Откровение старого кошары

Яков Звягин
      Меня зовут Григорий. Имя необычное для кота. Но нет на свете существа, способного дать самому себе имя при рождении. Да и имена даёт только один вид на земле. И как вы догадались, это человек. А я всего лишь домашний кот Григорий. Мои годы подходят к тому барьеру бытия, через который ни одному из живущих на земле не удалось перепрыгнуть.  Я удосужился чести приблизиться к этой грани в глубокой старости, окружённым ореолом человеческой любви ко мне. Ввиду того, что мой почтенный возврат приблизился к концу, хочу изложить читателям всю ценность моего кошачьего опыта. Заварите себе чашечку кофе. Устройтесь удобнее в любимом кресле. Возьмите своего домашнего питомца на колени и приготовьтесь внимательно выслушать откровение старого кошары.
      Представьте себя на пятнадцать лет моложе и выгляните в окно квартиры. Видите, какие молоденькие деревца растут во дворе? Деревянная скамейка, рядом с кустами, блестит свежевыкрашенной краской. Каждая её досточка на месте. Зелёные качели на детской площадке бесшумно раскачиваются от малейшего дуновения ветерка. И не удивительно. Их только вчера установили во дворе на радость детворе. А песочница! Это оазис чистоты! Каждая песчинка, словно жемчуг блестит под восходящим утренним солнышком. Из них ребятишки строят свои детские дворцы и лепят совочками и ведёрками песчаные пирожные и бабки. Правда, ночами опустевшая песочница рискует быть атакована невоспитанные дворовыми котами. Ну, так эти излишки не очень-то огорчают малышей. Всякое в жизни бывает. А если повернёте головы чуть вправо, то ваш взгляд встретится с огромным кустом белых роз, которого уже не существует в вашей настоящей жизни. Тот куст давно выкорчевали работники водоканала. Именно под ним проходила труба, прогнившая за двадцать лет.
В той, давней жизни так было красиво, радостно и хорошо!
В это самое время я появился на свет. И у меня буквально три дня назад открылись глаза. Я увидел свою маму. Какая она была большая и красивая! Так вот кто меня нежно облизывал, мурлыкая надо мной, кормил, согревал.
Как приятны мамочкины прикосновения. А вкус молочка просто неописуем. Я нежился в ласках и таял от удовольствия. А потом... всё растворилось в один миг. Словно неожиданно оборванный сладкий сон.
В то страшное утро к нам бросился сорвавшийся с поводка огромный зверь. В груди у меня вселился ужас, от которого мне не избавится до конца жизни. Моя мама защищала меня от клыкастой пасти. Помню рёв, визг, клочья шерсти... Ценой жизни она спасла своего сыночка.
На грани беспамятства я забился под скамейку, и там, зажатый мусорным баком и кустами, потрясённый случившимся, видел, как человек с метлой брезгливо выбросил растерзанное тело мамочки в мусорный контейнер.
Я просидел в укрытии целый день безудержно плача. Малюсенький котёнок с белой грудкой, в этом страшном мире не нужен был уже никому. И никто меня больше не пожалеет, не обласкает, не обогреет и не накормит. А к ночи, совершенно обессилев от голода, потеряв всяческую надежду на помощь, я выполз из кустов. Мне уже было всё равно. Растерзает ли та страшная собака или заклюёт чёрная ворона, которая пыталась дотянуться до меня ещё днём.
Огромная круглая луна висела над головой, словно охраняла сироту от окружающей тьмы. Она не грела, но мне было приятна её забота. Наверное, благодаря лунному свету меня заметили. Я услышал рядом шаркающие шаги. Скрипучий голос с нежным оттенком прошептал,
  - Бедненький.
Меня подняли и понесли. Я боялся открыть глаза. Мне казалось, что сочувствующий голос, тепло неизвестного существа вот-вот исчезнут. А потом... меня погладили. Я вдруг ощутил новые запахи и знакомый аромат молока. Нет, не мамочки, но очень похожий. Наверное, любое молоко для детей имеет свой неповторимый аромат любви.
Мне повезло. Как говорят люди в таких ситуациях: родился в рубашке. Меня тщательно вымыли, причесали, накормили. И я, впервые в своей короткой жизни, благодарно замурлыкал. Старушка, назвала меня Григорием. Нам вместе было очень хорошо. Я мог часами, сидеть на коленях хозяйки и мурлыкать ей песенки. Особенно я любил ходить по утрам в магазин. Меня сажали на дно сумки, где я уютно устраивался в ожидании новых запахов от купленных продуктов. Я был послушным котёнком и никогда не буянил. Тихо лежал и ждал возвращения домой, где получал свою долю разных вкусняшек. Правда, через полгода меня в магазин уже не брали, ссылаясь на мой вес. Я немножко покапризничал и согласился. Старушка любила меня как своего ребёнка. А ещё нам очень нравилось по вечерам пить чай. Вернее, она пила, а я сидел рядом с чашкой и пел старушке свои мурлыки. А потом мы любовались вечерним двором за окном. За дождиком, стучащим по подоконнику. За падающей пожелтевшей листвой. Нам было немножко грустно и приятно. Я чувствовал себя счастливым рядом со своей спасительницей. Что ещё надо домашнему питомцу? Еда, ласка и уют. Казалось, моему блаженству не будет конца.
Как я жестоко ошибался...
      Однажды ночью я внезапно проснулся от незнакомого запаха. Его неповторимый аромат буквально сводил с ума. У меня закружилась голова от блаженства. Я бросился к хозяйке, в надежде разделить с ней неудержимый восторг от капель в её стакане. Она вяло улыбнулась и охая, тяжело побрела на кухню. Мне трудно  вспомнить, что произошло потом. Но обрывки воспоминаний до сих пор сидят в моих кошачьих мозгах. Я вылизал остатки валерьянки из стакана хозяйки и буквально рухнул со стола на пол. Словно во сне, видел незнакомых людей в квартире, соседку по площадке...
Очнулся я в полной тишине. Голодный и усталый. На мой жалобный зов никто не отозвался. Я метался по пустой квартире, ища свою старушку. Убедившись в том, что остался  один, решил подождать. Возможно, она вышла в магазин и скоро вернётся. Увы. Мне очень хотелось пить. Но в миске не было воды и еды тоже. Глубокой ночью я вдруг ощутил неизъяснимый страх, словно кто-то ужасный схватил меня за горло. Я метался по квартире, жалобно крича и воя. Царапал дверь до тех пор, пока не искалечил когти. Никто не пришёл на помощь. Никто... До самого утра я тихо плакал. Мой зов о помощи услышала соседка.
  - Успокойся, Гришенька, - сказала она сквозь замочную скважину, - Потерпи немножко, - и ушла.
А ближе к ночи в двери повернулся ключ. Тётя Поля принесла мне еды. Налила в миску воды и долго сидела, наблюдая за мной. Насытившись, я взглянул в её глаза с немым вопросом. Она тяжело вздохнула, развела руками и, погладив мою шёрстку, ушла. Дверь захлопнулась. Я снова остался один.
Вспоминая далеко ушедшее, я с глубокой благодарностью чту то незабываемое время любви и с великим прискорбием жалобно мяукаю осенними днями, глядя на опавшую листву. Ах, как приятно было лежать на коленях моей старушки и наблюдать за худенькими пальцами, держащими кружку ароматного чая. Увы. Ничего нет на свете вечного...
Соседка подкармливала меня несколько дней. А потом...
      В дом вошли незнакомые люди. Один из них грубо вышвырнул меня на лестничную площадку. Я пытался вернуться, но получил пинок ногой, от которого в груди больно хрустнуло. Я вылетел пулей с подъезда и забился в знакомых кустах под скамейкой. Было очень страшно и обидно. Я беззвучно плакал, зализывая больное место. Вы думаете, что коты не могут плакать? Ошибаетесь. Мы плачем так же, как и люди. Только наших слёз мало кто видит.
      С той ужасной поры я стал беспризорным котом. Как это страшно для домашнего животного. Тётя Поля изредка подкармливала меня первое время. Но в основном я питался на помойках. От моей ухоженной шерсти остались лишь грязные лохмотья. Правое ухо порвал в драке драчливый кот. Левая лапка плохо слушается после неудачного прыжка с забора. Кстати, хочу вам приоткрыть тайну о ваших детях. Малыши к нам относятся гораздо лучше, чем школьники, от которых лучше держаться подальше. Нас, дворовых котов, не любят, считая заразными и блохастыми. Насчёт заразы это преувеличение. А вот блохи... От них нам одна беда. Ни поспать, ни спокойно подумать.
Все эти уличные неприятности для бывшего домашнего кота, были довольно существенными изъянами в новой беспризорной жизни. Спал в полглаза. Ел не каждый день. Пил грязную воду из луж и вечно озирался, остерегаясь того самого пса, убившего мою маму. Этот зверь был грозой всех котов в округе. Такое ощущение, что хозяин специально натаскивал его на нас. Морда у собаки даже без оскала была страшной. Её появление наводил ужас не только на нас, но и на маленьких детей, мирно играющих во дворе. Охраняющие своих чад бабушки и дедушки тотчас прикрывали малышей своими животами. Хозяин собаки, парень в спортивном костюме, горделиво пас кровавого питомца. Я обратил внимание, что в этот непростой час, во дворе отсутствовали не только коты, но и собаки. Одним словом, террорист вышел на прогулку.
В такие минуты я мгновенно влетал на дерево, ощущая дрожь во всём теле от страха и ненависти, пытаясь быть незамеченным за толстым стволом. Вот так проходили мои безрадостные дни. Иногда я пытался проскользнуть в подъезд. Сидя напротив знакомой двери на маленьком коврике, вспоминал счастливые мгновения прошлой жизни. В такие минуты сердце жалостливо стучало в грудь, а глаза застилал предательский туман. Меня гнали прочь жильцы верхних этажей. И некому было уже пожалеть меня. Тётя Поля больше не появлялась на площадке. В квартире соседки жили незнакомые люди, как и в бывшем моей.
      Вы, читающие эти строки, возможно удивитесь моему рассказу. Кот общается с человеком на одном языке? А вы, люди, задумывались хотя бы раз в жизни о том, что животные мало чем отличается от вас. Вы считаете нас существами, у которых ум находиться в зачаточном состоянии. Это невежество с вашей стороны. Просто, все мы живём в мире, где наше сознание пересекается в очень ограниченном духовном пространстве. В основном, люди и домашние животные существуют в параллельных мыслимых мирах. Мы понимаем вас гораздо лучше, чем вы нас. Наше ментальное состояние ума согласилось с таким отношением человеческого рода к нам. Так мы менее зависимы от чванства, гордыни и мнимого превосходства, присущих человечеству, сохраняя своё духовное начало в чистоте. Хочу обратить ваше внимание, что не у всех домашних животных имеется столь развитый интеллект, как у котов. Очень много таких, чьи головы добровольно или по принуждению ложатся на плаху человеческих страстей. Я имею в виду тех, кого вы без сожаления употребляет в пищу. Коты тоже имеют такую слабость. И это лишний раз доказывает нашу с вами схожесть. А пока умерьте своё недоумение и шок об услышанном. Примите как аксиому всё, о чём я здесь говорю.
Вы, люди, глубоко ошибаетесь в своих мироощущениях. Я бы подчеркнул - вы немножко не в своём уме от своего ума. Ха-ха. Простите за каламбур. А чтобы у вас исчезли сомнения, приведу пару неопровержимых доказательств в том, что это ещё спорный вопрос, кто у кого хозяин. Не вы ли добровольно кормите нас, добывая для своих питомцев хлеб насущий. Признаюсь, к великому сожалению, такой царской участи достойны не многие. Искренне надеюсь, что нас будет больше, если мы постараемся быть чуточку мудрее. А вот ещё очередное доказательство нашего сходства с вашим видом. От долгого проживания на одной жилплощади, мы становимся похожими друг на друга. Хочу здесь упомянуть и собачью породу, к которой я питаю глубокое презрение из-за детской травмы. Нет, нет! Они, конечно, не хуже нас. Но есть в них какое-то раболепие, слишком огромная привязанность к вам. Собаки готовы ради вас проглотить собственный хвост. Они буквально копируют своих хозяев в ментальных и поведенческих сферах жизни.
Отсюда и рождаются изверги, наподобие того отморозка собачьей породы из нашего двора. Извините меня за наглое откровение. Надеюсь, я вас не слишком расстроил? Да, да! Среди вас, двуногих, есть непорядочные и злобные личности, к глубокому всеобщему сожалению. Не расстраивайтесь, что мы об этом прекрасно осведомлены. Успокойтесь. И как сказал ваш знаменитый царь Соломон: "... и это пройдёт".
Но вернёмся к моему рассказу. 
      В то знаменательное утро, наглотавшись тухлой рыбы  из выброшенного через окно пакета, я умиротворённо сидел на облезлой скамейке. Лениво царапал когтями блохастую шею и рассуждал о смысле жизни. Она не казалась мне такой уж сложной. В животе приятно урчал сытый желудок, побуждая подремать под нежными лучами восходящего светила. Окружающий воздух был наполнен чарующим ароматом цветущих роз. Стайка ласточек чертила многочисленные невидимые узоры на голубом небосводе. Разве это не идиллия?
Дверь ближайшего подъезда скрипнула и из его чрева вышла незнакомая девочка лет пяти с маленьким котёнком на руках.
Точь-в-точь копия меня в детстве. Такой же милый и славный. Даже грудка белая. Я удовлетворённо хмыкнул, подозревая в этом чуде свой труд. Не зря, значит, дрался с котами ранней весной за пальму первенства.
Они уселись на лавку рядом со мной, не брезгая моим присутствием.
  - Мама, - окликнула малышка родительницу, - а они очень похожи, - и указала пальчиком  на меня.
Я приготовился слинять. Женщина строго посмотрела на меня, на котёнка.
  - Дворняги, - не ласково сказала она.
Я нехотя покинул место отдыха, словно стесняясь своего статуса уличного кота. Взобрался на дерево и уютно устроился между стволом и толстой ветвью. Да ну вас, людей, с вашими мнимыми ценностями. Я положил отяжелевшую голову на лапы и заснул. Мне снилась старушка. Она нежно ласкала меня и тихо приговаривала, что всё в жизни меняется. Иногда к лучшему. Главное — всегда надеяться и верить в счастливое будущее.
Неожиданно я почувствовал, как окружающее пространство тревожно съёжилось. Я вскочил, ожидая опасности. И не ошибся. Правда, опасность угрожала не мне, а тем, кто был подо мной.
К скамейке медленно, с тихим утробным урчанием приближался зверь. Поводок безвольно волочился по земле. Наверное, хозяин монстра задержался в подъезде по неизвестной причине, уронив прочную узду своего дьявольского питомца. От угрожающего рычания девочка в ужасе сжалась, крепче прижимая к груди дрожащего котёнка. Мать заслонила дочь, готовая принять атаку собаки на себя. Побелевшие губы женщины пытались раскрыться в крике о помощи. Но они не слушались и лишь беззвучно дрожали.
Пёс прыгнул, стараясь проскользнуть зубастой пастью между руками взрослого и ребёнка к пушистой беленькой грудке.
Одно мгновение и из мира исчезнет ещё одна жизнь. Малюсенькая и пушистая. Беззащитная, как муравей под наступающей стопой...
Но этого последнего мгновения у моего заклятого врага уже не было. Я рухнул вниз с дерева и впился когтями и зубами в рыжий нос противника. Истошно шипя и визжа, бился за себя, за своё потомство, за девочку... Мы катались по земле, воя от боли и ненависти к друг к другу. На том самом месте, где я, много лет назад стал сиротой. Я готов был умереть, но не отступить...
Вспоминая тот страшный миг и оценивая свой поступок, я всё больше убеждаюсь, что моей заслуги в этом нет совершенно. Просто, в такой критической ситуации разум бессилен, уступая место безумной храбрости. Именно она рождает настоящих героев. Правда, не все храбрецы выживают. К великому сожалению...
Я лежал без движения на окровавленном грунте около скамейки. Боли не чувствовал. Всё вокруг было в сумрачном тумане. Помню только острый запах роз, детский плач, крики, лай и нежное мяуканье котёнка...
     Давно забытый запах молока привёл меня в чувство. Мне показалось, что я снова у себя дома и заботливые руки старушки ласкают мою голову.
  - Очнулся, - услышал я, - Значит, будет жить.
  - Мамочка, а лапка у него заживёт?
  -  Заживёт.
  - А глаз?
  - Нашему герою и одного хватит.
  - А как же он будет ловить мышей?
  - А зачем ему мыши? Он же теперь домашний.
  - Жалко Гришу. А можно я буду так его называть?
  - Почему Гриша?
  - У нас мальчика в саду Гришей зовут. Я с ним дружу. А когда вырасту — стану его женой.
  - А он знает о твоём решении?
  - А зачем ему знать? Как захочу, так и будет. Так ты согласна, чтобы в нашей семье было два Гриши?
Меня снова ласково потрепали по спине.
  - Слышишь, Григорий. Хватит болеть. Пора приучать своего сыночка к туалету. А то мочится где попало.
Конечно, я слышал весь разговор. Особенно обрадовался, что меня вновь зовут Григорием. Невзирая на страшную боль в разорванном боку, мурлыкнул в знак благодарности своей новой семье и осторожно лизнул детскую ручку.

***

И вот теперь, я, умудрённый опытом старый одноглазый кошара, хромающий на одну ногу, учу своего отпрыска неоспоримым истинам совместного проживания двух разумных цивилизаций. Одна из них глубоко убеждена в своём доминировании над другой. Доставим ей это удовольствие и будем с благодарностью принимать заботу о нас. Учу своего белогрудого сыночка, как аккуратно ходить по нужде, чтобы не обижать владельцев дома. Как быть предельно ласковым с теми, кто нас кормит. Как по ночам покидать незаметно дом, прыгая через форточку на соседнее дерево. И как скрытно возвращаться назад поутру, после бурных брачных оргий. Как свистнуть из кастрюли лакомый кусочек мяса, осторожно сдвигая крышку.  О многом рассказывал ему, о чём людям лучше и не знать.
      А ещё я люблю сидеть на кухонном подоконнике и наблюдать за домом на противоположном конце двора. В короткие минуты перед заходом солнца, мне иногда чудиться в одном из окон знакомое лицо старушки. Она улыбается сквозь стекло и прижимает худую ладонь к сердцу. Я прекрасно помню этот жест. Жест огромной любви ко мне - единственному живому существу, который её любил, любит и будет любить до конца жизни.