Ч. 335 Великий князь собирает таланты

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/06/11/1020

После отпуска Лесовского вызвали в инспекторский департамент. Контр-адмирал Николай Карлович Краббе предложил ему должность капитана парохода «Император Александр II». Пароход существовал только в названии.

Краббе рассказал Лесовскому о важности создания РОПиТ, которому предоставили кредит в виде ежегодной субсидии в течение 20 лет. Правительство приобрело акций на 2 миллиона рублей.

Великий князь Константин распорядился передать обществу несколько судов. Затопленные в Севастопольской бухте пароходы решили поднять и восстановить.
 
Кроме того, генерал-адмирал распорядился укомплектовать кадровый состав «Русского  Общества Пароходства и Торговли» (РОПиТ), направив в него 126 офицеров и несколько сот матросов из Черноморского флота.

Он поставил перед РОПиТ задачу строить суда, которые в случае войны можно срочно вооружить и использовать для крейсерской службы.

Кстати, в советское время торговые суда тоже строились с конструктивными особенностями в тех местах корпуса, где предполагалось в случае войны установить артиллерийскую установку или зенитный комплекс «Оса».

Степану Степановичу предстояло выехать в Англию и приобрести там пароход. Лесовский дал своё согласие. 16 апреля 1857 года приказом управляющего Морским министерством № 96 его уволили «для службы на коммерческих судах с состоянием по флоту».

Перед отъездом в Англию Лесовский встретился с Аркасом, и они оговорили характеристики заказываемых в Англии пароходов, а также обсудили контроль за строительством судов.
 
Степан Степанович заказал строительство двухпалубного почтово-пассажирского парохода «Император Александр II» на верфи «John Laird» в Беркенхеде.

Пароход под его наблюдением построили настолько надёжный, что он даже участвовал  в Первой мировой войне.

Однако плавать на нём Лесовскому не довелось, его отозвали в Петербург, где ему объявили о новом назначении: «по личному избранию генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича» его назначили капитаном над Кронштадтским портом.

В этой должности ему предстояло работать над укомплектованием, вооружением и снабжением кораблей, отправлявшихся в заграничные плавания,  которые великий князь считал лучшей школой для моряков.

В 1857 году генерал-адмирал представил своему брату Александру II проект нового штатного состава флота, включавшего 156 винтовых кораблей: 18 линейных, 12 фрегатов, 20 корветов, 6 клиперов, 100 канонерских лодок и 9 колесных пароходо-фрегатов, не считая мелких вспомогательных судов и транспортов.
 
Это был грандиозный план для разорённого войной государства. Александру II он понравился. План составили на 20 лет. Он соответствовал заветам отца, Николая I: «Россия должна быть первоклассною морскою державою, занимать в Европе третье место и быть сильнее союза второстепенных держав».

Хотя здесь явное противоречие: как можно быть первоклассной морской державой, занимая третье место в Европе? Но когда стали работать по выполнению плана, сразу появились сомнения в его обоснованности.
 
Во время войны удалось построить 75 винтовых канонерских лодок для действия в шхерах. Осуществить это строительство в кратчайшие сроки удалось благодаря организаторским и техническим способностям выдающегося деятеля той эпохи  Николая Ивановича Путилова.

Вместе с ним работали капитаны 2 ранга Платон Юрьевич Лисянский и Иван Алексеевич Шестаков.

Путилов окончил одним из первых Морской кадетский корпус, был оставлен для преподавания математики, астрономии и навигации, занимался вместе с академиком Михаилом Васильевичем Остроградским исследованием вопросов внешней баллистики.

Николай Иванович рано понял, что плавание на кораблях – это не его профессия. Он перешёл на береговую службу. Таланты Путилова не прошли мимо внимания великого князя Константина, и тот определил его чиновником  для  особых поручений при директоре кораблестроительного Департамента.

Путилов был удивительным человеком и ещё в одном отношении: он не воровал государственные средства, более того, при строительстве кораблей для военно-морского флота умудрился ещё и добиться экономии средств.

Деятельность этого человека, чья судьба была связана с военно-морским флотом России, заслуживает отдельного описания, но я вынужден лишь упоминать о ней. Он много сделал не только для флота, но и для всей экономики страны.

Прах Николая Ивановича Путилова и его жены Екатерины Ивановны находился в Никольской церкви рядом с Путиловским заводом. «Благодарные» потомки в 1951 году сожгли в котельной останки Путилова и его жены, а чугунную плиту с их именами отправили на переплавку.

Кстати, в 1856 году светлейшего князя Меншикова уволили в отставку. Заслуженный деятель флота скончался в 1869 году,  его похоронили в Воздвиженской церкви имения Александрово, в одноимённом селе Клинского уезда.

Могила в сороковых годах прошлого века была разграблена, а черепом адмирала деревенские мальчишки играли вместо футбольного мяча. Сейчас скромно пишут, что могила не сохранилась, но установили памятную доску.

Осенью 1855 года в Архангельске и Петербурге заложили серию из 20 парусно-паровых корветов и клиперов. Контролировал строительство капитан 2 ранга Шестаков, которому помогали четыре офицера-кораблестроителя.

В Архангельск командировали с особыми полномочиями капитана 2 ранга Андрея Александровича Попова.
 
Шестаков, Попов, Григорий Бутаков и Лесовский были в тёплых дружеских отношениях.
Им много раз приходилось встречаться по службе и в совместной работе в ревизионной комиссии Морской библиотеки.

Все были незаурядными офицерами и выделялись среди остальной офицерской массы.

Андрей Александрович Попов родился в семье известного кораблестроителя. Склонность к технике ему, видимо,  передалась от отца. Военный мундир он надел ребёнком.
 
Ему было девять лет, когда родители передали его на воспитание в морскую роту Александровского кадетского корпуса.

Затем его через год перевели в Морской кадетский корпус, который он окончил в 1838 году. Служба Попова, как и его друзей, началась на Чёрном море, где они получили хорошую закалку.

С 1851 года Попов командовал различными черноморскими пароходами.
Во время войны он дважды прорывал блокаду, доставляя срочные сведения в Николаев и в Одессу. Командуя пароходом «Тамань», он захватил шесть купеческих судов противника.
 
Попов просил разрешения отправиться в качестве рейдера для нарушения вражеской торговли в Средиземное море,  но, естественно, на осуществление своей безумной затеи разрешения не получил.

Посчитали, наверное, что это последствие контузии головы.

Корнилов, чтобы держать под присмотром не в меру активного командира парохода, назначил его офицером для особых поручений при себе. Затем Попов выполнял те же обязанности при Нахимове.

Ему присвоили звание капитана 2 ранга, наградили орденами св. Анны 2 степени, св. Владимира 4 степени с бантом, золотым оружием с надписью «За храбрость».

По высочайшему повелению его перевели из Севастополя в Архангельск командиром  32 флотского экипажа.

На него возложили обязанность по контролю над строительством шести клиперов, которые он затем должен был привести в Кронштадт.

Продолжение http://proza.ru/2022/06/15/1142

На фотографии: Николай Иванович Путилов