История моего инфаркта. Как все началось. Часть 6

Александр Борисович Семенов
Все что с нами сейчас происходит - неизменно, берет своё начало в прошлом, которое уже давно прошло, или было совсем недавно. Но так или иначе, истоки есть у всего, и если мы внимательно присмотримся к своей жизни, прислушаемся к ней, то можем найти все, или почти все, что управляло или управляет нами в сей миг.

Для меня начались дни тишины и опустения. В кардиологии было как-то пусто и тихо, словно все люди, которые там находились, прислушивались к окружающей тишине и пытались услышать сквозь неё стук своего сердца - оно есть, оно бьется, я жив.

Каких-либо запретов на передвижение по отделению у меня не было, и я просто ходил, читая настенные плакаты и вывески, изучая различные предупреждения о вреде курения, алкоголя и вообще всего нездорового. Я тоже был погружён в тишину, словно провидение дало мне шанс, не отвлекаясь на вселенскую суету, взглянуть в своё прошлое и проследить ту цепочку событий, которая привела меня сюда, в этот тихий коридор, в эту пустоту и в это спасительное одиночество.

Из рассказа моего лечащего врача - молодой девушки, имя и фамилию которой я уже не помню, она была назначена мне спустя два-три дня после перевода в обычную палату(не дословно): “У вас было повышенное давление на протяжении многих лет, буквально с юности, в результате этого ваша кровеносная система и артерии сердца в том числе, подвергались повышенной нагрузке из-за которой на них со временем начали появляться микротравмы. Эти трещины начали заполняться лейкоцитами, которые нарушали пластичность и ровность ваших сосудов и в итоге там начали образовываться холестериновый бляшки, которые постепенно сужали просвет артерий. В один момент, где-то в кровеносной системе вашего организма образовался тромб, который и застрял в одном из сузившихся просветов, частично закупорив и без того узкое пространство. Сердцу стало не хватать кислорода, это и есть инфаркт. Вам ещё повезло, вас быстро привезли и разрушив тромб поставили стент. В вашем случае виновато повышенное давление, с которым вы никак не боролись, а лишь подстегивали его своим образом жизни”.

У меня достаточно живое воображение и я с полной ясностью визуализировал все происходящее со мной в своём сознании, представляя как мой организм переносил все нагрузки, обрушившиеся на него через никотин, алкоголь, чревоугодие, список можно продолжать, но я не буду, мы все и без этого знаем все наши проблемы. Знаем, но не осознаём в полной мере их пагубность, утешая себя тем, что я скоро брошу, завяжу, займусь спортом, вот, уже с понедельника.

Это был примерно 1978 или 79 год. Зима в Башкирии тогда была лютая, морозы были градусов под 35. Я жил в провинциальном городке с численностью населения примерно 50 тысяч. Спортзал, где я занимался в секции волейбола, был на другом конце города, но идти было не так далеко, ну наверное километр, может больше. Я подавал неплохие надежды, например на то, чтобы войти в сборную Республики и включить себе зелёный на поступление в престижный вуз в столице нашего края. Когда мы всей командой ходили на медосмотр, то наш спортивный врач говорил моему тренеру указывая на меня - этому двойную нагрузку. Обычно это было после теста на восстановление, ну, когда тебе измеряют пульс и давление, потом ты бежишь на месте в течение какого-то времени изо всех сил, и потом тебе вновь замеряют эти параметры через различные промежутки времени. Я восстанавливался практически моментально.

Тренировка в тот зимний вечер подходила к завершению. Я был в возрастной группе моего года рождения и параллельно с нами занимались парни более старшие. Как правило, после тренировки они первыми уходили в раздевалку и когда освобождали ее, наступала наша очередь. Так было и в этот раз. Мы вбежали, все потные, раззадоренные, пышащие жаром и энергией. Спортзал наш был не как сейчас, душевых и остальных удобств не было. Поэтому, после тренировки сразу в раздевалку и домой. Я уже почти оделся, как обнаружил отсутствие своей шапки ушанки. Обыскал все, ни где ее не было. Все уже ушли, а я ее искал и все безуспешно. О том, что ее кто-то украл и подумать не мог, во-первых, не принято это у нас было, во-вторых, цена ей была 3 копейки. Я одевался легко, даже шарфа не носил, модничал. Пришлось идти домой без шапки. Я и отправился. Холод был жуткий, и единственная возможность согреть свою голову и уши, были мои руки, которые тоже время от времени я опускал в карман для согрева. Так и дошел. Сказать, что моя голова жутко замерзла, такого не было, но я почувствовал, что мороз меня пробрал до самых костей.

Дома, мама, увидев эту картину, не стала особо паниковать, ругать или причитать, не такая она у меня. Выслушала, повязала мою голову шарфом, и мы пошли к нашим родственникам, которые шили шапки из кроличьих шкур. Там мне подобрали подходящую по размеру ушанку, и мы ее взяли в долг. Денег особо не было. Но как сейчас помню, стоила она 25 рублей. Мама потом не ходила ни куда, ничего не выясняла, не ругалась ни с кем, за что я ей очень благодарен, это воспитывало во мне ту самостоятельность, которая потом помогала мне в жизни.

На следующий день я слег с температурой, и пришедший ко мне врач диагностировал грипп. Надо сказать, что в те времена отношение к гриппу было как к явлению обыденному, особой паники из этого не создавалось, и я тоже, сезонно, иногда болел им. Но в этот раз грипп у меня протекал тяжело, температура была высокая, жутко болела голова и всего меня выворачивало наизнанку. В какой-то из дней отключили газ в доме, на целый день, и я помню, как мама, грела мне питье на утюге.

Грипп вывел меня из строя на две недели. А когда он меня отпустил, я начал испытывать тянущие боли в районе поясницы, где-то в самой глуби. Грипп дал осложнение на мои почки. А почки, в свою очередь, вызвали повышение кровяного давления. Сначала это повышение было еле заметным, но в течение жизни давление росло, приближая меня к тому роковому дню, когда у меня случился инфаркт.

Я не врач, и возможно, не точен в терминологии или в причинно-следственной связи происходящего, но мои выводы выстраиваются на основании многих факторов не доверять которым я не могу. Через некоторое время боли перестали меня тревожить, но мое повышенное давление – все это вместе диагностировали и представили в виде некой состоявшейся картины через несколько лет, когда я призывался в армию и проходил медосмотр в военкомате. Выявили у меня и давление и всё остальное, что оставил после себя тот грипп. Все дальнейшее течение моей жизни, моим попутчиком было постоянное повышенное давление, выравниванием которого я занялся только после приступа.

Спортом я продолжал заниматься, но мои результаты резко упали. В сборную я так и не попал. Не поступил в институт, в который мечтал пробиться в сборной республики. После того, как пару раз ложился на обследование в больницу, по направлению из военкомата, меня призвали в армию. В больнице ничего особенного не обнаружили, и картина моего повышенного давления осталась до конца не выяснена. Единственное полезное дело, которым я там занимался, так это по просьбам молоденьких медсестер относил в морг трупы умерших больных, так как им было и тяжело и немного жутковато. Предположение о том, что виной был грипп и осложнение на почки я услышал от врача в медкомиссии военкомата, когда рассказывал ей о своих болезнях, и более эта версия своего продолжения не получила. Но именно это запало в мое сознание, словно мой мозг, на одному ему понятном уровне почувствовал в этой истории именно тот исток моего инфаркта, который и был всему началом.

Я вернулся в спортзал и продолжал свои тренировки. Примерно через пару месяцев, я задержался в раздевалке со своим приятелем из старшей группы. Разговорились, я рассказал ему свою историю с шапкой. Он изумленно посмотрел на меня. Оказывается, в тот вечер, один из парней старшей группы, увидел мою лежащую на скамейке шапку, видно я забыл ее засунуть в рукав, взял ее и кинул в большой железный ящик с ремонтными инструментами и массивной железной крышкой, чтобы отогнуть край которой надо было иметь недюжую силу. Не то чтобы у меня этой силы не было, но я, в своих поисках, даже не догадался в этот ящик заглянуть. Для меня была неприемлема мысль, что кто-то мог мою шапку спрятать, до еще так изощренно. Олег, так звали того парня, который это сделал, он был мажором, отец его был знатным хирургом и многое ему позволял все прощая и все спуская с рук.

В тот-же миг, как я услышал об этом от своего приятеля, мы вместе с ним отогнули крышку этого ящика, и да, там была моя шапка. Вот так безрассудный поступок одного человека, пускай даже очень молодого и неопытного, может повлиять на жизнь другого. Я Олегу ничего не сказал. Он и сейчас об этом ничего не знает, если, конечно, жив и здравствует. Он был старше, он жил в своем другом мире, я не смог бы донести до него суть своего возмущения.

Через пару лет он случайно убил человека, подрался на танцах и ударил не в то место. Человек отключился. Он пробовал сделать искусственное дыхание, но не помогло. Суд был показательным, слишком громкое дело было для нашего городка. Я тоже там был. Олег выглядел как загнанный зверек, усталый, и совсем не герой. Ему дали три года. Лет, наверное, через 15, я увидел его на улице нашего городка, он был пьян в стельку и еле плелся в обнимку со своим, таким-же пьяным товарищем. Отец его к тому времени уже умер, и он пропивал нажитое состояние. С тех пор я о нем ничего не слышал. Я из того города уехал навсегда.

С тех далеких пор, 1978-79 годов, началось мое путешествие по жизни с повышенным давлением. На старте, при призыве в армию, оно было примерно 85 на 129, почему-то именно эти цифры засели в моей памяти и именно на них обратили внимание в призывной комиссии и отправили на дополнительное обследование. Уже потом, много лет спустя, эти цифры значительно повышались, но это уже другая история.

Следите за своим давлением, не пренебрегайте им, как это делал я. Берегите себя и близких, и конечно, будьте здоровы!