Глагол возрождения

Вячеслав Абрамов
Слова, независимо от того, какой частью речи они формально считаются, всегда по сути являются ГЛАГОЛОМ – голосовым выражением одного из восьми вдохновляющих ГЛАСОВ, дарованных человеку Богом.

Звучащий из нечистых уст и вдохновленный нечистыми помыслами глагол может до неузнаваемости извратить любой из этих восьми чистых.
Тогда это будет уже не глагол, а гологол, или болобол – звукоподражательное пустозвонство.

Типология восьми гласов была произведена святым преподобным Иоанном Дамаскиным. 

Первый глас – Богоявления, наиболее торжествен и величествен.

Второй – Исхода, утешает, исполняя сердце кротостью и благоговением.

Третий глас – Небесной радости, начинает с благодарения, побуждает на подвижничество.

Четвёртый Всепразднества – согревает сердце милостью и благодатью Божьей.

Пятый глас – Поклонения, с печалью о грехах в надежде на милость Божию.

Шестой глас – Покаяния, рождает в сердце любовь, преодолевающую скорби.

Седьмой глас – Преображения, призывает милость Божию.

Восьмой глас – Вечности, побуждает к благоговейному созерцанию вечного блаженства жизни «будущего века».

Становясь глаголом в момент произнесения, каждое слово становится волеизъявлением как говорящего (голос), так и Того, Кто вдохновляет речь (глас).
«…был глагол Божий к Иоанну … как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3:2-6);
«Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин 18:37).

С развитием христианства стали говорить о гласе Божием как о выражении Его милости, посредством которого Он предлагает принять спасение через Иисуса Христа.
Это глас, который может быть как внешним, так и внутренним – но в обоих случаях это зов Бога, в обоих случаях это действие Святого Духа.

Этот зов является благодатью для грешников, но если они отвергают Его милость, то их испорченность и вина, как и справедливость Божия при их отвержении, становятся совершенно очевидными.

Святые отцы свидетельствуют, что самый мощный глас – внутренний, он звучит через действие Святого Духа и потому не несёт в себе сомнения, он воздействует на сознание человека посредством нравственного убеждения или сильного ощущения.

Это может быть воздействие посредством слова, но в этих случаях это есть слово силы Божией, Дух Божий делает это слово убедительным и действенным, чтобы человек услышал в этом голосе глас Божий.
Услышавший этот глас будет обязательно спасён.

ИЗ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ОБРАЩЕНИЕ

Внешний зов также действует совместно со Святым Духом, помогая человеку обрести новую жизнь, что приводит к изменению внутреннего состояния и содержания его души.
Он открывает в сердце человека канал, который позволяет ему услышать глас Божий, воспринять его и повиноваться – это означает переход души в новое состояние, которое обозначает термин «возрождение».
Возрождение обозначает начало обновления человека при его новом рождении, плюс обращении.

В настоящее время этот термин используется и в более ограниченном смысле, для обозначения божественного акта, посредством которого грешник получает новую духовную жизнь и начинает действовать в этой новой жизни.

Термин «возрождение» может быть использован и в еще более узком смысле – для обозначения зарождения новой жизни в душе. В этом смысле слово «возрождение» может быть определено как такое действие Бога, посредством которого источник новой жизни помещается в человека, что приводит к обновлению и освящению его души.

Необходимость возрождения вытекает также из грешного статуса человека. Библия не оставляет никаких сомнений в необходимости возрождения для спасения.

«Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер 13:23);

«…нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим 3:11);

«между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф 2:3)
«…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия … истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ... Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин 3:3,5-8);

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (1Кор 2:14);

«Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал 6:15).

Сущность возрождения – помещение в человека источника новой духовной жизни, в радикальном изменении состояния души, что предполагает воздействие на всего человека:

– его интеллект:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нём судить никто не может» (1Кор 2:14-15);

«потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор 4:6);

«и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его…» (Еф 1:18);

«и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол 3:10);

– его волю:

«потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил 2:13);

«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2Фес 3:5);

«да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр 13:21);

– его эмоции:

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс 41:2);

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4);

«Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1Пет 1:8).

Это МГНОВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ.
Утверждение, что возрождение является мгновенным изменением, подразумевает два обстоятельства:
1) возрождение не является чем-то, что постепенно созревает в душе, как нет никаких промежуточных этапов между жизнью и смертью;
2) возрождение не является поэтапным процессом, подобным освящению, оно совершается мгновенно.
Оно является изменением подсознания. Возрождение является бесспорным деянием Бога, которое никогда не может быть осознано человеком, способным только узреть его результаты. Естественно, что человек может непосредственно осознать возрождение только в том случае, если оно совпадает с обращением.

Это новое состояние души означает для человека новую жизнь, которая начинает проявлять себя как результат этого рождения. И это есть возрождение в широком смысле и символизирует момент перехода возрождения в обращение.