Помню первый День России

Фархад Гулямов
Я помню, как первый раз отмечали День России в нашем городе - Кирове*. В тот день я, репортер Кировского областного радио, пришел освещать митинг, организованный демороссами, и встал у микрофона как выступающий, а не как фиксатор события.

Тогда я меньше года как работал на областном радио - в Кировском комитете по телевидению и радиовещанию. Это после добровольно-принудительного увольнения с пресс-службы Облсовпрофа.

Тоже была история. В 1990 году рабочий контроль профсоюзов раскрыл номенклатурные злоупотребления своей властью первыми лицами всей верхушкой области - председатель облисполкома, прокурор области, начальник УВД и т.д. Я рискнул написать статью об этом и, не сказав ни слова своему профсоюзному начальству, махнул в Москву, в редакцию газеты "Труд". Статью, правда, в несколько усеченном виде, опубликовали подвалом. Шуму было изрядно: ее очень долго использовали в своих целях кировские демократы, они же меня и вывели к микрофону на митинге в честь объявленного Дня России.

Тогда я не знал, что очень скоро образуется "Радио России" и я стану активным автором. И не знал, что не пройдет и пол года, как меня лишат возможности пользоваться широкополосной связью с Москвой на том основании, что "Радио Россия" - негосударственная организация. Хотя к тому времени СССР уже распался, а Кировский комитет по телевидению и радиовещанию стал Гостелерадиокомпанией «Вятка». Какое-то время на связь с "Радио России" я выходил из студии селекторных совещаний ГТС на ул. Московской. К тому времени я уже не работал в ставшей ГТРК "Вятка"...

Тогда я не знал, что ровно через два месяца я поеду в Москву собирать материалы о парогазовых установках, которые хотели внедрить в наших ТЭЦ, и случится путч, а я окажусь у стен "Белого Дома". И не знал, что второй раз в жизни буду выступать на митинге - митинге победителей. Это уже после возвращения из столицы.

Не знал, что мне придется быть свидетелем допросов/опросов чиновников разного уровня на предмет лояльности ГКЧП...

_____________________
*12 июня официальным праздником и выходным днем стал с 1994 года, хотя I съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР, в составе СССР) принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР еще в 1990 году. Но как День суверенитета начали отмечать именно с 12 июня 1991 года, когда был избран первый президент РСФСР – Б.Н. Ельцин.