Записки графомана. 88. Впереди совсем свободно

Анатолий Иванко
     Я не верю, что в нашей стране когда-нибудь раз и навсегда будет решена проблема перемещения людей в пространстве. В большом государстве личное авто считалось (или его сделали таковым) предметом роскоши. Говорят, предлагали ещё в далёкие 50-е годы чехи «забросать» нас своими «Шкодами» (очертаниями они были весьма похожи на «Волгу - комби», только дизайн совершеннее). Наши отвергли: «Народу это не нужно!»

     Потом, в семидесятые и чуть дальше - тревожные  голоса в «Литературке», разрешённо-диссидентской газете времён битого-перебитого Чаковского. Тревога по поводу дорожной сети, совершенно не приспособленной для ВАЗовских машин. Кстати, сравните истинный «ФИАТ» с жигулёвским дизайном. Почувствуете разницу. Это как в женских фигурах - вроде бы всё то же, но пропорции другие и впечатление не то.

     Говорят, кстати, что дикий Запад не был в восторге от строительства автогиганта. Рынок поделен, чужие там не ходят. А ведь к Советам усиленно подъезжали  японцы со своими линиями сборки «Тойот». Поставь они их у нас и начни наши гнать на экспорт - ту-ту, Европа!

     Поэтому, «от Меттерниха до Гизо»  сплотились и приняли меры по проталкиванию в Союз итальянской разработки, скажем так, второй свежести. Это ведь для нас, туземцев, предметом стремлений оставались жестянки, свинченные азеэлкашной лимитой.

     Короче, Европа предложила негласную сделку: наши берут не японские, а итальянские линии, а они в Италии не препятствуют победе тамошних коммунистов на муниципальных выборах.

     Или даже подыгрывают.

     Успехи флагмана мирового социализма в глазах дураков  обеспечили победу братьев по идеологии, японцы оказались задвинуты, а народ одной шестой получил не самое лучшее средство передвижения, не последнее слово техники.

     В телерепортаже времён знаменитого безработного Джо Маури и с понтом худеющего профессора Хайдера наш тивишник спрашивает у студента, официального дилера АвтоВАЗа во Франции: «А ти сам купив би собі цю машину?»  Украиноязычный европеец каже: «Ні!!!» «Чому?» (и кто корреспондента за язык тянул?) - «Бо хлопці будуть з мене сміятися!»

     Про общественный транспорт и говорить не хочется. Автобусы, сработанные на заводе кузовов и транспортных средств. Клочья сажи из их выхлопных труб.

     Трамваи с деревянными трясучими скамейками (менее новые, времён Ленина,
ходили по «пролетарским» третьему и шестому макеевским маршрутам. В моей памяти остался грязный и позорный «тянитолкайчик» от улицы Ленина до Красного базара. Впрочем, отец рассказывал - в Свердловске луганском не было и такого, поэтому, там приспособили под перевозку людей по городку шахтные людские вагонетки...). Более новые вагоны, бегающие и посейчас, помнится, ругательски ругала мадам,  тогдашний директор «Ремкоммунэлектротранса», впоследствии знатная москвичка. Ругала за качество, проявляющееся при первом же дождике.

     Отчего собака бывает кусачей?

     ...Вися на подножке, человек умоляет: «Подвиньтесь еще на одного человека!» (Хотя, подвинься, повиснет очередной и так же будет ныть). Впихнувшись же в салон, он раздвигается плечами, упирается и больше никого не пускает: «Это вам только так кажется, что впереди совсем свободно!». Потом начинает приглядываться, кого бы согнать из сидящих помоложе.

     ...Когда ввели праздник советской пионерии (парады на жаре, пыльные грязные блузки и рубашки, обязаловка для учителей и детей), говорят, в этот день устраивали в других городах не только бесплатные киносеансы (в Макеевке такого не было), но и бесплатное мороженое.

     Вот это уж зря, явная недооценка менталитета: на следующий день больницы ломились от детей, больных горлом: кто ж при мороженом на халяву двумя порциями ограничится.?!!

     Наши пенсионеры - это те же пионеры, только выросшие. Наблюдал в автобусе: еле-еле влезает ветхая бабуля, за ней ставят пару тяжеленных вёдер с вишнями. Пока едем, прикидываю, как смогу помочь (тут и у самого  руки заняты).

     Но помощь не требуется: молодой человек, подбежав к автобусу, вынимает вёдра, а бабуля вкруговую отправляется за новой порцией: ей-то проезд бесплатный!