Комментарий к конференции о роли сознания в мире

Аркадий Костерин
   Предыдущая видеоконференция по эвереттике (https://youtu.be/Vq2WJCecqtc) была посвящена теме «Многомерное мироздание и сознание». Слушая коллег, выступавших на этой конференции, я пытался приложить к обсуждаемым проблемам своё миропонимание. И пришёл к выводу, что продвигаемая мной метафизическая и философская концепция Деятелей Мироздания не может, конечно, войти в физическую научную картину мира, но, она может неплохо с ней сочетаться. Таков был мой вывод из того, что говорил Ю.А. Лебедев, а также все уважаемые коллеги.

 – Если  вынести за скобки метафизические положения концепции Деятелей, и просто принять, как данность, постулат о том, что жизнь и сознание являются всеобщими свойством физического мира, то решаются многие проблемы, неясные пока для современной науки. Причём, жизнь здесь определяется, в первую очередь, как способность разделения классических альтернатив Квантового Мира. А под сознанием понимается сам механизм выделения классических альтернатив, как это и предлагал М.Б. Менский. Конкретно, это обозначает, что любому физическому объекту, приписывается психоидная активность, то есть любой объект расценивается как наблюдатель, способный к выделению классической действительности.

   Постараюсь здесь обосновать мою позицию, которая представляется мне, достаточно последовательной и, по-моему, позволяет прояснить некоторые вопросы о роли сознания в мире. Ранее мне уже доводилось излагать своё миропонимание, более или менее полно, поэтому, сейчас я коротко остановлюсь на вопросах, обсуждавшихся именно на предыдущих дискуссиях. – Обсуждая роль наблюдателя в квантовых взаимодействиях, мы постепенно пришли к необходимости оценки важной роли сознания во Вселенной, а затем попытались оценить механизм воздействия сознания на все процессы и явления действительности.   

   Вероятно, спровоцировавшим это обсуждение фактором явилась моя попытка трактовать необъяснённый до сих пор эксперимент известного астронома Н.А. Козырева по определению истинного положения звёзд, с позиции многомировой интерпретации Квантовой Механики и, в частности, с позиции выбора реальности наблюдателем. По-моему, сущность эксперимента состоит в выборе реальности сознанием наблюдателя из квантовой суперпозиции состояний объекта наблюдения. Моделью такого выбора может служить «временной кристалл».
Очень интересными были обсуждения высказываний А.Д. Линде о роли сознания во Вселенной, а также рассмотрение статьи Картера.

    Однако к решению ключевой «проблемы наблюдателя» эти обсуждения нас не подвели. Поскольку, эта проблема действительно представляется мне важнейшей  для определения места сознания, то позволю себе вновь к ней вернуться. – Как я понял, коллеги по обсуждению привержены идее, что фактором, разделяющим классические альтернативы, является сознание человека или биологических деятелей относительно высокого  уровня. Позволю себе с ними не согласиться. – Вот мои доводы:

1. Элементарный уровень каузального мира объективно существует. – С этим все выступавшие, как будто, соглашаются. – Реально происходит ветвление, выбираются и существуют в разных соотнесённых состояниях различные варианты событий, включается стрела времени. Если ветвления в физическом мире происходят независимо от сознания человека, то в каждом соотнесённом состоянии такого ветвлении должен присутствовать свой наблюдатель. Так кто же является наблюдателями, реализующими разные варианты событий в отдельных соотнесённых состояниях в отсутствие человека и животных? – По-моему, возможен лишь один ответ – сами частицы!

2. Если мы принимаем этот постулат, то логически развивая его, должны признать, что все физические объекты, наполняющие нашу Вселенную, являются наблюдателями и участвуют в формировании коллективной действительности нашего мира. Тогда, наш мир, согласно предлагаемой концепции – это продукт совокупного выбора всех присутствующих в нём деятелей, которые воплощены во все относительно самостоятельные объекты – от элементарных частиц до людей и человечества. Именно этот мир и есть наша «антропная вселенная»,  его мы воспринимаем и изучаем, непосредственно и с помощью приборов, его считаем объективной реальностью. Предполагаю, что подлинная Объективная Реальность – это Квантовый Мир, который можно рассматривать как квантовую суперпозицию всех возможных реализаций наполняющих его деятелей.

3. Антропная вселенная, о которой сказано выше, неплохо вписывается в инфляционную модель А.Д. Линде. Имеется в виду предположение, что на основе общих развёрнутых измерений взаимодействия некая обширная общность деятелей выделяет из Всеобщей Суперпозиции коллективную самосогласованную действительность, которая воспринимается этими деятелями (по достижении ими разумного сознательного уровня восприятия) как отдельная вселенная, их Вселенная. На самом деле, это всего лишь часть Вселенной, доступная их восприятию и рассмотрению. Такова, по-моему, антропная вселенная, наблюдаемая и изучаемая земным человечеством. А объективно, такая самосогласованная действительность может трактоваться, как «пузырёк» инфляционной Вселенной Андрея Линде.


4. По комментарию Ю.А. Лебедева к статье Линде: «Плоскость» Вселенной и равномерность её качеств объясняются с помощью инфляционной теории. Но, по-моему, они также прекрасно объясняются с помощью предлагаемой мною концепции антропной вселенной, коллективно выбираемой сообществом земных деятелей, объединившихся в общей самосогласованной действительности. Если наша антропная вселенная выделяется из суперпозиции коллективным выбором всех здесь присутствующих деятелей, то это прекрасно объясняет равномерность её качеств, её «плоскость». И это вполне согласуется с инфляционной моделью Вселенной.

5. Ещё одно соображение, согласующее мою концепцию с инфляционной моделью. – Ю.А. Лебедев спросил: как начинается Большой взрыв в огромном пространстве? Мне  пришла в голову такая мысль: Большой Взрыв – это начало взаимодействий. Уиллер утверждал: «первичным является пространство». Что такое пространство? – Это совокупность измерений деятелей, вступивших во взаимодействия. Первоначально, Деятели создали простейшее пространство для взаимодействий – трёхмерное. После начала взаимодействий у них сразу развернулось временнОе измерение. Вселенная расширяется за счёт разворачивания всё новых измерений при взаимодействиях (квалий). Это означает также увеличение мерности пространства. Большой Взрыв – это начало эволюции вселенной, начало выбора реальности сообществом взаимодействующих деятелей. Активность проявляется во взаимодействиях, причём взаимодействия их всё усложняются. Каждый новый уровень сложности характеризуется появлением новых квалий, т.е. усложнением пространства взаимодействия. Процесс усложнения, видимо действительно имеет взрывной характер, он нарастает и расширяется.

6. Начало бытия – это в контексте предлагаемой мною концепции – начало взаимодействий. Эта точка соответствует появлению времени, т.е. временного измерения в нашей вселенной. А локальное время для каждой вселенной – это свидетельство того, что она является выбранной реальностью.

7. Физика каждого «пузырька» (отдельной вселенной) Мироздания определяется, по-моему, подбором, самосогласованностью выбирающих её взаимодействий, то есть, ограниченным набором измерений взаимодействия (квалий).

8. Идея Нахмансона (https://ufn.ru/ru/articles/2001/4/h/) о том, что элементарные частицы обладают продвинутым сознанием, кажется, мне чрезмерной и совершенно необоснованной. Ведь сознание, на мой взгляд, непременно должно быть связано со сложно структурированной, высокоорганизованной материей. А это у частиц никак не просматривается, даже при самой богатой фантазии. А вот основной постулат Нахмансона: «Сознанием наделена вся материя – как живая, так и неживая, причём именно сознание играет решающую роль в физических процессах» – я приветствую и полностью разделяю! Собственно, этому и было посвящено всё написанное мною выше.

Июнь 2022