Матрица сознания Часть 2

Яков
…продолжение… 

 Более двух недель молодой  монах не приезжал к старцу  со  дня последнего  визита, когда  он  привозил  тому  краску  для  забора  и в  один  из  дней  он  снова решил  нанести визит. Уже  на  подходе  к  дому  он издалека  увидел свежеокрашенный  фасад забора, который заметно  оживлял жилище старца,  отливая на  солнце светло-шоколадным цветом.

Подойдя к  калите, молодой   монах для  верности потрогал  краску на  заборе, которая уже  хорошо высохла, что  говорило  о  том, что  покраска была сделана  достаточно  давно, а  не  пару  дней  назад.  Зайдя  во  двор, молодой монах почему-то  первым  делом  решил заглянуть в  сад,  где и  обнаружил  старца за  уже известным ему   столиком в  окружении  двух монахов.

Подойдя  ближе, молодой  монах  поприветствовал всех традиционным приветствием:

– Мир вам,  братья.

– И тебе  брат,  мир,  – почти хором  ответили  монахи.

– Возьми в сарае  стульчик  и присоединяйся к  нам,  –  сказал  с  улыбкой  старец,  не ставая из-за стола  для  персонального  приветствия. Молодой  монах принёс стул  и,  присев  возле монахов, уже более  обстоятельно  рассмотрел с близкого расстояния  всех присутствующих  и всё происходящее.

Монахов в  этот раз было двое –  Николай  и  Владимир, младшего  брата  Андрея  почему-то не  было,  на столе  стоял  заварник   с  традиционным  травным  чаем, накрытый  вафельным полотенцем,  на подносе  лежала  начатая пачка  печенья.

Как  бы  разряжая возникшее напряжение, старец сказал:

– Мы  тут с  братьями  говорим  о  душе,   поэтому  послушай,  тебе  это  тоже  будет  полезно.

Старец  отпил немного  чая  и продолжил:

–  Так  вот,  братья,  как я  и  говорил  вам, яйцо – это  древнейший  духовный  символ  жизни,   который  с  незапамятных  времён является  прообразом  человеческой  души. Символизм  этот имеет  под собой  очень  глубокую основу, поскольку во всех религиях мира  яйцо – это  сама первооснова жизни  и символ  энергии духа.

Так, по египетской книге мёртвых из гусиного яйца  родился верховный Бог Ра, в  индуизме  из  яйца  Брахманды  рождается Брахма,  в  конфуцианстве из куриного яйца  родился прародитель Пань-Гу, в  славянской  традиции  в  яйце  на  самом  конце  иглы  находится смерть  Кощея, в  иудаизме яйцо – это  символ  вечности  и  неотъемлемый атрибут  Седера  и Песаха, у  христиан яйцо – это символ воскресшего  Спасителя и Господа  нашего Иисуса Христа.

Что же  делает яйцо столь священным символом жизни  и  образом  души, как вы  думаете,  братья ? – спросил  старец,  обратившись  ко всем  присутствующим.

Николай  и Владимир переглянулись, но никто из них  так  и  не  решился ответить на вопрос старца. Молодой монах  также  не  знал ответа на  этот вопрос.  Возникла  неловкая пауза. Видя  не  готовность слушателей  ответить на  этот вопрос, старец продолжил:

– Я задал  этот вопрос  вам,  братья, заранее  зная,  что вы  не сможете  на  него ответить, поскольку  этот вопрос касается  фундаментальных основ бытия и  самого мироздания. Яйцо – это та  же  луковица  души  и  луковица Вселенной,  о  которой  мы  уже  говорили  ранее.

– Разве в Священном Писании  об  этом   где-либо  говорится ? – переспросил Николай.

– В Священном Писании об  этом не  говорится, Николай, но в отеческом  предании есть не мало мест,  где отцы  говорят  о яйце, как  символе  вечной  жизни.  Вы  наверно часто  видели  пасхальные иконы Спасителя,  где Он  изображён  в светящемся  яйце,  так  вот  это и есть то самое отражение яйца  как  символа  вечной  жизни.

Я не  буду вдаваться  сейчас  во все детали, а просто сообщу  вам, что яйцо – это  не просто символ  жизни,  ни и символ  возрождения  новой  жизни.  Святые  отцы  созерцали  душу   как  светящееся  яйцо  и  главное  открытие, которое  они сделали,  заключалось в  том, что  как из  обычного яйца  вылупляется  птенец,  точно  также  и  из   яйца  человеческой  души  выходит новый  духовный человек, как  удивительная духовная птица, подобная орлу.

– Речь  о рождении нового человека во Христе  в  момент крещения ? – переспросил Николай.

– Не совсем  так, Николай.  Я вам  ранее  уже говорил, что при крещении происходит не рождение, а  только посев  семени нового духовного человека,  которому  нужно прорасти, созреть  и  дать плод.  Новый  человек  во  Христе  – это  не  семя, а  конечный  плод всех  усилий  христианина  на пути веры  и  духовной жизни.  Это  понятно ?

– Понятно, – хором  ответили Николай  и Владимир.

– Это  очень важно  понять,  братья, – заметил старец, –  Новый  духовный человек  рождается  душой,  как  и   телесный,  только младенцем, подобным  неоперившемуся  птенцу,  вышедшему  из  яйца,  которому предстоит пройти долгий  путь укрепления и возрастания  в  Духе, прежде чем  он  расправит  крылья  духа и  станет  наследником  Царства  Божьего.

Таким  образом,  святые  отцы  напрямую  связывали  процесс вылупливания  птенца  из  яйца  и превращения его во взрослую  птицу с  процессом  рождения  душой   нового человека  во Христе,  который  также укрепляется  и  в  итоге  раскрывает духовные  крылья.  Вот  та причина, по  которой  яйцо считается  символом  возрождения к  новой жизни. Это  понятно ?

– Понятно.  Отче,  скажи,  а  чем  являются крылья  у  духовного  человека, наследующего Царство Божье? – переспросил монах Владимир.

– Это крылья  Орла по  Откровению Иоанна  Богослова,  – ответил старец. – Но  у  отцов нет  согласного мнения  о  смысле  и  значении крыльев орла.  Одни  отцы говорят, что два крыла – это  два  Завета – Ветхий  и Новый,  другие  говорят, что два  крыла  – это крылья  ангела, уведшего Божью Матерь с младенцем в Египет, третьи говорят, что  крылья – это девство Церкви в  качествах  чистоты  и  непорочности и  так  далее.

Названные церковные  смыслы я  бы  отнёс  к  душевным, которые  даны  душевным  умом, который ещё  не  достиг  высоты  духа  и сам не раскрыл  этих  крыльев  в  самом  себе. Из всех отцов наиболее  верное и высокое  толкование смысла  этих крыльев  дал преподобный Никита  Стифат – ученик самого Симеона Богослова, считающегося основателем  Восточного исихазма.

Так  вот преподобный  Никита,  описывая  духовное состояние  человека, об  этих  крыльях сказал  так –  «Духовное же устроение – то,  когда не изволяют иметь ничего из первых двух, – то есть  телесного и  душевного,  –  и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния».

Как  видите,  двумя  крылами  он  называет безусловную любовь и  безстрастие. Если  вы помните  Лествицу  духовную преподобного Лествичника, то  безстрастие – это ступень 29, а  безусловная  любовь – это 30-я  и последняя  ступень Лествицы, которые символизируют  ум Христов  и Логос,  т.е.  самую вершину пирамиды духовного сознания.

Раскрытие крыльев  орла – это и есть завершение строительства  пирамиды духовного сознания.  Таким  образом,  два  крыла  являются  символами  духовного совершенства  инока, которые  и делают его  богоподобным  и как  бы могущим  парить  над  всем  миром, а  не  привязанным  к  нему. Это  понятно ? – переспросил старец.

– Понятно,  отче,  –  ответил Владимир,  –  только непонятно  о какой  пирамиде  духовного сознания  ты  говорил.  Я  такого  понятия не  встречал  ни  в  Евангелие,  ни у  отцов. Откуда  оно и что  обозначает ?

– Это  понятие из  ветхозаветного знания,  относящегося  к древнему иудаизму  и  учению  оссинов  и  терапевтов, к которым принадлежал  предтеча  Иоанн Креститель.  – ответил старец. –  Вам оно не  знакомо и  оно  обозначает  то  же самое,   что и Лествица  Иоанна,  только  другими  словами.

– Отче,  будь  добр,  ты  по  возможности не  используй  таких  слов  и выражений  из  других  учений,  если  мы  говорим  о  душе  в  свете отеческого и евангельского  понимания,  – попросил Николай. –  Учение  о  сознании  это  же  нехристианское  учение из  буддизма  и  каббалы, а  мы  православные  монахи и нам  нужно  только евангельское знание.

– Хорошо, хорошо,  Николай, как  скажешь, ты  уж  прости  брат, просто с  языка сорвалось это слово, – с улыбкой  отреагировал  старец,  мельком  посмотрев  при  этом на молодого монаха.   На  интуитивном  уровне  тот  сразу  понял  этот  взгляд  старца,  как  намёк, указывающий  на  специфику  православной терминологии, в  которой  многие общеизвестные  понятия, включая  и понятие  сознания,  по-прежнему  подведены  под  категорию  оккультных.

Стремясь чем  быстрее уйти  от этого недоразумения, старец продолжил:

– Так  вот,  продолжая мысль преподобного Никиты Стифата, я  хочу  вам  сказать, что как  и птенец  птицы  открывает  для  себя  мир  воздуха  только  оперившись и  раскрыв  крылья,  так  и  новый  человек  во Христе,   рождаемый  душой,  должен  прежде  опериться  и пройти  все  30  ступеней Лествицы  духовной,  прежде, чем у  него  раскроются духовные крылья, какими являются безстратие  и  безусловная любовь.  Иначе раскрыть  эти крылья просто невозможно.

– Что  невозможно  человеку,  то  возможно Богу,  –  заметил Николай.

– В случае с  духовными  крыльями это невозможно и  Богу,   поскольку  без  воли  человека Бог   никого не тянет за  уши  на самый  верх  духовной лестницы.  Крылья  Духа  – это  духовное совершенство и плод  обоюдных усилий  – человека  и Бога.

 По  поводу  раскрытия  крыльев  духа  у  меня  есть  к вам  один  вопрос,  братья,  – продолжил старец.  –  Как вы  хорошо  знаете,  у  любой  птицы,  кроме  крыльев,  есть ещё  и  ноги.  Как вы  думаете, а  чем  являются  ноги  для  духовного  человека, как  птицы,   и как  ноги  соотносятся с  духовными  крыльями ?

Николай  и Владимир  задумались и молодой  монах сам озадачился этим казалось  бы простым вопросом старца.  Через некоторое  время Николай ответил:

– Не уверен, отче, что даю правильный  ответ, но мне  кажется,  что  духовные  ноги  для  инока  и  верующего – это пребывание в  лоне церкви, послушание  пастырю  и исполнение заповедей Евангелия.  Владимир в  знак согласия  и  одобрения  также  кивнул головой, соглашаясь  со  словами Николая.

– В  целом  это так,  братья, – ответил  старец, – но я  хочу  немного уточнить.  Духовные  ноги  для  инока, как  и  ноги  для птицы,  – это опоры.  Не имея крепких ног,  нельзя  оттолкнуться  от  земли, чтобы  взлететь.   Вы  знаете  что  бывает со  стрижём, который падает на  землю ? –  спросил  старец.

– Знаем, – ответил  Владимир. – Он  не может  взлететь с  земли,   поскольку  у  него  очень короткие  ноги, чтобы  оттолкнуться.

– Верно, – отреагировал старец. –  Именно  поэтому,   упавшего на  землю  стрижа,   если у  него не сломаны  крылья,  нужно  подбросить  вверх, чтобы  он  расправил  крылья  и  снова  оказался в  воздухе.  То  же самое и с  человеком,  у  которого нет   духовных  ног  для  разбега  и отталкивания от  земли.

Пребывание в  лоне  церкви,  совершение  таинств  и послушание,  несомненно, важны,  но  что человек   получает в  результате всего этого,  что именно у  него при этом развивается  как  духовные  ноги? –  ещё  раз   переспросил  старец.

– Он  становится  всё  более  обоженным  и причастным  благодати  Божьей, а  потому  делается всё  более  благонадёжным  и преуготованным  для Царства Божьего, а  это  и есть  залог спасения  души, – ответил  Николай.

– Разумеется, Николай,  это  всё  так, а  что  меняется в самом  человеке  и его  душе  за  всё  время  его пребывания в  церкви,  послушания,  покаяния  и  исполнения  заповедей ?

Возникла  неловкая пауза, все  молчали.  Молодой монах  хотел  было  ответить за  всех,  зная  верный  ответ  о  том, что  в  результате  послушания, покаяния  и исполнения  заповедей  у  человека меняются  все три силы  души и  в первую очередь  ум, который  и  выполняет  роль  духовных  ног  для  разбега,  но  он  в последний момент  решил  промолчать.

Старец  не выдержал и  дал подсказку:

– Я  уточню  вопрос, братья,  как  пребывание в  церкви, послушание  и исполнение таинств  и заповедей  отражаются на  состоянии ума  подвижника ?

– Ум  освобождается  от страстей и становится всё  более  благодатным,  – ответил Владимир.  – Для  этого и существует Лествица  духовная  преподобного Иоанна, по  ней  душа и поднимается к Богу.

– Верно, но когда  ты, Владимир, поднимаешься по  обычной лестнице,  ты  ведь ступаешь  по  ней  ногами,  а  не  головой,  значит,  именно  ум  человека  поднимается  по  этой  Лествице  к  Богу  при помощи  ног   и  значит именно  ум  меняется в  результате  подвизания.

Вначале ум человека полон страстей и эгоизма, но по мере подвизания и исполнения заповедей ум меняется и становится более нравственным и добродедетельным, а затем и более благодатным, т.е. обоженным - это и есть  продвижение ума  вверх по  Лествице  добродетелей, так ?

– Так,  отче, –  согласились Владимир  и Николай.

– Ну  вот, слава Богу, мы  с  вами пришли,  братья,  к  очень  важной  отеческой  мысли  о  том, что  ногами  для  инока  является  именно  ум,  т.е.  рассудок,  разум  и интеллект,   который  проходит  через  воцерковление и  преображается  нравственно,  освобождаясь  от страстей.  В  итоге  будучи  изначально  зверским и  эгоистичным, после  воцерковления  он становится более  благим,  нравственным и  душевным,  но ещё  не  духовным.

– Почему  же не духовным,  отче,   разве  пребывание  в  лоне  церкви  и церковные  таинства и  прежде  всего  святая  евхаристия не  делают  человека и  его  ум духовным  и причастным  благодати  Святого  Духа ? – с  недоумением  переспросил Николай.

– Нет, Николай, не  делают,  – спокойно  ответил  старец,  – возле алтаря  в  церкви  можно хоть всю  жизнь простоять,  но каким  придёшь,  таким же  и останешься,  если  не  будешь каяться  и  думать.  И евхаристию  можно хоть  каждый  день вкушать,  но каким  был,  таким  и останешься.   Тут  всё  дело не  во  внешнем  обряде,  а  во  внутреннем  изменении,  а  это изменение  ума, чувства  и воли.

Как  и  тело  человека  меняет  свои формы  через  труд и  напряжение всей мускулатуры,  так  и силы  души  меняются  через  труд  и их напряжение.  Таинства  важны,  но  они  только  внешний ритуал  и обряд, к  которому  нужно приложить ещё  внутреннее  напряжение  всех  сил  души  по  рассуждению  и  пониманию  смысла  спасения.  Проще  говоря,  чтобы  ум  менялся,  он  должен  не просто  веровать, а  должен  непрестанно  трудиться  и  работать  в  направлении  познания  себя. Это и есть создание  ткани брачных одежд  души,  так понятно ?

– Понятно,  – ответил Николай,  – непонятно  а каким  же  тогда становится  ум после  воцерковления, если  не  духовным ?

– После воцерковления  по  учению  отцов  ум становится  ещё только душевным  и нравственно облагороженным, которым управляют уже  не  одни страсти,  а  ещё  и  добродетели,  хотя   только  человеческие. После воцерковления ум  только приводится  от произвола  и  хаоса  к  нравственному порядку  и человеческой  норме. Это и есть развитие   духовных  ног  у  птицы  под  названием  человек.

Забегая  вперёд, я  могу вам  сказать, братья, что  это  развитие  духовных  ног  идёт  с  первой  по  двадцатую ступень Лествицы  духовной  преподобного Иоанна, которая  называется «О бдении телесном, которое переходит в  духовное».

Далее идёт  двадцать первая  ступень «Преодоление   малодушия  и  боязливости»,  с  неё  и  начинается  оперение птицы  души  и  подготовка  к  раскрытию крыльев  духа.  Так  душевный  ум  готовится  стать  духовным.   Как вы  думаете,  а что  нужно для  того, чтобы душевному  уму  стать  духовным ? –  спросил старец.

Все молчали.  Молодой монах  знал ответ  на  вопрос  старца,  но  как  и прошлый  раз, не  стал отвечать,  дабы  не  показывать  своей осведомлённости  перед  монахами.

– Я вам дам  подсказку,  братья, – сказал старец. – Чтобы  душевному  уму стать духовным,  ему  нужно впустить  в  себя  силу или  энергию  благодати Святого Духа.   Это  подобно  тому,  как  в  неком   неустроенном  и  грязном  доме  вдруг воцаряется  порядок, чистота,  мир,  свет  и  благодать.

 Вы  все,  наверно,  знаете   притчу  о  том, как   одна  бабка  пришла  на  исповедь к священнику и стала плакаться, что  потеряла  радость жизни  и  надежду,  а  тот ей  посоветовал всю  скотину  привести  в  дом  из-за  чего  она  чуть с  ума  не  сошла,  а  после  навести  дома  порядок  для  встречи  самого  священника ?

– Да,  знаем, – дружно  ответили  монахи. – Эту притчу  профессор  Осипов  не  раз пересказывал.

– Так  вот  та  самая  радость  и  благодать, которые  снова появились  в  доме  после  уборки, – это и есть  символ  обретения  благодати Святого Духа, который  точно  так же  посещает сердце, как  дом  души,  очищенной  от страстей.   Душевный  ум – это  ещё  ум  страстный и  чтобы стать  духовным  и  благодатным   душевный  ум  должен  быть  окончательно  очищен  от  всех  страстей.

Эта  простая с  виду притча  как  раз   и  говорит  о том, что пока в  доме  души  есть хоть  одна страсть  из  корневых,  как  та  скотина,  Святой Дух  не  может  посетить такой  дом  души, а  как  все страсти   будут  искоренены,  в  такой  дом  души  и  входит  Святой  Дух,  хотя,  может войти и  не  святой.

Вот  почему  главное  условие того, чтобы душевный  ум  начал становиться  духовным – это полное  очищение всех   трёх  сил  души  от страстей, а  это тяжелейший  труд  и  сампонуждение для  победы  над  самыми трудно искоренимыми  и высшими страстями  души –  тщеславием  и  гордостью. Это  и есть  тяжелейший  труд  души  по  превращению  зверского  ума  в духовное сознание.

Старец  опять использовал  слово сознание,  но  на  этот  раз это не  вызвало  возмущения.

Николай  посмотрел на  часы  и сказал  что им  уже  пора  возвращаться  в монастырь.  Монахи  дружно  встали,  прочитали  молитву Отче  Наш  и,  поблагодарив старца  за  лекцию  с  тройным  лобзанием, удалились.

Молодой  монах и  старец  проводили  братьев  до самой  калитки  и вернулись  обратно за стол.  Старец с  лукавой  улыбкой  посмотрел на  молодого монаха  и произнёс:

–  Мне  кажется  тебя  можно кое с  чем  поздравить ?

– Можно, – немного  опешил  молодой  монах, держа  всё  время  под столом  руку с  обручальным  кольцом,  –  а  откуда  ты  знаешь,  отче ?

– Я  же  тебе  говорил, что у меня  с  некоторых пор  есть  надёжный  информатор о происходящем. Он  дал  знак, что  ко мне  уже приедет  не  просто инок, а  семейный  человек.

– Да,  отче,  мы  расписались  со  Светланой  на прошлой  неделе. Пышной  свадьбы  не  устраивали, а  отпраздновали  узким семейным  кругом,  сегодня  не  то время, да  и средств  лишних нет  на  шумные  компании. Ты  извини, что не  сказал  заранее.

– Ну и  замечательно,  –  спокойно сказал старец.

– А  я  думал  ты  несколько огорчишься,   узнав  об  этом,  ведь иночество и исихия  несовместимы с  семейной  жизнью.

– Кто  тебе  это сказал?  Обет монашеского  безбрачия – это  не  духовный  закон  и  не  закон Логоса, а  миф  обрядоверия, придуманный  людьми  для  экономии  сексуальной  энергии  священнослужителей, которая  косвенно  может  влиять на  уровень  благодати.  В традиции  отцов – пустынников, которые жили закрытыми  группами  и  небольшими  общинами,  никогда  не  было  института  целибата  и  очень  часто  в  роли  учениц  были и  женщины,  обладающие  даже большими  способностями  к обучению и умному деланию.

Институт целибата  родился  в  недрах Римско-католической  церкви  уже  после  раскола  христианства, как  способ  формализовать  и  распространить  на  всех  без  исключения  духовный  закон стяжания  и  хранения  сексуальной  энергии,  но все  люди разные по  уровню  благодати.  Поэтому  семейное положение, конечно, существенно усложняет  духовную жизнь в миру,  но  не  является критическим фактором.

В  духовности  и исихазме  есть  свой  особый прагматизм и  я  тебе  искренне  скажу, что в  наше  сложное  время  выживать  в  семье  иноку  даже проще, чем в  одиночку.   Семья в  наше время – это  мощная  социальная  и  экономическая  опора, не  забывай.  В конце концов,  час – другой  для умной молитвы и  отрешённого рассуждения о  духовном  всегда можно  найти   и в  семье, а  большего  иноку  в  миру  и  не  нужно.

– Значит,  ты  одобряешь мой  поступок  и  не сердишься  за  то, что я  не  испросил  у  тебя  благословения  на  брак ?  Для  меня  это очень  важно,  отче.

– Нет, конечно,  – с  улыбкой  ответил старец, – ты  же  сам говорил, что  уже принял  решение расписаться.  К  тому  же у  нас с  тобой исключительно дружеские  отношения, а  не  зависимые и я  выступаю не в  роли  твоего  личного   душепопечителя, а  в  роли  друга  и советчика, который  немного разбирается в древнем душепопечении.

Честно  говоря,  я  буду  только рад  за  тебя, если  твой выбор  окажется верным  и  ты  связал  свою  жизнь не с мармеладной  барышней  или  светской  львицей, а  с женщиной  – воином, которая не  даст тебе  расслабиться  и превратиться  в жирного  диванного кота, а будет твоим точильный камнем,  оттачивающим  грани твоего совершенства  до  бриллиантового блеска.

Молодому   монаху  очень понравилась  метафора старца о  точильном  камне.

– Светлана  очень  хорошая  и  хозяйственная,  она  тебе  понравится,  отче. Она  из простой  деревенской семьи  и всё привыкла  с  детства  делать  своими руками.

– Ну, и  замечательно,  привози,  мне  будет интересно с  ней  познакомиться, – отреагировал старец. – Она  же  верующая,  я  надеюсь ?

– Да,  она  верующая,  но обрядово, как  и  большинство верующих. Она  не  знает предания и учения  отцов  о  душе, а  верует  просто  в  душе  и сердце.

– Тогда  не посвящай  её сразу в  знание,  о котором  мы с  тобой  говорим,  дабы  не  посеять  в  душе  прежде времени  сомнения  и страха.  Мне  обязательно нужно  будет её   увидеть  и поговорить с  ней, чтобы  определить на  каком  уровне и слое находится фокус  её сознания  и что представляет собой её внутреннее домостроение. Что-то  подсказывает  мне, что ты  не  ошибся в  выборе.

Так что  оставь все свои  сомнения насчёт  того, что  умное  делание  и иночество в миру  может  быть  несовместимо  с  семейной  жизнью.  Для духовного воина  всё совместимо.  В  духовном  делании самое главное – это неизменное постоянство и отсутствие стрессов и падений, которые  постоянно  меняют  положение точки  фокуса сознания.

Ты сам  видел  только  что  монахов  из монастыря,   которым  их безбрачие никак  не помогло в  развитии  духовного ума  и  духовной  осознанности  и  мне  приходится  каждому  из них  буквально  как  ребёнку  на  пальцах  объяснять  самые  простые  понятия  из  согласного учения  отцов  о  душе.

– Да, я  видел,  отче,  твой   взгляд  и   как  тебе пришлось  уходить  от использования   непонятных слов,  дабы  не  оказаться  в  их глазах  еретиком  и  неправославным.

– Увы,  их  модель  мышления, соответствующая  синодальному богословию  и  душепопечению конца  19-го века  уже  устарела, а  потому  не  допускает целого ряда современных понятий  и определений из  области  современного естествознания  и психологии.  Это  очень  грустно,  поскольку  они искренне верят в  то, что  придерживаются единственно  правильного знания и вероучения, а  я  вижу у  каждого  в  душе  зияющую  дыру дремучего невежества и  неосознанности  из-за  устаревшего и  примитивного  знания, которым  они обусловлены.

Вот поэтому и  приходится  в  общении с  ними  изощряться как  с  детьми, чтобы  не  разочаровать,  не  испугать и  соответствовать их ожиданиям,  облекая  знание  в  те  формы, которые  могут быть  ими восприняты, а  это  только  мифы,  притчи  и сказки  синодального  обрядоверия.  Так же  свободно,  как  говорим  об  этом  мы с  тобой, я с  ними  говорить  не могу и вряд  ли  смогу,  поскольку  у  них  в сознании  просто нет  тех  слоёв,  которые отвечают  за естествознание  и  рациональный интеллект. Их осознание в  действительности очень ограничено,  несмотря  на  то, что   они православные монахи.

– А с  чем  это  связано,  отче,  это касается  только  этих  монахов  или  относится  ко  всем ?

– Это связано с  тем,   что  все  современное церковное сознание уловлено в  прочную  сеть православного  обрядоверия, как  профанного  и сказочно-чудесного образа  мышления  прошлого тысячелетия, где  имеет  место  только  мифологическое  и  очень  упрощённое представление  о   божественном  и  духовном, а  не сущностное и  святоотеческое,  основанное на  фундаментальном  духовно-аскетическом  знании.  И я с  этим  ничего не могу поделать, как  и все современные иноки и исихасты.

– Это связано со  структурой сознания или с  чем ? – переспросил  молодой  монах.

Это связано  с  поверхностным  и  бездуховным  образованием,  именуемым  духовным.  У них  в сознании  так  расставлены  религиозные  акценты  и  установки, что любое  знание  и понятие, которого нет в  синодальном богословии и  церковном  обрядоверии,  в  их сознание  попасть не  может и  отторгается, как  ересь.

Вот  почему в  общении с  современными православными  монахами  и священниками  нужно  почти  как  слаломисту  вилять  между  флажками  понятий  обрядоверия,  чтобы  только не  задеть  их  и  не  вызвать возмущения  и недоверия.  Это  общая беда всей  современной системы  религиозного образования, которая ужасно  устарела,  полностью  потеряла духовно-аскетическую основу  и превратилась  в  форму религиозно-патриотического воспитания.

Я  тебе  могу  честно сказать, что  современное   христианство  – это  уже  не  мировая  религия  и система  духовного знания,  – это идеология  обрядоверия и морально-нравственного благочестия.  И  этой  идеологии не  нужно  знания  о пирамиде  сознания и не  нужно ни предания,  ни  учения  о  душе.  Вот  что  грустно,  но  к  современным  инокам,  исихастам и  нам  с  тобой   это  отношения  не  имеет.  Ты мне лучше скажи, как  тебе   понравился наш  сегодняшний  разговор  о «пернатом человеке»,  которому  нужно  вначале  развить  ноги,  прежде  чем  раскрыть  духовные  крылья ?

– Мне  очень понравилась эта  метафора,  отче. Я слышал  в  одной  из  песен  Бориса Гребенщикова  о «пернатых святых»,  но  не  думал, что  эта  метафора  настолько  глубока.

–  Она просто бездонна, – ответил  старец. – С пернатыми  людей в  действительности связывает  гораздо  большее, чем с  млекопитающими и травоядными,  но  знание  об  этом   давно и  надёжно забыто  и  найти  его  можно сегодня  только  у самих  «пернатых святых».

– И ещё у  меня  есть  один вопрос –  когда  ты  уходил от  понятия пирамиды сознания,  ты использовал метафору Лествицы Иоанна, скажи,  а как действительно соотносятся  между  собой  Лествица  духовная  и пирамида  духовного сознания ?

– По существу для  видящего это одно и  тоже. Лествица – это сугубо  отеческое описание  пирамиды  сознания  и   пути на  её  вершину, а  пирамида – это древнеиудейское  описание структуры  сознания  с  точки зрения  сфирот,  дающее более  глубокое представление о сути самого сознания, как  некой  слоистой  структуры.  Мне  нравятся оба  описания,  но  описание пирамиды  сознания  – более  глубокое, точное  и  фундаментальное.

Общее в  них  то, что каждые десять ступеней  из  30-и  Лествицы  Иоанна  описывают соответствующие  слои  и уровни  телесного,  душевного и  духовного ума  по  учению  отцов.  Т.е. первые  10 ступеней – это  уровни проработки  и  очищения  пяти  слоёв  телесного ума,  вторые 10 ступеней – это уровни проработки и  очищения  слоёв  душевного ума, а  третьи 10 ступеней – это уровни проработки  и очищения  слоёв  духовного ума.  Последний  и входит в  Логос и  большую пирамиду Духа.

Даже  сама метафора убранного дома по  православной  притче, которую  я  им  приводил,  – это  не просто вхождение  Святого  Духа  в  убранное  помещение  души, а  момент совмещения  двух пирамид  – малой  пирамиды духовного сознания  человека  и большой пирамиды Логоса.   Как  ты понимаешь,  модель  двух  пирамид  – это  всё  же  более  сущностное  понимание  принципа соединения  духовного ума  с Логосом,  особенно,  для  понимания самого принципа вхождения  ума в  Логос.

– А  об  этом сегодня можно  хоть  где-то  узнать в  православии  и христианстве ?

– Боюсь,  нигде  ты  об  этом  сегодня  уже  не  узнаешь. В церкви  это знание  тщательно убрано и спрятано, как  чрезмерно  искусительное и  откровенно  еретическое. В среде  исихастов, возможно,  и есть  те,   кто  обладают  этим  знанием  на  интуитивном  уровне.

Хитрость  и сложность в  том, что  это  знание  как  бы  и отсутствует официально на  уровне массовой религии,  но присутствует  на  уровне  духовного сознания.  Это просто  разные  уровни  осознанности  и  нет  этого  знания  только на  уровне душевного ума  не  выше  10-го слоя, а  на  уровне 13-го слоя  духовного ума  оно  есть.  Это и есть когнитивный порог в 3 слоя  перепрыгнуть  который  уму  очень  сложно и почти невозможно.

По  этой  же причине любой рационалист-прагматик  и  интеллектуал,  находящийся  на  5-м  слое  рационального  интеллекта,  в  упор не может  понять  верующего  и  обращённого к вере,  находящегося на  7-м или 8-м  слое  нравственно-религиозного  разума.  Поэтому  и  братьям,  находящимся на 8-м  слое  религиозного  разума  было  невозможно понять меня  с  уровня 13-го слоя, который  для  них  закрыт и  попросту  не  существует.

– Значит, всё  современное христианство,  православие и  церковь – это  олицетворение  только  8-го слоя  осознания, как  уровня  нравственно-религиозного разума ? – с  удивлением переспросил  молодой монах.

– Ну,  да,  для  видящего  это именно  так,  только современное религиозное  и  церковное сознание  – это  гораздо  более  широкое   поле, которое  гораздо  шире  одного  лишь  8-го слоя, как  уровня  воцерковления.  Современное  религиозное сознание охватывает не менее пяти слоёв  и  начинается  с  шестого слоя  душевного  ума,  как переходного  от рационального к  религиозному  и  до десятого слоя твёрдого нравственно-религиозного  разума, который  имеет  место у  абсолютного  большинства православного духовенства, вплоть  до  уровня епископата  и патриарха. 

Именно этот нравственно-религиозный  разум, как  душевное состояние  ума,  большинство  современного православного  духовенства  и считает  духовным  умом,  причём,  совершенно искренне.  Точно  также  искренне  считают  и  братья,  с которыми  мы  общались.  О  более  высоких  слоях  и уровнях  духовного  осознания  они просто не  знают и  не  догадываются,  но иноки  и исихасты  о  них  знают и их достигают.

Как  ты понимаешь,  вступать  об  этом в  спор с  современным  духовенством  и монашеством  просто не стоит,  поскольку  в  их системе  религиозного  знания этих  понятий  и  представлений   просто нет и  это их когнитивная  ограниченность,  приводящая к  ограниченности  духовной.

К слову  это  и есть отсутствие у   современных  «пернатых людей»  развитых  духовных ног,  чтобы  сделать  разбег и  мощный  толчок  для  раскрытия  крыльев  духа.  Это  не  только их  беда,  это  беда  всего современного православного  обрядоверия, которое стало  совершенно бездуховным, а  ведь  выше  17-го слоя  духовного  познания   идут слои  познания  Логоса.   С 18-го уровня  открывается  знание  об  управлении матрицей сознания  из  духовного сердца, с  19-го открываются дары Святого Духа, видение  энергии души и так  далее.

– Отче,  а  мне  это  тоже  нужно знать ? – переспросил  молодой монах.

– Желательно, если  ты  собираешься идти  путём  исихии  и умного  делания.  Разве  тебе  не интересно было  бы  узнать  тайну Пятидесятницы  и Святой Троицы, когда Логос и  Дух  Святой  сошли на  12  апостолов  и  у  тех внезапно открылись  духовные способности ?

– Интересно,  отче,  очень интересно.

– Ну,  тогда  дерзай.  Пойдём  в  дом, уже  время  обедни,  а  то одним травным  чаем  с печеньем  сыт не  будешь.

…продолжение следует…