время делаешь знак хору на вступление того или другого голоса и совсем иное дело когда всё действие переносится в зал и если ты аккомпанируешь на сцене то хор и другие действующие лица остаютс без руководства и начинается чехарда. Если спускаешься в зал — лишаешься аккомпанимента. Лаже если спустить рояль в зал всё равно не успеть всюду. И тогда она попросила помощи у Мари. Дочь поняла всё сразу и согласилась ведь она знала все призведения которые мать разучивала с хором. На главной репетиции они уже были вдвоём и Мария почувствовала в себе силы и способность выстоять против всех ведь теперь она была не одна.
На генеральной репетиции присутствовало много народа: директор учителя представители от родителей — мы бы сказали в таком случае — родительский комитет.  Увидев что пресловутая учитель музыки не только ничуть не смущается своего шаткого положения а напротив притащила ещё на подмогу свою копию педагоги не просто удивились — возмутились до глубины души. Преподаватель языка не выдержала и прошипела:
=Мало нам одной училки так она ещё и копию свою притащила!
Мария сделала вид что ничего не слышит и дала знак к началу действа. И всё пошло на высокой хорошо отработанной ноте — весело, заразительно, и вместе с тем по домашнему тепло. Вместе с представлением в зале работал и целиком готовый буфет с женой директора за стойкой — в белом фартучке и в кокетливой кружевной шапочке с весьма обширным ассортиментом различных рождественских яств и разных вкусностей — с обязательном в каждой семье крюшоном из вина фруктов шампанского и специй, с рождественским кексом в виде фигурок разных животных овечек, вола, осла с и непременным рождественским паленом  =  их рзнообразных слоёв зачастую включающих мороженое  разнообразные фрукты и другие лакомства. Выбор в буфете был богатым и несомненно поразил присутствующих. А Мария восприняла этот факт как существенную поддержку со стороны директора и его семьи и воспряла духом.
Когда хор запел первую рождественскую песню все присутствующие начали подпевать ему и ученики старались как могли понимая что их исполнение нравится и родителям и даже педагогам которые с самого начала не выражали никакой поддержки празднику.
Генеральная репетиция прошла на высоком душевном подъёме — некоторые родители и даже педагоги попробовали  фирменный крюшон от семьи директора школы и дали ему высокую оценку.
Плсле того как отпусимли учеников комиссия приступила к обсуждению праздника .Не смотря на то что педагоги высказали сомнение в том что родителям учащихся их школы вряд ли понравится такая форма проведения рождественского праздника родительская часть комиссии твёрдо заявили что им такая форма понравилась а значит понравится и остальным. А директор с женой в два голоса сказали что педадоги их школы ретрограды и консерваторы и потому любое новшество для них нож острый.
Дискуссия была горячая: одна часть комиссия настаивала на том, чтобы поддержать Марию Фёдоровну, а другая — забраковать её метод, как неприемлемый
-Dремя меняется, и мы тоже чтобы успеть за ним меняться должны! - сказал директор с явным неудовольствием — к к ретроградам он всегда относился с подозрением — это знала вся школа и если директор обвинял кого-то в ретроградстве и консерватизме- это было чревато последствиями и нелицеприятными выводами, и поэтому педагогам тоже пришлось голосовать за такое проведение праздника.
Дискуссия была горячая: одна часть комиссия настаивала на том, чтобы поддержать Марию Фёдоровну, а другая — забраковать её метод, как неприемлемый
Получилось так что училка музыки победила их и победила с лёгкостью. На душе у педагогов было пасмурно. Ещё эти слова директора:
-У себя дома вы можете проводить праздник и так как считаете нужным — это ваше право, если вы такие единоличники, а в школе праздник должен быть интересным для всех, а Мария Фёдоровна предложила именно такой праздник  -для всех. Это было полное фиаско.
Мария даже не ожидала такой оглушительной победы — всё получилось наоборот: она боялась что именно родители не поймут её намерений и забракуют праздник категорически а уж свои-то пелагоги хоть через не хочу и не могу будут вынуждены поддержать чтобы не ронять престиж школы — получилось всё наоборот% именно педагоги были категорически против и только под нажимом директора и родителей вынуждены были проголосовать за праздник. Мари видела как переживает мать и, как могла, поддерживала её, вселяя уверенность.
Как и во время генеральной репетиции праздник прошёл на ура: хору подпевал весь зал а угощения из буфета понравились не только детям но и их родителям. И всё же Мария Фёдоровна решила что такую координатную встряску для коллег и родителей часто устраивать нельзя и следующий праздник на первое мая устраивался уже традиционно: и хор и аккомпаниатор на сцене а зрители как и положено в зале.
И снова был успех хотя и не такой оглушительный как во время Рождества.
_Ничего! - решила Мария на день победы я что-нибудь придумаю для вас всех особенное. Но  ничего не приходило в голову такого чтобы взволновать всех всколыхнуть и память и душу. Идея пришла неожиданно когда Мария нашла в закромах своей библиотеки песенник с забытыми всеми песнями. Открыла его наобум и тут как  молния: Бухенвальдский набат — именно это то что нужно устоявшемуся закостенелому болоту — такая бомба не может не всколыхнуть наших консерваторов. Когда мать попросила Мари текст песни перевести на французский язык та поинтересовалась:
-Ма,ты что решила эту песню учить со своими? Я бы не стала так рисковать — честное слово: ваши педагоги,уверена,никогда тебя не поймут и не одобрят…
-А их теперь и спрашивать никто не будет — репертуар теперь целиком в моей власти.
-С огнём играешь,жена - узнав о решении Марии сказал Иван.
-А как ещё можно сломить упорное сопротивление и косность толпы, Ванечка? - вопросом ответила та.
-Дорогая Машенька, на это нужны годы и годы — ни одной человеческой жизни на это не хватит.
-Но должен же кто то начать, Ванечка! Почему не я?
-Ты понимаешь, что обрекаешь себя на  непосильную борьбу, дорогая? - не сдавался Иван.
-Я надеюсь, что в этой борьбе буду не одна — ведь вы поддержите меня, не так ли?
-А мы уже поддержали — разве ты не заметила? - ответил Иван. - и Мари, конечно, сделает перевод песни.
Только умоляю тебя: будь хоть немного осмотрительнее — я знаю как ты кидаешься в дело — как в омут — это черта нас,  русских людей — Европа такого не понимает и не принимает — помни пожалуйста об этом. Ты не одна — мы с тобой.
Мари обняла мать за плечи и сказала:
-Конечно, ма, я всё сделаю — если нужно будет, буду и аккомпаниатором!
-На этот раз хор будет на сцене — ответила Мария - и мне не нужно будет разрываться.
-Кроме набата будут ещё какие то песни? - поинтересовалась Мари опасаясь что мать решила бросить вызов целому городу. Мария Фёдоровна поняла затаённое опасение дочери и ответила, как можно спокойнее:
-Конечно, будет: „Песня французских партизан“, „ О Белла чао“  и „Бухенвальдский набат“  а кроме того ещё отрывки из писателей Франции о войне и послевоенных  годах. Будут стихи, сценки из произведений о встрече тех, кто прошёл немецкие лагеря смерти и возвращения домой французских лётчиков, воевавших на территории России -  из французского авиационного полка Нормандия — Неман.
-Можно мне будет побывать на репетиции? - осторожно поинтересовалась Мари.
-Зачем? - не поняла мать.
-Хочу посмотреть как на песню реагируют твои ученики. Это для меня важно.
-Если важно,то, конечно, можно — ответила Мария. - Но судить по их восприятию не стоит — они уже более менее привыкли к моим экспериментам и воспринимают их вполне спокойно, даже с некоторым пониманием, в отличие от педагогов. Но их я принципиально больше не приглашаю на репетиции — не хочется тратить на объяснение очевидного — всё равно не поймут. Это только выбивает меня из равновесия и вредит процессу подготовки — уж очень серьёзная тема у нас сейчас на повестке и поэтому нужна полная сосредоточенность.
-Тем более я хочу поприсутствовать! - настаивала Мари.
-Завтра будет время? - поинтересовалась Мария. -  Посмотришь — может посоветуешь мне в одном вопросе который я пока никак не могу решить.
-С удовольствием! - ответила Мари. - Мне хочется поучаствовать и в этом эксперименте — твоя борьба, ма, и меня начала затягивать — честно-честно.
Мария хотела посоветоваться с дочкой в вопросе поиска  оригинала записи первого исполнения  Песни французских партизан написанную французской певицей Анной Марли  - русскрой по происхождению — была задумка перед исполнением гимна хором показать оригинальное исполнение его автором — и это будет как бы мостиком к исполнению главной композиции праздника — песне „Бухенвальдский набат“.
Когда Мария задала свой вопрос Мари сразу поняла её мысль и ответила честно:
-Да то было бы интересно, но где найти эту запись?
-Только где то в закромах кинематографа — я пыталась но у меня там нет никаких связей. - ответила Мария.
-Я пожалуй знаю к кому можно обратиться с этим вопросом = ответила Мари — У бабушки Жози есть такой старинный друг с обширными знакомствами во многих слоях парижского общества — врач Клод Лоран.
Ох. Дочка я не хотела бы чтобы ты хоть чемто была обязана этому человеку — дедушка будет очень недоволен да и бабушка не будет в восторге.
-Почему ма? Он мне показался неплохим человеком — чутким отзывчивым.
Потому что твой дедушка до сих пор не может простить Жозефине что она в молодости встречалась с ним и кахдое воспоминание о Лоране ранит его самолюбие — он по молодости считал себя неотразимым а тут какой то Клод - любимчик женщин и Богов!
-А мы ему ничего не скажем ма — он ничего не узнает — ответила Мари.
-Бабушка Жози тоже не узнает?! - запротестовала Мария Фёдоровна — а как же ты тогда выйдешь на Клода?
-У меняещё с прошлого раза остался его телефон — ответила дочь не понимая почему Мария не хочет чтобы она обратилась к её старому знакомому. - Неужели между ними до сих пор сохранились какие то тёплые чувства?

Её взгляд был весьма красноречив.
-Ты что себе надумала дочь? - удивилась Мария. - Кроме твоего деда есть ещё и твой отец который тоже в восторге от этого не будет — он до сих пор вспоминает мнето какими глазами смотрел Клод пытаясь во мне найти черты бывшей Жози. Мужчины все собственники и не способны воспринимать дружбу между мужчиной и женщиной — сразу начинают подозревать нечто большее и поэтому повода для такого подозрения нельзя давать даже спустя годы.
-Ма я всё сделаю сама — тебе не придётся встречаться с Лораном, а значит и у отца не будет причины к ревности,  тем более что Клод признал меня копией Жозефины и даже один раз заметил, что ты ничего не взяла от своей матери, которую он так любил в юности, но красавчик Ален увёл  Жози из под самого его носа.
На следующий же день Мари позвонила к Лорану и попросила встречи с ним — тот согласился с видимым удовольствием. Встретились в открытом кафе в городе. Клод едвауслышав проблему девушки сразу согласился помочь — сообщив что знакомые из среды кинематографии у него есть.
-Не могу сразу пообещать успех — сказал он — но то что сделаю всё возможное чтобы помочь вам с Машенькой. Как только у меня будут сведения — перезвоню сразу же.
И лействительно не прошло и недели как Лоран перезвонил Мари и назначил встречу сообщив что он будет не один а с нужным человеком.
Мари бежала на неё как на крыльях и это для Марии причинило волнение: неужели дочь заинтересовалась двойником Клода Лелюша как когда то все её подруги.
-Только этого нам не хватало! - подумала Мария но поговорить сразу с дочерью не решиласьм — перенесла разговор после встречи — ей очень нужна была запись автора песни — в противном случае рушилась связ выбранных ею произведений — рушилась гармоническая связь, а это портило, как ей казалось, всю картину. И потом ктознает — удастся ли Клоду уговорить этих господ витающих где то там на ими простыми людьми — Марии почему то казалось что они люди не от мира сего и простые люди не могут их интересовать.
Но предубеждение её оказалось ложным — человек с которым Клод познакомил Мари оказался очень отзывчивым и понимающим. Узнав о то что эта запись нужна для концерта в самой известной школе города он сказал Мари что может помочь в этом и даже предоставит для демонстрации ленты  нужный кинопроектор.
Не посчитаете мою просьбу за наглость могли бы вы меня пригласить на этот концерт7
-Я передам вашупросьбу маме — думаю она даже рада будет что такое внимание к её делу.