Поиски Амалии Ризнич. Отзыв на сборник М. Павича

Северина Валуа
Поиски Амалии Ризнич.Отзыв на сборник Милорада Павича "Страшные любовные истории"

Мне нравится читать короткие и содержательные рассказы, с непредвиденной развязкой. Это очень удобно, когда времени на чтение мало, и всю книгу «залпом не выпьешь».

На глаза попалась подборка книг, где в том числе рекомендовали сборник рассказов М. Павича «Страшные любовные истории».
Не могу воспеть хвалебную песнь творчеству этого писателя. Сюжеты сопровождаются обилием рецептов и техникой приготовления блюд, напоминая кулинарную книгу.

Присутствие любви – почти незримое, словно ты поставлен перед фактом: жил, любил, страдал и умер. Но в период жизни герой ЕЛ! И вот тут автор дает очень содержательное описание, что невольно чувствуешь голод и хочется деликатесов. В его рассказах даже часы хотят есть.

"– Теперь мне остается только подождать, а вам придумать самый лучший способ действий, – заметил доктор Сук и посмотрел на стенные часы, которые, казалось, неожиданно и сильно проголодались."

Почти каждое произведение происходит в Белграде, с указанием точного адреса, автор подробно описывает место действия, рассказывает историю и особенности строительства тех улиц или домов, о которых упоминает в рассказе.

Еще его произведения наполнены афоризмами, даже правильнее сказать - метафорами, которые можно читать как угодно, даже из конца в начало. Можно переставлять слова местами, а суть фразы останется той же, или приобретет новую идею. Каждая метафора наполнена как минимум двоичным смыслом и, каждый раз перечитывая строки, открывается что-то новое.

Иногда просто необходимо задержаться на чтении и вникнуть: а что я сейчас прочитал.

"– Видишь, – сказал он, – там наверху, в горах, лежит снег. Ты думаешь, он везде одинаковый. Но нет, там три снега, и это можно различить даже отсюда. Один слой – прошлогодний, второй, чуть видный под ним – позапрошлогодний, а тот, что сверху, выпал в этом году. Снег всегда белый, но каждый год он другой." («Корсет»)

Сам по себе сюжет тянется медленно и спокойно, даже если это убийство. Даже если это погоня. Как в замедленной съемке. И без эмоций. Взгляд историка или хронолога.

Иногда, мне кажется, что все это нелогично и абсурдно. Неизбежно и фатально.

Тем не менее, для разнообразия, рекомендую к прочтению.

Из рассказов, которые вошли в сборник, я заинтересовалась историей из «Грязи». Главная героиня – Амалия Ризнич.

«Барышня Амалия Ризнич была в семье второй, кто носил такую фамилию и имя, а по бабке она вела происхождение от графов Ржевуских.» («Грязи»)

«Как выглядела Амалия Нако, в замужестве Ризнич, которой достались эти кубки, нам известно благодаря рисунку русского поэта Александра Пушкина, потому что и он бывал в ее одесской ложе, воспетой потом в «Евгении Онегине».» («Грязи»)

«Внучка Ризнича от этого второго брака, Амалия, унаследовала имя своей двоюродной бабки Амалии, урожденной Нако, имения семейства Ризнич в Бачке и красоту Паулины Ржевуской, бабушки по прямой линии.» («Грязи»).

«Путешествуя, она встретила однажды инженера Пфистера, работавшего в то время над сборкой летательного аппарата, подобного тому, что позже бесславно закончил существование и носил имя графа Цеппелина.

"Стоило барышне Амалии увидеть его, как она подумала: «Красота – это болезнь! Красивый мужчина не должен принадлежать одной женщине…» И спросила его, умеет ли он выругаться по-сербски, на что незамедлительно получила ответ:

– … твою мать!

– Да хоть бы и так, ей-то что с того? – спокойно ответила она и устремила взгляд вдаль через золотое кольцо на его левом ухе, которое свидетельствовало о том, что Пфистер единственный ребенок в семье.»"(«Грязи»)

«Когда барышня Амалия увидела его часы и спросила, чему они служат, Пфистер не раздумывая ответил ей:

– Эти, серебряные, часы отмеряют ваше время, а золотые мое. Я ношу их вместе для того, чтобы всегда знать, который у вас час.» («Грязи»)

«Как-то вечером они неожиданно обвенчались, стояла непогода, но молодожены приказали вынести рояль на террасу, под ливень, и за свадебным обедом слушали, как дождь ударяет по клавишам.» («Грязи»)

Слишком много звучало фамилий, роковая судьба героини, что невольно я пустилась в интернет, разыскать прототип Амалии.
К сожалению, расследование зашло в тупик. Нет даже даты жизни Амалии, дочки Паулины.

А единственный, кто бы мог быть прототипом Пфистера, изобретавшим на тот момент летательный аппарат, был женат на другой женщине.
Отрицательный результат – тоже результат. Что-то новое узнала из истории, хотя, имена Амалии (Амели) и Александра присутствуют в биографии "инженера".

Ну, а если сюжет или "характер" произведений вас заинтересовал - читайте.