История литературы Эквадора 20-21вв

Валерий Орлов-Корф
История литературы Эквадора (20-21 вв.) – Латинская Америка.

Эквадор (Экуадор) – государство, которое находится на Северо-Западе Южной Америки; ее основные жители – индейцы-кечуа и метисы; официальный язык – испанский. Из исторических хроник известно, что территорию Эквадора населяли индейские племена, в 15 веке они были завоеваны Инками, а в 16 веке эту территорию пленили испанские завоеватели. Если индейцы-кечуа в наше время заселяют большую часть территории Эквадора, то можно считать их основными жителями и в древние времена. До колонизации Южной Америки, язык индейцев-кечуа являлся официальным языком, а после завоевания Инками, тоже считался основным языком. Историки сообщают нам, что литературных памятников на «кечуа» сохранилось немного – популярная кечуанская драма в стихах «Ольянтай» была записана в 16 веке  (на латинице) неизвестным испанцем. Дальнейшая история народов, населявших эту территорию, довольно печальная: «кечуа» завоевали «инки» - индейское племя языковой семьи «кечуа». Инки образовали свое государство «Тауантинсуйу» (15 в.), а в 16веке оно было завоевано испанцами. А дальше история рассказывает нам о многочисленных войнах, которые вел народ этой страны – и все это отразилось в литературных произведениях.
Литература зародилась в 18 веке (на испанском языке). В колониальный период, на языке народа «кечуа», было написано стихотворение «Элегия на смерть Атауальпа» (Хасинто Кольяуасо). Известным поэтом колониального периода был священник Хуан Баутиста Агирре (1725-1786). Колониальная поэзия ориентировалась на испанские образцы. История оставила нам имена и других замечательных поэтов: Антонио Бастидас, Хасинто де Эвия.
18 век в литературе Эквадора проходил под большим влиянием «Просвещения». Просветительство – это идейное движение, распространенное в странах Западной Европы и в Северной Америке в 17-18 веках, которое было проникнуто духом борьбы против всех порождений феодализма в социально-политических установлениях – абсолютистской монархии, церкви, схоластической псевдонауки, литературе и искусстве. Историки считают, что одним из первых «просветителей» в Эквадоре был метис Эухенио Эспехо – видный политик и писатель, содействующий развитию медицины. Он боролся за право быть образованным человеком.
В начале 19 века в литературе Эквадора процветал «Классицизм» - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17-нач. 19веков, который обращался к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Известным поэтом в литературе Эквадора этого периода был Хосе Хоакин де Ольмедо (1780- 1847), воспевший освободительную борьбу. Его известное стихотворение – « Песня Боливара».
В начале 19 века в литературе Эквадора стало заметно влияние «Романтизма» - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре, которое предлагало героям произведений безграничную свободу, жажду совершенства и обновления. Разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия героев. Известным поэтом-романтиком в Эквадоре была Долорес Вейнтимилья (1830-1857), автор замечательной любовной лирики. В некоторых стихотворениях («Жалобы») она сумела описать мучившую ее меланхолию. Как и многие романтики она не сумела отделить искусственный мир от реального и покончила с собой. Другими известными писателями Эквадора того времени считались поэты Хулио Сальдумбиде и Нума Помпильо Льона. Классиком эквадорской литературы в эпоху романтизма историки называют прозаика Хуана Леона Мера (его шедевр – «Драма среди рабов», ему приписывается и книга рассказов «Эквадорские новеллы»). Большим мастером эссе являлся Хуан Монтальво (1832-1889) – эссе «Катилинариас», «Семь трактатов», роман «Главы, которые забыл Сервантес».
Частые гражданские войны, которые происходили в Эквадоре, повлияли и на литературу – начало 20-го века – это время появления «Модернизма», который давно господствовал в литературе других стран. Модернизм – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве отразившее кризисные явления того времени, разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, замкнутость, отчужденность и абсурдность каждого индивидуального существования и всего окружающего мира. Хотя «модернизм» и являлся взрывом литературного мира Эквадора, но он сумел дать и мистифицированное отражение действительности. Известными поэтами-модернистами в Эквадоре считаются – Медардо Анхель Сильва (1898-1919), - сборник стихов «Древо добра и зла»; Эрнесто Нобоа, Кааманьо (1891-1927), Артуро Борха (1892-1912), Умберто Фиерро (1890-1929) – все покончили жизнь самоубийством. Причина этих действий - вопросы к психологам и философам.
Если внимательно проследить в литературе Эквадора появление «Реализма» как литературного течения, то мы подойдем к времени «Романтизма» - Чувственные герои романов всегда жили в определенной обстановке, которую авторы тщательно выписывали, тем самым обогащая образы своих героев. Слово реализм происходит от латинского –вещественный. Реализм – художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах соответствующих ее самой. Реализм стремится к постижению жизни, к полному охвату действительности со всеми положительными и отрицательными ее сторонами. Реализм имеет несколько направлений, которые более подробно рассматривают определенные его формы. В нашу задачу не входит решение всех глубинных сторон этого течения – мы только знакомимся с реалистическим направлением в литературе Эквадора. Историки утверждают, что реализм в эквадорской литературе начался романом «Побережье» Луиса Альфреда Мартинеса (1869-1909), в котором рассказывается о жизни мальчика. Социальные вопросы в сборнике рассказов «Те, кто уходят» пытался решить Деметрио Агилеры Мальты (1909-1981). Эту тему решали и другие эквадорские писатели: Хоакин Гальегос Лара (1911-1947),  Энрике Хиля Хильберта (1912-1973). Особенность их творчества, как отмечают критики, использование сленга при описании быта простого народа. Литературные критики особо отмечают творчество Хорхе Икаса (1906-1978) – роман «Уасипунго», роман «Чулья Ромеро и Флорес», сборник рассказов «Пойманный».
Хавьер Васконес (1946-) – современный эквадорский писатель. Первая книга рассказов была напечатана в Кито (1982). Особо критики отметили рассказ «Анжелоте, любовь моя» из этого сборника. В 1996 году он опубликовал роман «Путешественник из Праги». Позже, в 1998 году, издательство в Мексике опубликовало подборку его рассказов и новеллы «Эль секрето», под названием «Незнакомец в пути». С 2007 по 2012 гг. были опубликованы два романа автора. Один из них – «Другая смерть доктора», было отмечена многими положительными отзывами критики. В этом произведении Васконес обращается к фигуре доктора Йозефа Кронца и мрачному эпизоду его жизни – пребывание в дикой местности Эквадора. Критики дали такую оценку его творчества: «Большинство его работ соответствует одному и тому же сеттингу, Кито, с вымышленной точки Зрения, в которой преобладает видение изолированного города, населенного жителями иллюзии в контексте упадка старых идеалов»…
Луис Альберто Косталес Казар (1926-2006) – известный эквадорский поэт, писатель и философ. Он является создателем лирической эпопеи смешанных пейзажей, где объясняется в любви к своему городу. Критика отмечает, что автор использует обширный и красноречивый  словарный запас.
Пако Бенавидес (1964-2003) – эквадорский писатель, поэт и художник. Первое литературное произведение, получившее признание критики и читателей,  была книга «Естественная история огня» (1990). Позже автором было начато еще несколько произведений, но они все не были закончены по разным причинам. За свою жизнь поэт увидел всего три изданные книги: «Естественная история огня», «Южный ветер» (1995),  «Внутренние районы» (1997). Это все – поэзия, которая передает читателю всю боль души человека, который не был востребован соотечественниками в полной мере.
«… Никого не останется в городе,
Только лампы,
Что дождь освещают.
Немые они и гордые,
Ночами, мраком шагают,
Их охраняют коты,
Скоро в сон погрузишься ты,
Он, словно врач,
Разум исчезает,
Ему на смену – странствие-толмач…»
Хорхе Каррера Андраде (1903-) – его можно назвать поэтом-авангардистом, творчество которого питали многочисленные путешествия. Его книги – «Широты», «Биография для птиц», «Вехи поэзии» (1957). Отрывок из стихотворения «Одиночество и чайка»:
«Моря белый блокнот –
Чайка, весть или птица,
Разворачивает полет
На две путевых страницы,
Чайки сестра морская –
Одиночество без границ,
Чего-то еще ожидая,
Вздыхает и смотрит на птиц…»
Отрывок из стихотворения Х. К. Андраде  «Апрель - водяной хмель»:
«Время, когда сердце хотело б скакать разутым,
Как у девочки, грудь вырастает у дерева,
А нас охватывает страсть писать наши вещи
Ласточкиными перьями.
Эти лужи – будто бокалы с чистой водою.
Ее взмах крыла или травинка морщинит,
И как синий прилив этот воздух стеклянный.
Где лодочка насекомого медленно стынет…»
Адальберто Ортис (1914-) – поэт и романист негритянской темы в эквадорской литературе. Отрывок из стихотворения «Засуха»:
«…Тем временем высохло все
Вплоть до сердец.
Женщины
Тщетно искали ласку
Хоть в чьем-то взгляде,
Дети
Тщетно искали хоть малость воды,
Чтобы пустить кораблик.
И первой от жажды погибла
Радость.
Наверно, такой и была земля
Лютой порой накануне рождения любви.
Все живое томилось тоской пустого кувшина.
Не в силах даже помыслить о чем-нибудь слаще
Считанных капель, только бы губы смочить…»
Альфред Вивар(1932-) – эквадорский поэт. Он – автор известной книги «Вариации»(1978), где можно было обнаружить концентрированную, в духе испанского барокко игру слов – «Билось тонкой жилкой – била током – точка – притяжЖенья… Как писали критики: «Поверхностная музыка звука перетекает здесь в глубинную музыку мысли»… Литературная известность пришла к поэту в 1986 году, после выхода двух первых томов его семичастной «Песни, у которой нет конца». Отрывки  из книги «Вариации»: 
«Кто мне скажет
Какая звезда
Одиночества
Ночи
Очнулась
У тебя
В очах?»…
«Бродят медом под бронзовой крышей
Бровей
Карие крылья мед-но-медленных ресниц –
Ласточки…
Слиться глазами
Как сплести пальцы…
Па-а-даю
В родниковую голубизну
Галактической глуби…»
Абдон Убидиа (1944-) – известный прозаик. Первые публикации он сделала в шестидесятых годах. Его творчество тонко отмечено словами Шекспира («Отелло»):
«…Как будто в мире странное затменье.
Луны и солнца нет, земля во тьме,
И все колеблется от потрясенья…»
Отрывок рассказа писателя:
«То, что обычно называют невезеньем, живет все время в нас – это зашифрованное число нашего внутреннего капитала. Иногда от скуки или по легкомыслию кто-то из нас вытаскивает из этого личного фонда монетку и делает смертельную ставку в игре с самим собой. Разумеется, то лишь видимость риска. Риск здесь минимален, а вероятность выйти победителем очень велика…»
Альфонсо Баррера Вальверде (1930-) – эквадорский писатель и политический деятель. Первую книжку напечатал в 1956 году. Особой популярностью пользуется роман «Мама Зоила». Он является блестящим мастером рассказа. Ему принадлежат несколько сборников поэзии. Писатель через свои произведения знакомит читателей с окружающим миром. Отрывок из рассказа «Две смерти в одной жизни»:
«Начиная рассказ о жизни Хуана Пьедры, мне следовало бы, пожалуй, упомянуть дату его рождения. Да вот только родиться ему случилось намного, чем появился на свет, а может, намного позже. Впрочем, какое это имеет значение? Ведь в действительности он рождался несколько раз. В первый – когда серая курочка свалилась с насеста под самой крышей, и Анна Мария подумала, что в коррале  всегда было как-то пусто…»

Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1966г.
2. Поэзия Латинской Америки. М., 1975г.
3. Латинская Америка. Литературный альманах. М., 1988г.
4. Журнал «Иностранная литература». М., 1986г.