Параллели

Олег Епишин
Среди наших современников вряд ли найдется кто-то, кто хоть раз не смотрел знаменитый фильм-катастрофу «Титаник». Вышедшая на экраны в 1997 году, кинокартина получила 11 «Оскаров» и стала на то время самым кассовым фильмом в истории Голливуда. Масштабные съёмки, блестящая игра актёров, спецэффекты, над созданием которых трудилось 17 студий – всё это должно было поразить воображение зрителя. Как, впрочем, и сам сюжет: ночь, океан, сияющий огнями пассажирский лайнер, ледяная вершина айсберга, как консервным ножом вспарывающая стальной борт судна, сотни оказавшихся в воде, обреченных на гибель людей…
Восьмипалубный «Титаник» тонул два с половиной часа, вместе с ним под воду ушло 1635 человек. Спасти удалось 712 пассажиров и членов экипажа.
Благодаря экранизации и сегодня, спустя десятки лет, история «Титаника» остаётся одной из самых известных мировых катастроф. Драматические события, развернувшиеся на борту лайнера той апрельской ночью 1912 года, продолжают привлекать внимание разношерстной публики: от учёных, до авантюристов разного масштаба. Написаны десятки книг, опубликованы сотни исследовательских материалов.

Величие технической мысли, создавшее прекрасный корабль, столкнулось с человеческим безрассудством, граничащим с сумасбродством.
Впоследствии эксперты придут к выводу, что если бы экипаж в момент столкновения с айсбергом не делал ничего, корабль получил бы повреждения носовой части, несколько передних отсеков смяло бы в гармошку. «Титаник», вероятно потерял бы ход, но остался на плаву, и такого количества жертв удалось бы избежать. Вместо этого на мостике в тот роковой миг прозвучала команда:

– Право на борт!

Штурман, пытаясь уйти от столкновения, подставил ледяной горе корпус, которой был вспорот ниже ватерлинии на протяжении девяноста метров. Океанский пассажирский лайнер, гордость британской судоходной компании «Уайт Стар Лайн», был обречён…

Стоит отметить, что в ходе официального расследования владельцы судна были признаны не виновными в произошедшей трагедии. Им было всего лишь рекомендовано увеличить количество прожекторов на океанских лайнерах этого типа, да иметь побольше спасательных шлюпок. Уголовную ответственность за гибель «Титаника» не понёс никто, поскольку основной причиной катастрофы были признаны погодные условия.

***

В июле 1941 года Красная армия вела тяжелые бои на протяжении всей линии фронта, от берегов Баренцева моря до Крыма. Враг рвался к Одессе. Советский пароход «Ленин», служивший ранее прогулочным судном Крымско-Кавказской линии был мобилизован для нужд фронта. 12 июля он вывез из Одессы порядка тысячи беженцев. Вторым рейсом предполагалось отправить в тыл золото Одесского Госбанка и эвакуировать семьи советских и партийных руководителей. В самый последний момент пришёл приказ принять на борт полторы тысячи новобранцев и несколько сотен раненых.

Порт и прилегающая к нему территория были забиты людьми. Громыхали повозки, нагруженные разным скарбом, стреляли выхлопными трубами грузовики, скрипели стрелами краны. Зной, пыль, запах гари, детский плач, крики женщин. На пароходе людей, как сельдей в бочке. Все палубы, салоны, кубрики забиты. В коридорах люди лежат вповалку, подложив под головы пробковые спасательные пояса. Кто-то из военных узрел в этом «непорядок». Пояса собрали и заперли под замок. А народ всё прибывал… По трапу поднимались люди с эвакуационными талонами, с записками от разного рода одесских начальничков, родственники членов экипажа. Точных списков пассажиров никто не вел, не до того было, но по воспоминаниям очевидцев на борту было не менее четырёх тысяч беженцев.

Ближе в ночи, небольшой конвой в составе парохода «Ленин», транспорта «Грузия» и танкера «Ворошилов» в сопровождении сторожевого катера покинул Одессу.
С началом войны руководство Черноморского флота приняло решение поставить вдоль южного берега Крыма минные заграждения. Границы минных полей нанесли на специальную карту. Эта секретная карта была вручена недавнему выпускнику Ленинградского мореходного училища лейтенанту Ивану Свистуну, который должен был исполнять роль лоцмана. Вот только воспользоваться этой картой ему было крайне затруднительно. По случаю военного времени маяки вдоль побережья отключили. Рядом с мостиком по приказу какого-то сухопутного вояки срочным порядком установили зенитную пушку, которая своей железной массой сбивала показания компаса. Ориентироваться можно было только по едва различимым очертаниям берега. Молодой лоцман ошибся всего на какой-то кабельтов (185 м) и попал на минную банку…

Около полуночи, в районе мыса Сарыч, шедший во главе конвоя «Ленин» подорвался на мине.
Сильный взрыв заставил содрогнуться корпус парохода. В надежде подойти поближе к берегу, капитан тут же подал команду:

– Лево руля! Полный вперёд!

После этого судно глубоко занырнуло в волны и сразу начало заваливаться на правый борт. Как только крен усилился, и стало ясно, что спустить шлюпки на воду не удастся, на главной палубе поднялась паника. Корма парохода медленно поползла вверх и вскоре над волнами показались винты. Судно стремительно уходило под воду. С момента взрыва прошло не более десяти минут. Вначале наступила гробовая тишина, а потом раздались крики ужаса людей, очутившихся в воде. Находившиеся рядом «Грузия» и «Ворошилов» застопорили машины и, пренебрегая правилами светомаскировки, включили прожектора. В воде барахтались сотни людей, в основном женщин и детей. Несколько шлюпок спустили с «Ворошилова», а на «Грузии» тоже случилась настоящая паника. Пассажиры пытались самостоятельно погрузиться в шлюпки и немедленно плыть к берегу.
Извлечь из воды удалось примерно 600 человек, точное число погибших установить так и не удалось.

Обстоятельства трагедии были засекречены, а вскоре состоялся суд. Виновным был назначен лейтенант Свистун, которого приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в августе сорок первого. Спустя полвека, в августе 1992 года по инициативе ученых-гидрографов из Севастополя, приговор суда был отменён за отсутствием состава преступления. Ивана Свистуна реабилитировали.

Найдётся ли отечественный Дж. Кэмерон, который сможет воплотить на экране горестную хронику тех далёких событий.