Комендантский час для детей

Нина Апенько
 19 мая  на   улице  города вдруг обнаружились пионеры. Настоящие,  торжественно – нарядные и очень серьезные,  в  алых пионерских галстуках и алых пилотках.  Они стояли небольшой кучкой, что-то обсуждая,  и красное знамя свешивалось расслабленно, еще не воздетое ввысь в том   пионерском мероприятии, что намечалось  у памятника.

- Мама,  смотри,   вон красноармейцы из вашей молодости! – восторженно воскликнула  девочка-подросток, и лица взрослых приобрели чуть растерянное выражение.  Неточность определения,  конечно,  позабавила,  но более растрогало  само  явление:  картинка из разряда ретро, нежданный   миг   щемящего   прикосновения к тому,  что  ушло  безвозвратно…

 Да, ушло.  Улетела  и  собственная  молодость,  и  юность  страны,   что  мечтала о светлом будущем.   Страна   взметала   пионерские костры, уверенная, что эра светлых годов не за горами. Куда они девались,  светлые года,   в какой  недобрый  момент     свернула  страна  на иные рельсы?

И  вот теперь   взрослые, умудренные опытом люди, вкусившие всех щедрот  как плановой, так и рыночной экономики,   вдруг услышали ностальгические нотки юности.  И  подумалось:   а  не была   ли  обещанная  эра  в  той,  прежней  жизни,  когда  мир казался лучшим из миров? Ведь он и впрямь казался лучшим в пионерском детстве.
Так ли наивна  была  та  уверенность?

У  детей той  поры  открытые,  радостные  лица. И взгляды их - не маниакально  уткнуты    в смартфоны, а   обращены  вовне – к  миру, к людям, и,  разумеется,  друг к другу. 
 Их  родители  и  тогда  были вечно  заняты,  потому что  занятость – неизбежное свойство всех серьезных родителей.   Воспитанием занималась школа и пионерская организация. И нужно сказать,  справлялись неплохо. Пионерская   организация  объединяла  детвору,   нацеливала на добрые дела, учила любви к Родине.  Дети той поры  знали,  что пионер – всем ребятам пример, а мушкетерский принцип «один за всех и все за одного»  крепил  и  дружбу,  и умение понимать другого.

Пионерская организация канула в лету, воспитание молодежи перестало быть  государственной  задачей,  а  существующая поныне  школа из воспитателя  превратилась в сатрапа.  Прежнее   «один за всех»  сменилось на «все против всех»,  как и положено в обществе процветающего капитализма. Слова «дружба» и «товарищество»  исчезли из языка, уступив место термину «социальная адаптация». Не  удивительно:  общение   стало клановым.  Образовательный  аспект тоже не радует:  наукообразие учебников и перегруженность бесполезной информацией  вызывает у учеников  чувство отчаянного  бессилия  и отвращения  к  любым  знаниям.  Дети  превращены  в невольников беспощадной, совершенно недетской системы школьного образования. А  способен  ли уважать себя  раб?

На лицах нынешних детей - закономерная  печать обреченности. Складывается ощущение, что  главной  задачей  системы образования  является  воспитание  смирения перед   бюрократическим общественным порядком. Что ж, безграмотный, закомплексованный  гражданин – мечта любого высокопоставленного чиновника. Но  действительно  ли  в   холуе  нуждается наше общество?

Словно в насмешку,  дополняя  впечатление   абсолютного  бесправия   молодежи,   в России  повсеместно  введен комендантский час  для детей.  По существу под видом защиты от криминала  детям установлен  тюремный режим. Вместо того,  чтобы  разыскивать и бороться с преступниками, полицейские  устраивают рейды по отлову детей, оказавшихся на улице без сопровождения  взрослого  или  в «неположенное время».

То-то  удивился  бы  Тимур  вместе с бессмертной  своей  командой, когда попал бы  в такую  облаву!   А  что сказали бы современные  чинуши   и полицейские, застав  ребят у поленницы соседских дров во время комендантского часа?  Страшно   представить.

 Ни  доверия,  ни  уважения у старших к детям нет,  а самостоятельность и инициатива  отвергаются полностью.  У чиновников,  что ведают молодежной политикой,  отношение к явлению воспитания  весьма неодобрительное, их поле деятельности – надзор!  Контролировать  детей, родителей, продумывать систему наказаний  за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, заваливать всех зависимых нижестоящих  бюрократическими  бумажками – вот где сфера применения чиновничьих талантов!

Беда в том, что комендантский час и полицейские патрули лишь усиливают ощущение  того,  что  молодежь воспринимается обществом исключительно  как рассадник криминальных настроений. Повод  для беспокойства  имеется:       70 %  принимающих наркотики в России – молодые люди и   подростки.  Пресыщенные мажоры возглавляют этот список – они вообще  не в состоянии радоваться жизни.

 Как же  вышло,  что  наши мальчики и девочки  массово потянулись к наркотикам?  Наши   обеспеченные,  порой  откровенно  занянченные  дети  до такой степени несчастливы? Общество довольства и процветания их не устраивает?

Видимо, так и есть. Общество,  установив  нездоровую цензуру, окончательно лишило   детей   чего-то очень важного, того, что имелось  когда-то  у  жизнерадостных, деятельных,  независимых пионеров. У костров пионерских походов взлетали песни, а не мысли о сомнительных удовольствиях.  И комсомольцам,  что осваивали целину, строили Магнитку,  Днепрогэс, прокладывали  БАМ, некогда было думать о наркотиках.  Человек, увлеченный идеей и занятый делом, не нуждается в психотропных веществах, - он и без них ощущает себя  на высоте.
   
Выходит,  что чиновники по делам молодежи, устанавливая  диктатуру  псевдозаботы,  борются не с причиной, а со следствием.  Наркоманы и преступники  вырастают из детей,  которые не научились быть счастливыми.   Так  что   правильнее было  бы   начинать не с наркотиков, а  с тем, что заставляет детей к ним обращаться. И   прежде всего –  с  чувством  собственной неполноценности, которое  активно  навязывается  им «заботливыми»   кураторами молодежной политики. Жизнелюбие  и уверенность начинаются с самоуважения, когда человек увлечен общим делом  и  ощущает себя  по-настоящему  нужным и полезным.
 
Стоит вспомнить, с каким уважением относился к своим воспитанникам А.С.Макаренко, при том,  что работать ему приходилось  далеко не с благополучными детьми. В каждом ребенке, вступающем в состав трудового коллектива,  педагог видел  не малолетнего преступника, а личность.

Личность – это вовсе   не  пассивный объект заботы и контроля,  не  смиренный  раб  диктата  чиновников, не безвольный  бесхребетный организм.  Личность – это человек на своем месте. Человек свободный, мыслящий, активный, жизнелюбивый и уверенный в себе. Личность -  это человек, способный принимать  решения  и  отвечать за свои поступки. Личность – это человек-созидатель.

Вот почему общество потребления во главе с бюрократической «элитой»  так страшится человека-личности – он способен разрушить принципы  потребительства.

Только  нужно ли нам такое общество? Враждебный мир, где человек человеку –волк…
Не пора ли вспомнить о том, что законы   развития  цивилизации зиждились  на  принципе  «человек человеку – друг, товарищ и брат»?  В нашей стране  идеи единства и солидарности проверены жизнью.   Мы попробовали жить  по законам  волчьей стаи…  комендантский час  для детей  - закономерное  следствие этой затянувшейся  попытки.

Нет, нам   требуется  совершенно  иное  общество,   требуется содружество  людей свободных и радостных. Общество,  вернувшееся к пониманию  истинных  ценностей, тех, что делают человека по-настоящему счастливым.  Ведь счастье не в довольстве,   а в любви, отдаче и заботе.  И дети, как растущие представители нового  человечества, должны  усвоить эти принципы  на практике. В школе, в государственной молодежной организации, среди людей.

 Вместо   унизительной  псевдозаботы  и полицейских  патрулей во время комендантского часа  наши дети  должны  получить  любовь   и признание  мудрых, далеких от формализма,  пекущихся о высокой нравственности  взрослых, чтобы  почувствовать  себя гражданами страны, которая их  ценит.