Э. Олби. Случай в зоопарке. 27. 05. 2022

Ольга Немежикова
ЗАЧЕМ МЫ ПРИДУМАЛИ СЛОВО ЛЮБОВЬ?

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Э. Олби «Случай в зоопарке» (27.05.2022).
Режиссер-педагог – преподаватель В. А. Буханов.
Худ. руководитель курса – заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

«Случай в зоопарке» неизменно волнует и, хоть сто раз наперёд всё известно, к финалу вгоняет в ступор. Всего за какой-то час перед нами открывается объёмная социальная картина, которая может случиться от начала прошлого века (а то и от самых начал, если абстрактно) и по сей день (до скончания).  Такую встречу можно представить не только в любом крупном городе мира, но на любом перекрёстке. Вот так, сошлись два полярных мировоззрения, два разных образа жизни на скамейке обычного парка, и обнажилась хрупкость бытия: отражать атаку Другого придётся один на один.
Тотальное одиночество на скамейке Олби неизбежно. Успешном Питеру (Илья Бураков) думать о такой крайности и в голову не приходило: здесь он отдыхал. Джерри (Вадим Кудрявцев) в жуткой реальности изначально. Она его вымотала. Она и убила.
«Почему… почему же вы там живёте?» — недоумевает Питер. В случае Джерри этот вопрос без ответа. Его вопрос Питеру вовсе экзистенциальный: «Но если нам не дано понять друг друга, так зачем мы вообще придумали слово любовь?» Однако мы понимаем, что это слово и есть тайна тайн, отгадка которой оказалась для Джерри недоступна фатально.
Пожалуй, магия слова любовь, необычный контекст, тасуемый Джерри, и держит зрителя на надёжном крючке.
Питер давно всё для себя решил и сделал. Всё как у всех. Он доволен. ...Счастье? К чему этот допрос, когда всё, в общем, неплохо? «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». В случае Питера точнее Александра Сергеевича не выразить.
Но Джерри тоскует не о привычке, а о чём-то безумно ярком, неповторимом, живом! Общением с предметами и даже с собакой не подменить содержание, которое, по большому счёту, может раскрыться только в отношениях мужчины и женщины, продлённых рождением детей (сына — настаивает Джерри) и потомков. Джерри чувствует: такая любовь (прекрасная! каждому!) быть должна, но почему-то ему не дана... 
Ад одиночества Джерри не описать — он пропитывает всю его жизнь, за исключением десяти дней юности, когда он ещё «не созрел как мужчина, но гудели колокола и флаги плескались на ветру», жизнь манила, звала, обещала... Происшедшее позже, в том числе чьи-то письма, две пустых рамочки для фотографий, потонуло в безысходности, полной потере Бога, мечты и веры в любовь, под которой в контексте монологов Джерри, видимо, следует понимать человеческое участие и тепло, понимание, единение душ.
Горько звучит его упоминание о соседке по дому, которая только плачет, плачет и плачет… Мы чувствуем: ему искренне жаль эту женщину. Возможно, она как зеркало отражает его прошлое — ту, что писала сначала «пожалуйстные», потом «когдашние» письма. Они навсегда остались под камушками, собранными в пору детства, когда мечты как чайки — свободные, красивые, крикливые, обязательные спутницы побережий и кораблей в океане.
Мечты вдребезги — о чём они были?..
Непросто представить, каково было той женщине любить Джерри. Он об этом ни слова. Возможно, это было чувство сродни описанному В. Набоковым в пьесе «Событие»: «У него был ужасный характер. Сам признавался, что не характер, а харакири. Бесконечно, бессмысленно донимал меня ревностью, настроениями, всякими своими заскоками. А всё-таки это было самое-самое лучшее моё время. (…) Когда я по нашим свиданиям в парке представляла себе, какова будет с ним жизнь в доме, то я чувствовала — нет, это нельзя будет выдержать: вечное напряжение, вечное электричество. (…) Да, он меня безумно любил, безумно невезучей любовью. Но бывали и другие минуты — совершенной тишины».
 
Спектакль сделан и сыгран так, что думать об этом открытом всем ветрам мире  интересно и хочется. Что-то шепчет: на каждого Питера на его скамейке в воскресном парке когда-нибудь набредёт Джерри. И всё разом изменится. Но пока Джерри в пути. Питер сидит на скамеечке. Может, «нам не дано понять друг друга», но ещё есть время подумать «зачем мы придумали слово любовь».