Новый дрон, способный оставаться в движении вечно

Александр Мамедов
 Новый дрон, БПЛА, малозаметный, на «поводке», способный оставаться в движении  вечно.
Аннотация. В репортаже  кратко изложены идеи расширения областей применения новых технологий, приведены технически обоснованные,  новые идеи. Приведены  современные средства в виде взрывобезопасных дронов с новейшими платформами для  обследования больших вертикальных  стальных резервуарах на территории нефтехранилищ.
Автор: Мамедов Александр Нусратович, главный специалист, ООО «Техноинжениринг» , 
г .Ташкент тел. Служ. 256 82 82, тел. Моб. +998946351672  e-mail: mamedov_46@mail.ru,texnoing@bk.ru
Ключевые слова: вертикальные  стальные резервуары, новый беспилотник, коптер-дрон, БПЛА, взрывобезопасность. газопровод, внутритрубная диагностика, робот, перемещение в трубе, типовая ситуация, гибридная модель, диагностика, информационные технологии, робот-змея, подводные дроны.
В  XX веке радиоуправляемые беспилотные воздушные суда (БВС) использовались в основном в военных целях. Но к 2020 году все изменилось. К этому моменту в одной точке сошлись два важных обстоятельства: с одной стороны, электронные компоненты стали миниатюрными и дешевыми, с другой — появились компактные и легкие источники энергии и эффективные электродвигатели. В итоге рынок быстро начали заполнять недорогие беспилотники, способные выполнять самые разные задачи — от обычной фото- и видеосъемки до перевозки грузов и лазерного сканирования. Стали появляться  все более востребованные промышленностью БПЛА, некоторые из   которых прошли апробацию у военных. В нефтегазе  беспилотники активно используются для различных целей уже несколько лет. В настоящее время специалистами компаний выделено десятки сценариев применения беспилотников в нефтегазе, а сама технология признана достаточно зрелой, чтобы принести значительный экономический эффект бизнесу.
 Нас заинтересовал БПЛА "Альбатрос", который соединен с источником питания тонким проводом «поводком»,  Дрон способен находиться в воздухе, будучи при этом соединённым с наземным источником энергии по проводу, позволяющим ему находиться в воздухе практически бесконечно. Он был впервые показан  на форуме "Армия-2020" .

Аналогичные  дроны создаются компанией CyPhy Works. Разработчики не видят ничего предосудительного в том, что аппарат не автономный, а проводной. Более того, они находят здесь свои преимущества: информацию никто не сможет перехватить, как в случае с радиосигналом, исходящим от обычных беспилотников.
Наш   новый беспилотник, особенностью которого стал «поводок» и пневматический привод воздушных винтов. Дрон способен находиться в воздухе, будучи при этом соединённым с наземным источником энергии по воздухопроводу-капиллярной трубке высокого давления.  .Полет его ограничивает  натянутый тросовый канат небольшого диаметра. Вместе с  воздушной капиллярной трубкой  к беспилотнику подведен кабель к  различным приборам. 
В начале подробно остановимся на новом предложении,  конструкции  которого нет среди большого семейства беспилотников. Идея этой конструкции - убрать с беспилотника самую тяжелую и ненадежную его часть – батарею и электрический привод. Или убрать двигатель и бак с топливом. Привязной дрон подключается к неограниченному наземному источнику питания сжатого газ - блоку питания,в нашем случае компрессору и резервуару,. После чего такой показатель, как время непрерывного полета становится неограниченным - часы, сутки, недели. Такой дрон, как правило, не летает взад-вперед, а остается на месте, над точкой, куда ведет его провод питания или летает на ограниченные расстояния в пределах длины «поводка».

Новый коптер-дрон, способный парить в воздухе, используя  специальные винты, находящийся в кольце. Винты с пневмодвигателями  позволяет перемещаться в воздухе в вертикальном направлении, а также в горизонтальном, на длину троса..
В общем, это выглядит   в виде привязной  высотной  платформы, которая представляет собой БПЛА, соединённый с базой капиллярной трубкой  высокого давления. Технология передачи энергии  сжатого воздуха  обеспечивает возможность подъёма платформы на высоту до 200 метров с полезным грузом до 20 килограмм. Срок функционирования платформы ограничен лишь надёжностью беспилотника.
Основное преимуществом нашего проекта — возможность передачи  пневматической энергии мощностью до 10 кВт по по воздухопроводу-капиллярной трубке высокого давления, малого веса, с земли на борт для питания пневмодвигателей  и аппаратуры. Композиционный корпус ,все оборудование платформы из неметаллических материалов, отсутствие электрических источников и излучателей, источников повышенного  шума и тепла, делают ее малошумной и невидимой для  современных средств обнаружения. Кроме возможности длительного функционирования, аппарат, демонстрирует большую надёжность.
Основными областями применения  описываемого  пневматического дрона на «поводке» это наблюдение и замену телекоммуникационной вышки. Кроме того, новый беспилотник может выполнять любую другую работу, для которой требуется расположенный на высоте до 200 м от поверхности земли объект.
В случае установки на дрон телекоммуникационного оборудования он будет выполнять ту же функцию, что и воздушные шары Шары — способ обеспечить интернет в местах, куда трудно провести иные коммуникации.
Другое применение дрона - передача радиосигнала ,она особенно актуальна во время стихийных бедствий, когда базовые станции телекоммуникационных операторов повреждены. Дрон с повторителем сигнала GSM временно закроет потребность той или иной области в связи.
 Дроны заменят наблюдательный пункт или антенну связи. Обеспечение наблюдения с помощью бортовой видеокамеры (камер) с возможностью обзора до 360 градусов. Это может требоваться, например, пожарным или при проведении длительного видеонаблюдения, например, в местах проведения мероприятий с большим числом участников - в городе или за его пределами.
По соединительному кабелю можно передавать информацию. Такой подход — дешевле и более устойчив к помехам и перехвату, очевидно, что такой аппарат вызовет интерес у военных.
Предложенная нами платформа находиться в воздухе невидимая ,слабозаметная и  относительно малошумная.
Система состоит из двух важных частей, которые доставляют  к месту запуска в двумя комплектами.
В первом — сам дрон. Устройство летает с помощью 4-х пропеллеров. Его размер в собранном состоянии — 1,2 м.
Во втором комплекте— длинная лебедка и система автоматического регулирования ее длины. Встроенный контроллер следит за длиной троса и держит его практически в натянутом состоянии. Если трос оборвется или источник питания иссякнет, резервный, воздушный  аккумулятор обеспечит дрону мягкую посадку.
Дроны можно  специально переработать, приспособив их к протяженной работе в экстремальных условиях.
Подробнее о  технической характеристике  пневатического устройства, о пневмодвигателях, которые раскручивают воздушные винты БПЛ, о накопителях пневматической энергии  в опубликованных ранее статьях . «Сжатый газ - надежный источник чистой энергии» «Аккумулированные большие объемы сжатого воздух высокого давления - источник энергии для широкого внедрения пневмотехники»  В некоторых странах уже сделали пробную установку на воздухе -габариты около 1 куба оборудования -компрессор, баллоны и генератор , время тестовой работы -8 часов и 10 килловатт ! Сейчас уже запускают 200- 300 килловатт.

.
 За последние годы интерес к применению БПЛА  в хозяйственных целях не только увеличился, но и реализуется во многих проектах и программах. Появляются модели летательных устройств, сконструированных специально для решения производственных задач. Их так и называют — промышленные дроны.
По некоторым оценкам, наибольший потенциал применения БВС имеют в сфере энергетики, дорожной отрасли и нефтегазовом секторе, где основная функция беспилотников   в настоящее время— контроль и наблюдение за производственными площадками и объектами капитального строительства, а также техническое обслуживание и инвентаризация активов. Самая простая задача, которую можно решать с помощью БПЛА — осмотр удалённого объекта.
В деле неразрушающего контроля важно учесть, что наиболее эффективны визуальные обследования, выполняемые специалистом с большим опытом. Таким профессионалом можно стать лишь с возрастом, который, к сожалению, не способствует выполнению многих видов осмотра объектов в натуре. Вот почему в любой солидной лаборатории неразрушающего контроля понимают и используют возможности визуального контроля с воздуха, при помощи дронов.
Для многих объектов осмотр при помощи БПЛА — единственная возможность визуального контроля и некоторых других технологий оценки состояния и качества.
 Безусловно, самое востребованное направление — мониторинг инфраструктуры. Использвание умных дронов  позволяет получать результаты исследований с высоким уровнем детализации и повышает точность измерений. установки.   
Компания Scout Drone Inspection совместно с DNV GL разрабатывают автономную беспилотную систему, предназначенную для инспекции емкостей танкеров. Беспилотник был разработан с целью обследования внутри больших резервуаров с нефтью и нефтепродуктами. Востребована промышленная  система  навигации беспилотного летательного аппарата (БПЛА) для проведения инспекций нефтяных резервуаров. Внутри резервуаров не работают компас, ГЛОНАСС, GPS, нет радиосигнала — то есть обычный дрон ориентироваться там не может.

 
. Дрон оснащен множеством сенсоров, которые помогают ему определять местонахождение, наклон, высоту и другие важные для полета параметры. Навигационная система состоит из таких сенсоров: сканирующий круговой лидар, лазерные дальномеры, стереокамера, Jetson TX2, IMU, фонарик и программного обеспечения. Специальные алгоритмы позволяют дрону по собранной информации идентифицировать положение в пространстве и управлять движением самостоятельно.
На такой  платформе мы можем разработать систему навигации для подобных видов роботов, например, кроулеров.
Недостатком является то обстоятельство что компания не разрабатывает сам дрон,а привязывает свою платформу к уже разработанным моделям или специально заказывает такие модели.. Ее продукт – это платформа для разработки приложений для промышленного применения дронов.  Одна из интересных модельных линий таких промышленных БПЛА создана и развивается в Швейцарии. Местная компания FLYABILITY занята разработкой и изготовлением дронов, предназначенных для обследования труднодоступных и стеснённых мест промышленной среды.
Главной особенностью этих летательных аппаратов является защитная система, позволяющая исключить повреждение лопастей квадрокоптеров. Эта защитная система — миниатюрная решетчатая сферическая конструкция, созданная по принципам знаменитого купола Фуллера.
Решетчатая структура такой защиты практически не препятствует возможностям визуального контроля, но полностью исключает физический контакт лопастей дрона с любыми препятствиями. Эта особенность, а также повышенная маневренность и управляемость швейцарских БПЛА позволяет направлять их в самые стеснённые и замкнутые пространства, выполнять в них любые маневры.
Эффект от применения таких дронов комплексный:
        1. визуальный контроль труднодоступных мест значительно упрощается
        2. объекты можно подвергать осмотру без прекращения их работы
        3.оперировать таким БПЛА можно без какой-либо особенной предварительной подготовки.
Эта последняя особенность нередко становится ключевым достоинством применения дрона в деле визуального контроля недоступных мест. Дело в том, что ошибки неопытного оператора не приводят к поломке или потере летательного аппарата. Опыт нескольких лет разработки и практической эксплуатации моделей такого типа показал — дроны от  FLYABILITY уверенно выдерживают любые виды столкновений с подвижными и неподвижными препятствиями. Ни полёт, ни поток информации от таких столкновений не прекращается.
 Противоударный дрон Elios может быстро и безопасно проводить контроль таких объектов как: резервуары под и над землей, помещения на судах (трюмы и резервуары), подземные коллекторы, дымовые трубы, оборудование установленное в шахтах и горных выработках, трещины и расщелины в горах и ледниках, газовые турбины и паровые котлы, опасные и труднодоступные объекты после природных и техногенных катастроф, объекты и хранилища в атомной, химической и энергетической промышленности, установки в аэрокосмической промышленности, гриндеры, плавильни и другие опасные и труднодоступные объекты, обследование которых трудно, опасно или невозможно провести с помощью обычных средств контроля.
Возможные области применения в промышленной сфере.
Дрон на  новой платформе сможет обслуживать любые задачи, подразумевающие внутреннюю навигацию и полёты в помещениях в условиях отсутствия освещения, сигналов GPS, радиосигнала, некорректной работы магнитометра. Причем в помещениях со взрывопожароопасной средой. 
• Технические инспекции: нефтехранилища, топки, здания, строительные сооружения, мосты, шахты, туннели, карьеры, подземные сооружения, метро, горнодобывающие предприятия, морские танкеры, корабли, самолеты, то есть в самых разнообразных местах, где не работает GPS.
• Складская инвентаризация
• Охранные системы
• Спасательные операции
• Доставка внутрь помещений
• Съемка в помещениях
• Дроны-гиды и др.
Преимущества обследования резервуаров с помощью БПЛА
• Инспектора могут находиться вне резервуара во время обследования в загазованной зоне.
• Изображения высокого разрешения и качества
• Точная привязка изображений и дефектов к плану и 3D-модели.
Для навигации внутри резервуара беспилотник использует радар, поскольку GPS-навигация недоступна в замкнутом пространстве. Во время облета емкости резервуара радар  создает ее трехмерную карту с помеченными отметками местоположения объектов. Во время испытаний беспилотник управлялся удаленным оператором, В свою очередь разрабатывается  программа, анализирующая  видеоинформацию с целью обнаружения дефектов, трещин, а также коррозии и структурных деформаций внутри емкостей. 
Обследование газового резервуара с помощью промышленного квадрокоптера Elios С защищенным дроном Flyabilty Elios время простоя уменьшается, скорость инспекции в непредвиденных случаях увеличивается, риски персонала снижаются, так как беспилотником можно управлять дистанционно. При контакте с поверхностью, дрон передаёт видео с разрешением 0.2 mm/px, может подстраиваться к условиям освещения, регулируя чувствительность ISO+, выдержку и интенсивность встроенного светодиодного освещения, обеспечивая максимально возможное качество изображения. Если при визуальном контроле найдены места, где есть подозрения на дефекты, с помощью Elios можно провести тепловизионное обследование, ведь на борту установлен портативный тепловизор.  Противоударный дрон Elios 2 - официальный инструмент визуальной  инспекции нефтяных резервуаров по API 510.
 
 
 Однако время затрачиваемое на опорожнение резервуара  перед осмотром, его дегазацию, пропарку слишком велико. В сязи с этим польза от взрвобезопасного дрона становиться значительной и его качества преобладающими. Такому дрону   по плечу исследование резервуаров, без дополнительных мероприятий по дегазации.
Мы предлагаем модель дрона  с пневматическими двигателями, существенно,  качественно отличающуюся от существующих.Ему присущи  такие качества, как абсолютная взрывобезопасность и пожаробезопасность. Наш дрон работая от сжатого воздуха не имеет электрических соединений, порождающих злектмагнитные и электрические импульсы, искры, существенно расширяет области его применения, особенно во взрывоопасных средах нефтехранилищ, крупных хранилищ муки, взрывчатых веществ и т.д.

 Цель  нашего проекта – расширение области применения  новых технологий, повышение надежности эксплуатации дронов.
В нашем случае  компрессор и накопитель сжатого воздуха  находиться стационарно на земле, а двигательная установка работает от сжатого воздуха, поступающего по капиллярному воздуховоду к дрону - вертолету. Или дрон  автономно передвигается  в закрытой емкости   питаясь  от собственного  баллона со сжатым воздухом давлением до 40 МПа емкостью до 400 литров. Причем баллон современный, пластиковый, легкий. В первом случае время полета неограниченное, но есть ограничения по радиусу действия, и оно существенно зависит от длины «поводка». Во втором случае время полета его ограничено расходом сжатого воздуха. Тут есть возможность выбора в зависимости от области применения  дрона.

 
Сегодня существует ещё несколько видов трубопроводного транспорта. К ним относятся, помимо магистральных трубопроводов, технологические трубопроводы, расположенные на территории предприятий и обеспечивающие проведение технологического процесса, а также эксплуатацию оборудования. Проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) необходимо тех из них, которые подпадают под действие Федерального Закона за номером 116-ФЗ.
Сначала проводится наружный и внутренний осмотр. На данном этапе выявляются участки трубы с нарушенной формой, дефекты металла и изоляции, определяется состояние сварных швов. По статистическим данным большинство случаев выхода технологических трубопроводов из строя обусловлено процессами коррозии. Для определения внутренних дефектов могут использоваться все  действующие методы. Одним из приоритетных направлений развития технологий экспертизы промышленной безопасности является адаптация методик неразрушающего контроля к условиям процесса диагностирования без необходимости вывода трубопровода из эксплуатации.
В настоящее время для этих целей используются Самоходное телеинспекционное оборудование. Самоходные комплексы разных типов, позволяющие исследовать коммуникации диаметром от 0,1 до 1 метра  и развивающие скорость до 27 метров в минуту с реверсным движением. Диаметр труб, в которых допускается проводить эту процедуру, колеблется в диапазоне  миллиметров. Камера может крепиться на кабеле длиной порядка 250 метров, что позволяет исследовать достаточно протяжённые участки труб и объекты на глубине. Однако последние технологические разработки направлены на обеспечение проведения видеодиагностики на расстоянии, превышающем 500 метров!
 Основа  -  это переносная проталкивающая система. Обладает жёстким кабелем, с помощью которого оператор проталкивает видеокамеру по элементу инженерной коммуникации в данном случае магистральному газопроводу.
Этот кабель одновременно является средством подачи электропитания на видеокамеру и по нему же передаётся информация на дисплей оператора.
Герметичны, устойчивы, манёвренны.  Укомплектованы компактным блоком управления, кабельным барабаном, цветной камерой, LED прожектором и комплектом подъёмного механизма.
В зависимости от диаметра и конфигурации трубопровода выбирается тип и модель робота. Роботизированные комплексы  типа IPEK ROVVER  управляемы дистанционно, что позволяет полностью контролировать исполнительные механизмы. А благодаря светодиодной подсветке обеспечивается возможность визуального осмотра при отсутствии внешних источников света. Высокая разрешающая способность цветной поворотной камеры, которой дистанционно управляет оператор, даёт возможность тщательного осмотра, приближения изображение и записи в цифровом формате. Благодаря лазерному измерителю возможно измерение точного размера дефекта. Высокоточный датчик уклона и специальное программное обеспечение обеспечивают возможность построения графика уклона трубопровода. Точное месторасположение фиксируется радиомаяком.
Кроулер КРОТ - это надежная, управляемая микропроцессором, кроулерная тележка IRIS производства фирмы IPSI (Франция) с установленным на ней рентгеновским аппаратом постоянного потенциала. Возможна комплектация гамма-изотопом со встроенным мотором- инжектором.
Кроулеры серии  КРОТ передвигаются в трубе со скоростью до 16 м/мин на расстояние до 2 километров и обеспечивают эффективный контроль труб диаметром от 150 до 1850мм. Широкий рабочий диапазон температур окружающей среды и влагозащищенное исполнение позволяют использовать прибор в разнообразных климатических условиях. Благодаря независимым двигателям передних и задних колес аппарат имеет высокую проходимость, способен преодолевать участки трубопровода с большими уклонами и малыми радиусами поворота.
Управление прибором осуществляется с помощью радиоизотопных или магнитных реперов (по выбору покупателя).
Рентгенографический кроулер – это автономный самоходный комплекс, предназначенный для контроля качества сварных соединений трубопроводов. Это полностью независимое экспонирующее устройство, не нуждающееся в проводной связи и принимающее команды перемещения, остановки и снятия рентгенограммы извне с помощью магнитного или изотопного устройства.
Конструктивно рентгеновский кроулер представляет собой систему, питаемую от батарей и состоящую из отдельных модулей, предназначенную для проведения контроля труб разных диаметров. Внешнее управление кроулером сведено к минимуму благодаря возможности предварительной настройки, позволяющей оптимально приспособить кроулер для работы в любом конкретном трубопроводе. В современных рентгенографических кроулерах используется микропроцессорная технология, обеспечивающая высокую производительность, надежность и простоту работы с аппаратом. Находящийся внутри трубы кроулер делает только один панорамный рентгеновский снимок сварного стыка, в то время как при использовании внешних аппаратов необходимо сделать как минимум шесть снимков на больших диаметрах. Помимо этого, при использовании кроулера не требуется переставлять рентгеновскую трубку на каждом сварочном шве, а качество сделанных снимков будет гораздо выше, так как просвечивается лишь одна стенка трубы.
Высокая точность, оперативность и возможность работы в любых климатических условиях являются причинами, по которым рентгеновские кроулеры активно применяются при строительстве как магистральных трубопроводов, так и морских.
Эти примеры демонстрируют нам высокий уровень техники с применением технологий искусственного интеллекта в современной промышленности.
Привлекательна и идея использование достижений в использовании дронов типа ELIOS, в замкнутом пространстве  резервуаров, и кроулеров типа  КРОТ для газопроводов. Противоударные дроны Elios часто используются при осмотре недоступных пространств из-за затрат и времени, но этом случае действительно не было другого способа оценить системы без значительного риска для жизни человека При использовании дрона Elios, только 1 пилот контролера необходим в трубе с 1 инженером безопасности на поверхности земли, значительно снижая стоимость и время работ. В этих условиях использование Elios в 8-10 раз эффективнее и экономичнее, чем люди.
Естественно, для продвижения  внутри вдоль трубы наполненной газом  это технически выполнимая задача и она экономически привлекательная. Предлагается использовать в качестве привода воздушных винтов  пневматические двигатели, работающие от  давления газа  поступающего по гибкой капиллярной трубке.
Технология подачи сжатого газа из баллона по шлангу, ограниченной длины, инспекционным роботам и  роботам типа змея уже   опробованная, но новинкой является применение  авиационной тяги и   мини электрической  станции дрона, работающие  от сжатого газа. Аналогичная электростанция для инспекционного поршня в трубе, вместо аккумуляторов,  в свое время, была защищена  авторским свидетельством.
Далее  о подводных  дронаах, способных работать под водой. Недавно в Норвегии создали первую глубоководную робота- змею. Журналисты уже прозвали ее морским терминатором. Морской терминатор способна плыть со скоростью торпеды и не боится сильнейших океанских течений. Это железная робот - змея будет патрулировать  и охранять нефтепроводы.
 Нечто подобное предлагается  создать у нас. Я долгое время занимался мини электростанциями работающими от сжатого газа. Мною предлагалось создать для подводного использования электростанцию работающую от сжатого воздуха. Для этого достаточно создать  в подводимом гибком трубопроводе   уровень   давления перед входом в электростанцию, чтобы используя  создавшийся  незначительный перепад давления,заствить работать пневмрпривод электростанции. Отработанный воздух сбрасывается или потребляется  для жизнедеятельности водолазов. .. Полученную электрическую энергию можно использовать для подводных работ и подводной сварки. В этом случае мы избавляемся от подводного электрического кабеля и  от  резервных аккумуляторов. Электрические аккумуляторы заменяются  на надежные,  в этом случае,  аккумуляторы сжатого газа. Аккумуляторы сжатого газа подробно освещены в моих статьях «Сжатый газ - надежный источник чистой энергии» «Аккумулированные большие объемы сжатого воздух высокого давления - источник энергии для широкого внедрения пневмотехники».
 Для примера, остановимся на подводной  установке  Underwater-CAES. Она  применяется в виде аккумулятора сжатого газа  для снятия пиковых нагрузок возникающих в электрической сети. Установка  Underwater-CAES рассчитана на пиковую мощность наземной станции в 660КВт и включает комплекс из шести шаров, наполняемых сжатым воздухом. При этом общая площадь подводной части ”энергобазы” расположилась на крошечном участке размером в
10 х 40 метров на глубине 55 м под поверхностью воды. Отсутствие движущихся частей раскрывает еще одно серьезное преимущество такой технологии – минимальную потребность и стоимость техобслуживания. Не создают никаких проблем при работе и подводные течения. В то же время технологические размеры установки Hydrostor Underwater-CAES будет вдвое дешевле самых передовых хранилищ, созданных на базе литий-ионных аккумуляторов. Для подводного внедрения пневмотехники открывается новые, неизученные ранее, технологические возможности. Необходимая электроэнергия  для них ,вырабатывается электростанциями от сжатого воздуха, потребляемого от подводных аккумуляторов , непосредственно перед потребителем. При этом большая  доля  работы ложиться на плечи непосредственно пневмотехники и пневмоавтоматики. Для  новых технологий, при  использовании крупных подводных аккумуляторов сжатого газа  для автономности  жизнедеятельности и  отсутствии привязанности к привычным источникам электрической энергии, открываются большие возможности. Подзарядка подводных аккумуляторов сжатого газа  большой емкости возможна с подводных лодок или плавучих баз. Для этого нет необходимости использовать забортный, атмосферный воздух .Достаточно  подкачать до необходимого давления использованный воздух, более низкого давления, в тех же подводных хранилищ.
 Что касается подводных дронов,  используя вышеуказанную идею пневмопривода, работающего от энергии сжатого газа, приобретая свою электростанцию, для них открываются  возможности избавиться от электрических аккумуляторов и кабелей, для питания двигателей  и приборов. Для питания  достаточна только капиллярная трубка высокого давления от базового хранилища сжатого воздуха  или запасной баллон сжатого воздуха. Радиус работы дронов определяется целесообразной длиной «поводка» от  базового хранилища сжатого воздуха.  Аналогичная  же технология использования сжатого газа для привода пневматических двигателей торпед уже с прошлого века  применяется в военном деле. Они показали свою надежность и неприхотливость в  экстремальных условиях эксплуатации, в морской воде. Предлагается взглянуть на идею подводных дронов  под другим углом. Наши дроны  остаются  бесшумные и невидимые под водой для всех средств обнаружения. Они  имеют возможность, если это потребуется,  не сбрасывать воздух на поверхность воды,  обозначая  тем самым траекторию своего движения.
 Все  идеи, вопросы, требуют вынашивания, детальной проработки под заданный объект, под конкретное техническое задание, но техническая  целесообразность и новизна налицо.