Ты мне в душу... 64

Эм Филатова
                «Весь мир-театр, и люди в нём актёры…»

  Пришёл апрель. Март, уходя, забрал снег, освободив землю и небо. В Москве улицы стали шире, на газонах пробилась трава, на деревьях набухли почки. По утрам Алексея Ивановича будило солнце и  птичий гомон. Он соорудил несколько деревянных скворечников и развесил их во дворе.
   На работе  он  стал посвободнее,  смог больше уделять внимания учёбе и Ирочке. Она приостановила ремонт, решая вопрос со средствами и выбирая фирму. Кроме того она нарабатывала клиентскую базу и налаживала связи с молодыми перспективными дизайнерами, искала выходы на именитые торговые марки.
   Алексей Иванович регулярно писал Джейн и Джейкобу, к свадьбе он отправил им подарок – серебряные ложечки и изумительную льняную скатерть с вышивкой. Ложечки он купил, а скатерть абсолютно новую, подарила ему Софья Львовна,-
- Её моя бабушка вышивала. Мама берегла мне в приданое, но не пригодилось, я берегла для Ирочки, но она не любит архаику.
Софья Львовна горестно вздохнула,-
- Возьмите Вашим друзьям. На Западе ценят ручную работу.
 Действительно, Джейн прислала письмо с горячей благодарностью и некоторым удивлением, как ему удалось купить такую дорогую вещь?
  Они съездили на три дня в Мексику в свадебное путешествие и теперь вместе работали в Университете южного штата. Джейн прислала фотографии их  двухэтажного домика с тенистым патио, маленьким садиком и газоном.
 Алексей Иванович разглядывал снимки, где Джейн готовила на крошечной кухне, а Джейк сидел рядом со входом, смотрел телевизор. Был он излишне полноват, лысоват, но по характеру, видать, спокойный и добрый. Джейн прямо светилась от счастья.
 Разглядывая их жилище, Алексей Иванович прикинул его размеры, получилось что-то около трёх с половиной метров на шесть, чуть больше его дачной бытовки. Стены из фанеры, оштукатурены и побелены. Много стекла, даже дверь стеклянная. Ни тамбура, ни прихожей. На заднем дворе генератор. Близко к Мексике, там жара.
-Как Джейн переносит такой климат? Даже смотреть невозможно, плюс тридцать в тени.
  Он изредка писал ей, интересовался самочувствием, делами и всегда просил передать привет Джейку.
  С Ирочкой отношения немного застопорились. Его исчезновение и отчуждение разрушило доверие, зародившееся между ними. Пришлось начинать сначала.  Она не спрашивала, что у него произошло, он ничего не стал объяснять. Просто приходил, приносил цветы, помогал, если нужно было, делал скромные подарки.
    Однажды он решил, что хорошо бы вывести Ирочку из дома и сходить куда-нибудь с ней. Кафе сразу отпадало – таких денег у него не было, максимум на две чашки кофе.
- Позвать на выставку? Ничего интересного пока нет, Манеж пуст, в изобразиловку сходить?
Он задумался,-
- Картины- это хорошо, но в них Ирочка разбирается лучше, совсем не хочется слушать её как учительницу и чувствовать себя недоразвитым. Лучше, если мы будем на равных. Так куда ж нам сходить?
 Он направился к театральной кассе,-
- Приглашу её в театр на какой-нибудь классический спектакль.
Он стал изучать афишу, подобрал спектакль, наклонил голову к окошечку,-
- Здравствуйте, могу я купить билеты на субботу?
 К сожалению, билеты на выбранный им спектакль, были проданы. Стали подбирать другие, ничего не подошло. Или репертуар не нравился, или цены кусались.
   Алексей Иванович уже хотел было бросить это занятие и махнуть рукой, но киоскёрша была дама дотошная и не хотела отпускать необилеченного клиента,-
- Послушайте, а как Вам театр кукол?
Алексей Иванович пожал плечами,-
- Был с дочкой когда-то, понравилось. Для детей хорошо.
- Там есть и спектакли для взрослых. Хотите на «Необыкновенный концерт»? Есть два билета, суббота, вечер, хорошие места.
- А сколько стоит?
Она назвала цену. Цена по сравнению с обычными театрами, была смешной, да и сам спектакль весёлый.
- Давайте. Беру. Спасибо большое.
  По дороге завернул в Филипповскую булочную, купил свежую выпечку и отправился на Калининский.
  Софья Львовна чувствовала, что отношения молодых людей нарушены, что Ирочка снова встречает Алексея настороженно, что он, пытаясь восстановить их, сбавил темп, что искра, вспыхнувшая между ними, превратилась в уголёк и грозила погаснуть.
  Софья Львовна переживала, пыталась поговорить с Ирочкой, но она как обычно ушла в себя, а с Алексеем никак не удавалось остаться наедине.
    Софья Львовна, проводив Ирочку, та опять уехала с очередной клиенткой по магазинам, затворила тесто, собираясь испечь пироги и пиццу на ужин. Поджидая, пока тесто поднимется, стала листать журнал, оставленный Ирочкой. В журнале рекламировали свадебные наряды и аксессуары. Перелистывая страницы, она представляла Ирочку и Алексея в том или ином наряде,-
- Какая красивая пара бы получилась! Как они подходят друг другу! Молодые, красивые, умные!
Её отвлёк дверной звонок,-
- Иду! Открываю!
- Здравствуйте, Софья Львовна,-
Алексей Иванович поклонился.
- Алёша, проходите! А Ирочки нет дома, работает. Возит очередную клиентку по магазинам. Наверное, будет поздно.
 Алексей Иванович не смог скрыть огорчения, было видно, что он готовился к встрече с Ирочкой.
Аккуратный вид, гладко выбрит, обувь начищена до блеска, в руке букетик фиалок. Он принял приглашение, прошёл за ней следом на кухню.
- Софья Львовна, поставьте, пожалуйста, цветы в воду, чтоб не завяли. А это Вам,-
 он протянул пакет с выпечкой.
- А я тесто поставила, думала Вас пирогами угостить!
- Я и от Ваших пирогов не откажусь!
  Софья Львовна быстро двигалась по кухне: поставила в воду цветы, на плиту чайник, достала чашки, тарелку, вазочку с вареньем, масло.
  Алексей Иванович откинулся на спинку стула, закрыл глаза, вдыхая запах дома,-
- Как мало мы ценим, то, что вокруг, нехитрые радости отношений и быта, а ведь из этих мелочей складывается жизнь. Ласковая улыбка, доброе слово, чистая крахмальная скатерть, горячие блины, неторопливая беседа за столом – это же счастье. Если бы мне предложили выбрать персональный рай, я выбрал бы его здесь, в этой квартире с Софьей Львовной и Ирочкой. Как мне убедить её, что она мне нужна? А я, нужен ли я ей? И смогу ли я сделать её счастливой? Я был с двумя женщинами и каждую любил, а сделал ли я их счастливыми?
- Алексей, Вам покрепче?
Он очнулся от своих мыслей,-
- Да, покрепче, пожалуйста.
- Вы устали?-
с участием поинтересовалась Софья Львовна.
- Нет, я сейчас даже отдыхаю. Хотел Ирину пригласить в театр в эту субботу. Сможет ли она?
Софья Львовна оживилась,-
- Конечно, сможет. Что ей дома сидеть? И театр она любит. А на какой спектакль и где?
- В театре кукол Образцова,  «Необыкновенный концерт».
- Прекрасная вещь! Я видела его…,-
Софья Львовна задумалась,-
- Да, десять лет назад. Как быстро летит время!
- А может быть, Вы сходите с Ириной?
- Нет,-
Софья Львовна энергично замотала головой,-
-Я лучше дома у телевизора посижу или с книжкой. Я своё отходила. Сколько спектаклей пересмотрела с моим классом! Во всех театрах побывала, всю классику видела. У нас был театральный класс. Я даже договорилась с театром Вахтангова, и они были нашими шефами, приглашали моих детей на премьеры, дарили контрамарки. Как же хорошо тогда было!
  Алексей Иванович пил крепкий свежезаваренный чай, ел булку с маслом, перед ним стояла розетка с вишнёвым вареньем.
- Тесто! Нужно посмотреть, подошло ли?
Софья Львовна метнулась к табуретке, где укрытая пледом и подушками стояла пятилитровая кастрюля.
  - Подошло!
Софья Львовна энергично стала его уминать. Тесто пыхало и как будто пыталось выпрыгнуть из кастрюли. Наконец, укрощённое и обмятое оно было помещено под крышку и укрыто .
Софья Львовна вернулась за стол, отпила глоток остывшего чая, вздохнула,-
- Алексей, мне нужно с Вами поговорить.
Алексей Иванович отодвинул чашку,-
- Я слушаю Вас, Софья Львовна.
Софья Львовна отвела глаза,-
- Алексей, я понимаю, что нехорошо вмешиваться в чужие отношения, но… Ирочка пережила страшную трагедию. Она замкнулась, отгородилась. Мне стоило большого труда вернуть её к жизни. Хотя очень трудно назвать это жизнью- работа-дом, ни друзей, ни развлечений.
  Вас, Алексей, нам послал ангел. Вы так помогли нам! Я заметила Ваш интерес к Ирочке, и она Вам ответила! Я радовалась за вас, но что-то случилось? Вы так переменились.
 Она замолчала, с тревогой глядя, ждала ответа.
- Софья Львовна, я не хотел обижать Ирочку, она мне нравиться, она мне …очень дорога. Собственно Вы и она – единственные близкие люди рядом. Родители и дочка далеко,-
он говорил медленно, обдумывая и подбирая слова,-
- Я увлёкся Ирочкой, чувствовал её благожелательное отношение ко мне, что называется, закусил удила. Но кто я? Что из себя представляю? Что я могу ей дать? А появятся дети, как их обеспечить? И где жить? Я не могу обманывать её и Вас, а сказать правду стыдно. Мне понадобятся годы, чтобы как-то упорядочить жизнь и вписаться в новую реальность, да и то, неизвестно буду ли востребован и смогу ли обеспечить семью. Я испугался. Разрыв казался единственно верным решением, по крайней мере, честным.
  Но я не мог забыть Вас и Ирочку, без вас плохо. Я пошёл в храм, хотя и атеист, был атеистом, молился, просил дать знак и получил его. Если Ира согласна, мы будем вместе. Ради неё и будущих детей я добьюсь всего. Не обещаю богатства, но для семьи заработаю.
  Софья Львовна слушала внимательно, не перебивая, лицо её разгладилось, в глазах читалось сочувствие и уважение.
 - Алексей, Вы порядочный и ответственный человек, я это поняла с первого взгляда. Сейчас очень многие в затруднительном положении, но я верю, что у Вас всё получиться и Вы составите Ирочкино счастье. Только,-
она запнулась,-
- Насчёт детей… Детей не будет. Я прошу Вас- не расспрашивайте Иру и не говорите с ней о детях.
Если Вы согласны, я поговорю с ней, объясню Ваши сомнения, если нет – просто уйдите из нашей жизни, не смущайте Ирочку. Я ничего не буду объяснять, захочет- расскажет сама. Не проявляйте любопытства, доверяйте ей. Она хрустальный человек, очень чистый и хрупкий.
- Софья Львовна, у нас у каждого есть прошлое, но живём мы настоящим. Я не буду копаться в том, что было и, тем более, расспрашивать и ревновать, но что за трагедию она пережила, хотя бы в общих чертах?
 Софья Львовна вздохнула,-
- Накануне выпускного бала Ира попала в автокатастрофу. Погибли все близкие, включая маму, выжила  она и отчим. Я прошу Вас, никогда не говорите с ней об этом! Её еле спасли, а потом я долго возвращала её к жизни. Вы знаете, какая она талантливая! Она окончила школу с золотой медалью и ещё художественную школу. Собиралась поступать в МГУ. Они жили  на Арбате. После смерти жены её отчим быстро женился и разменял их квартиру. Я взяла Иру к себе, у меня была однушка в этом же доме. Мы съехались и живём вместе. Ира закончила торговый техникум, и устроилась работать товароведом в универмаг. Вот и вся история.
- Спасибо, Софья Львовна,-
Алексей Иванович поцеловал ей руку,-
- Спасибо Вам за Иру! Я никогда ничего не сделаю ей во вред. Через месяц  в мае у меня развод, я сделаю ей предложение, и если она его примет, мы поженимся. У меня нет своего жилья, я живу на служебной площади, но летом каникулы, поработаю с бригадой и постараюсь купить комнату или дом в пригороде.
 Софья Львовна сердито ответила,-
- Вы можете жить с нами, если в Ирочкиной комнате тесно,  переезжайте в большую. Поженитесь, мы Вас зарегистрируем.
- Спасибо, Софья Львовна! Всё будет, как решит Ира.
  Он откланялся.
- Как, Алексей, Вы не попробуете моих пирогов?
- Софья Львовна, я зайду завтра. Оставляю билеты в театр, если Ира согласиться, мы сходим вместе, если нет – сходите Вы с ней.
- Согласиться, не сомневайтесь.

   Алексей Иванович шёл, раздумывая над словами Софьи Львовны,-
- Она  явно рассказала мне не всё. Почему не будет детей? Из-за аварии или из-за аборта? Собственно, какое моё дело? Её прошлое – это её прошлое. У каждого есть своя тайна и свои скелеты в шкафу, зачем их вытаскивать? Все совершаем ошибки, все чего-то скрываем. Я тоже промолчал о Джейн, что она ждёт ребёнка от меня. Во второй раз стану отцом. Странное ощущение, когда ты не сможешь увидеть своего ребёнка. Надеюсь, что Джейк станет его любить и примет как родного.
Он усмехнулся,-
- Мысли отцы-кукушки или кукиша? Двое детей, которых не могу содержать, и которых воспитывают другие мужчины. Интересно, Маринка называет Игоря папой? –
он поёжился, от этой мысли стало не по себе.
- А что такого? Он её кормит, одевает, оплачивает учёбу, воспитывает, наконец. А что для неё я? Бывший папа с грошовыми алиментами.
    Ему стало горько,-
- Почему так случилось, что мои дети далеко от меня? Что я не могу им ничего дать, кроме любви, которую не намажешь на хлеб и платье из неё не сошьёшь. Их матери разлюбили меня и отвергли, и правильно сделали. Я встретил  Ирочку, и детей у нас с ней не будет.
 Он опешил и остановился,-
- Это Бог даёт мне знак, раз я не могу обеспечить детей, вот тебе бесплодная женщина, и не искушай судьбу. Смирись! Больше никаких детей!
 Это умозаключение неприятно поразило, заставило сомневаться в себе, вызвало каскад  эмоций от грусти до отчаяния. Чтобы дать им выход, он долго бродил по Москве, пытаясь найти, зацепиться за какой-нибудь знак, опровергающий его рассуждения, и не находил.
  Оказался на Патриарших. С тоской смотрел на зажигающиеся окна, на прогуливающихся с колясками пап и мам, на двух белых лебедей, проплывающих рядышком по пруду.
 
 


-
-