Лучшие школьные годы

Николай Ганебных
     Помню, как было   весело, когда мы в первом классе изучали букву У.  Ясно, что без нее не обойтись - ухо, улица, урок.  Надо было придумывать  слова с буквой У в начале слова. Я поднял руку, и меня спросили. Я выпалил слово  «муха».
- Что муха? –спросила  учительница.
- Муха летает.
- Где летает? Какая муха?
- Ой, умора!   Ха-ха-ха – рассмеялся мальчишка  с соседней парты, Саня Козичкин. Добавил с улыбочкой:-Большая муха. Муха летает, собака лает.
- В одно ухо влетает, в другое вылетает, - сказал я. Такую шутку мы знали уже все.
- Ребята, не шумите. – попросила учительница. – Подумайте, на что похожа буква У.
- На рогатку. На рогатку сильно похожа. Надо  палку с веткой обстрогать, и буква  У получится.  Только  резинку натянуть, и стрелять можно. – Это  Сашка с места прокричал.
- Ты что, Саня, перестань! Это меня спрашивают!
- Так  ты  не стой  попусту и не молчи!  А-то  какой  умный.   Муха да муха!
- А давайте еще какую-нибудь букву выучим, - прервала его Валя Сорокина
-  Сорока-белобока,   сорока-белобока  -  опять завертелся Саша. А я  знаю еще слово подходящее  -  уж.  Я в лесу в овраге ужа видел! Огромного!
    Клавдия Михайловна  сказала:- Давайте, ребята, напишем слово уж.  Смотрите, вот буква У, а эта Ж. На что она похожа?
- На жука! На жука !  На жука майского.  Мне папа показывал! -  опять  закричал Сашка.
- Саша, успокойся, - сказала учительница.
  Тут зазвенел звонок, и началась  перемена.

 - Я много букв знаю, -  подбежал ко мне Саша.
- А давай, мы сами еще одну букву выдумаем, - сказал я ему. Вот буква О, ее  можно петь, или вот, когда в дудку дудишь и  кричишь: - У-у-у, о-о-о! - надо только рот широко разевать.  Давай придумаем букву, когда кричим.
- И букву С, когда свистим.
- А когда бегаешь? А когда прыгаешь? Какие это буквы?
- А я вчера  упал, - Сашка сказал, -  с забора свалился. - Какую букву для этого выдумаешь?
- Не знаю. В крапиву упал?
- Нет, с забора на межник.  Штаны порвал. Мамка ругалась

    С тех пор Сашка стал у меня лучше всех друг. Мы долго изобретали новую букву. Но  буквы в букваре быстро кончились, а мы так и не придумала нашей, своей буквы. Это нас сильно расстраивало.  Мы  подошли к нашей учительнице:
  -  Клавдия Михайловна,  а когда кашляешь, это какая буква?  Вот буквы  А и О нужны ,  когда  песни поешь, а какая буква,  когда кашляешь?
-  Нет такой буквы.
-  Как нет?  А когда чихаешь и кашляешь, что,  букв нет?
-  Ну,  Саша, люди говорят  кха-кха,  когда кашляют,  ты прислушайся-ка. 
 - А чихают, что говорят?
-  Апчхи!
-  Какое такое апчхи? Когда я  чихаю, я не говорю. Я носом чихаю.
-  Беда  в том, что многие звуки нельзя описать одной буквой.  Для них есть   слова и совсем необязательно, что  для этого новая буква нужна.
- Ну как это так?  Когда чихаешь, то не говоришь. Но это же буква Ч.  Когда чихаешь, -Сашка выразительно сморщил нос  и  постарался чихнуть, но у него ничего  не вышло. 
   Мы оба были разочарованы. Но жизнь школьная продолжалась, Мы уже научились читать и интерес к  буквам как-то сам по себе угас.
    
    Чем  запомнился первый класс?  Настоящим счастьем.
    Большую часть   счастья просто  не замечаешь, оно проходит мимо, когда   вокруг совсем ничего не меняется. Покушал, успел  сделать  домашние задания, и тебя родители уже спать  укладывают.   Не всегда  даже есть  время книжку пролистать,  зимою ночь начинается рано.
       Но бывают события, которые запоминаются надолго. Теперь-то  я  понимаю,  как   важно каждое событие, принесшее  счастье. Счастливый случай  приходит откуда-то из-за горизонта,  и,  растворяясь в небытии,   остается надолго в памяти.
      Наше село находится страшно  далеко   от областного центра, на краю цивилизации. И вот невероятное событие – к нам  приезжает театр. Специально для нас,  детишек, кукольный.   
        Театр приехал к нам в школу.  Это было чудо. В конце коридора   появился темно-зеленый фанерный щит,  вверху у  него  было длинное окошко, задернутое  цветастой занавеской.  По  краям щита свисают осенние ветки с желтыми бумажными листьями, это    березы,   стволы были нарисованы на щите, а за занавесками, наверно, находился зеленый луг. По низу  были нарисованы кусты.  Очень красиво.
       Мы с нетерпением ждали артистов,  в коридоре уже собрались   наши  родители. Уроки были забыты, мы не хотели учиться, все ребята ерзали на скамейках, шептались. Никто из нас ни разу в жизни не был в кукольном театре. И вот   нас выпустили в коридор и рассадили по скамейкам.  На первые три ряда   сели   первоклассники. Занавес раздвинулся, и началась сказка.

     Заговорили   звери. Их голоса были так узнаваемы, как  будто мы сами оказались в  лесу.  Когда волк плюхнулся в речку, со сцены на  зрителей полетела  вода.  а заяц, убегая от волка, чуть не выпрыгнул к нам,  он  неожиданно споткнулся об пенек, за которым пряталась коварная лиса.  Лес, река, звери – все стало сказкой.
    
      Звери заговорили,  - кто хитрым ласковым голосом, как  лиса,  кто  сильным, густым  - это медведь,  Голос каждой зверюшки  радовал нас,  от писка  мышки-норушки  до громкого медвежьего рыка.
     Сашка, сидевший   возле меня, вздрагивал каждый раз, он рвался вперед,  его глаза блестели,  а руки крутились, как флюгер  под порывами ветра.

    После представления Сашка уговорил меня  сделать дома  кукольный театр. У Саши есть маленькая сестренка, она  согласилась  быть мышонком, а  я захотел стать слоном.   
    Малышка  согласилась отдать нам на время все ее  игрушки.  Целый  ящик с куклами, зайцами, котятами поступил в наше распоряжение, и у каждой игрушки было свое имя.
    Мы выбрали пьесу. Вернее, решили переиначить  сказку про лису  и дрозда.  Мы вырезали в   коробке окно,  через дверь в задней стенке в нее входили в дом  звери. их можно было видеть через огромное окно.
      Мы  слышали, как  со сцены  в  театре артисты поют.  Мне петь оказалось не под  силу. А Сашка, наоборот, запел. Легко, свободно запел. Он знал много песен. Кто тебя научил, спросил я. Он ответил: мать. У него мама не работала,  семья была  большая,  иногда она пела, и Сашка ей подпевал.
         Кукольный театр  начал  действовать. Настенька визжала от счастья,  когда  кот и петух драли лису, мы хохотали  и  решили пьесу показать зрителям.  Родителям понравилось, но это решение оказалось неправильное. Друзья нас не поняли.  Скоро ребята узнали про театр.  И  Колька Захаров  погубил все наше предприятие. Он поднял нас на смех. Он  всех развеселил,  а нас опозорил вконец.  Вот что он сказал   в классе.  Он сказал:
 - А Сашка и Колька  как девчонки в куклы играют.  У них куклы разговаривают.  Вот потеха.

       Мы оба  обиделись,  и Саша  спросил: - А ты зачем над лисой смеялся и артистам хлопал? Они к нам с куклами приехали.  Взрослые дяди.  Иди, попробуй сам выступить.
       Театр все же прожил недолго.  Я понимал,  вправду смешно мальчишкам  с куклами возиться.  Сашка несколько раз пытался меня уговорить снова играть в театр, но я ни в какую не соглашался.  Для мальчишек машинки есть, а не куклы.  Вообще-то меня еще обижало то, что у товарища получалось лучше, чем у меня. И я боялся,  что  ребята меня дразнить девчонкой начнут.
 

     Еще с первого класса   у нас зародилась дружба.  Как у меня с Сашей. Потом  к нам присоединился  Валерка, и мы дружили даже летом. В третьем классе  мы  уже и ссорились, и мирились. В классе появились сильные ребята, забияки.  Я  в драку не лез, но и со мной  иногда  дело доходило до синяков. Однажды  Сашка  подрался с мальчишкой из-за Оли Сорокиной.  Это забавная  история, о которой расскажу, она уже из третьего класса.

     Мы с Сашей сидели в классе на первом ряду у окна, а Оля на третьем ряду, Мы почему-то сдружились рядами. На первом ряду мальчишек было мало,  их  больше всего  было на третьем. Девчонок там было наоборот мало, и почему-то у нас  в классе мальчишек вообще было больше, чем девочек.  Около нас с Саней было две девчонки,  Нина и Валя.  Рядом с Сашей   сидела Нина, но Сашке  почему-то нравилась Оля Сорокина с  третьего ряда.  Я  даже спросил его об этом, и он сказал все, что он знал о ней. Во-первых , учится хорошо, во-вторых, красивая, и голос хороший. С первым и третьим я был согласен, а вот то, что красивая, у меня было свое мнение, Валя Толоконникова лучше. У нее фамилия красивая. Но этого я ему не сказал, потому что Валя  сидела со мной рядом, за одной партой.

      На следующий день к Сашке подошла девочка с третьего ряда.
      -  А Юрка Тимофеев у Оли конфеты из портфеля стащил. Я сама видела, как он кулек у нее  из портфеля  достал.  На перемене. И съел   в коридоре, потому что из класса с кульком выскочил. Я сама видела, как он  убежал.
      Санька и я, мы были возмущены. Как это, воровать! Я никогда не воровал. Я даже   дома сахар из сахарницы не брал без разрешенья.   Нельзя взять у  приятеля  игрушку без спроса,  она  ведь не твоя.  Сахар - вещь домашняя,  сахар - он  общий,  его из сахарницы все поровну берут.   Когда я чай с сахаром пью,  я  кладу в стакан два или три кусочка. А когда не пью,   маму или бабушку надо спрашивать, они  разрешают. А если  сам дома  взял, то это    не украл, а взял без спросу.

- Я ему покажу, Юрке! – сказал Сашка.- Покажу, как девчонок обижать!
- И я  его тоже стукну. Пойдем, найдем его, он  в коридоре бегает.
   
    Сашка налетел на Юрку  спереди, а я ткнул его в спину. Он не ожидал такого злодейства. Повернувшись, он наткнулся на меня  и заорал:  - Вы что?  Вы что  деретесь? Двое на одного?
-  Ты почему у Оли конфеты своровал? – крикнул Сашка.
-  Когда, у кого?
- У Оли Сорокиной. Все видели!
- Она сама меня за ними послала.  У нее сегодня День рождения. Мы все ели!
- У Оли День рождения? – опешил Сашка. - Это правда?
- Сам у нее спроси.
Сашка закусил губу и сказал: – А что я ей скажу? Что я тебя из-за нее побил? Это скажу?
-  Она хорошая. Она простит.
-  Извини нас, Юра, мы нечаянно, - сказал я. - Мы не разобрались.  Мы,  понятно, ошиблись 
     Сашка  был готов заплакать.   Он сказал мне:  - Ты, Колька, сам иди и поздравь  Олю  от нас обоих.  Я не могу. Ты же с Юркой меньше, чем я, подрался.
-  Ты нас прости, Юрка. Давайте, вместе все подойдем к Оле!
     Мы остановились около нее, Сашка махнул рукой,   и мы с воодушевлением завопили: - Оля, с Днем Рождения!
    Оля посмотрела на нас  и спросила: - Вам Юра сказал?  Спасибо!

     Это была самая смешная драка. Из-за девчонки.  Конечно, Юрка пострадал, зато приобрел двух друзей сразу.   А Сашка  вдруг мне сказал смущенно: -  На День рождения приносят цветы.  Я подрался, а  букет не подарил.
    Я его  утешил: -  В третьем классе  парни  букеты девчонкам не дарят,  только десятиклассники.  Букет можно было дарить   в первом классе  первого сентября, и то  лишь учительнице. Так что,  не расстраивайся!  Вот будем в десятом, подаришь!

     В шестом классе Оля Сорокина ушла из нашей школы. Родители развелись, и она с мамой уехала на Кубань.  Сашка не говорил о ней со мной больше, но я-то знал, я  понимал, что ему трудно,  он скучает по сороке-белобоке.
     Саша неожиданно стал самым известным парнем во всей школе, он стал петь в школьном хоре, с ним стал серьезно заниматься учитель музыки.  Хор занял первое место в районном смотре,  и нас пригласили  выступить в Дворце пионеров в городе. Ребята вернулись гордые за него. Он пел лучше всех.

    У него удачная судьба.  Он закончил театральное училище и стал работать в каком-то  большом театре в столице. Я не бывал никогда в Москве,  и, к сожалению,  не видел его на сцене.  Потом Александра Константиновича  пригласили  на режиссерскую работу в какой-то областной  центр. Я водитель на  большегрузе. Вот так разошлись  наши судьбы.