Достоевский. Село Степанчиково. 26. 05. 2022

Ольга Немежикова
СУМАСШЕДШИЙ ДОМ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» (26.05.2022).
Режиссер-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

 Каждого обитателя Степанчикова в большей или меньшей степени пометил рок умопомешательства. Хотя настоящей, пускай и тихо помешанной, все без исключения считают Татьяну Ивановну (Юлия Шкирятова), на этот счёт под подозрением каждый. Даже Фома Фомич (Андрей Андреев) не избежал этой участи. Когда в угаре душевной смуты он вдруг кинулся в огород копать гряды, все единодушно решили, что Фома Фомич спятил. Впрочем, Фома Фомич покопал, успокоился и вернулся к прежней умеренной жизни. Интересно, что другие идеи Фомы Фомича, как то поменять дни недели, не единожды в год справлять день рождения или учить старого Гаврилу «как скворца» французским фразам посредством транслита многими обитателями воспринимались не более, чем невинный каприз. Окунувшись в жизнь Степанчикова, мы понимаем, что хозяин поместья Егор Ильич (Антон Уилер) нисколько не шутит, когда говорит о своём несколько пошатнувшемся рассудке. Его любимый племянник Сергей (Мирон Слюсарь) в этом не раз убедится.
Из немногих адекватных обитателей здешнего мирка — старый слуга Гаврила (Илья Коробейников).
Гаврила знает своё место и всякий миг полон человеческого достоинства, потому что живёт по нравственным понятиям в ладу со своим сердцем. Диапазон этих нравственных понятий, надо отметить, в плоскости практической необычайно широк. Даже ненавистная «французская тетрадка» по случаю пригодилась: в неё Гаврила незаметно и бережно заложил небольшую пачечку банкнот. В самом деле, ведь Фома Фомич сначала ему, Гавриле, все эти пятнадцать тысяч подарил («Возьми эти деньги! Они тебе, старик, пригодятся!»), потом велел вернуть, потом разбросал, растоптал… Егор Ильич всё равно деньги готов был отдать, да он, такой восхищённый «высоким» поступком Фомы, убытка и не заметит!
Гаврила убеждён, что всякий человек создан по подобию Божию, а значит, все изначально равны, никто не имеет прав измываться. Гаврила не встаёт на колени по глупому приказу Фомы, не боится при всех обвинить его в низком шутовстве над русским человеком, для которого быть названным французом — последнее оскорбление после Отечественной войны 1812 года. Действительно сумасшедший дом: малограмотный дворовый старик душой предан Родине, в то время как «образованные» господа не догадываются, почему «изучение французского языка» так ему отвратительно!
Созданный образ Гаврилы настолько точно выражает простой русский народ (не только того времени), что каждый его жест, интонация, на все явления жизни верное слово, душевная тяга к добру, сарказм, неприятие зла и несправедливости близки и понятны. Мы сочувствуем Гавриле и в то же время чувствуем в нём силу от земли и веры, которым предан он безусловно. Хотя разглагольствовать об этом ему, в отличие от Фомы, никогда в голову не придёт. Видимо, потому голова его и здорова.
Если Гаврила озабочен вещами реальными — самодурством и гиблым влиянием Фомы, то остальные обитатели Степанчикова живут в ожидании таинственного Коровкина (Вадим Кудрявцев), явление которого грозит сокрушить самые основы дома, то есть извести Фому Фомича. Особенно истерично ожидает конца света девица Перепелицына (Яна Игнатенко): Коровкин видится ей во всяком входящем.
Когда Анна Ниловна с боевой клюкой впервые энергично влетит на сцену, зрители испытают лёгкий шок, настолько образ девицы Перепелицыной — гротеск изощрённый! Мордастая, головастая, в монашеском, туго перетянутом платье, с каркающим голосом, внезапностью и остротой жестов и мимики, во всякой позе она напоминает иероглиф, начертанный точным движением. Это ходячее мракобесие без ступы, стоит ему зашевелить скрюченными пальцами, тем более, заговорить, магнетически вбирает в себя всю энергию сцены и зрительного зала. Генеральша Крохоткина (Мария Бабина) зачарована Перепелицыной не менее, чем Фомой Фомичом. Но если тот её заговаривает, то Анна Ниловна гипнотизирует полоумную старушку страстным эффектом преданности и охраны — лучшей цепной собаки им не сыскать. За ослушание Фомы Фомича разъярённая Анна Ниловна едва не открутила ухо бедолаге Фалалею (Карина Редькина).
Впрочем, наказания нисколько не мешают мальчонке обожать всех без исключения старших во главе с Фомой Фомичом! Вдохновенные тирады «отца родного» о комаринской, которую Фалалей не плясать просто не может («Как я могу не плясать!?»), попрёки навязчивым сновидениям («Молюсь, молюсь: не снись, не снись сон про белого быка!») доставляют немалую радость господам, да, возможно, и самому Фалалею. Сколько внимания он получает от Фомы Фомича, которому Фалалей «подсунут» в качестве ближайшего предмета любви к погрязшему в беспросветной тьме русскому народу и человечеству!
Фалалей прост и хитёр одновременно. Дело не трудное и даже забавное — ползать у ног, обнимать колени, всем своим видом выражая подобострастие и всевозможные, приличествующие моменту, чувства. Случись чего, можно вопить во всю глотку от боли, но тут же мы видим его красную рубашонку и кудрявую золотистую голову: пробирается к широчайшей юбке благодетельницы, за которую можно, случись чего, юркнуть и запросто спрятаться. Никто Фалалея не гонит — он в гостиной по праву красивой игрушки. Фалалей смешон, но не жалок. В нём чувствуется много задатков, которым будет, куда и как развернуться — учитель направит. Тем более, ученик достоин «педагога» — всякий раз импровизация обоих непредсказуема, а значит, не надоест. Очень возможно, что юный Фалалей талантливо длит свою бесконечную «тупость», ибо господам скучно жить без шутов.
Эту истину поздновато, как он сам говорит, постиг Ежевикин (Александр Спирин). Теперь Евграф Ларионыч навёрстывает. «Подлец!» — рекомендует он себя при первом выходе. Настенька (Дарья Колтович) потупилась: ей стыдно, неудобно за отца… Он же как раз неудобств не испытывает. В чём Евграф Ларионыч подлец, надо ещё поискать. Мы знаем, что он очень беден. Видим, как нежно любит дочь, и это взаимно. Догадываемся, что Евграф Ларионыч от природы на редкость непрактичен, но при этом умён и духовно силён: так укротить гордыню, чтобы вытворять, считай, балетные па на проволоке над идиотами… Грустная картина, но такова жизнь, и Евграф Ларионыч выбрал роль, которая, тем не менее, многое ему позволяет. За свою дочь он будет ухо держать востро и стоять до последнего в надежде на удачу. Этот преданный отец вызывает нашу искреннюю симпатию, он выше сочувствия — работа есть работа, работать шутом способен не всякий. Надо отметить, смеяться над собой Евграф Ларионыч повода не оставляет — эту привилегию он полностью присвоил себе, в отличие от Видоплясова (Игорь Бураков), дрожащего от мысли о необлагороженном впечатлении, которое он, не приведи бог, может чем-то навеять.
Облик, оригинальная причёска, манеры Григория Видоплясова вызывают из памяти образ его коллеги по цеху, современника из другого классического произведения. «Слуга, в котором всё: и бирюзовая серёжка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения (...)» (Тургенев. Отцы и дети).
Белый фрак, прекрасно сидящий; ботинки цвета красного дерева; манерно-горделивая осанка; обязательный словоерс, а главное, повадки — образ Видоплясова в память  впечатывается наверняка.
Даже обидчивость украшает Григория, он умеет со вкусом её обыграть, не потеряв горделивости. Когда Егор Ильич требует тащить ему Фому Фомича, кошмар происходящего распирает грудь лакея, слов не хватает (да если бы и хватало!), он чувствует себя как рыба, вынутая из воды — возмущение, наконец, рвётся из глотки отчаянным воплем, он вынужден подчиниться и подчиняется, стремительно выбегая, всё так же гордо задрав подбородок.
Видоплясов настойчив: берёт измором, пробивает своё, если приспичило. А ему приспичило: безудержное стремление к облагораживанию под патронажем Фомы Фомича не знает границ. Картина очередной смены фамилии просто сюрприз! В самом деле, что здесь непонятно Егору Ильичу? Причём здесь каприз? Это так естественно, называться красивой фамилией, теперь — Эс-Букетов-с! Ведь хочется быть современным, во всех отношениях блестящим молодым человеком! Егор Ильич понимает: рукой шелуху не смахнуть, фамилия будет меняться, жить с этим придётся всегда. Это далеко не самая сильная пытка для Егора Ильича и очередное «обновление» Степанчикова.
Однако свершилось, когда и не ждали: Видоплясов, глубоко потрясённый событием, объявил о явлении Коровкина!
Звезда Коровкин, «побеждающий человек», дитя природы с соломой в лохматой шевелюре и разорванном сюртуке ничего себе так стоял на ногах, вернее, опасно качался, что нимало его не смущало. Двигался он свободно, расслабленно, в стиле «пьяного бог бережёт». В роли бога уверенно выступил бравый гусар Иван Иваныч Мизинчиков ( Алексей Ефимов), легко и вовремя подхвативший «крылатого» проходимца, с полуслова понимающий нужды оного: «Муху? Да не вопрос!». Обитатели Степанчикова не успели одуматься, как неистовый бонвиан сцапал Перепелицыну «для отдыха с хорошим человеком». Девица чуть с ума не сошла от ужаса, визжала, пыталась цепляться за Видоплясова, который проворно отшатнулся от непредсказуемого Коровкина с его ношей — Григорий явно обоих чурается.
Коровкин побеждающе завершил парад сумасшедшего дома, и, как предсказывал Егор Ильич, на самом деле остался в столетии, да что в столетии — на века! Фёдор Михайлович не бросал слов на ветер.