Дневник троицкого певчего 2018 - 2020

Сергей Довженко
2018

     22 марта. Позавчера богоспасаемые Электроугли покинул наш дорогой отец Александр. Насовсем. Не по своей, конечно, воле. Видимо, из-за каких-то действительно бывших погрешностей в служении. Покинул, благословив оставить в сети наказ:

     «Овцы должны учиться самостоятельности. Иначе всё – "туризм". Неприятие реальности заставляет ее становиться враждебной. Доверимся Богу. Только в гору!»

     На сегодня к процитированному посту написано 142 комментария, общий тон большинства которых говорит о том, что слишком многие из «овец» не желают принять такую реальность. Любовно взращенной пастырем церковной общине города (все гости реально ощущали в Троицком храме настоящий праздник родства) серьезно угрожает распад. Но не для того были 14-летние усилия отца...

     Пишу эти строки с надеждой на сугубые молитвы всех друзей за наш приход, в первую очередь за нового настоятеля, священника Евгения из соседнего Кудинова, и, конечно, за отца Александра, которому с его большой семьей на должности рядового клирика одного из сельских храмов придется непросто...

     27 марта. В моем городе убрали многолетнего настоятеля, создавшего крепкую общину, и теперь такое творится... 14 лет наш любвеобильнейший отец Александр создавал общину. Община громадная, несколько тысяч человек, весь город наш.

     Ездить на сторону проще всего. Мне легче других, я нашел духовника задолго до этого. А другим не знаю как... Труднее сохранить именно общину уже без любимого пастыря.

     В общем, у нас такая каша теперь заваривается... Послезавтра одни активисты общины устраивают встречу с новым настоятелем, все могут придти и в спокойной обстановке задать любые вопросы. А другая часть общины планирует в конце этой недели восстание...

     Сложнее всё, чем просто вражда и неприязнь. Община действительно огромная, и отец Александр создал столько разных структур за 14 лет, а теперь ничего не понятно: кого увольняют, кто сам убежал или готов бежать...

     29 марта. Ждем начиная с сегодня серии встреч, призванных что-то сдвинуть.

     Вернулся только что со встречи прихожан с новым настоятелем. Народу собралось много и ровно два часа общались на едином дыхании. Благодарение Богу, впервые за 10 дней посмотрели друг другу в глаза и высказали всё, что хотели. Все, в том числе отец Евгений, были предельно откровенны. Он абсолютно адекватный человек, очень всячески подкованный, юрист как-никак. Мне понравилось. У него четкая позиция, как руководить приходом.

     В субботу расширенное собрание, приглашен благочинный.

     16 апреля. На Светлой удалось зазвать в гости нового настоятеля. Очень долго, взаимно заинтересованно и неформально поговорили за чаем. Слава Богу, очень трезвый, рассудительный и любящий благолепие Церкви Божией. Ну да, примиряется народ. Но все равно человек 250 – 270 наших постоянных прихожан в пасхальную ночь были с отцом Александром в его деревенской ссылке. Наш храм был полон, и почти все причащались, но всё стало видно, когда пришли трапезничать. Предусмотрительно вместо большой трапезной накрыли в малой, и всё равно остались свободные места, такого не было много лет.

     19 апреля. Проблем еще много. Как-то странно, что сознательные христиане, не по одному лишь факту крещения, забывают о главном своем отличии и призвании – «любовь имейте между собою». Теперь видать, как, впрочем, и всегда видно было, что определяющим в отце Александре был дух любви. При этом с порядком он дружен не был, это сказывалось на многих сторонах жизни прихода, и что-то из этого явилось поводом к его удалению, – но любовь отца Александра к людям покрывала всё. Если когда-нибудь будет создана история нашего прихода (а при том, сколь он у нас многочисленный, живой и интеллигентный, это должно быть когда-нибудь сделано), в ней будет записано много проявлений этой любви. А теперь вот предлежит, похоже, «филаретовский» путь сочетания любви и порядка, но это очевидно труднее. Народ смиряется постепенно, но противостояние не закончилось. У нашего храма было и есть единственное сообщество ВКонтакте, и притом неофициальное. При отце Александре это было как бы естественно. Но не было храмового сайта. А что теперь? После всех этих бурных событий и собраний, перед Пасхой админы провели чистку, из 1200 человек удалили 200 (в числе удаленных я и ряд моих друзей, активных прихожан – во как!) и перевели сообщество в разряд закрытых, вроде масонской ложи. Отец Евгений, когда рассказывал о своей программе, сказал, что удивлен отсутствием храмового сайта и что он обязательно будет создан. Ну это конечно, это необходимейший ресурс. А теперешняя закрытая группа в 1050 человек (она растет, и еще как) – это так называемая православная оппозиция! Ну не смех ли? Думаю, что более слезы. Прихожу к упованию, что разве что Господь любви как-то всё это уврачует... А теперь вот еще что: настоятель деревенского храма, куда сослали отца Александра, напуган, что ли, паломничеством наших горожан к своему духовнику, и не дает с ним встречаться. Отец Евгений сам благословил отца Андрея нанять большой автобус, чтобы в одну из суббот поехать туда всем нам на литургию, но тот настоятель как-то узнаёт и не разрешает отцу Александру служить в эти дни. Не беда, конечно, просто дико...

     13 июля. С Божьей помощью и по молитвам многих духовных людей и священников и настоятельному благословению моего духовника удалось «запустить» народный хор. Пока раз в месяц поем на воскресной всенощной антифонно с правым, уже две службы спели.

     19 ноября. На въезде в Электроугли большую часть торцовой стены девятиэтажки занимает многометровый плакат, посвященный 60-летию городского статуса нашего поселения, и на нем среди других красуется фото с отцом Александром как одним из символов города. И ровно восемь месяцев мы живем и молимся без того пастыря, который как мог взрастил общину Троицкого храма. Господь удалил от нас любимого отца (сперва за Ногинск, потом еще дальше отсюда, в Жуковский), может быть, для того, чтобы мы и без него сохраняли общину, продолжали духовно взрослеть (сами, сами! а впрочем, почему сами – недостатка в духовном окормлении у нас явно нет), созидали, а не расточали, восполняли то, чего наши нынешние наставники по разным причинам не могут нам дать, еще больше сплотились бы вокруг нашего настоятеля отца Евгения на совместном пути к горнему Иерусалиму.

     13 декабря. Путешествую, пою и регентую, пока и то, и другое, и третье дают делать – но всё это на фоне всё пустеющего последние полгода любимого храма, единственного в нашем 20-тысячном городе. Слишком многие не приняли нового настоятеля, отец Александр был с нами как с маленькими детьми, а отец Евгений... отец Евгений, в общем, тоже как с детьми, особенно в своих 30-минутных проповедях, но только как с большими детьми, а это для нас уже не то... ну то есть для тех, кто ушел. А это сотни людей, всего ведь не одна тысяча была прихожан. Вот из клиросных не ушел ни один, и кроме того, за это время появились детский и народный хоры, и на одной литургии воскресной пели аж на три хора, вот это был праздник.

     К тому же против отца Евгения развернута вполне серьезная сетевая война со стороны покинувших храм, а наш мэр, друживший с отцом Александром, отцу Евгению сразу объявил бойкот.

     24 декабря. 27-го в гостиной «Добрые люди» (старый приходской домик) уже второй раз «гостем» наш настоятель, священник Евгений Дорофеев.

     Нынче прохожу вдоль базара мимо нашего храма. Передо мною идет немолодая пара. Городок у нас тихий, все разговоры далеко слышны.

     Донеслось: «...все разбежались». Уж не иначе как о моем храме... «Молодежь и так мало ходит, а тут и та, что была, разбежалась. Одни бабки остались, после такой фигни. Теперь ни покрестить, ни повенчаться». Глас народа...

     «Фигню» с перемещением многолетнего настоятеля, отца Александра, затеяло, как водится, священноначалие. «А-ааа! Зачем? Ну почему они там такие немудрые? Верните всё на прежние места! Ну где в Церкви демократия?..»

     Нету в нашей строго иерархичной вселенской Церкви демократии, нет и, слава Богу, не будет. Нам жить, молиться и в каких уж ни есть условиях созидать общину здесь, в своем городе и родном храме.

     Отец Андрей не раз увещевал прихожан в своем слове после литургии. Мол, не полезно прилепляться к священнику как ко «всему» для себя. Вот есть у нас храм и таинства, прочее же преходяще. Да только тех, кто остался, увещевать не надо. А остальные просто больше не придут.

     Много ли мы можем в сложившейся ситуации? Ведь знаем: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». И все же мы будем вслух размышлять о судьбах нашей общины в ближайший четверг.

2019

     11 января. Сегодня у меня, Бог даст, соберется на банкет мой народный (левый) хор, все 14 человек, первый раз за 8 месяцев нашего существования.

     21 мая. Вот и отгуляли в минувший воскресный день 30-летие электроуглинской православной общины. Отгуляли уж как смогли. Приглашали всех, через официальную страницу храма ВКонтакте, через доски объявлений в храме и в городе. Пришли немногие. А еще через несколько часов немало бывших прихожан собрались в «Кванте» отметить событие (ну не скажешь иначе!) «за углом». Нашему нынешнему пастырю, отцу Евгению, в сей почтеннейшей и интеллигентнейшей (без кавычек) тусовке места, понятно, не нашлось. Информации о вечере на стендах храма – тоже. Еще бы! Известному публицисту, жителю Электроуглей, ветерану прихода и ведущему «страницы бывших прихожан в подполье» пытаться находить пути общения с новым настоятелем, видать, за низкое, ибо вот его слова в тысячном паблике: «Весной 2018 года община лишилась настоятеля. Эта странная ситуация будоражит умы по сию пору! В Богородском благочинии появился еще один приход под вывеской "как все"». То есть сей влиятельный муж и настоятелем-то отца Евгения не признаёт...

     Как же мы, ребята, не хотим учиться дружить, зато умеем дружить против кого-то. Это-то легче всего. Стыдно при этом называться христианами...

     24 июля. На Казанскую впервые за много лет ходили крестным ходом на наш Казанский источник, после литургии на траве рядом со строящимся Казанским храмом.

     26 июля. Однообразная жизнь последнее время. Народный хор. Переживания, как сохранить остатки общины. Сотни людей у нас пришли в Церковь благодаря отцу Александру и ездили к нему постоянно издалека. А теперь их в храме нет. Стиль прихода изменился почти полностью.

     23 августа. Из переписки с настоятелем. «22 авг Сергей 13:28. Отче дорогой, я вчера от преподобных отцов Вологды, и что на клиросе? Где любовь?» – «23 авг Евгений 0:59. Ну внесите любовь от отцов».

     16 сентября. Разговор с регентом вчера перед службой. Нарочно записал, чтоб не забыть. Пришел раньше, и она была еще одна. Я:

     – Ну что, на следующей неделе к нам матушка возвращается?

     И тут сразу буря в стакане, повышенный и раздраженный тон и праведный гнев минут на десять.

     – Нет, она больше не вернется. Это я так решила. Мы молились, и нам было открыто <! – С. Д.>, что матушке не надо быть на нашем клиросе.

     – Что-то много жертв в последнее время. Давайте уж и меня заодно под одну метлу, все равно когда-нибудь очередь дойдет.

     – У меня к Вам нет претензий, вы меня профессионально устраиваете.

     – Вообще-то Вы ведь знаете, что матушка заканчивала регентскую школу в Лавре. (О том, что сама госпожа регент не является профессионалом и училась обиходу и многому другому у матушки, я напоминать не стал).

     – Ну да, но она последнее время вся раздерганная, несобранная, и меня ее пение не устраивает. (О причинах «раздерганности» матушки разговор не зашел. Не люблю лишний раз взывать к совести других, напоминать о христианском долге носить немощи друг друга).

     – Странно, столько лет устраивало.

     – Никогда не устраивало. Мне всё это надоело, я взяла на ее место нашу знакомую, которая меня устраивает.

     – А как к этому отнесся настоятель?

     – Ну, у нас было собрание, он всё знает.

     – Но Вы ведь знаете, что матушка на приходе любима и уважаема.

     – Ой, а сколько людей ее не любят и не переносят! (Вот тут либо полуправда, либо просто ложь. Я варюсь в котле нашей общины четыре года и долго сначала «покупался» на подобные заявления госпожи регента, пока наконец не понял, что этому человеку лучше не верить совсем или же тщательно перепроверять ее информацию. Сколько мною было услышано пакостей о самых разных людях – доля правды, конечно, была в этих рассказах, но все знают известные слова: «злые языки страшнее пистолета». Это – так называемая христианская любовь. Так что последнее время стараюсь на клиросе без дела не находиться, «здоровье дороже»). На «не любят и не переносят» у меня не было готового ответа, и я говорю:

     – Нет, это не дело. Я подожду до 18-го. Вам известно, что я журналист, у меня большая аудитория в соцсетях, пабликах, на разных сайтах (это правда), и если Вы не измените своего решения, я напишу всё, что думаю, о Вас и обо всём этом.

     – Пишите что хотите, но я с ней петь не буду. Или она уйдет, или я.

     29 сентября. Переписка этих дней с настоятелем. «26 сент Сергей 20:17. Отец Евгений, Вы знаете, что у А. полностью сгорела дача? Надо бы завтра какой-то сбор организовать». – «Евгений 21:21. А ей, кроме дачи, негде жить?» – «27 сент Сергей 6:09. Жить есть где. Но помочь надо, мы же община». – «Евгений 7:10. Вот и помогите, Вы же часть общины. Собирайте клиросом. С амвона я не буду объявлять. Там объявляют, когда что-то серьезнее: жить негде, деньги на операцию и т. д. <...> И потом, чтобы говорить "мы община", надо ей стать, а не заниматься ссорами, подставами и кляузами <...> Вот когда научимся жить без этого, тогда и будем с честью говорить "мы община"». – «29 сент Сергей 6:44. Ну, отче, это для меня, так сказать, не новость... Давайте становиться общиной». – «Евгений 12:32. Давайте».

     10 октября. Из переписки с настоятелем. «10 окт Сергей 13:37. Отец Евгений, будем ли мы с Вами дружить? Ситуация с матушкой Еленой и другие ставят этот вопрос». – «Евгений 13:42. Я всех рад видеть на службе и на Таинствах. И мы, надеюсь, с Вами будем встречаться, я как священник, Вы как прихожанин нашего храма».

     19 октября. Народного церковного хора в Электроуглях больше нет. Но в день Покрова мы еще надеялись. На уровне настоятеля вопрос о существовании хора не решился, и на праздничном банкете участники дружно постановили поехать (вместе!) в благочиние. Обсуждали, как лучше донести до священноначалия, что народный хор нужен приходу. Отец благочинный согласился принять нас утром в четверг. Но накануне почти все отказались ехать. Может, испугались – каждый чего-то своего? Позвонил духовнику, который полтора года назад благословил меня создавать хор и всё время был в курсе наших проблем. «А Вы знаете, я предполагал, что так будет. Ну вот такие у нас православные. Попеть хотят, а постоять за правду не хотят. Ну, значит, в этом воля Божия, значит, недостойны вы этого дела».

     Идти к благочинному в одиночку батюшка категорически отсоветовал. Остается лишь упование, что Господь волен создать хор и из камней...

     25 октября. У нас в Электроуглях волна увольнений. Убрали алтарников, библиотекаря, больше всего коснулось клироса, полетели головы регентов и больше десятка певчих.

     28 октября. Вот и уволили с клироса родного храма. Родного, потому что возле него, закрытого и поруганного, прошло мое детство. Почему уволили, и настоятель не ответит, видать, причина засекречена.

     13 ноября. Странные дела творятся уже полтора года в нашем храме.

     Яков Аранович, катехизатор, чтец, благоукраситель храма, – отстранен от всех послушаний и покинул приход.

     Владимир Хлопков, катехизатор, чтец, со-ведущий различных мероприятий, – оклеветан и покинул приход.

     Марина Чижова, активная прихожанка, певчая народного церковного хора и помощница его руководителя, профессиональный звонарь, – оклеветана, отстранена от послушаний и демонстративно игнорируется нынешним руководством клироса при встречах в храме.

     Матушка Елена Винник, жена протоиерея Андрея, ушедшего за штат и временно отбывшего в Латинскую Америку, певчая с регентской квалификацией (РШ МДАиС), – уволена с клироса.

     Кира Савенко, библиотекарь храма, организатор мероприятий, – уволена.

     Иван Савенко, алтарник храма со стажем, – отстранен от алтарного служения.

     Сергей Довженко, певчий с регентской квалификацией, руководитель народного церковного хора, организатор вечеров, – уволен с клироса, а хор разогнан.

     Также на работу принят ряд других людей, в том числе более или менее знакомых прихожанам. Об их человеческих качествах, уровне профессионализма и грамотности (хотя бы в объеме средней школы) говорить не будем.

     18 ноября. Побывал в субботу у наших друзей и соседей на детской всенощной. Слава Богу, это только у нас на приходе всё разваливается, а так-то всюду всяческая жизнь, цветы и любовь...

     1 декабря. Никогда не примирюсь с тем, что православные (!) не только не дружат между собой, но делают жизнь друг друга невыносимой. Даже внутри одного прихода. Впрочем, таковые и не христиане вовсе, если и благочестивые знаки на себе изображают и даже таинства совершают, а много хуже, чем неверующие...

     2 декабря. Только что пришли известия, что уволенным из Троицкого храма Электроуглей церковное руководство выписывает волчьи билеты. (Информация эта отнюдь не анонимна, имена пострадавших и начальствующих широко известны). Теперь «освобожденные» от послушаний, приносивших хотя бы скромный достаток, не могут найти применения своим талантам не только у себя в городе, но и ни в одном из храмов Богородского округа, к которому относятся Электроугли. В поисках работы в Церкви им откровенно предлагается ехать в другие благочиния или... в Москву. При этом руководство не смущается называть их «братьями и сестрами» и, судя по заявлениям в публичном пространстве, не прочь и дальше «духовно окормлять» отвергнутых им же православных христиан, лишенных возможности подвизаться на благо своего прихода и района. Не значит ли это, что церковь нашего города постепенно перестает быть Церковью?

     26 декабря. В субботу после всенощной собрание по проблемам клироса. С настоятелем.

2020

     3 января. Как прошло собрание, не знаю. Меня выгнали, Марину тоже, еще 90-летнюю Веру Ильиничну, которая для этого осилила лестницу в библиотеку. Эльвира увидела, как нас выгоняют, сказала «Здоровье дороже» и не пошла. Со слов бывших там – собрание шло полтора часа, толку не было вообще. У всех было впечатление, что настоятель с регентом сговорились блокировать все предложения.

     17 февраля. Не дают дремать карасю. Совершенно захватывающая микроистория произошла вчера на родном приходе. В свежевывешенном расписании не оказалось службы 17 февраля, в день памяти священномученика Николая Поспелова, служившего в нашем храме. Пришлось подойти к настоятелю и уточнить, случайное ли это упущение или «так надо». В ответ получил короткое «Так надо». Убежденный (вот ведь чудак), что «так» всё же не надо, набираю номер канцелярии благочиния и через пару часов получаю ответ: «Ваша жалоба рассмотрена, и результат вам сообщат». Вскоре звонит сам настоятель: «Служба будет, приходите, молитесь священномученику Николаю». Успокоенный и обрадованный, открываю страницу храма ВКонтакте и – опаньки! читаю: «Вы добавлены в черный список этого сообщества. Окончание блокировки: 16 фев 2021 в 12:35».

     30 марта. Пришло на мысль: глаголемая самоизоляция (для кого оная возможна) сим Великим постом куда как благотворна. Самое оно молиться, каяться, проводить день в храме Божием (это для крепких верой да служителей, от пономаря до Патриарха, которых с поста никто не увольнял). Да и где же еще спасаться, как не в храме? Ан... нонче я в него, в родной Троицкий, и пришел. В ту же минуту увидал нынешнего настоятеля. Кинулся к нему. И получил: «Ты теперь мне не дружок, / И не писай в мой горшок».

     Открытое письмо настоятелю Троицкого храма города Электроугли.

     Евгений Дорофеев, я полтора года называл Вас отцом, но теперь, увы... Покажите себя верующим человеком. Сейчас же восстановите меня во всех тех правах, которые были до сентября 2019: клирос, походы, страница храма ВКонтакте... Вот и покажете, что Вы и правда христианин, и в распространении инфекции не так будете виновны...

     Я жду, когда Вы повернетесь к вверенной Вам пастве лицом, а не задом. В нынешней ситуации продолжение вражды между прихожанами, поддерживаемой настоятелем, является четко выраженной антихристианской позицией. Будьте же если не христианином, то хотя бы просто человеком.

     Знайте, я ведь Вас достану. Прекратите молчать и отвечайте другому человеку. А если я для Вас не человек, то и Вы недостойны быть священником. Если же я, по-Вашему, недостойный христианин, то, во-первых, десятки и сотни людей, знающие меня плотно очень много лет, так отнюдь не считают, а во-вторых, Ваши методы воздействия на пусть даже недостойных уж больно схожи с теми, что практикуются в тоталитарных сектах, ну еще в советском НКВД.

     И пока в стране этот временный сумасшедший дом (назовем это так, если даже Вы не верите в эпидемию), я Вас буду доставать. Если вам на людей на..., то и мне на Вашу нехватку времени и сил в связи с настоятельскими заботами в нынешнее время – тоже.

     Поясню, как Вы распространяете инфекцию. По Вашей воле мой храм для меня закрыт. Но я не для того получал два семинарских образования, чтобы работать на светской работе. В моем городе других храмов нет. Богородское благочиние (тоже с Вашей подачи) выдало нам волчьи билеты. Стало быть, еду молиться, читать и петь (и зарабатывать, так как одним лишь духом питаться не умею) в Москву и другое Подмосковье. Итого выходит от 4 до 6 часов в день в дороге с несколькими пересадками, и это в условиях повсеместного строгого карантина.

     Заплатите пособие, что Вы обязаны сделать, – останусь дома, где у меня во-от столько журналистской работы. Но за нее не платят...

     31 марта. Вчера я мирился с настоятелем. Прихожу до службы и как раз его и застаю. «Я вижу, что Вы прочли мое открытое письмо, и прошу ответа». – «Да не буду я Вам ничего отвечать». – «Вернетесь из храма и ответите». – «Вы, по-моему, духовно больны или невменяемы». – «Это к делу не относится. Я в письме всего лишь требую своего восстановления или же выходного пособия». – «Вы срываете мне службу». – «Вы и без меня ее здорово задержали». – «А Вы мне не указывайте, когда мне начинать. Я сейчас вызову полицию, и за срыв службы Вы сядете». – «Давайте, вызывайте, я подожду».

     Ждать я не стал, не было времени.

     Свидетелями этого достаточно громкого примирения были все (из-за карантина, конечно, немногие) собравшиеся в храме и на клиросе. Но что сама перепалка. Надо было видеть выражение его лица...

     5 апреля. Сегодня, впервые за несколько недель, был в воскресном церковном собрании нашего города. Слушал складное и даже душеполезное выступление настоятеля. Почти безупречное. За одну лишь вещь не перестану его преследовать. Докладчик сказал, что ныне можно и нужно сидеть дома, благо работодатели позаботились об оплате простоя. О степени такой заботы мирских начальников ничего не знаю и эту тему обсуждать не собираюсь. Всё же это несколько в другой плоскости. Я о себе. Да, мне помогают друзья, и многие. Но пока я не получил ни копейки помощи от начальства трех храмов, в коих служу (иначе трудно прожить). Пардон, по милости названного деятеля уже двух. Но тамошних настоятелей я безгранично уважаю и атаковать их не буду. Всем трудно. А с Дорофеева теперь не слезу.

     11 июня. Не могу без общины. Но когда ее нахожу, через некоторое время меня из нее изгоняют. Церковь без общения и взаимной поддержки для меня не церковь.

     19 июня. Получил эксклюзивный подарок к наступающему празднику Всех российских святых. Писатель земли русской, только что закончивший работу над жизнеописанием одной из нянь ХХ столетия, регент и руководитель паломнических путешествий с 16-летним стажем, – отлучен от церкви. От своей родной, единственной в городе. 16 февраля за несогласие с тем, что не нужно служить новомученику нашего храма в день его памяти, я был заблокирован приходским сообществом ВКонтакте на год (наподобие тюремного срока). Теперь же я, кроме того, что надежно лишен средств к пропитанию, еще и похоронен заживо, то есть заблокирован пожизненно и посмертно. Повод-то я знаю. Это мои призывы не молиться вместе с деятелями, захватившими наш храм. Многие помнят электроуглинскую церковь эпохи отца Александра Лыкова. Да, порадовались. Попользовались. Вовремя смылись. Конечно, кому ж приятно видеть второе разорение родного храма, это уже после большевистского. Ну пущай добивают, а я на спинку лягу, чтоб уж наверняка.

     12 декабря. Семь с половиной месяцев без храма (начиная с Пасхи)... Кто в теме, знает, что это очень страшно. Особенно для не-исихаста и убежденного приверженца общинности. Нет, храм присутствовал в моей жизни этим летом и осенью... так, эпизодически... в паломничествах, в гостях у разных друзей, да и послужить приглашали. И даже без питания в святых Таинствах я не оставался до самого последнего времени. Но вот наступают часы священной памяти субботнего вечера, и ты понимаешь, что тебя никто нигде не ждет. А суббот было тридцать...

     Не-ет, певчий и регент – это не профессия (хоть и не без этого). Это смертельный диагноз.

               О, знал бы я, что так бывает,
               Когда пускался на дебют...