Руси волшебная палитра

Людмила Петровна Денисова 2
               
                Эссе на областной конкурс
               
                «Лето#PROчтение» 2022 года

                «Руси волшебная палитра»

          И вот я в Москве. Столица наша белокаменная, а ещё её величают престольной из века в век. Правда, сейчас она больше стеклянно-бетонная, шумная
и суетливая. После двух десятков лет  в деревенской тиши и в хрустально-чистом воздухе здесь душно и тесно. И времени-то совсем мало. За четыре дня успеть мне хочется и в Алмазный фонд Кремля, и в Третьяковскую галерею, и с родичами пообщаться, и навестить моего главного учителя по психологии, поработать делегатом конференции РСП (Российского Союза писателей), собственно, для того
я и приехала в столицу. Но есть у меня давняя мечта – посетить Музей славянской культуры имени Константина Васильева.
           Полотнами живописца я восхищалась ещё в школьном возрасте. Собирала иллюстрации из цветных календарей, по счастливой случайности приобретала альбомы, позже видеоролики. Свои впечатления выражала в стихотворной форме. Стихотворения посвящала картинам и самому живописцу и опубликовала их в 2018 году в сборнике «Вернисаж». Очень хотелось полюбоваться этим чудом, хотя я знала, что в музее только копии и принты, а подлинники исчезли в  неизвестном направлении, прикоснуться к этим берегиням Руси, проникнуть в ауру творца.
          Словами невозможно передать состояние души и тела, когда я шагнула в эту святыню, казалось, что сердце моё расширилось не только до размеров двухэтажного здания, но и до границ Руси нашей бескрайней, до безграничной вселенной русского художника. Музейные  работники с благодарностью приняли в подарок мою книгу, сразу же стали читать стихотворения. Но это ещё не всё.
В благодарность я получила подарок с автографом члена Союза писателей РФ
Анатолия Доронина - книгу «Руси волшебная палитра». Вот об этой книге мой рассказ.
            В предисловии «С любовью к России» с огромной любовью к живописцу автор рассказал о значении творчества Константина Васильева для русской культуры. Книга содержит множество цветных и графических иллюстраций художника, его автопортретов, фотографий членов этой замечательной семьи. Многое из опубликованного я увидела впервые, особенно восхитили пейзажные работы. Книгу прочла с огромным интересом, убедилась окончательно в том, как важно родителям заметить наклонности и способности ребёнка с раннего возраста,  поддерживать
его, создавать все условия для творческого роста.
     Но у маленького Кости не было условий для творчества. Он родился
8 августа 1942 года, именно в тот день, когда в Майкоп вошли немецкие оккупанты. Сейчас он был бы в сообществе «дети войны», писали бы о нём тексты с заголовком «Детство, опалённое войной», но, к сожалению, не дожил Васильев до наших дней,
не дожил и до старости. Смерть его полна загадок, как и исчезновение 
подлинников его полотен, как многолетняя  тяжба администрации города с
музеем за здание в одном из парков Москвы.
     Голодное и холодное детство, отсутствие бумаги и карандашей,  учителя рисования, альбомов и музейных экспонатов, которые могли бы стать образцом и  вдохновением – ничего не помешало проявиться способностям. В два года угольком нарисовал Костик портрет сестрёнки, рисовал на стенах, на полу, на мебели, на дверях и на заборах, а когда советский солдат-освободитель угостил мальца кусочком сахара, стал рисовать сахаром.
     В Третьяковскую галерею мальчик попал самостоятельно, не дождавшись экскурсии, обещанной классу Московской средней художественной школы при
институте имени В.И. Сурикова. Встреча с великой русской живописью произвела
на него необычайно сильное впечатление. Думаю, что не менее эффектное, чем моё
от встречи с его полотнами.
     Автор книги подробно описывает, с какой жадность впитывал красоту
маленький художник. Всё было доступно: и Пушкинский музей, и Большой театр, и консерватория, и «Трактат о живописи Леонардо да Винчи», и даже картины Дрезденской галереи перед возвращением их в послевоенную Германию. В музеях на полотнах любимых старых мастеров он встречался с героями русских народных
сказок, былин и сказаний, пропитался этой красой и могучей силой земли русской. Этой любовью к России, к русской истории и природе Константин Васильев пленил и моё сердце, сердце девочки, рождённой в  Азии, среди знойных песков.
           Очень интересная книга. Здесь всё о военных и послевоенных трудностях семьи Васильевых, о творчестве, о друзьях и однокурсниках, о талантливых и
чутких педагогах, о выставках художника, о стихах, посвящённых живописцу, об отзывах посетителей музея. О впечатлениях Кости, о его предпочтениях в живописи автор рассказывает так, будто всегда был рядом и обо всём с ним говорил тихими
вечерами или за мольбертом.  Книга написана прекрасным русским языком. Это и художественное повествование, и искусствоведческая работа. Только профессионал
с большой буквы, педагог и живописец может подробно рассказать о различных направлениях в искусстве и приёмах живописи, о преемственности поколений наших родных художников.
     Любовь, помноженная на любовь.
И моё сердце не могло не откликнуться на этот океан любви. Вот и моё стихотворение:

В музее славянской культуры

В Москве музей - средь елей и берёз,
В Москве большой и суетной до боли,
Хранит полотна, милые до слёз,
Васильева – творца нелёгкой доли.

Из ветви Шишкина таланта ген пришёл
И в детстве проявился очень рано.
Жаль, Константин, так странно ты ушёл.
На сердце у Руси поныне рана.

Любуюсь ликом русской красоты
И старцами в сединах благородных.
Так сердце бьётся! В этом сердце ты,
Творец великий, истинно народный.

Рекомендую прочесть и тем, кто уже знаком с творчеством русского художника
Константина Васильева, и будущим художникам, и педагогам.

Автор: Людмила Петровна Денисова