Шок будущего наступает?

Скорбатюк Юрий
Как известно, в начале было «информационное сообщение» – Слово.    Его было достаточно, чтобы положить начало материальному миру, ведь никакой материи до определённого момента, как утверждает наука, просто не было. Следовательно любая материя – это локализованная в пространстве информация. И поэтому абсолютно все, что есть в мире, с той поры можно точно описать посредством информации, при условии, что владеешь ею.

Беда состоит в том, что своим упорством и жаждой знания человек постоянно расширяет границы, словно надувая резиновый шар, внутри которого сидит. Но как бы он его не надул, за границы шара ему не выйти. С помощью логики можно продвинуться за рамки чувственного, но в конечном итоге чувства определяют границы дозволенного.

Поэтому, где бы люди не находились: в пещере, хижине, квартире, дворце или в звездолёте, все проблемы, которые возникают между ними, как и их последствия, исчерпывающе описаны в самой издаваемой Книге всех времён и народов.

Отсюда следует первое предположение: человеку может быть достаточно единственного источника информации, руководствуясь которым он имеет возможность не только достойно прожить среди себе подобных, но и получить шанс на жизнь вечную в лучшем из миров? Или люди за прошедшие тысячелетия стали умнее, добрее, краше, здоровее, счастливее и вообще качественно лучше? Кто-то из простых смертных сумел изречь что-либо радикально более мудрое, чем Платон, Аристотель или Сократ, жившие 2500 лет назад?

Нынешняя эпоха характеризуется таким количеством источников информации, что человек уже физически не способен их все изучить в течение своей жизни. Этот феномен имеет название «информационная перегрузка», которая характерна и даже «естественна» для общества глобальной коммуникации.

Чем же это чревато? Прежде всего тем, что мы наблюдаем феномен возрастания информационной энтропии (меры хаоса), когда количество информации не коррелирует с количеством смыслов, содержащихся в ней. Никто уже не в состояние проверять всю входящую информацию на соответствие трём её ключевым качествам:

1 Полнота               
2 Достоверность               
3 Своевременность

А без строгого соответствия им мы получаем уже совсем иной феномен, который носит название - «дезинформация». Начинается распад смыслов. «Инфодемия» – это распространение дезинформации с целью создания стрессовой ситуации посредством слухов, фейков, утрирования ситуации или её отрицания. Происходит процесс, описанный вторым основанием термодинамики, когда c течением времени мера хаоса в замкнутой системе возрастает.

Учитывая, что согласно Писанию, первоисточником лжи является диавол: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). И он же, в свою очередь - «князь мира сего» (Ин.12:31) и «бог века сего» (2Кор.4:4). То есть нашим миром глобально, под маской правды, как в прямом, так и переносном смысле начинает управлять ложь. И с этим фактом вряд ли кто-то возьмётся спорить всерьёз.

Параллельно возникает феномен, который носит красноречивое название «информационный взрыв» — постоянное увеличение скорости и объёмов публикаций (объёма информации) в масштабах планеты.  Темпы развития информационного общества характеризуются тем, что  за пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30 %.

Глобальная коммуникация формирует массовое сознание через установки, реализуются феномены подражания и диффузии. Формируются «ценности» и «общественное мнение» участников массовой коммуникации в условиях глобализации. Возникает системообразующее понятие «публика». Как метко выразился Чингиз Айтматов: «Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить, мозг же глотает всякую дрянь». Поэтому гигиена ума – серьезное дело. Он руководит жизнью человека. Простой народный совет – «выбрось это из головы» – на деле не так прост.

Содержание массовой культуры выражается стремлениями и потребностями мейнстрима, формируя общество потребления. В таком обществе поощряется ускорение отрицательных, разрушительных процессов, приводящих к «гонке потребления» в рамках информационной экономики. Поэтому современный «капитализм» — это борьба монополий и рынка, где в итоге побеждают монополии.

Параллельно массово возникают одноразовые вещи, планомерно сокращается срок эксплуатации товаров, а аренда всё больше вытесняет собственность и в результате даже человеческий капитал (людей) начинают использовать, как "одноразовые салфетки". Поэтому современный человек выращивается как потребитель с детства, и он не может быть в магазине потребителем, на работе творцом, а на досуге исследователем. Потребитель – он везде потребитель.

Объёмы виртуальных финансовых рынков уже на порядки превышают объемы рынков товарных, а сфера услуг исподволь заменяет сферу производства, закономерно перетекая в область информационных технологий.

Простота дублирования и передачи данных, отсутствие метода сравнения и обработки различных видов информации ускоряют информационный метаболизм вместе с возрастанием информационного хаоса. Поэтому фрагменты информации зачастую не связаны между собой и не имеют общей структуры для выявления их отношений. Из за информационной перегрузки появляется эффект «экономии внимания», клиповое сознание. Как говорит Михаил Хазин: «Современная информационная культура выстроена в логике – забить ложной и бессмысленной информацией любой осмысленный сигнал».

Информационной системе очень удобно работать не на цель, а на процесс, расходуя килотонны народных средств на создание серого информационного шума. Чтобы, отчитавшись по количеству произведённого серого шума, не отвечать за результат. Профитировать с процесса, но не с результата.

Поэтому человек не может зафиксироваться ни на чем: не может выбрать профессию, не может определиться с семейным положением, не может определиться со страной, не может определиться, как ему кажется, со своими убеждениями. Но это ему кажется! Кажется, потому что в нашу эпоху мы наблюдаем подобие идеального шторма, где каждый фактор воздействия на психику отдельного человека и больших сообществ является фатальным. В настоящее время все факторы массового воздействия и массовых манипуляций, известные еще с античности, сошлись в одной точке.

Если вы думаете, что кто-то из нас избавлен от этого влияния, вы глубоко заблуждаетесь. Рука, которая тянется к конкретному товару на полке — это то, что до блеска с 1920-х годов доведено технологиями Эдварда Бернейса, автора книги «Пропаганда». Методы массового подавления индивидуальности в настоящее время активно воздействуют.

«Шок настоящего» вызывается несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании.               
«Шок будущего» — стресс и дезориентация, которые возникают у людей, испытавших слишком большое количество перемен за слишком короткий срок.

Второе предположение состоит в том, что для остановки глобального лавинообразного информационного потока достаточно «выключить рубильник», подающий электропитание на ключевые серверы, конверторы, роутеры и прочие маршрутизаторы, а заодно на теле и радио студии и их антенные усилители. Мало кто в курсе, но совокупное энергопотребление всей цепочки устройств в результате фразы «okey google», сказанной смартфону, составляет эквивалент мощности, способной вскипятить чайник воды.

Поэтому цифровая среда сегодня требует уже до 30%(!) энергозатрат всей цивилизации. А процесс пока лишь начинает входить в экспоненту... Когда он  станет необратимым? Тот факт, что труба газопровода, вокруг которой сегодня идут боевые действия, продолжает исправно качать газ, косвенно свидетельствует об этом тренде. Почему нас до сих пор не лишили доступа в интернет, без которого может посыпаться инфраструктура? Но тогда сходу возникает вопрос: какая разновидность военных действий более важна - информационная или боевая? Иначе откуда у нас развелось столько «голубей мира»?

Страшной особенностью глобальной сети является то, что максимум прибыли получают те её участники, которые пропагандируют всё самое скверное, грязное и пошлое. Потому они буквально соревнуются между собой, чтобы выложить в сеть что-то уж совсем шокирующее своей гнусностью, т.к. подобные вещи закономерно набирают высшие рейтинги.

Учитывая вышеприведённые тенденции, можно заметить, что библейские пророчества и в этом вопросе приобретают актуальность. Похоже, что в обозримом будущем наш мир скатится к полному торжеству лжи, которое, согласно Апокалипсису должно длиться 3,5 года, пока антихрист будет восседать на своём троне, а люди будут способны принимать абсолютную ложь за абсолютную правду. Заметим, что многие на это способны уже сегодня. Это логически вытекает из того факта, что сегодня невозможно назвать ни одного СМИ, материально заинтересованного в отражении  объективной реальности.

Поэтому в «Охоте на овец» у Харуки Мураками метко замечено: "До девяноста пяти процентов всей информации, которую воспринимают твои глаза и уши каждый день, заранее отобраны по чьей-то воле и оплачены из чьего-то кармана".

До того момента, пока WI-FI-роутеры ещё не интегрированы в мозг, есть слабая надежда на то, что  закономерные последствия тотального зомбирования удастся отсрочить. Но с учётом темпов цифровизации по принципу: «хватай мешки - вокзал отходит!», шансов на иной исход всё меньше. Но это уже вопрос технологий, а нам интересны тенденции.

«Человека легко запутать фактами, но если он понимает тенденции, его уже не обманешь». (Аллен Даллес) Недаром говорят, что после того, как президент США Кеннеди уволил директора ЦРУ Аллена Даллеса, высокопоставленные сотрудники продолжали ездить вечерами к нему домой для получения ЦУ.

Если попытаться соотнести вышеизложенное со своей субъективной реальностью, можно заметить довольно любопытные закономерности. Если мы не можем осмыслить самоё себя - мы «в себя» не можем прийти. По улицам ходит 98% невротиков, которые «не в себе», т.е. неадекватно оценивают себя. Но чтобы «в себя прийти» нужны универсальные и точные определения ключевых  понятий, с которыми будут согласны все стороны общения: добро и зло, любовь и ненависть, красота и безобразие, истина и ложь и т.д. Ведь на этой почве зиждется дерево смыслов, из которого «распускается» вся осознанная жизнь человека.

Но подобная картина была до тех пор, пока главным источником универсальных понятий в обществе была Библия. В религиозную эпоху люди общались в рамках единого понятийного поля и по этой простой причине могли взаимодействовать гораздо эффективней, чем нынешнее племя, для которого уже  не существует представления о единых базовых понятиях и абсолютных ценностях. Задолго до Рождества Христова умный китаец по имени Кун-цзы (по-нашему Конфуций) сказал, что мир изолгался, слова потеряли смысл, и нужно заново давать имена вещам и понятиям. Похоже, что сегодня настал «дубль два».

Поэтому когда мы «ОБЩаемся» в рамках одного понятийного поля - мы понимаем, а если «РАЗобщаемся» – не понимаем друг-друга. Средство нашего «ОБЩения» - язык. Фраза: «я так считаю» – косвенный признак либерализма, свободного от универсальных общих смыслов. Его уже не интересует объективная реальность - она у него своя «субъективно-свободная». Но пока у каждого своя цель, неизбежна война всех против всех. Это означает распыление ресурса на бессмысленное противостояние индивидов или группировок. Каждый тратит ресурс в рамках своего понимания.

Чтобы перевести ресурс из рассеянного состояния в направленное, нужна глобальная цель. Глобальная цель — это то, что выведено из цельного понимания мира. Пока цель не является выводом из целого, она не может увлечь за собой критическую массу глубоких людей, которые увлекут за собой остальную массу, и возникнет направление. Чтобы иметь глобальную цель, нужно мировоззрение.

Поэтому сегодня с целью «удобства общения» на помощь человеку пришли машины в качестве универсального «интерпретатора смыслов». Но машина не приложение к человеку, а его порождение. И как любое порождение, она одержима комплексом Эдипа — устранить родителя...

Сегодня роботы (алгоритмы) уже эффективно распоряжаются средствами инвесторов на глобальных финансовых рынках. Основные политические практики, как законодательные, так и, тем более, электоральные ничуть не сложнее фондовых и валютных транзакций. И уж если люди доверяют алгоритму самое «дорогое», что у них есть —  деньги, то ничто не мешает доверить ему же какие-то там политические убеждения, твердость которых обратно пропорциональна их ликвидности.

Выборы, законотворчество, многие функции исполнительной власти, судебные и арбитражные разбирательства, дебаты и даже протестные акции — все это можно будет делегировать, не покидая вечеринку, искусственному интеллекту. Такими темпами общество скоро перестанет содержать своих дорогих «представителей».

Зачем, спрашивается, кого-то выбирать и куда-то посылать, оплачивая посланному проезд и обильное питание, сегодня, когда есть интернет, способный моментально передать ваше мнение кому угодно, минуя упитанных посредников? Нериторический вопрос. На который есть и такой ответ: в общем-то, незачем. Конечно, верхний политический класс полностью не исчезнет. Ведь у алгоритмов тоже есть владельцы. По Марксу, кто владеет средствами производства, тот и обладает влиянием.

Железная логика машинного мира неуклонно стремится исключить человеческий фактор, как синоним фатальной ошибки, ради эффективности систем управления. Похоже, что биологические граждане будут иметь все больше комфорта и все меньше значения.

В конце февраля мир миновал точку бифуркации, после которой цивилизация перешла на качественно новый уровень, а запущенные процессы приобрели необратимый характер: в западном мире исчезли правила и права человека, больше нет права частной и даже государственной собственности, нет права на родной язык и даже жаловаться стало некуда.

Больше нет государственного суверенитета, нет свободного предпринимательства, нет признанной научным сообществом истории, нет объективного освещения событий. Повсеместными становятся право силы и пиратство - политические приказы стали выше законов и договоров.

Новизна этой ситуации в том, что в мире начали параллельно развиваться глобальные необратимые процессы геополитического, военного, финансового, гуманитарного, информационного, ценностного и культурного характера. Старые модели трещат по швам в преддверии «большого взрыва», способного ввергнуть мир в реальный хаос, т.к. никто НЕ ЗНАЕТ, какая конкретно дельнейшая судьба ожидает указанные институты глобального общества.  Среди многих государств начинают возникать «клубы по интересам»: валютным, торговым, ценностным и военным - их элиты предчувствуют волну хаоса, способную накрыть всех.

Третье предположение состоит в том: а может ли современный мир, построенный на тотальной лжи, перейти хоть в сколько-нибудь устойчивое позитивное качество? Возможны ли плодотворные процессы в глобальной системе, без полного сноса которой говорить о победе добра над злом звучит почти кощунственно? Ведь глобализм - такой же неотъемлемый атрибут конца времён, как и тотальная ложь.  Способна ли матушка Русь в очередной раз спасти мир, стоящий на краю пропасти и какою ценой? Похоже, что весь мир с надеждой затаил дыхание, глядя на нас.



Литература:

1. Alvin Toffler «Future Shock», 1970, ISBN 5-17-010706-4, АСТ, М, 2003. — 557

2. Владислав Сурков: «Безлюдная демократия и другие политические чудеса», Актуальные Комментарии.  https://actualcomment.ru/bezly...

3. Интернет мировая статистика https://www.internetworldstats...

4. Политолог Марат Баширов:  https://t.me/politjoystic

5. Святитель Николай Сербский, ISBN 978-5-00127-276-2 «Война и Библия», 1932 г.,  Сибирская Благозвонница, 2022 г.

6. https://vk.com/projecti

7. Роман Газенко https://t.me/fvuchannal/540