Фильмы Киры

Елена Нева
 

   Почти 30 лет я живу за границей. В силу разных обстоятельств за эти годы было пропущено много культурной информации, как- то театр, кино, книги на русском языке. Концерты тоже.


  И когда, выросли дети и подрастает внучка, появилось время наверстывать упущенное: читать, смотреть фильмы, театральные постановки, интервью на русском языке из бывшего союза.


 После знакомства с актрисой Ренатой Литвиновой, заочно, конечно, зазвучало имя режиссера Киры Муратовой ( безусловно я слышала его раньше). Легенды кинематографа двадцатого и двадцать первого века, сначала СССР и потом Украины.


 Она создала 21 фильм ( википедия) , писала сценарии , играла как актриса.
Фильмы Киры не легкие для просмотра, поздние мне особенно непонятны «Вечное возвращение» -2012, например, хотя «Астенический синдром»1989 года тоже.

Кира выносит на экран боль своего сердца. Она родилась в Румынии в семье коммунистов – подпольщиков коммунистической партии Румынии. Позже родителей посадят и выпустят в 1939 году.

Отец ее был инженер, мать -врач. После освобождения семья жила в Бухаресте, потом в Кишиневе, в начале войны отца расстреляли и Кира с мамой были эвакуированы в Ташкент.

До 1980 года Кира Муратова была гражданкой .Румынии, потом СССР, и после распада стала гражданкой Украины.

 В 1952 году она окончила филфак МГУ, а в 1959 ВГИК у С. Герасимова . Первая работа в кино уже на 4 курсе совместно со своим первым будущим мужем А. Муратовым- «Весенний дождь»  получилась очень радостной, лирической.

 Позже при выпуске они вновь снимают с мужем фильм «У крутого яра"- трогательный, о молодости, о любви.


В 1961 Кира становится режиссером Одесской киностудии и снова с мужем они снимают очередной фильм «Наш честный хлеб» ,здесь  я думаю нашло отражение ее отношение к партии, пережитые трагедии, потеря отца.


Самостоятельно она снимает фильм «Короткие встречи» ,где  и сама ,снимается в главной роли, почти случайно.

Здесь же с ней в паре другая глыба -Владимир Высоцкий, с гитарой и с авторскими песнями.

Похоже, что в каждом фильме есть  и символические частички автобиографии. Возможно здесь и ее семейная история.


После не выпуска фильма «Долгие проводы» на экраны Кира уезжает в Ленинград, где заканчивает фильмы «Познавая белый свет» и «Астенический синдром», фильмы- призеры
Закончив фильм «Вечное возвращение» в кино не вернулась

А в 2018 году ее на стало.

Кажется, уже в своих фильмах 21 века она снимает одну и ту же группу актеров, как было у Феллини, думаю можно провести много параллелей с его фильмами, эстетикой, персонажами, философией .

 Видимо, это заметила не только я , так один из  фильмов с итальянскими субтитрами, что крайне редко на просторах ютюба.

    Ее актрисой стала и Рената Литвинова, не только снимавшаяся у нее в кино, но и писавшая для нее сценарии.

 В своих работах она делает акцент на любви к Чехову, которую видно уже и в самих названиях фильмов: «Чеховские мотивы», «Второстепенные люди», но и в сценариях - «Перемена участи»,» Три истории»

  Она делится в своих фильмах не только любовью к людям, много места в ее фильмах уделено и животным. И даже отдельный фильм посвящен лошадям-" Увлечения"


  Дети , еще одна "больная" тема, ведь и она пережила собственные трагедии потери детей.

Когда на экраны вышел фильм « Мелодия для уличной шарманки» я уже не жила  на том континенте , но приезжала как раз в тот года в Москву. И не до конца  представляла на каком дно пало общество в это время.

 Да я видела девушек, пьющих пиво «из горла» и потом мочащихся прямо у станции метро. У меня был шок. Грязь в парках. Бедность, разруха даже в Оружейной палате,  протекал потолок.


 Последний фильм в моем просмотре - «Два в одном», сложный, видимо, нужно тоже пересматривать не один раз.
   В нем ,в первой части, Кира как будто бы предвидела трагедию, которая произошла в Большом театре в октябре 2021 года, ее фильм 2007.

Вот как далеко она видела будущее. Вполне может быть, что частично сюжет смерть на сцене как некое воспоминание о кончине Андрея Миронова в 1987 году, однако больше вся история первой части «Два в одном» ближе к трагедии в Большом.


 Смотреть фильмы Киры Муратовой нелегкая работа. Как все классические произведения они не устареют и всегда будут актуальны. Их еще надо расшифровывать. Они многослойны по смыслу и содержанию.


 Так что я бы сказала, что мое знакомство с творчеством великого мастера только началось.