Стеклянный шприц

Надежда Франк
               
    До середины прошлого века в медицинских учреждениях использовали стеклянные шприцы с металлическим поршнем. Такие шприцы были многоразовые. Их вместе с иглами стерилизовали и повторно пользовались.  В домашних условиях их просто кипятили и делали инъекции, если умели.

   После окончания института Ирина по распределению приехала работать в небольшое село. Там она вышла замуж, родила сына. Свекровь помогала растить внука, а Ирина Петровна работала.  Нагрузка в школе была небольшая, и её это устраивало. Единственное, что огорчало – это болезни сына. Врача в селе не было, приём и взрослых, и детей вёл фельдшер. Село имело более двух тысяч жителей, поэтому нагрузка на медработника была значительная. К тому же фельдшер была уже в возрасте. В те времена учителя, как и врачи, были военнообязанные, поэтому наряду с педагогическим образованием им параллельно давали и образование медсестры.  Когда сын болел, Ирина делала, при необходимости, уколы сыну сама.

    В ту осень сын заболел, и фельдшер, послушав, сказала, что у ребёнка жёсткое дыхание. Она назначила лечение пенициллином. Договорились, что утром и в обед на уколы в фельдшерский пункт мальчика будет приводить  бабушка, а вечером Ирина должна была поставить укол сама.
Ничего сложного в этом не было, но сложность была в том, что лишних шприцов не было.  В маленьком селе это был дефицит,  а ехать в   райцентр, в аптеку, не было времени. И она решила перед работой зайти к местному ветеринару, чтобы попросить шприц, если у того есть новый. А позже купить и отдать. Женщина-ветеринар, выслушав просьбу, вынесла ей новый шприц в упаковке и пару игл и пожелала выздоровления ребёнку. Обрадованная, Ирина положила коробочку в сумку и поспешила в школу.

  В этот день у неё было два урока в пятом классе.  После второго урока она повела ребят в столовую, кабинет закрывать не стала. Усадив учеников и проверив, всё ли в порядке на столах, она поспешила в класс, чтобы приготовить доску к уроку. Открыв дверь, застыла на пороге. У стола стояла ученица и рылась в её сумке.
- Что ты делаешь, Оля!?- воскликнула учительница.
- Ничего, я просто хотела посмотреть оценку в тетради,- ответила, вздрогнув, девочка, и убрала руку за спину.
- Я сейчас раздам вам тетради, посмотришь,- сказала Ирина Петровна.

Пришли из столовой ребята, стало шумно, дежурные раздали тетради. Уроки прошли, как обычно. После обеда Ирина вернулась домой, сын спал после очередного укола. Она переделала домашние дела и вспомнила про шприц.
- Надо приготовить шприц к вечеру,- подумала она, - прокипятить, хоть и новый, но лучше перестраховаться.

  Открыв сумку, женщина стала искать шприц, но его нигде не было. Она даже вытряхнула всё из сумки, но искомого там не нашла. И тут вспомнила ученицу у своей сумки.
- Зачем ей шприц, для игры?- подумала Ирина Петровна.- Что же теперь делать? Звонить доктору, чтобы пришла вечером и сделала укол? Но неудобно беспокоить старого, уставшего человека. Она и так весь день то на вызовах, то на приёме. Пропустить укол, но Ванюшка кашляет и температурит. Спросить у соседки? У них бабушка старенькая, сами часто лечат, может, есть запасной.
И она пошла к соседям. Там действительно были запасные шприцы, соседка выручила.

 Вечером она рассказала мужу о случившемся.
- Так приди завтра в класс и постыди  эту девчонку при всех, чтобы не повадно было в сумках чужих брать то, что ей не принадлежит,- сказал муж.

   Ирина долго думала, как быть. Ведь она не видела, что у  девочки был в руке шприц. А если это не она? Да и поймёт ли, что это плохо, ведь для ребёнка это просто блестящая игрушка. Кукол можно лечить .Одноклассники начнут дразнить, затравят.

- Завтра у них урок внеклассного чтения,- я им задание дала подумать над вопросом: прав ли герой повести «Мой генерал», взяв у дедушки без спроса письмо? Пусть подумают, что могло бы  последовать за его поступком,- вспомнила она.
Потрогала лоб сынишки, облегчённо вздохнула, температура спала.

   Утром пришла в класс, и когда ребята стали обсуждать поступок героя повести, сказала, что иногда необдуманные поступки могут привести к большой беде. И рассказала, что у одной женщины был болен маленький мальчик. Но кто-то взял шприц, и женщине пришлось переживать и искать выход. Она не называла имён, никого не стыдила и не указывала класс. Просто рассказала такую историю. Ученики стали спрашивать, жив ли мальчик, поправился ли он. И делали вывод, что нельзя брать чужое, что надо думать, к чему это может привести. Урок был окончен. Ирина Петровна вышла в учительскую. А когда вернулась, на столе увидела коробочку со шприцом.

С тех пор прошло много лет. Девочка Оля выросла и стала учительницей. Как знать, может быть тот урок отложился в её памяти. А учитель стал образцом нравственности. Всё может быть.