Камрань. Глава 5. Адмирал Рождественский

Николай Анатольевич Пименов
Скоро летняя сессия, а у Григорьева висит двойка за Камрань перед капитаном третьего ранга Усольцевым. Рапорт пересдаче экзамена Петр Михайлович принял благожелательно, но не преминул напомнить, что спрос будет по полной не по Камрани, но и в целом по теме. Обширный так сказать спрос, комплексный.

Игорь понимал, что спрос будет действительно строгий, это все-таки Усольцев, поэтому кроме конспектов нужно будет искать еще и дополнительный материал.

Сегодня «Военная история» и ведет этот предмет капитан первого ранга Дугин Михаил Николаевич. А он говорят в Камрани служил, вот и надо попробовать поговорить с ним на эту тему.

Михаил Николаевич, был настоящий боевой офицер, который не понаслышке знал о войне и морских боевых походах. В училище он только второй год. Поэтому, опыта преподавательской работы у него маловато, да и методикой преподавания полностью еще не овладел.

Зато рассказывал всегда очень интересно, иллюстрируя и подкрепляя свои рассуждения конкретными примерами. Порой он так увлекался, что часто перескакивал от одного сюжета к другому.

А иногда запутывался в какой-то своей мысли и вдруг заканчивал темой, совершенно далекой от рассматриваемой.
Михаил Николаевич, честно пытаясь донести до курсантов важность темы, бывало настолько ее детализировал, что не успевал раскрыть и трети вопросов, установленных в рабочей программе дисциплины.

Однажды, к нему на занятие пришел проверяющий с учебной части капитан второго ранга Дроздов. Михаил Николаевич, нисколько этим не смущаясь, повел занятие в своем обычном формате. Весь урок Дроздов просидел с каменным лицом. А в конце занятия, когда все курсанты вышли, с возмущением выдохнул:

- Михаил Николаевич, ну ведь каша! Полная каша! Это черт знает что, а не семинар! Ни один учебный вопрос полностью не раскрыт…. Самодеятельность какая-то….

Для проверяющего Михаил Николаевич, может быть и не был сильным преподавателем, с методической или там методологической точки зрения. Но курсанты его любили. Он был потрясающе добрый и позитивный человек.

- Ну что мои дорогие, - начал занятие Дугин – учебный курс, как мы видим, плавно приближается к сессии, к финалу, так сказать, приближается. Основные темы мы, кажется, прошли. Поэтому сегодня нам представляется возможность побеседовать на любые темы, которые Вас интересуют в рамках нашей дисциплины.

И улыбнувшись добавил – А может и не только в рамках нашей дисциплины. Ну, какие будут предложения?
Игорь поднял руку.

- Михаил Николаевич, мы слышали, что Вы служили в Камрани, могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

- Да, Григорьев. Эта тема мне действительно знакома и дорога… Думаю у меня есть о что рассказать и чем поделиться… Конечно рамках дозволенного, так сказать.
 
Он на мгновение задумался, а затем предложил:

– Давайте мы этот вопрос рассмотрим чуточку пошире. Скажем - Значение, роль и место этого порта в истории нашего военно-морского флота.

Для Игоря, этот семинар, наверное, был одним из самых интереснейших.

Дугин начал с того, что история Камрани неразрывно связана с его ролью как одного из лучших морских портов во всей Юго-Восточной Азии. Местная бухта, имеющая общую площадь около 60 квадратных километров, считается одной из самых красивых в мире. Причем что характерно, здесь даже при сильном ветре не бывает волн.

Во время перехода из Балтийского моря на Дальний Восток в 1905 году сюда заходила эскадра, которой командовал вице-адмирал Зиновий Петрович Рождественский.

И тут Дугин не удержался:
 – Ребята извините, давайте я скажу об этом прекрасном человеке чуть-чуть пошире. Не возражаете?

Конечно же курсанты не возражали.

- Так вот, – проложил Михаил Николаевич - в нашей истории личность Рождественского рассматривается неоднозначно. К сожалению, про него сказано, написано слишком много негативного, особенно, о  его роли в  Цусимском сражении.
А ведь в этом бою Рождественский проявил подлинное мужество и героизм. В этом бою он был тяжело ранен в голову и обе ноги, и как Вы знаете попал в плен.

- Михаил Николаевич, разрешите – сосед Игоря по парте, Влад Самойлов поднял руку.

- Да, Самойлов, пожалуйста…

- Михаил Николаевич, но ведь о Рождественском действительно сплошь отрицательные отзывы, особенно о его роли в Цусимском сражении…Это же общеизвестно. Именно его неправильные действия, неверные решения привели к тому, что Русская объединенная эскадра под его командованием была начисто разбита японским Соединенным флотом под командованием адмирала Хейхатиро Того.

- Ну, а в чем вы видите неверные действия и решения Рождественского – нахмурился и слегка посуровел лицом Дугин.

- Михаил Николаевич, хотя бы в том, что перед самым столкновением Рождественский разделил свои корабли на две колонны и тем самым вдвое ослабил их маневренность и боевую мощь. Мне кажется даже курсанту понятно, что при таком построении, судам трудно развернуться бортами с орудиями к противнику и вести огонь, не рискуя попасть в свои же корабли.

- Да, товарищи курсанты, согласен. Это общеизвестный факт, садитесь Самойлов. По серьезному лицу Дугина было видно, что он стоит перед выбором какого-то непростого решения.

- Видите ли, в этом сражении действительного много непонятного и много темных пятен. Почему я об этом знаю? Так получилось, что именно по этой теме я пишу свою диссертацию, раскрою, так сказать, свой секрет. Я перелопатил, наверное, уже тонну литературы, исторических справок и документальных материалов. И вот что я увидел.

Рождественский действительно, перед самым столкновением разделил свои корабли на две колонны. Но весь секрет в том, что он разделил их вовсе не на две правильные колонны, а знаменитым «ушаковским уступом». Дугин взял мел и нарисовал эту схему на доске. В правой колонне были быстроходные корабли: новейшие эскадренные броненосцы «Суворов», «Александр III», «Бородино» и «Орел», а в левой устаревшие тихоходные во главе с броненосным крейсером «Ослабля»…

- Но ведь тогда…- медленно начал Игорь – Михаил Николаевич, ведь тогда получается совершенно иная картина боя. Быстроходные корабли выходят вперед и не мешают бою левой колонне, более того у японцев затрудняется маневр по обходу правой колонны…

- Совершенно верно Григорьев. На самом деле план адмирала был гениальным. Рождественский заставил все главные корабли Соединенного флота пройти перед стволами русских орудий своих лучших броненосцев. И знаете, я пришел к выводу, что в Цусимском сражении, японцы на самом-то деле были на волосок от поражения.
Такой вывод действительно впечатлял, это была бомба, это была сенсация.

- Михаил Николаевич, ну а почему же тогда мы проиграли это сражение, если все это действительно так, это же очевидные преимущества - заволновались, зашумели курсанты.

- А я Вам говорил, что в этом сражении много темных пятен. Вот хотя бы взять русские пироксилиновые снаряды.

- Да, Михаил Николаевич, действительно об это в «Цусиме» упоминается – взволнованно проговорил Григорьев - Там даже говорится о том, что снаряды отсырели и в большинстве своем не взрывались, а били в японские корабли мертвым грузом.

- Я тоже об этом читал – поднялся с последней парты, балагур и весельчак Федор Перепелицин, но сейчас, он был как никогда серьезен.
 
– Флот адмирала Того в первые минуты боя, как известно из различных источников, получил 150 попаданий крупного калибра, и 30 из них пришлось на флагман «Миказа», в том числе и на капитанский мостик, едва не убив адмирала Того.

- Но при такой мощной атаке, и такой точности наших моряков, у японцев затонуло только три миноносца и вышли из строя несколько броненосцев.

- Вот –вот… И когда я это прочитал – продолжил Перепелицин - у меня тоже возникли вопросы. А почему же в таком случае, у японцев такие малые потери. Значит все дело в отсыревших снарядах, получается так? — спросил в конце своего выступления Перепелицин.

- Такая версия действительно существует, ссылку на отсыревшие снаряды дают многие источники. Но против официальной версии, вот так, с кондачка не попрешь. Тут нужно много кропотливой, системной работы. Во всяком случае, и личность Рожественского, и его роль в Цусиме еще до конца не изучены.

Курсанты еще долго забрасывали вопросами своего преподавателя, шумели и спорили, высказывая самые различные гипотезы и версии о Цусимском сражении, и только под конец занятия ему удалось завершить свой рассказ про Камрань.

- Ребята, времени остается мало, а мы оказывается совсем отвлеклись от основного вопроса.

- Так вот, про Камрань – продолжил Дугин – но извините коротко, так что можно не записывать.

- База расположена на берегу Южно-Китайского моря, в бухте Камрань. Благодаря природным условиям, порт Камрани считается одним из лучших глубоководных портов в мире.
 
- Во время Вьетнамской войны Камрань находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой США. Там американцы построили аэродром и морской порт. А когда оттуда уходили в 1972 году, все передали южновьетнамской армии. Но уже в 1975 году Народная армия Северного Вьетнама выбила Южных из порта.

- В мае 1979 года Советский Союз и Социалистический Вьетнам подписали соглашение о безвозмездном использовании порта Камрань, как пункта материально-технического обеспечения советского Военно-морского флота.

- Мы там создали крупнейшую советскую зарубежную военно-морскую базу общей площадью приблизительно 100 кв. км. Точные цифры по понятным причинам Вам никто не скажет…

Понятливые курсанты заулыбались, закивали головой, дураку ясно – секретка.

- Именно через Камрань осуществляется транзитная связь между судами и кораблями из зоны Тихого и Индийского океанов с командными пунктами Тихоокеанского флота и ВМФ.

- На базе пополняют запасы воды, ГСМ и продовольствия наши военные корабли, которые совершают океанские походы. При необходимости они здесь и ремонтируются… 
Вопросов к Михаилу Николаевичу от курсантов по этой теме тоже было много. Ребят интересовала и численность наших военных в Камрани, и состав военной авиации, были и общие вопросы от погоды и климата, до условий службы.

- Климат, товарищи курсанты, там замечательный, можно сказать райский уголок. А вот что касается авиации… Конечно если есть аэродром, то значит есть самолеты, и не только транспортные. Аэродром используется для базирования противолодочной и разведывательной авиации.

И хитрый Михаил Николаевич не преминул тут же поинтересоваться у ребят какие самолеты он имел в виду.

- Ну, кто? Григорьев может ты назовешь?

Игорь, с удовольствием перечислил противокорабельные ракетоносцы ТУ-16К, морские разведчики-целеуказатели ТУ-95РЦ, противолодочные самолёты ТУ-141, и уже перешел было к вертолетам МИ-14 и грузопассажирским Бе-40 ПТ «Альбатрос»...

Но, Дугин прервал его, - достаточно Григорьев, вижу тему знаешь, - и уже по-отечески добавил - молодец парень.

- Ну, а что касается численности, то она достаточна чтобы поддерживать военную базу в полной боевой готовности и обеспечить выполнение любой задачи, которую поставит перед нами наша партия и Правительство.

Помнится, в конце занятия, Игорь осторожно спросил Михаил Николаевича, о перспективах попасть на службу во Вьетнам.