Хамза и Шайтан

Варвара Сотникова
На фото автор Варвара Сотникова.

В одном кишлаке жил мужчина по имени Хамза, что означает Лев.Видно мать ему не то имя выбрала. Был он слаб духом и немощен телом, ленив, празднен, нерадив. Всё у него из рук валилось, как-будто дырявыми они были. Зарабатывал он на кусок хлеба тем, что чинил обувь, да сапоги шил. Да вот беда-сапог или на ногу не лез, или великоват был, а что починил-тут же рвалось. Столько попреков выслушивал, что уши у другого завяли бы от стыда, а ему всё нипочём. Как говорится-и так сойдёт.

Была у него привычка не к месту Шайтана вспоминать.
Только и слышно от него-Шайтан бы тебя побрал , или иди ты к Шайтану, ну, или Шайтан тебе брат. Эта вредная привычка и сослужила ему службу-хорошую или плохую, об этом и сказка.

Долго ли, коротко, началась у Шайтана икота. Ночью куда ни шло, но днём то и дело ик да ик. Сколько средств перепробовал, не помогает. Побежал Шайтан к бабке Шайтанихе, жалуется на икоту, а бабка и сказала глядя в потолок, мол есть такой сапожник-глупый и ленивый, когда работа у него не спорится, тогда и шайтана поминает.

Взвизгнул Шайтан от этих слов, и решил избавить сапожника от такой привычки.
Вышедши от бабки Шайтанихи, встал на перекрёстке двух дорог, кинул через спину башмак и приказал ему-веди меня башмак-башмачок к сапожнику. Чок- чок мужичок, пусть пеняет на себя. Коль икота не пройдёт, то Шайтан тебя найдёт.
После этих слов закружился Шайтан волчком, а потом помчался вслед за башмаком. Этот башмак и привёл Шайтана в кишлак, где жил сапожник.

Стоял жаркий полдень, палило солнце, нечем было дышать. Укрылся Шайтан в гуще деревьев. Пришлось ждать ночи. Как только солнце село, тьма окутала кишлак. Тишина кругом, одни собаки перебрехиваются друг с другом. Пользуясь темнотой, пробрался Шайтан к домишку этого сапожника.

Домик был маленький, неприглядный, один угол его обвалился, крыша и та дырявая. Заглянул Шайтан в окошко, видит, сидит сапожник у станка, сапоги тачает, сам носом клюёт, видно спать ему хочется. Стал тот сапожник подметку набивать, да палец и зашиб молотком. Выпал молоток из рук неумехи, а тот как закричит.

-Ох, незадача, Шайтана работа , а потом как припечатал:-точно, шайтан попутал, и в окошко глянул. Пригнулся быстро Шайтан, чтоб сапожник его не увидел, да и дал деру, бежит сломя голову и опять икает. Ну, сапожник, будешь теперь знать, как Шайтана вспоминать.

Утром встал Хамза ни свет, ни заря, голод спать не даёт. В домишке хоть шаром покати, кроме воды ничего нет. Почесал лохматую голову Хамза, да где ж денег взять? Никто к нему обувь не несёт. А тут шум во дворе, выскочил Хамза во двор, а там всадники на норовистых жеребцах, а с ними важный бей в халате, отороченным лисьим мехом.

Сапог надобно бею починить, по шву разошёлся. Растерялся Хамза, затрясся от страха, как сапог зашить, коль ниток даже нет? Боится признаться, а ему уже сапогом в лицо тычат, мол, исполняй. Делать нечего, взял Хамза сапог, да и юркнул в домишко.

Решил через заднее окно в лес убежать, а там ищи-свищи. Уже и в окошко лезет, да краем глаза увидел на топчане клубок ниток. Откуда взялись, Шайтан знает. Быстро вдел нитку в иголку, да так стежок за стежком и зашил сапог. Подивился Хамза, как красиво получилось, никогда не мог он раньше швы так ровно укладывать, видать, Шайтан помог, руку приложил.

Вынес сапог на двор, бею на ногу надел, да за расторопность получил мешочек с теньге. Думал Хамза на что деньги потратить, да так и ничего не надумал. Тут на беду сосед к нему забежал, увидел деньги, да сманил к себе араки выпить. Всю ночь кутили , деньги пропили, опять нищ и бос Хамза. Есть нечего, опять Шайтана поминает.

Тот уж весь изыкался, клянет на чем свет сапожника.
В обед опять гости к сапожнику. Старик один богатый прислал посыльного, чтоб ему сапоги пошили да туфли. Нанял Хамза себе двух помощников, сам на топчане валяется, кальян покуривает, на работников покрикивает, чтоб побыстрее работали.

Опять при деньгах Хамза. Да что толку. Пошёл он на базар, а там праздник-канатаходцы по канату идут, силачи меряются мускулами, бараньи бои. Сначала Хамза наблюдал просто так, смотрел как бараны рогами сшибались, да кусались, да копытами острыми лягались. Загорелся  Хамза азартом, сбегал домой за деньгами, да все так и спустил. Не на того барана поставил деньги, видать Шайтан под руку толкнул.

Опять сидит Хамза без работы, Шайтана вспоминает недобрым словом. А тут как раз клич услышал, что визирь созывает молодых людей на опознание. Сына у него выкрали разбойники в малолетстве, искал тот визирь своего сына долгие годы, да разве отыщешь ветра в поле?

А тут сон ему приснился, будто сын к нему во сне пришёл. Теперь смотрины устраивает, молодых людей созывает, чтоб сына своего отыскать. Вот и Хамза собирается счастья попытать, будто в спину его толкают, ноги сами несут в Бухару, где визирь живёт. 

Остановился Хамза на постой у одной старушки, она его накормила, напоила, да спать уложила. А утром пошёл он к визирю во дворец, там уже народ толпится, страсть как охота каждому сыном визиря стать. Выстроились молодцы в ряды, а визирь к каждому подходит, да всматривается  в лицо.

Дошла очередь и до Хамзы, стоит он ни жив, ни мёртв от страха, аж поджилки затряслись.Тут визирь его обнял, и объявил, что наконец нашёл своего потерянного сына. Рад визирь, да Хамза приуныл, обман всё это. Ведь отец его был сапожником , а не визирем.

Только хотел было рот открыть, да отказаться от этой чести, да не тут- то было, слова, приготовленные в горле застряли, язык онемел. Так и промолчал Хамза. Видно, судьба такая у него-стать сыном визиря. Потихоньку вошёл в свою роль, а там и переродился, человеком стал.

Подарил ему визирь жеребца-ахалтекинца, да саблю острую, тут и стал Хамза и наездником опытным, и воином закаленным, и немощь телесная прошла, и совесть появилась, и дух возродился. А тут враг напал на Бухару, обложил город кольцом, да выстояли с помощью Аллаха, и Хамза как лев дрался, много пользы принёс городу, отбились от врагов, о его храбрости песни слагали акыны.

Вот, эмирскую дочь в жены взял, сын родился. Тоже Хамзой назвали, будет он свою Родину защищать вместе с отцом.
Спокоен теперь Шайтан, ушла икота, да и Хамза при деле. Можно теперь и вздохнуть свободно. Образумил всё - таки сапожника, в люди вывел.Не зря старался. И от икоты избавился.