Ветхое жильё

Галина Савина
               
                Василий Иванович всегда  на час раньше появлялся в своём рабочем кабинете. Поливал свой любимый кактус, сыпал корм рыбкам  в  аквариум.  Отворял окна и смотрел с высоты своего  административного корпуса на постепенно просыпающийся город.
                Тридцать лет (шутка ли?) в одном кресле просидеть начальником крупного строительного треста. Не заменимых людей, как известно, нет.  А он никак на отдых не мог уйти,  уж десять лет как на пенсии, а не отпускают, "не заменимый" говорят. Ну,  вот вроде нашли кого-то. Надо бы дела сдавать, документы готовить. Но что- то мешало со спокойным сердцем Василию Ивановичу уйти на заслуженный покой и лишало  сна.
                Да... Та старушка с ветхим жильём.
                В свете постановления правительства, расселять людей из ветхого жилья, столкнулся Василий Иванович и с жульничеством, и подтасовкой документов, и прочими ухищрениями нечистоплотных товарищей, которые желали получить жильё  «на  халяву».  А тут наоборот со старушкой, всё бы казалось положено, а не получалось ей помочь.  Дом был признан неаварийным, требующим капремонта и был поставлен в очередь,  где два-три года ждать.  Народ  в доме  жил в большинстве своём  молодой: квартиранты  да молодожёны, коим по карману было такое жильё. Они потерпят. Но вот старушке ждать было уже некогда.   
                Пришёл как то к Василию Ивановичу сосед этой бабушки, молодой парнишка, просил за неё. Мол, дайте ей хоть комнату,  но  с   человеческими  условиями,  сколько ей осталось, пусть хоть поживёт нормально. Оказывается он вместе с сыном Пелагеи Семёновны, так звали эту женщину, воевал в первую Чеченскую компанию. Сын её погиб и осталась  она  одна.  Удостоверение по потере кормильца давало ей   небольшие льготы, чтобы  сводить концы с концами. И в старый дом этот она пришла, потому что продала нормальную квартиру, а  на разницу как то тянула.   И помочь старушке при всех её льготах было ни так легко.  По закону жильё есть и всё. К тому же на время гибели сына была нормальная квартира.  Зачем, типа, продала?
                Но как объяснить, что осталась девушка беременная от сына, когда тот ушёл в армию. Думал,  придёт-женится.  А вон как вышло, погиб. Девушка родила да бросила ребёнка. В детдом определили. Пелагее Семёновне не дали, как бабушку не признали, не расписаны были молодые.
                Всё время, сколько могла Семёновна поддерживала и проведывала внука в детдоме. И квартиру потому продала, чтобы малышу помогать.   Заведующая детдомом  к бабушке  отпускала Егорку, так  в честь сына назвала его сама Семёновна.  Мечтала, подрастёт Егорка,  выучится, вместе они  придумают,  как жить дальше. Не случилось. Умер Егорка от менингита.  Подцепил заразу в грязном ставке, когда с детдом выезжал  летом на  базу за городом. Тогда ни  один  Егор пострадал. Целое дело было.  Горевала долго Семёновна, тогда у неё этот кот Базя  и появился, отдушина, лекарство от одиночества.
                …Василий Иванович вдруг вспомнил свою матушку. Давно её уже не было на свете. В соседнем приморском городке стояла-пустовала хатка. Прямо у самого синего моря шумел вишневый сад. Наведывался туда Василий Иванович не часто. У соседки ключи были, присматривала. Сначала и собачка была, пережив хозяйку, потом и вовсе усадьба опустела, осиротела. Продавать дом не хотел Василий Иванович.  Дом был крепкий, с газом, и даже ванную с туалетом Василий, ещё для матери, устроил внутри дома. В отпуске он часто проводил там не одну неделю.   А то и внуки с Москвы на море поплескаться приезжали. Море ж  мелкое, тёплое - для детей как раз.
                …Собрали комиссию, пошли к бабушке в гости убедиться  о состоянии жилья.  Комиссия строго осмотрела все стены в квартире у Семёновны. Да..., всё оборвано, ремонта сто лет не было. Да и куда клеить - на сырые стены?  В окнах щели, а то и вовсе фанеркой вместо стекла забито. Но всё равно - не положено. Ждите ремонт и всё. Вот и не спал Иванович  уж  какую ночь.  Вроде  все дела  передал  и кактус  пристроил, и рыбок соседскому мальчику отдал. Но эта, никому  не нужная  старушка, не дождётся ведь ремонта. В окно её и то,  не  улица с садом -  кирпичная стена соседского магазина упиралась, тюрьма - тюрьмой.  Вот и решил Василий Иванович  предложить Пелагее Семёновне пожить в его доме, пока ремонт  сделают, хоть зиму пережить. А там, даст Бог, и с жильём   сладится.
                Удивилась от такого предложения старая женщина, сопротивлялась сначала, хотя всю жизнь мечтала у моря пожить, но  согласилась.  И коту вольнее будет,  решила она,   и комната её никуда не денется,  всегда туда вернуться можно.  Да и как отказать такому человеку. Василий Иванович известный, уважаемый человек в городе был, можно верить.
                И вот она уже гуляет по берегу моря, а кот Базя ведёт бои с соседскими котами. Василий Иванович приезжает иногда навещать Пелагею Семёновну, матушку, как он её ласково стал называть и радуется жизни. А потому что от хороших дел и себе хорошо.
Чего и вам желаю!