О профанной психологии

Алексей Велес Алексей Зайков
 "Понятие о Боге извращено. Понятие о морали извращено"

              Фридрих Ницше

 Одним из символов профанной психологии является затасканный архетип. Не буду останавливаться на юнгианской интерпретации коснусь лишь прочитанных здесь и в других источниках статей. Первое, что бросается в глаза под архетип можно подогнать что угодно греко-римских или скандинавских богинь, но странное дело среди них нет русских (Макоши, Лады, Морены). Второе: Россия никогда не входила в ареал греко-римской цивилизации. Отсюда вывод, что отождествлять русских женщин с западными языческими богинями чисто умозрительное и весьма натянутое занятие. То же самое относится и к скандинавским богиням.

 Но мы идем дальше. И, если хотим вывести русский архетип, то надо напрямую обратиться к русской литературе, а именно, Жуковскому, Пушкину, Толстому и т.д. Тогда это будет ближе к истине.

 Третье: понятие архетип не есть нечто застывшее. Оно меняется со временем. Да и исторические реалии накладывают свой несмываемый отпечаток на женский облик. Отсюда мы можем говорить лишь о некоторых чертах Февронии, Татьяны, Светланы, Анны Карениной, которые можно найти в современных российских девушках и женщинах, но не о полном тождестве с этим образом.

 Четвертое: но если дистанцироваться от профанной психологии, то можно увидеть истинные, а не ложные, архетипы.

 Первый: это женщина-воительница, которую неправильно отождествляют с амазонкой, ибо они были не только амазонками, но и германками, славянками и т.д.  Женщиной-воительницей были и Жанна д Арк, Надежда Дурова, Мария Бочкарева, героини Белого движения, советские летчицы. Некоторых из них отличала жестокость к пленным (баронесса де Боде). О жестокости к противнику Жанны д Арк упоминает немецкий поэт Фридрих Шиллер.

 Часто это трагическая судьба. Жанну д Арк сожгли на костре, погибли в боях (баронесса де Боде, сестры Мерсье и т.д.), была расстреляна красными командир женского батальона Мария Бочкарева, застрелилась в Югославии Зинида Готардт.. Погибла в бою и Александра Тихомирова, дослужившаяся в императорской армии до чина капитана.

 Но к типу воительниц можно отнести и женщин-террористок. Воспитанная на Корнеле и Расине Шарлотта Корде заколола Марата. Первая русская террористка Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Была оправдана судом присяжных. Были повешены Софья Перовская и Лидия Стуре.

 Наряду с красотой и женской хрупкостью террористок отличали желание изменить мир и борьба с несправедливостью. Их даже называли  богородицами. Но среди террористок насчитывалось немалое число женщин с психическими отклонениями (Леонтьева, Бриллиант). Мария Спиридонова мечтала погибнуть на месте покушения, поскольку тогда б эффект от её поступка оказался бы сильнее, жаждала, «спасая других, погибнуть первой» и Дора Бриллиант.