Пламя в ночи. Часть 1

Олег Каминский
     С первых же дней Великой Отечественной войны насущной проблемой для советских истребителей ПВО стало противодействие ночным налетам врага. Наряду с малым количеством ночников, ситуация усугублялась ещё и отсутствием технических средств по обнаружению ночью воздушных целей.

     Как правило, поиск самолетов противника проводился лётчиком визуально, и главным помощником для него было собственное зрение, а иногда лунная, ясная ночь, или помощь прожектористов.

     Из-за отсутствия приборов, помогающих пилоту управлять самолетом, производить взлет и посадку в ночных условиях, часто происходили аварии и катастрофы, в которых пострадало и погибло много хороших лётчиков.

     Тем не менее, лётчики-истребители ПВО делали всё, что было в их силах и, во время трудных ночных вылетов смогли сбить в 1941 году 64 вражеских самолета, в 1942 году – 76 и в 1943 году – 50 самолетов противника.

     Разумеется, много вражеских самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, подразделениями заградительных аэростатов и другими средствами ПВО.
   
     Опуская подробности ночных боев советских средств ПВО в 1941-1943 годах, когда вопрос о господстве в воздухе был болезненной темой, сразу перейдем к рассмотрению ночных действий авиации противника и противодействию нашей ПВО в 1944 году, когда превосходство в силах однозначно было на стороне Советского Союза.    

     Итак, к началу 1944 года немецко-фашистской авиации на советско-германском фронте противостояли огромные силы советской авиации. Кроме «Сталинских соколов» фронтовой, дальнебомбардировочной и морской авиации, с лётчиками Люфтваффе сражались также мощнейшие войска Западного и Восточного фронтов ПВО, действовавших в прифронтовой полосе.

     Западный фронт ПВО состоял из одной армии, четырех корпусных и одиннадцати дивизионных районов ПВО. В составе фронт насчитывалось 1.528 самолетов-истребителей, 8.106 зенитных орудий, 5.630 зенитных пулеметов, 1.462 зенитных прожектора и 1.290 аэростатов заграждения.

     А в состав Восточного фронта ПВО входила одна армию, два корпусных, три дивизионных района и две отдельные бригады ПВО. Всего фронт имел 967 самолетов-истребителей, 3.342 зенитных орудия, 1.493 зенитных пулемета, 803 зенитных прожектора и 424 аэростата заграждения.

     Безусловно, количество средств противовоздушной обороны должно впечатлять: одних только истребителей почти две с половиной тысячи! И это – не считая истребителей фронтовой и морской авиации.            

     Кроме Западного и Восточного фронтов ПВО, были и другие фронты ПВО, располагавшиеся далеко в тылу и тоже имевшие огромное количество противовоздушных сил. Правда, их участие в боевых действиях было крайне ограничено. 

     А вот Люфтваффе располагало в то время довольно ограниченным числом дальних бомбардировщиков, способных наносить удары по объектам глубокого тыла. В начале 1944 года на советско-германском фронте действовали лишь четыре бомбардировочные эскадры: KG.3 «Blitz», KG.4 «General Wever», KG.27 «Boelcke», KG.55 «Greif» и одна группа – II./KG.51 «Edelweis», имевшие на вооружении самолеты Junkers 88 и Heinkel 111.

     Одной из важнейших задач Войск ПВО являлась оборона железнодорожных коммуникаций. Так, на Юго-Западном направлении для прикрытия объектов железной дороги было сосредоточено, по некоторым данным, свыше 2.000 зенитных орудий, около 450 самолетов-истребителей, 1.650 зенитных пулеметов и 300 зенитных прожекторов, что составляло свыше 50% всех сил и средств Войск ПВО страны, действовавших в прифронтовой полосе. Этими силами, в первую очередь, прикрывались наиболее важные железнодорожные узлы и мосты, а на основных магистралях — и все без исключения станции.

     Отличительной особенностью организации противовоздушной обороны прифронтовых коммуникаций юга было создание единой системы радиолокационного обеспечения боевых действий истребительной авиации.

     Для наведения истребителей на воздушные цели в южной части Левобережной Украины и Донбасса развертывались радиотехнические станции в районах Лозовая, Днепропетровск, Чаплино, Запорожье, Мелитополь, Пологи, Красноармейск.

     Зоны видимости этих станций взаимно перекрывались, чем и обеспечивалось создание сплошного радиолокационного поля обнаружения и наведения в обширном районе.

     В условиях абсолютного численного превосходства советской авиации и других средств ПВО, немецкому командованию ничего не оставалось, как во избежание больших потерь изменить тактику действий бомбардировочной авиации и всё больше привлекать её к нанесению ударов по ночам.

     Собрав воедино всю имеющуюся информацию, попробуем составить своеобразную хронологию ночных налетов Люфтваффе в 1944 году, упомянув при этом о понесенных потерях обеих сторон и успехах советской противовоздушной обороны. Понятно, что собранная информация далеко не полная и нуждается в дополнении и уточнении.

     Продолжение следует…