Апология на книги Паралипоменон

Николай Старовойтов
Первая и Вторая книги Паралипоменон: общее
В еврейской Библии первая и вторая книги Паралипоменон представляют собой одну книгу. Еврейское название «Дибре хаямим» означает: "Обстоятельства дня“ или "известия" – история дня. Иероним передал это как "Хроника". В Септуагинте взято греческое слово "Паралипоменон", что означает "остатки" или "выпущенные события". Название возникло несомненно потому, что здесь рассказывается о событиях, не упоминаемых ни в каких других книгах, и предполагается, что они были написаны
как дополнение к другим историческим трудам, в особенности к книгам Царств.

Период времени и составитель книг Паралипоменон
Книги охватывают очень большой период времени, начиная с сотворения мира и кончая эдиктом царя Кира в 538 г. до н.э.
В основном однако более подробно рассматривается только история царя Давида и Соломона, к которой прибавлено перечисление царей иудейских, начиная с раздела государств и до вавилонского плена, но и здесь имеются некоторые пробелы.
Еврейское предание и различные толкователи приписывают составление этой книги Ездре. Подтверждением этому служит стиль книги, бросающееся в глаза сходство со стилем книги Ездры. Кроме того, последняя и по своему содержанию настолько
тесно примыкает к Паралипоменону, что является как бы продолжением (ср. 2 Пар.36: 22,23 с Ездра 1:1-3). Если это предположение верно, то раздел 1 Пар.3:19-24, конец родословной, следует рассматривать как сделанное впоследствии дополнение.
Как и составитель книг Царств, писавший Паралипоменон опирался на достоверные источники. В этих книгах часто делаются ссылки на разные описания, летописи и официальные документы (с 1 Пар.27:24 по 2 Пар.33:19).

О значении параллельного описания в книгах Паралипоменон
Веруя, что вся Библия – Слово Божие, предназначенное для всего мира, у нас есть право задать себе вопрос: не имел ли Бог при данном вторичном изложении священной истории цели иные, нежели удовлетворение непосредственных запросов Ездры, возникших в связи с возвращением из плена и расселением репатриантов? Повторение всегда указывает на важность повторяемого. Здесь содержится предупреждение не пренебрегать этой частью Библии. Во всех событиях книг Паралипоменон следует видеть Божье руководство Своего народа. В этих описаниях можно найти очень драгоценную жемчужину Священного Писания.

О содержании книг Паралипоменон
Обе книги представляют собой краткий обзор еврейской истории, показывающей всемогущество Божие в Его деяниях с сотворения мира до вавилонского плена, суммируя совершившееся в прошлом. Яхве* проявляет Себя Израилю как Бог, творящий чудеса в истории Своего народа. Когда какой-либо царь обращается к Нему, Бог уничтожает его врагов.
Ключевые слова этих двух библейских книг: 1 Пар. – Служение, 2 Пар. – Цари Иудейские.

Символика книг Паралипоменон
Ковчег
Ковчег в доме Аведдара - образ благословления, покоящегося на семье, в которой живёт Бог (1 Пар.13).
Ковчег в Иерусалиме, в центре религиозной и политической жизни (1 Пар.15-16) - образ благословения, покоящегося на народе, поставившего Бога во главу своей жизни.
Гора Мориа
История народной переписи (1 Пар.21) и последовавшей язвы, прекратившейся затем у гумна Орны Иевусеянина.
Пророческая гора, где был умиротворён гнев Господень, указывает на Голгофу .
Жертвенник, воздвигнутый там Давидом, напоминает о единственном в своём роде жертвеннике: Кресте на Голгофе.
Покупка гумна: Будущий храм должен был быть построен на основании выкупа: эту цену заплатил за нас Иисус Христос.
Огонь с неба (после принесения жертвы): Дух Святой преисполняет сердца, очищенные жертвой на Кресте.

Комментарии на избранные места книг Паралипоменон

(1 Пар.4:21–23). 1 Пар.4:23: «Они были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там.» Эти работавшие по царским заказам горшечники изготавливали, в частности, "большие кувшины для хранения сельскохозяйственной продукции из царских поместий. Найдены кувшины вместимостью около 45 л со штампом на рукоятке: «Принадлежит царю». Ниже шло название одного из четырех городов – Хеврона, Зифа, Сохо или Мештата. Возможно, поблизости были царские виноградники или пункты сбора налогов."[1]

1 Пар.8:33. "Библейское имя найдено на керамическом сосуде 3000-летней давности.
Это имя Эшбаала (Иевосфея) - сына царя Саула, сражавшегося за трон с Давидом."[2]
В Иерусалиме в 2015 году археологи "склеили большой керамический сосуд из сотен черепков и обнаружили на нём надпись с именем Эшбаала бен Беда (Eshbaal ben Beda), сообщает christiantoday.com. В Библии известен Эшбаал (или Ишбаал, в Синодальном переводе – Иевосфей), сын Саула, который сражался с Давидом за трон и пал жертвой убийц (II Царств 3–4).
«Соответствие имён в Библии и в новых археологических находках доказывает, что это имя было обычным в тот период» - утверждают Иосиф Гарфинкель, профессор Института археологии Еврейского университета и Саар Ганор, археолог Службы Древностей Израиля. Учёные полагают, что Эшбаал бен Беда мог быть крупным землевладельцем, и потому его именем метились глиняные сосуды, в которых продукция его поместий поставлялась заказчикам.
Сосуд был обнаружен на городище Хирбет Кейафа, на том месте, где в древности располагался библейский город Шаараим или Шаарим (I Цар. XVII, 52, I Пар. IV, 31). Город существовал во времена царя Давида, то есть с конца 11 по начало 10 века до нашей эры. В 2008 г. здесь уже была найдена древнейшая надпись на иврите.
«Ещё лет пять назад наука не знала ни одной надписи 10 века до н.э. на территории Иудейского царства, – говорят Гарфинкель и Ганор. – Но за последние годы были опубликованы четыре надписи того времени – две из Хирбет Кейафы, одна из Иерусалима и одна из Бет Шемеша. Этот факт опрокинул все наши представления о распространении письменности в Иудейском царстве: она явно была распространена значительно шире, чем мы считали ранее. Можно предполагать, что работы в царстве обеспечивались целым штатом распорядителей и писцов, и следы их деятельности мы находим в подобных надписях».
Библейское имя «Ишбаал» находим в 1 книге Паралипоменон 8:33; оно также встречается в написании «Ишбошет» во 2 Царств. Окончание «баал» восходит к богу плодородия Баалу (Ваалу) первых жителей земли Ханаанской, а окончание «бошет», означающее «презренный», было введено более поздними израильскими авторами."[2]

1 Пар.10:10.  В 1 Цар.31:10 говорится, что оружие Саула было положено в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-сана, а в 1 Пар.10:10 сказано, что «голову его воткнули в доме Дагона».
 Исторические источники и раскопки показывают, что Астароф была одной из самых известных языческих богинь плодородия. В некоторых районах Ближнего Востока её называли Астарт, или Астартой, а вавилоняне звали её Иштар. В Вефиле археологи нашли печать, на которой запечатлён её облик[3].
 Беф-сан (Бейсан) находится на восток от горы Гелвуй, где соединяются Израильская и Иорданская долины, под большим холмом на краю долины Изрееля. Раскопки Беф-сана велись в 1921-1933 гг. Пенсильванским университетским музеем, под руководством Кларенса С.Фишера, Алана Роу и Г.М.Фицджеральда. Высота развалин составляла более двадцати трёх метров - они состояли из восемнадцати слоёв, относящихся к различным эпохам. Самый нижний слой восходит к четвёртому тысячелетию до н.э., и следовательно, Беф-сан был одним из древнейших городов Ханаана.
 Раскопки стены в Беф-сане, той самой стены, к которой филистимляне пригвоздили обезглавленное тело Саула, показали, что Беф-сан (70 км к северу от Гивы) был разрушен в период с 1050 по 1000 гг. до н.э. Эти даты совпадают со временем жизни и деяний Саула и Давида[4].
 Но для нас важнее всего то, что в слое, относящемся к эпохе Саула, обнаружены развалины двух расположенных рядом друг с другом храмов - Дагона и Астарты,- о которых говорится в Библии.
 Камни этих капищ были свидетелями последнего акта филистимско-израильского конфликта, окончившегося гибелью царя Саула и трёх его сыновей. Попутно археологи обнаружили историческую подробность, о которой авторы Библии умолчали. Толстый слой пепла, закопчённые камни и разбитые статуэтки идолов доказывают неопровержимо, что город пал жертвой внезапного нападения и пожара. Это даёт основания предполагать, что Давид разрушил Беф-сан в отместку за глумление над телом его предшественника (ср.2 Цар.1-2:7, особенно 1:16 и 2:7).
 В руинах этих двух храмов «были также найдены, главным образом, металлические предметы культа и небольшие ящички с изображениями змей», которые чётко указывают на то, что «храмы посвящены богине плодородия Астарте и главному богу филистимлян Дагону»[5].
 Археолог Томпсон, комментируя находки в Беф-сане, отмечает: «Мы могли быть уверены, что один из двух храмов, обнаруженных в результате раскопок, произведённых вышеупомянутой экспедицией, был храмом Астарты. В Беф-сане находились характерные для того времени храмы, в которых поклонялись богам Ханаана. В них были обнаружены различные предметы культового характера. Тем не менее невозможно сказать, какой из этих двух храмов принадлежал Астарте, о святилище которой говорится в Первой книге Царств Ветхого Завета. При всём этом сегодня достаточно ясно, что в те дни в Беф-сане существовал языческий храм»[6].
 Археолог Фри относительно вышеупомянутых находок высказался категоричнее Томпсона. Описывая расположение и размеры двух храмов, он добавляет: «Археологи, производившие раскопки в Беф-сане, отождествили этот храм с храмом Астарты, в который (филистимляне) поместили доспехи Саула (1 Цар.31,10). Храм был найден на южном склоне высокого холма и сооружён, как показали раскопки, до эпохи Саула. Длина его составляет примерно 24 м, ширина — 19 м. Храм построен в направлении с запада на восток и включает в себя большое центральное помещение с тремя круглыми каменными опорами по сторонам. В основании средней колонны были найдены хранилище и сосуд с металлическими пластинами, кольцами и серьгами, выполненными из золота и серебра. Внутри храма был обнаружен монумент из базальта с изображением богини Астарты (...). Археолог Роу (один из трех руководителей раскопок) полагает, что все данные, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что храм был построен египтянами — жителями Бефсана в честь богини Астарты»[7].
 По поводу храма Дагона, в который, как указывает Ветхий Завет (1 Пар.10,10), филистимляне поместили голову Саула, профессор Фри пишет: «В ходе раскопок к югу от храма Астарты был обнаружен храм, который Роу отождествляет с храмом Дагона, упоминаемом в Священном Писании. Роу приходит к выводу, что в Первой книге Паралипоменон Ветхого Завета подразумевается наличие двух храмов в Бефсане, относящихся к периоду филистимлян, и раскопки подтверждают это»[8].
 Следовательно, городские стены древнего Беф-сана и стены двух языческих храмов, обнаруженных в ходе раскопок, в самом деле были свидетелями поругания тела царя Саула, о чём повествуется в двух книгах Ветхого Завета: Первой книге Царств (31:1-10) и Первой книге Паралипоменон (10:10).

1 Пар.11:4–5. Иерусалим был назван среди городов, которые получил в наследство Вениамин, но мы читаем, что колено Вениамина не смогло захватить этот город (Нав. 18:28; Судей 1:21). Кроме того, мы читаем, что колену Иуды тоже не удалось захватить Иерусалим,— как будто этот город был частью наследства колена Иуды. В конечном итоге Иуда захватил Иерусалим и сжёг его (Нав. 15:63; Судей 1:8). Однако в Библии также написано, что спустя сотни лет Иерусалим захватил Давид (2 Цар.5:5—9; 1 Пар.11:4–5).На первый взгляд все это может показаться очень запутанным, но в действительности никаких противоречий здесь нет. Граница между владениями Вениамина и Иуды проходила по долине Енномовой, прямо через древний город Иерусалим. Город, получивший впоследствии название Город Давидов, действительно находился на территории Вениамина, как и записано в книге Иисуса Навина 18:28. Но, похоже, часть иевусейского города Иерусалима лежала также и в долине Енномовой, занимая таким образом часть территории Иуды; поэтому Иуде тоже пришлось воевать против хананеев, живших в этом городе. Вениамин не сумел захватить город. Иуда однажды захватил Иерусалим и сжёг его (Судей 1:8–9). Но, очевидно, войска Иуды пошли дальше, а некоторые из прежних жителей снова завладели городом. Позднее город стал очагом сопротивления, подавить которое не могли ни Иуда, ни Вениамин. Таким образом, иевусеи оставались в Иерусалиме до тех пор, пока сотни лет спустя город не захватил Давид.
Почему иевусеи были уверены в том, что Давид не сможет взять Иерусалим (2 Цар.5:6, 1 Пар.11:5)? И как Давид всё-таки «взял крепость Сион» (2 Цар.5:7, 1 Пар.11:5)?
 В 1866 году английским офицером капитаном Уорреном и Палестинским исследовательсим фондом было обнаружено водяное русло, через которое воины Давида проникли в Иерусалим. Русло это представляет из себя тоннелль со ступеньками, высеченными в скале с вершины холма до источника Геона, с восточной стороны холма. Таким образом город снабжался водой в пределах городской стены. Холм был защищён толстой стеной в 7 м толщины. Он был недоступным, пока Давид не обнаружил этот секретный вход в город через источник.

1 Пар.11:8. В 1 Пар.11:8 говорится, что "он (Давид) обстроил город кругом". Остатки этой стены длиной в 120 м раскопаны. В некоторых местах ещё обнаруживается под постройкой Давида фундамент иевусеев.

(1 Пар.12:1 и 12:20). "Исследователи утверждают, что нашли город, древностью 3200 лет, который многие считают прибежищем библейского царя Давида. Место находки расположено в центральной части Израиля и считается остатками филистимлянского города Циклаг (Секелаг), сообщило издание newcarsz.com.
Филистимляне были древним народом, жившим на Ближнем Востоке с 12 в. до н.э. до 604 г. до н.э., после чего они были изгнаны. Они известны тем, что конфликтовали с библейским народом Израиля. Наиболее известным филистимлянином был Голиаф, которого убил царь Давид ещё в юном возрасте." [9]
"Многие археологи ранее заявляли, что нашли Циклаг, однако нынешние раскопки на месте под названием Хирбет Аль-Раи, стартовавшие в 2015 г., содержат больше доказательств.
Считается, что Циклаг был сожжён, когда царь Давид пошёл войной на филистимлян, поэтому сожжённые артефакты, найденные на этом месте, вполне соответствуют исторической правде. Было найдено множество сосудов для хранения масла и вина среднего и большого размера.
Исследователи на 90% уверены, что эта находка является библейским Циклагом; для того чтобы официально подтвердить это, нужно провести дальнейшие раскопки и исследования.
Что известно о Циклаге?
— Циклаг был древним городом, который библейскому царю Давиду отдал филистимлянский царь Ахиш (Анхус).
— Давид бежал в этот город, чтобы скрыться от гнева царя Саула.
—В отсутствие Давида и его воинов амаликитяне сожгли город, а женщин и детей сделали своими пленниками. Давид преследовал их, разбил их войско и возвратил пленных. Здесь Давид получил известие о смерти Саула."[9]

(1 Пар.13:5–7). "Археологи в Израиле вскрыли раскопками в ветхозаветном селении Кириаф-Йарим массивный постамент, на котором предположительно стоял Ковчег Завета, сообщает christianpost.
Израиль Финкельштейн (Israel Finkelstein), археолог Тель-Авивского университета, сообщил изданию The Times of Israel об этом открытии. Ковчег Завета – величайшая святыня еврейского народа, представлявшая собой переносной ларец (Исх. 25:10-14), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона. Кроме того, Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде. Полагают, что Ковчег хранился в древнем городе Кириаф-Йарим 20 лет, после чего был торжественно перевезён царём Давидом в Иерусалим.
В отличие от других археологов, работающих на этом участке, известный скептицизмом Финкельштейн не очень верит в существование Ковчега, хотя и полагает, что свежая находка может пролить свет на политические события библейских времен. «Раскопки в Кириаф-Йариме доказывают мощь Израиля (Северного царства) в начале восьмого века и, возможно, его доминирование в Иудее, – говорит Финкельштейн. – Многие из новых находок позволяют нам углубить свои знания о Библейской истории того времени, включая Ковчег и многое другое».
Обнаруженное сооружение, которое газета Times of Israel характеризует как «меняющее наши представления», имеет форму удлинённой прямоугольной платформы. По словам археологов, «материалы реконструкции показывают, что платформа изначально имела размеры примерно 150 на 110 м и площадь порядка 1.65 гектаров; она была сложена из камней в классической строительной технике Железного века, причём стены достигали 3 м толщины и по сей день имеют 2 м в высоту, и при этом строго ориентированы по сторонам света – с севера на юг и с востока на запад».
Определить возраст построек на участке удалось с использованием технологии, называемой оптически стимулированной люминесценцией, которая анализирует последний момент воздействия солнечного света на частицы кварца в почве. Измерения дали широкий диапазон дат между 1150 г. до н.э. и 770 г. до н.э., хотя гончарные издения, найденные на месте раскопок, показывают, что пик активности пришёлся на первую половину 8-го века до н.э.
Ведущие ученые экспедиции полагают, что цель постройки заключалась в том, чтобы «утвердить Кириаф-Йарим в роли святилища Ковчега Завета». «В свете политики Северного царства, это возвышение служило, видимо, для встреч высших сановников израильтян и, наряду с храмом, свидетельствовало о владычестве над вассальным царством Иудейским» – говорится в информации археологической службы.
Кириаф-Йарим является важнейшим местом Библейской истории – именно отсюда, по свидетельствам книги Паралипоменон (13, 5-8), царь Давид перевёз Ковчег Завета в Иерусалим. Тем не менее, Финкельштейн полагает, что вряд ли удастся обнаружить точные свидетельства реального хранения Ковчега в этом месте. Другие архелоги не теряют надежду найти такие свидетельства – в частности, Скотт Стриплинг (Scott Stripling) из Ассоциации Библейских исследований говорит, что вера и Библия только помогают в научной работе. Руководимая им группа исследователей работала в 2017 году на раскопках в древнем городе Шило, и археолог убедился на личном опыте, что Библия «является чрезвычайно надежным» источником исторических сведений и помогает в археологических поисках. «Мы считаем Библию серьёзным историческим документом, – заявил Стриплиг. – Но фактические свидетельства и материальные доказательства всегда недостаточны и спорны в нашей науке»."[10]

(1 Пар.16:7–36). По мнению авторитетного исследователя Медицинского центра Университета Дьюка, «благодарность настолько полезна для здоровья, что, если бы её продавать как лекарство, она стала бы лидером продаж». Но благодарность бесплатна. Возможно, поэтому о ней часто забывают. Но истинно благодарные сердца обращаются к Богу, от Которого исходят все благие даяния (Так.1:17). Например, Давид знал, что Бог помог благополучно перенести ковчег завета в Иерусалим (1 Пар.15:26), поэтому написал псалом славословия Создателю, который начинается словами: «Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (1 Пар.16:8). Затем Давид радуется Божьему величию, возносит Его спасение, творческое начало и милость (1 Пар.16:25–36). В этом псалме вспоминается Божья верность Своему народу на протяжении истории, а также напоминается о том, как важно всегда славить Его и хвалиться Им. А ещё в этом псалме сказано: «Взыщите Господа и силу Его, ищите непрестанно лица Его» (1 Пар.16:11). Что значит искать Божьего лица? Это значит обращаться к Нему даже в самые прозаичные моменты. А наша благодарность должна выражаться в поклонении Деятелю, а не просто в радости от Его даров. Может быть, благодарность действительно полезна для здоровья тела, но благодарение, воздаваемое Богу, приносит намного большую пользу душе. А неблагодарность – неестественна.

(2 Пар.1:7–12). В древности все исследователи считали составителем большей части библейской книги Притчей Соломона, и это не даёт никаких оснований для возражений. Содержание притчей также указывает на время расцвета государства. Кроме того, при чтении книги создаётся впечатление, что мы слышим отзвук откровения Божьего, дарованного Соломону в начале его правления и ответ (отклик голоса Бога) на мольбу и призыв Соломона о мудрости (2 Пар.1:7-12). Да и как иначе могли бы мы понять это место в 3 Цар.4:29-32: «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря... И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять».

(2 Пар.7:13–14). Здесь говорится о том, что царь Соломон получил откровение свыше о том, куда должен указывать нравственный компас израильского народа: на смирение и покаяние. Господь сказал ему: «Если... смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар.7:13–14). Нам, Христианам, нужно обратить первостепенное внимание на самих себя, смиренно прибегая к Богу в молитве и исповедуя всякий грех. Тогда, возможно, Он употребит нас, чтобы указать на путь истины и другим.

(2 Пар.12:1–9). Нашествие фараона Сусакима (и в 3 Цар.14:15–26).
 Алан Миллард пишет: «После смерти Соломона его царство разделилось на два более слабых, тут же подвергшихся нашествию могущественного царя Египта по имени Шешонк (Сусаким). Египтяне разграбили Иерусалим и прошли с огнём и мечом по всей территории Израиля и Иудеи. Два стиха в 3-й книге Царств (14: 15-26) и более пространный отрывок во 2-й книге Паралипоменон (12: 1-9) повествуют об этих событиях.
 В честь своей победы Шешонк построил новые храмовые здания. На высокой каменной стене внутреннего двора храма в Карнаке вырезано изображение фараона, побеждающего своих врагов. Рядом перечислены города, завоёванные египтянами. Часть названий уже невозможно прочесть, но остальные дают ценные сведения об исторической географии Палестины. Некоторые города, упоминаемые в Ветхом Завете (например, Адама, Пенуэл, Таанах) видимо, имели в те времена достаточно важное значение»[11].
 А.Лопухин пишет: «Поход Сусакима вновь приводит Библейскую историю в соприкосновение с египетской, и библейское сказание о нём вполне подтверждается свидетельствами египетских памятников. На стенах знаменитого египетского храма Карнакского (в Фивах) изображено всё это событие, и среди пленных, захваченных фараоном, ясно видны пленники с иудейскими чертами в физиономии и одежде, и в присоединённом к этим изображениям списке покорённых народов и царств значится и имя "Иуда Мелхи", т.е. царство Иудейское»[12].
 В книге Р.Сэмюэле «По тропам еврейской истории» изображён «настенный рельеф большого храма в Карнаке, на котором фараон Шешонк (Шишак) увековечил свою победу над царём Рехавамом»[13].
 Свои походы в Иудею Сусаким описал на южной стороне храма Амона в Карнаке, где он изображён дарящим 150 городов Палестины своему богу Амону. На барельефе каждый пленник олицетворяет собой один из городов, захваченных и разграбленных фараоном. Из списка городов мы узнаём любопытную деталь, которую Библия обходит молчанием: оказывается, Сусаким в военном пылу не пощадил даже своего протеже, царя Иеровоама, и разорил также территорию вновь образованного израильского царства.
 В раскопках Кириаф-Сефера обнаружен слой золы после сожжения этого города.
Найден и фрагмент памятника, который Сусаким поставил в Мегиддо.
 Мумия Сусакима была найдена в 1939 г. в Танисе, положенной в серебряном саркофаге, обложенном чистым золотом. Возможно, что это было золото, награбленное в Иерусалиме.
 В египетской истории Сусаким известен под именем Тутмос III. Именно он вторгся в Палестину, осадил её укреплённые города и принял капитуляцию царя Кадеша - Иерусалима. Сосуды и утварь, которые он вывез из храма и дворца и изобразил на стенах храма в Карнаке, сравнивались, поштучно, с описанием этих сосудов в храме Соломона.

(2 Пар.12:2–3). "Слово "троглодиты" в России произнесли первыми отнюдь не учёные археологи, а верующие, ибо это слово впервые можно было прочитать в Библии на славянском языке: "Взыде Сусаким царь египетский на Иерусалим, зане согрешиша пред Господом, с тысящию и двема сты колесниц и шестьдесят тысяч конник, и не бе числа народу пришедшему с ним от Египта, ливиане, троглодитяне, и ефиопляне" (2 Паралипоменон, глава 12, стихи 2–3). Преподобный Иоанн Карпафский в Добротолюбии (в "Увещевательных главах, в главке 87-й) также упоминает об этих троглодитах и сравнивает их с бесами, за дикость нравов."[14]

(2 Пар.16:7–9). 2 Пар.16:9: «Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему.» О чём свидетельствуют эти слова прозорливца Анании? Бог смотрит на нас, ожидая, что мы позовём Его во время нужды. Почему нам нужна поддержка? Потому что на пути правды могут потребоваться терпение и мужество. В Библии тому явные примеры – Иов (книга Иова), Иосиф (Бытие 39:7–20), Иеремия (Иер.20:2 и 26:15). Подобно зоркому орлану, Божьи очи обозревают мир, ища верность в вас и во мне. И Он обязательно пошлёт помощь и утешение. Когда мы сталкиваемся с собственными битвами и испытаниями, давайте вспомним, что Бог – наш лучший союзник. Он обязательно укрепит нас, если мы будем «вполне преданы» Ему.

(2 Пар.20:1). "Находившееся за Иорданом царство аммонитян со столицей в современном Аммане либо добилось независимости, либо было близко к этому – судя по тому, что ассирийский монарх Салманассар ||| в 853 г. до Р.Х. упоминает «независимого царя» этой территории (ср. 2 Пар.20:1)."[15]

(2 Пар.26). В записках ассирийского царя Феглаффелласара (Тиглатпаласара |||, 747–727 гг. до н.э.), который увёл Северное Израильское царство в плен, упоминается четыре раза «Озия иудеянин». Надгробный камень Озии был найден в Российском археологическом музее на Елеонской горе д-ром Е.Л.Сукеником, из Еврейского университета в Иерусалиме. На камне написано арамейскими письменами времён Христа: «Здесь покоятся кости Озии, царя Иудейского, – не открывайте!». Озия был погребён в городе Давидовом (4 Цар.15:7), но по некоторым причинам место его погребения было занято для других целей, и его кости были перенесены на новое место. Следующие слова в повествовании о нём служат предостережением всем нам: «Когда он сделался силён, возгордились сердце его на погибель его» (2 Пар.26:16). Озия захотел войти во святое святых и был поражён проказой (2 Пар.26:16–21). Этот пример оставлен нам в назидание и предупреждение. Становясь сильнее, нам следует становиться осторожнее и внимательнее, чтобы не навредить всему делу и не пострадать самим.

(2 Пар.27). В раскопках около Гафхефера найдена печать с надписью: «Принадлежит Иофаму».

(2 Пар.28). Печать с надписью «Вельможа Ахаза» была найдена в раскопках. Ахаз платит дань Феглаффелласару, царю Ассирийскому (2 Пар.28:16; 4 Цар.16:6–8). В записках Феглаффелласара записано: «Дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, свинец и ткани. Дамаск я разрушил. Рецин я покорил. Его начальников я посадил на кол. Я искоренил его сады и не оставил ни одного дерева». Об этом рассказывается и в 4 Цар.16; Ис.7.

(2 Пар.32). Починка стен во время ассирийской осады, сделанная наскоро, весьма заметна в наше время на стене. Обнаружено также основание внешней, "другой стены", которая идёт параллельно со стеной Давида на растоянии 9 м от неё.
О туннеле Езекии, который доставлял воду в Иерусалим (2 Пар.32:3–4; 4 Цар.20:20). Туннель этот найден. Геонский источник находился на восточной стороне Офелового холма, как раз за стеной. Каменщики Езекии высекли в скале туннель под холмом, длиной в 510 м от источника и отвели его на юго-запад в Силоамскую купель во внутреннюю часть города. Таким образом течение воды было направлено в Кедронский источник. Туннель в среднем был в два метра высотой и около одного метра шириной. Её уклон был в два с лишним метра. У русла источника была найдена Силоамская надпись.
Силоамская надпись. Праздный ученик в 1880 году играл у русла туннеля Езекии и заметил высеченные знаки на каменной стене на растоянии 5,5 м от входа, похожие на буквы. Он сказал об этом учителю, д-ру Шику, который обнаружил, что это было описание постройки туннеля на древнееврейском языке. Камни эти были вынуты из стены и отосланы в Константинопольский Музей, где они находятся до сегодняшнего дня. Надписи эти гласят: "Постройка туннеля закончена. Вот её история. Каменщики ещё взмахивали своими кирками с противоположных сторон и когда они были ещё на растоянии двух метров-они уже слыхали друг друга. Наконец они встетились, ударяя киркой о кирку и немедленно потекла вода из источника в купель. Высота скалы была от 50 до 600 метров".
Вторжение Сеннахирима в Иудею, во время которого он покорил "укреплённые города" Иуды (4 Цар.18:13) и осаждал Иерусалим (4 Цар.18:17), но не покорил и вернулся обратно в свою землю (4 Цар.19:35,36). Записи этого набега, по словам самого Сеннахнрима, найдены на глиняной призме. Призма хранится в музее Восточного Института, в г. Чикаго. На ней написано: "После того, как царь Иудейский Езекия не покорился моей власти, я победил 46 его укрепленных городов и меньших городов без числа. Я применил стенопробивные тараны, машины, подкопы, проломы в стенах, топоры и я осадил и взял город. 200 150 человек населения простых и знатных, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, волов, овец без числа я взял в добычу. А Езекию я запер в Иерусалиме, его столице, как птичку в клетке. Я построил ряд укреплений против него и изгнал всех, кто вышел из ворот его города. А его города, которые я покорил, я отдал царям Аштода, Экрана и Газы".
Ни один из ассирийский царей не решился бы записать свое поражение, какое потерпела армия Сеннахирима у стен Иерусалима (4 Пар.19:35,36), а поэтому и Сеннахирим ничего не говорит о взятии Иерусалима. Факт этот подтверждает правдивость библейского рассказа о поражении армии Сеннахирима.
Сеннахирим - "сам он стоял против Лахиса и вся сила его с ним". На стенах дворца Сеннахирима в Ниневии, Лейд обнаружил скульптурный рельеф, изображающий расположение армии у Лахиса, на котором было написано: "Сеннахирим, царь мира, во время своего царствования сидел на своём престоле и наблюдал падение Лахиса своими очами".
О дани, посланной Езекием Сеннахириму (4 Цар.18:14-16), там же написано так: "Моё величие устрашило Езекию. Он дал мне дань в 30 талантов золота, 80 талантов серебра, драгоценных камней, слоновую кость, женщин из его дворца и много других даров".
Лахис и Гива (32:9, Ис.10:29) упоминаются, как города из многих других, пострадавших от руки Сеннахирима. В Лахисе Археологическая Экспедиция Велкома нашла слой золы от огня 700 лет до Р.Х. А в Гиве Олбрайт так же обнаружил слой золы от огня этого времени.
Убийство Сеннахирима его сыновьями (4 Цар.19:36–37). Ассирийская надпись гласит, что "20 дня Тевефа (января) Сеннахирим был убит его восставшими против него сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асархаддон (Асардан) воцарился на престоле своего отца.
Езекия для нас образец верности. Он решил быть послушным Господу, не требуя для себя награды в виде беззаботной жизни. И мы тоже, как и Езекия, можем быть уверены в Божьем присутствии и силе, можем доверяться Богу даже в самые мрачные свои дни.

(2 Пар.33:1–20). В записях Асардана, ассирийского царя (681-668 до н.э.) говорится: "Я повелел 22 царям Западных земель приготовить для меня строительный материал для моего дворца". И там же упоминается имя "Манасии, царя Иудейского".
"Посланцы царя Ассирийского не церемонились с ним. «Они заковали Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон» (2 Пар.33,11). Об этом событии говорят и ассирийские летописи. Перечисляя царей, побеждённых Ассурбанипалом, они называют и «Менассе, царя Ягуду» (Keilinschriftliche Bibliothek, Schrader ||, 149, 239)."[16]

(2 Пар.35:20–23). "Когда Рамзес || в первый раз прошёл через Палестину с юга на север, царь этой земли явился, чтобы сразиться с ним. Фрагмент фрески из фиванского храма, представленный в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, изображает палестинского принца, смертельно раненного стрелой или копьём одного из египетских воинов, и армию этого принца, охваченную сильным страхом (H.E.Winlock, Excavation ar Deir el Bahari, 1911–1931 (New York, 1942), p.12 and Plate 69.). На стеле в Асване, воздвигнутой в «год 2», Рамзес, гордясь своей стремительной победой, выгравировал сообщение об этом походе: «Он в один момент перевернул мириады в пространстве... он расширил свои границы навеки, ограбив азиатов (Sttyw) и захватив их города»(J.H.Breasted, Ancient Records of Egypt (Chicago, 1906). Vol.|||, Sec.479.)."[17] Подробней об этой битве и связанной с ней событиями можно со всеми необходимыми доказательствами прочесть в книге выдающегося американского учёного Иммануила Великовского «Рамзес || и его время», откуда и приведена данная цитата.

(2 Пар.36:3–4). "Наложив «на землю пени сто талантов серебра и талант золота» (2-я Книга Паралипоменон 36:3), фараон посадил на трон, освободившийся после его брата, Иоакима. 4-я Книга Царств 23:35: «И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона...» Надпись на обелиске в Танисе гласит, что Рамзес || «ограбил вождей азиатских в их земле»."[18]

(2 Пар.36:8–10). В 1928 г. около Кириаф-Сефера Кайл и Олбрайт нашли слой золы, оставшейся после пожаров Навуходоносора, две кувшинные ручки, на которых было отмечено: "Принадлежит Елиакиму, слуге Иехонии". Одна из этих ручек хранится в Ксенийской семинарии в Питсбурге. Подобные печати были так же найдены в 1930 г. Грантом в Беф-Шемеше. Иехония выведен из "дома темничного" и получил "содержание" (4 Цар. 25:27,30). Олбрайт говорит о находке Вейднером в руинах вавилонских висячих садов таблички, на которой были поименованы лица, получающие регулярную помощь масла и зерна, и в числе этих поименованных находится имя "Иехония, царь из земли Иудейской".

Источники и примечание автора:
*ЯГВЕ (Яхве) в Ветхом Завете- неизреченное Имя Божие- древнеевр. ;;;' «священная тетраграмма» в LXX (в древнейшем, греческом переводе Ветхого Завета (lll в.до н.э.) Септуагинте)- ;;;;;;, в латинском переводе блаж. Иеронима (lV в.н.э.) Вульгате (ставшей основным переводом на Западе на тысячу лет)- Dominus, в славянорусск. Библии- Господь (искажённой, не имеющей смыслового значения, формой Которого является с XVl в.н.э.- Иегова).
ЯГВЕ- значит Бог,имеющий Сам в Себе принцип Своего бытия; это Имя можно перевести 4 формулами: 1.«Я есмь,Который есмь»- самобытность Бога- 2.«Я буду, Который есмь»- вечность, неизменяемость- 3.«Я есмь, Какой буду»- утверждение Бога- 4.«Я есмь,Который причиняет бытие». (В Ветхом Завете встречаются некоторые собственные имена,происходящие от того же корня, так называемые «теофорные», напр.Илия, Исаия, Иеремия (Элийаху, Йешайаху, Йирмейаху).)
Теперь о причине употребления формы Имени Божия-Иегова. Ветхозаветные евреи со времён Неемии испытывали суеверный страх перед произнесением вслух Имени ЯГВЕ; они считали, что, произнося вслух Имя Божие, они нарушают тем самым третью заповедь, говорящую о произнесении Имени Бога напрасно. Масореты (что означает «хранители традиции») были еврейскими переписчиками Ветхого Завета,жившими в период с Vl по Х век н.э.; копии рукописей,которые они сделали, называются масоретскими текстами (The Encyclopedia of Judaism. Edited by Geoffrey Wigoder. 1989, p.468.). Мы находим в масоретских рукописях и редакционные пометки. Алфавит семитских языков (в том числе древнееврейского) консонантный, т.е.включает только согласные. Масореты не считали возможным внести какие-либо изменения в древний текст и поэтому часто использовали именно пометки на полях, чтобы пояснить, как, согласно их пониманию, должен был читаться "написанный" текст (называемый кетиб). Этот предложенный ими метод чтения был назван "кверье".Наиболее известный пример "кверье"- написание Имени Бога.
[1] «Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество, 1996, стр. 229, 230.
[2] https://www.sedmitza.ru/text/5759626.html
[3] Burrows M. What Mean These Stones? N.Haven: American Schools of Oriental Research, 1941, p.230.
[4] Albright W.F. The Archaeology of Palestine and the Bible. N.Y.: Revell, 1935, p.40. Кроме того: Burrows M. Op.cit., p.251.
[5] Keller W. (Вернер Келлер) «Библия как история» (на греческом, изд.1968 г., стр.246.
[6] Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd, 1973, p.94-95.
[7] Free J.P. Archaeology and Bible History. Wheaton-Illinois, 1954, p.152-153.
[8] Rowe A.The Temples of Dagon and Ashtoreth at Bethsham//Museum Journal.Vol.XVII,N3,Sept.,1926, p.298. Цит. по: Free J.P.Archaeology..., p.153.
[9] https://sedmitza.ru/text/10089962.html
[10] https://sedmitza.ru/text/8658174.html
[11]«Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество, 1996, стр.50.
[12] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. М.:«Книга Принтшоп»,1990, стр.281.
[13] Указ.кн., Israel; «Библиотека-Алия»,1991, стр.50.
[14] Библия опережает науку на тысячи лет. Сборник под редакцией В.А.Губанова. Москва, издательство православного братства во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" "Лествица",1998, стр.12–13.
[15] Дж.Э.Райт. Библейская археология. Санкт-Петербург, 2003, стр.207.
[16] Архиепископ Нафанаил (Львов). О святой Библии. Священное Писание и богослужение. Апологетические беседы. – СПб.: «Кифа», «Издательство Олега Абышко», 2007, стр.118.
[17] Великовский Иммануил. Рамзес || и его время./Пер. с англ.– Ростов н/Д: Феникс, 1997, стр. 16 в согласовании со сноской на стр.12.
[18] Там же, стр.19.