19 мая на улице города вдруг обнаружились пионеры. Настоящие, торжественно – нарядные и очень серьезные, в алых пионерских галстуках и алых пилотках. Они стояли небольшой кучкой, что-то обсуждая, и красное знамя свешивалось расслабленно, еще не воздетое ввысь в том пионерском мероприятии, что намечалось у памятника.
- Мама, смотри, вон красноармейцы из вашей молодости! – восторженно воскликнула девочка-подросток, и лица взрослых приобрели чуть растерянное выражение. Неточность определения, конечно, позабавила, но более растрогало само явление: картинка из разряда ретро, нежданный миг щемящего прикосновения к тому, что ушло безвозвратно…
Да, ушло. Улетела и собственная молодость, и юность страны, что мечтала о светлом будущем. Страна взметала пионерские костры, уверенная, что эра светлых годов не за горами. Куда они девались, светлые года, в какой недобрый момент свернула страна на иные рельсы?
И вот теперь взрослые, умудренные опытом люди, вкусившие всех щедрот как плановой, так и рыночной экономики, вдруг услышали ностальгические нотки юности. И подумалось: а не была ли обещанная эра в той, прежней жизни, когда мир казался лучшим из миров? Ведь он и впрямь казался лучшим в пионерском детстве.
Так ли наивна была та уверенность?
У детей той поры открытые, радостные лица. И взгляды их - не маниакально уткнуты в смартфоны, а обращены вовне – к миру, к людям, и, разумеется, друг к другу.
Их родители и тогда были вечно заняты, потому что занятость – неизбежное свойство всех серьезных родителей. Воспитанием занималась школа и пионерская организация. И нужно сказать, справлялись неплохо. Пионерская организация объединяла детвору, нацеливала на добрые дела, учила любви к Родине. Дети той поры знали, что пионер – всем ребятам пример, а мушкетерский принцип «один за всех и все за одного» крепил и дружбу, и умение понимать другого.
Пионерская организация канула в лету, воспитание молодежи перестало быть государственной задачей, а существующая поныне школа из воспитателя превратилась в сатрапа. Прежнее «один за всех» сменилось на «все против всех», как и положено в обществе процветающего капитализма. Слова «дружба» и «товарищество» исчезли из языка, уступив место термину «социальная адаптация». Не удивительно: общение стало клановым. Образовательный аспект тоже не радует: наукообразие учебников и перегруженность бесполезной информацией вызывает у учеников чувство отчаянного бессилия и отвращения к любым знаниям. Дети превращены в невольников беспощадной, совершенно недетской системы школьного образования. А способен ли уважать себя раб?
На лицах нынешних детей - закономерная печать обреченности. Складывается ощущение, что главной задачей системы образования является воспитание смирения перед бюрократическим общественным порядком. Что ж, безграмотный, закомплексованный гражданин – мечта любого высокопоставленного чиновника. Но действительно ли в холуе нуждается наше общество?
Словно в насмешку, дополняя впечатление абсолютного бесправия молодежи, в России повсеместно введен комендантский час для детей. По существу под видом защиты от криминала детям установлен тюремный режим. Вместо того, чтобы разыскивать и бороться с преступниками, полицейские устраивают рейды по отлову детей, оказавшихся на улице без сопровождения взрослого или в «неположенное время».
То-то удивился бы Тимур вместе с бессмертной своей командой, когда попал бы в такую облаву! А что сказали бы современные чинуши и полицейские, застав ребят у поленницы соседских дров во время комендантского часа? Страшно представить.
Ни доверия, ни уважения у старших к детям нет, а самостоятельность и инициатива отвергаются полностью. У чиновников, что ведают молодежной политикой, отношение к явлению воспитания весьма неодобрительное, их поле деятельности – надзор! Контролировать детей, родителей, продумывать систему наказаний за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, заваливать всех зависимых нижестоящих бюрократическими бумажками – вот где сфера применения чиновничьих талантов!
Беда в том, что комендантский час и полицейские патрули лишь усиливают ощущение того, что молодежь воспринимается обществом исключительно как рассадник криминальных настроений. Повод для беспокойства имеется: 70 % принимающих наркотики в России – молодые люди и подростки. Пресыщенные мажоры возглавляют этот список – они вообще не в состоянии радоваться жизни.
Как же вышло, что наши мальчики и девочки массово потянулись к наркотикам? Наши обеспеченные, порой откровенно занянченные дети до такой степени несчастливы? Общество довольства и процветания их не устраивает?
Видимо, так и есть. Общество, установив нездоровую цензуру, окончательно лишило детей чего-то очень важного, того, что имелось когда-то у жизнерадостных, деятельных, независимых пионеров. У костров пионерских походов взлетали песни, а не мысли о сомнительных удовольствиях. И комсомольцам, что осваивали целину, строили Магнитку, Днепрогэс, прокладывали БАМ, некогда было думать о наркотиках. Человек, увлеченный идеей и занятый делом, не нуждается в психотропных веществах, - он и без них ощущает себя на высоте.
Выходит, что чиновники по делам молодежи, устанавливая диктатуру псевдозаботы, борются не с причиной, а со следствием. Наркоманы и преступники вырастают из детей, которые не научились быть счастливыми. Так что правильнее было бы начинать не с наркотиков, а с тем, что заставляет детей к ним обращаться. И прежде всего – с чувством собственной неполноценности, которое активно навязывается им «заботливыми» кураторами молодежной политики. Жизнелюбие и уверенность начинаются с самоуважения, когда человек увлечен общим делом и ощущает себя по-настоящему нужным и полезным.
Стоит вспомнить, с каким уважением относился к своим воспитанникам А.С.Макаренко, при том, что работать ему приходилось далеко не с благополучными детьми. В каждом ребенке, вступающем в состав трудового коллектива, педагог видел не малолетнего преступника, а личность.
Личность – это вовсе не пассивный объект заботы и контроля, не смиренный раб диктата чиновников, не безвольный бесхребетный организм. Личность – это человек на своем месте. Человек свободный, мыслящий, активный, жизнелюбивый и уверенный в себе. Личность - это человек, способный принимать решения и отвечать за свои поступки. Личность – это человек-созидатель.
Вот почему общество потребления во главе с бюрократической «элитой» так страшится человека-личности – он способен разрушить принципы потребительства.
Только нужно ли нам такое общество? Враждебный мир, где человек человеку –волк…
Не пора ли вспомнить о том, что законы развития цивилизации зиждились на принципе «человек человеку – друг, товарищ и брат»? В нашей стране идеи единства и солидарности проверены жизнью. Мы попробовали жить по законам волчьей стаи… комендантский час для детей - закономерное следствие этой затянувшейся попытки.
Нет, нам требуется совершенно иное общество, требуется содружество людей свободных и радостных. Общество, вернувшееся к пониманию истинных ценностей, тех, что делают человека по-настоящему счастливым. Ведь счастье не в довольстве, а в любви, отдаче и заботе. И дети, как растущие представители нового человечества, должны усвоить эти принципы на практике. В школе, в государственной молодежной организации, среди людей.
Вместо унизительной псевдозаботы и полицейских патрулей во время комендантского часа наши дети должны получить любовь и признание мудрых, далеких от формализма, пекущихся о высокой нравственности взрослых, чтобы почувствовать себя гражданами страны, которая их ценит.