16. На автобусе в Новороссийск и обратно в Сочи

Оксана Койсина
 

10-11.06.2021. Сочи – Новороссийск – Сочи.

Еду в автобусе, поэтому почерк будет плясать и прыгать в разные стороны. Купила вчера вечером билет в Новороссийск, в кассе автовокзала Сочи. Отправление в восемь сорок пять утра.

Чтобы купить билет нужен паспорт. Цена билета оказалась почти на сто рублей больше, чем указано на стенде с расписанием движения междугородних автобусов. Кассир объяснила это тем, что цены меняются так быстро, что они сами удивляются изменениям, заступая с утра на смену. Так что, на стенде просто не успевают менять ценник.

Спросила про билет обратно, из Новороссийска в Сочи. Не продают. Только на месте отправления можно купить. Так что я поехала, не зная точно во сколько будет обратный рейс. На сайте автовокзала указано несколько маршрутов. Самый удобный для меня – ночной рейс. В Новороссийск автобус прибывает в начале шестого вечера. Я планирую погулять там часов семь и после полуночи выехать в Сочи.

Приехав утром на автовокзал, я, естественным образом, пошла сходить «на дорожку» в туалет. Однако, туалет в здании автовокзала оказался платный – двадцать рублей за посещение. Зная, что рядом, на железнодорожном вокзале, есть бесплатный общественный туалет, я пошла туда. Впрочем, с туалетами – это отдельная история. Далее, в пути, всё-равно приходится тратиться на эти услуги. Так, в Лазаревском стоимость посещения туалета – двадцать рублей, в Туапсе – пятнадцать рублей. Что будет дальше – посмотрим.

Итак, подготовив тело к дороге, я вернулась к стоянке автовокзала. Огляделась вокруг в поисках своего автобуса. Нашла – номер семьсот семь – большой, белый, междугородний красавец стоял недалеко от входа в автовокзал. Обрадованная, зашла в него. Внутри никого – ни водителя, ни пассажиров. Это меня удивило, но не остановило. Только я вознамерилась сесть на своё, означенное в билете место, как зашёл водитель грозного вида и строго спросил: «Что это за хождения тут?»

Я сначала не поняла его. Водитель добавил, что посадка будет на первой от здания вокзала стоянке, там, где как я увидела, люди стоят и ожидают своего автобуса. Я извинилась, сказала, что не знала об этом, и ретировалась из автобуса. И действительно, за десять минут до отправления, автобус подъехал к выходу из автовокзала. Подошла женщина – кондуктор, проверяя билеты, попросила меня предъявить свой паспорт. Молодой человек, стоявший передо мной, видимо покупал свой билет онлайн, потому что он предъявлял проездные документы со своего айфона.

До посадки я достала свой билет, развернула его и – О, ужас! – увидела дату прибытия: 11 июня, то есть завтра. А отправление – 10 июня. Упс! – неожиданно.

Ну что ж, поедем – узнаем точно: действительно это так или это ошибка в системе продажи билетов. Если автобус идёт тридцать два часа «с копейками», тогда он должен где-то очень долго стоять. И водитель должен меняться в пути. И мне тогда придётся где-то как-то «перекантоваться» – поспать, погулять, поесть.

Ну вот мы и поехали. Из Сочи выехало совсем мало людей. В основном, все едут до Геленджика. Дорога петляет, то идёт в горы, то над морем. Крутые подъёмы и спуски, резкие повороты, порой на сто восемьдесят градусов развороты, в которые наш большой автобус еле-еле вписывается. Сначала были горные реки и перевалы. Потом, ближе к Геленджику, и даже раньше, после Туапсе начались более ровные трассы. Появились поля, сады и виноградники.

В самом Новороссийске, на въезде в город, идут дорожные работы. Из-за этого образовалась огромная пробка и мы больше часа ехали до автовокзала. Соответственно автобус прибыл с опозданием на час.

За время поездки у меня почти разрядился телефон. В автобусе usb-портов конечно же нет. На автовокзале не оказалось даже элементарных розеток для электрических вилок, не говоря уже о специальных станциях для подзарядки гаджетов. Поэтому встал насущный вопрос: – Где зарядить телефон?

Но сначала, пока он ещё держит заряд в пятнадцать процентов, надо купить билет обратно, в Сочи. Потому как сбербанковская карта у меня в Google-Pay. Из семи касс работают только две. Одна с оплатой наличными, вторая по безналу.

Несколько человек в очереди передо мной. Жду. Прошу билет на Сочи на сегодня. В ответ слышу: «Только транзит». И неизвестно, есть ли свободные места. Покупка билета только по прибытии автобуса, при наличии мест. Прошу на завтра, рассчитывая на автобус, который идёт ночью, после полуночи. Но он тоже транзитный. Точно мне могут продать заранее билет только на утренний рейс, на восемь сорок пять. Ухожу от кассы в раздумьях.

Второе дело, но не менее важное – сходить в туалет. Туалет здесь – это небольшой домик за зданием автовокзала, который тоже совсем небольшой. Для такого большого города как Новороссийск просто ужасно маленький и постыдно грязный, неуютный и нефункциональный. Чего нельзя сказать об автовокзале в Геленджике. Хотя и там туалет платный – двадцать рублей за вход. Ну что ж, хочешь пописать – вынужден платить, 20 р. независимо от пола. И для мужчин, и для женщин вход один. Платите и расходитесь от кассы в разные стороны. Мальчики – налево, девочки – направо.

Оправилась и пошла на лавочки, к ожидающе-встречающему люду. Переобуться, одеть свитерок, причесаться. Рядом сели две женщины. Одна из них отошла на несколько минут, вернулась и рассказывает второй.
- Бери билет и иди в туалет. Там есть бесплатный вход. Но он закрыт на замок. Надо подойти на кассу, к дежурной, и предъявить свой билет. За два часа до отправления или в течение часа после прибытия можно сходить в туалет бесплатно.

Только вот никто этого не объясняет, нигде не написано. Люди, выпучив глаза, бегут с дороги в поисках отхожего места. Они согласны на все условия. А про свои права не знают или забывают.

Что интересно, платный туалет работает с восьми до двадцати двух часов. И я, выходя из него, подумала: – А как же ночью быть, если я останусь ждать утреннего автобуса? Или тем, кто приезжает сюда или проезжает транзитом в ночное время?

Конечно, я сразу, при осмотре автовокзала, посмотрела график его работы. На входе в зал ожидания и на вокзал (что одно и то же) висят аж две вывески: «Режим работы: круглосуточно». Хорошо, подумала я, что хоть можно будет переночевать в зале ожидания.

И с этим роем мыслей в голове я пошла по нюху, в маленькое кафе, что стоит за вокзалом, справа от автобусных стоянок. Конечно же, в надежде найти там возможность для зарядки телефона. Такая нашлась. Свободная розетка двойника, в которую был подключен, стоящий здесь же холодильник-витрина для напитков.

Я заказала чай и подключила телефон. Села тут же, рядом с холодильником, за столик. Достала свои припасы – бутерброды и варёное яйцо. И пока я чистила яйцо, народ от стойки продажи отошёл, и я увидела объявление: «Зарядка телефона – 50 руб.». Ну что ж, думаю, надо заплатить.

В общем, я просидела в этой кафушке около двух часов в ожидании полной зарядки своего смартфона. Заодно зашла на сайт Краснодарских автодорог, чтобы купить билеты онлайн, не надеясь на местную кассу. Нашла вариант, как уехать через Геленджик. Оттуда билеты до Сочи есть. Купила билет до Геленджика – всего сто пять рублей. Пока заполняла формы со своими данными, на второй автобус из Геленджика до Сочи свободных мест уже нет. Пришлось сдавать билет до Геленджика. С пятнадцатипроцентной неустойкой, если сдаёшь по собственному желанию за два часа до рейса.

Что делать дальше? Решила взять билет на утро и пойти погулять. Может, найти какой-нибудь ближайший хостел или, в крайнем случае, на вокзале, в зале ожидания пересидеть. Купила билет и пошла в ночной город. Дошла до скверов и аллей с подсветками деревьев и гирляндами. Спустилась к набережной, морвокзалу и крейсеру на причале. Что смогла, при ночном освещении, сфотографировала. Хотя изначально восприятие города было не из приятных. Первое впечатление складывается из въездов в города и вокзалов, которые тебя встречают, когда вступаешь на землю, выходя с бортов транспорта. Будь то самолёт, автобус, поезд или теплоход.

На въезде в Новороссийск с восточной стороны проезжаешь промышленную зону, с карьерами и перерабатывающими заводами. Вспоминаешь о том, что в городе не очень благоприятная экологическая обстановка. В общем, решила я, «читаем знаки». Не мой это город. Приехала, посмотрела природу, посёлки по трассе. Получила удовольствие от дороги. Но не от города. Правда, негативное впечатление слегка сгладилось, когда гуляла по ночным аллеям и набережной.

И пока я так ходила и глазела, решила вернуться на автовокзал и попытать счастье уехать обратно в Сочи ночным рейсом. А потому, обратно на вокзал бежала вприпрыжку. Но всё-равно опоздала на рейс в двадцать два пятнадцать, хоть и пришла на пять минут раньше. Похоже автобус ушёл перед самым моим носом.

Ну что ж, отдышалась, успокоилась и стала в очередь в кассу. Народу чуть поменьше, чем было, но всё-равно толпа. Окошко кассира в углу, с одной стороны находится пандус с перилами, с другой – ступени и вход в зал ожидания. Две очереди в одну, единственную работающую в это время, кассу. Люди стоят, толпясь, с двух сторон. Сначала принимают тех, кто сдаёт билеты. Потом тех, кто покупает.

Люди сдают билеты, потому что автобусы опаздывают, и они не дожидаясь своих рейсов, садятся на другие. Или, ожидая, пропускают их отправку. На стоянках прибытия автобусов нет никаких указателей направления следования. Информацию по громкой связи толком не дают. На вопросы людей ни кассир, ни другие работники автовокзала не могут дать вразумительных ответов. Либо отмахиваются незнанием, либо припугивают вызовом полиции. Из-за этой неразберихи, пока я ждала своего рейса, в течение двух-трёх часов пропустили свои автобусы несколько человек – две или три семейные группы.

Итак, наконец, подошла моя очередь. Время – двадцать два тридцать. Прошу билет на ближайший рейс на Сочи. Он в ноль-ноль тридцать. Билет мне не дают, объясняя это тем, что на это время продажа начнётся с ноля часов. Кассир говорит: «Подходите после ноля».

Ладно. Иду за вокзал, в надежде найти бесплатный туалет. Он есть, и даже без замка. Это ужасного вида металлическая дверь. Ни света, ни каких бы то ни было признаков, что он рабочий, вообще нет. Вижу, что с другой стороны в эту же сторону, где я нахожусь, направляется молодой человек, который стоял в очереди передо мной. Идёт он в сопровождении полицейского. И это меня слегка настораживает. Но, как оказалось, парень из очереди, тоже в поисках туалета, обратился к хранителю правопорядка. Да, это точно туалет. Надо только включить свет. Выключатель внутри. Свет зажёгся и меня, как даму, пропускают вперёд.

– О, ужас! Что я вижу? Каморка со старым грязным перекошенным умывальником и допотопным сливным бачком на стене. Грязные кафельные ступени на пьедестал и стоячим отхожим местом. Ни о какой туалетной бумаге, мыле и сушилках и речи быть не может. Металлическая, ржавая, тяжёлая дверь закрывается изнутри на такую же ржавую задвижку. Это хуже, чем было в советское время. Какой диссонанс! Такой большой, наверняка гордящийся своим именем, город и такие ужасные туалеты. Да и в целом, обслуживание и обеспечение удобств для пассажиров отвратительное.

Дальше – ещё один сюрприз. На улице тепло, поэтому я села на скамью, перекусила. Хотела купить чай или кофе в одном из стоящих там же автоматов. Но, вот незадача, он не работает. Хотя портал для приёма денег моргает неоновым светом. Попила воды – свой запас – и пошла в зал ожидания. Наверное, единственный плюс этого места – работающий банкомат Сбербанка. Уже наученная опытом с разряженным смартфоном, я решила снять деньги с карты, чтобы у меня были наличные. На случай, если телефон опять сядет, а мне нужно будет оплачивать билет. Кафе уже закрыто, зарядиться негде. Да и мало ли вообще. Вдруг оплата будет только наличными.

И после всего этого, я решила, наконец-то, спокойно посидеть в зале ожидания, подождать и что-нибудь написать в дневник. Только я устроилась на совсем неудобных, карцеровских сидениях – металлических, с прямой спинкой – и начала что-то писать, как выходит из нутра вокзала, обозначенного как «служебные помещения» миловидная девушка-диспетчер в белой блузе и объявляет: «Просьба освободить помещение. Мы закрываемся на ночь. Зал ожидания работает до одиннадцати часов». Вот так нас вежливо вытурили на улицу. Благо там лето и тепло. И есть лавочки, где можно сесть в ожидании своего ночного рейса.

И, кажется, про это я уже писала. На здании автовокзала висят две таблички. Одна под козырьком, вторая ниже, на уровне глаз, даже со шрифтом Брайля, для слепых: «Автовокзал работает круглосуточно». Тогда непонятно, почему закрывают зал ожидания. Он что, не относится к вокзалу? Опять когнитивный диссонанс, внутреннее возмущение и куча вопросов к дирекции вокзала и управляющей перевозками организации.

Ну что ж, я дождалась когда стрелка часов приблизится к полуночи и подошла снова к кассе, где меня не очень вежливо спросили, чего мне надо. Билет на Сочи – ответила я. Ещё более невежливо мне ответили: «На Сочи продажа после ноля». Ну ладно, значит я подожду. На всякий случай я спросила: – «А что, билеты продают по прибытии?» Рейс то транзитный. Оказалось, что нет. Просто кассир подбивала бабки за сутки. Считала деньги, пробивала чеки и составляла отчётную ведомость. Пока я, в это время, стоя у неё над душой, нервно ждала, когда мне продадут билет (с опасением, что мест свободных может и не быть на этот рейс).

Подходит автобус. На Геленджик. Рядом со мной, точнее – за мной, стоит девушка. Ей до Геленджика. Кассир продаёт ей билет. И вот, о счастье, билет продаётся и мне. Паспорт, как при покупке билета из Сочи, не требуется. Цена озвучивается одна – восемьсот пятьдесят шесть рублей, на билете пробита другая стоимость – восемьсот сорок один, на пятнадцать рублей меньше. Смотрю на табличку в окошке кассы с ценами на дополнительные услуги: резервирование мест, дача частного объявления, оплата камеры хранения и прочее – нигде не вижу суммы в пятнадцать рублей или подходящей строки расходов. Странно. Но уже лишних вопросов задавать нет сил и выяснять что-то нет желания.

Автобус прибыл. Стоянка пятнадцать минут. Кто-то приехал в свой конечный пункт, забирает свой багаж. Места свободные есть. Я выбираю место у окна, в конце салона, рядом с женщиной. Фух, еду домой. Теперь осталась ещё одна задача – сдать купленный онлайн билет на утро.

P.S. Безуспешно. То связь пропадает, то меня из системы вышибает. Смиряясь с дорожными тратами, ненадолго засыпаю. Утром снова смотрю в окно на рассветное море, дорогу, просыпающиеся города и посёлки. Хорошо всё-таки, что я совершила эту поездку, пусть и с приключениями.

Приложение

Маршрут следования автобуса из Сочи в Новороссийск, рейс 707, 10 июня 2021 года:

8:45 – отправление из Сочи
10:30 – Лазаревское, стоянка 30 минут
12:25 – Туапсе, стоянка 30 минут
13:50 – Михайловское, стоянка 2 минуты
14:10 – Джубга, стоянка 15 минут (по факту – 20 минут)
14:50 – Архипо-Осиповка, стоянка 8 минут
15:20 – Пшада, стоянка 3 минуты
16:09 – Геленджик, стоянка 10 минут
18:20 – прибытие в Новороссийск по факту, (по расписанию и указанное в билете – прибытие в 17:18).

Итого в пути:
- по факту – 9 часов 35 минут с учётом опоздания;
- по расписанию – 8 часов 33 минут.

Цена билета Сочи-Новороссийск:
- на сайте автоперевозок «Автовокзалы.ру» – 725 рублей;
- по факту в кассе автовокзала – 827 рублей.

10.06.22.
Корсаков

©Ales