Еще один портрет именитого человека

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г. Портрет неизвестной. Х.м. 102,5х81. Ок. 1817 – 1819. Государственный Эрмитаж.
2. Неизвестный художник начала XIX века. Портрет купца Злобина В.А.  Х.м. 126х99. Начало XIX в. Государственный Исторический музей. Москва.

В предыдущей миниатюре речь шла об именитом вольском человеке Злобине Василии Алексеевиче (1759 – 24.08.1814) и его поясных портретах, один из которых, согласно версии автора миниатюры, выполнил в 1802-1804 гг. выпускник Императорской академии художеств Александр Варнек (1782-1843) [1].

Изучая иконографию В.А. Злобина, обратил внимание на то, что помимо данного портрета, находящегося в собрании Государственного исторического музея, в данном музее с 1905 года находится еще один портрет  В.А. Злобина, поколенный, с руками, выполненный в начале XIX века неизвестным художником (приложен выше к миниатюре).

О том, что данный портрет, «имеющийся» в интернете, является малоизвестным, установил с помощью яндекс-поиска, показавшего, что картинка  находится  всего лишь в пяти интернетовских документах.

Замечу, что до поступления в ГИМ, портрет находился в собрании московского коллекционера, «Великого мецената России» Петра Ивановича Щукина (1853 – 1912), подарившего в 1905 году свою огромную коллекцию портретов и других произведений искусства  Историческому музею [2].

Считаю, что самая первая информация в отечественной искусствоведческой литературе  о существовании поколенного портрета именитого гражданина  В.А. Злобина  появилась в монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству художника-портретиста А.Г. Варнека  [3].

В свою очередь, автор монографии узнал о существовании данного  портрета из книги А. Леопольдова «Биография  вольского  именитого гражданина В.А. Злобина» (Саратов, 1871. 47 с.), находящейся в настоящее время в Российской государственной библиотеке в Москве.

Ссылаясь на  Леопольдова,  Турчин привел в результате краткое описание портрета Злобина  («изображен по локти, на шее три медали, в темном кафтане, с бородой и длинными волосами; имеется огромное число реплик с оригинала, выполненного, по словам Леопольдова, в 1808 году»).

Как следует из описания портрета, оно вполне соответствует поколенному портрету  В.А. Злобина, приложенному к миниатюре, который специалисты музея считают работой неизвестного художника. Используя данное описание в качестве основы собственного описания портрета, дополню его своими наблюдениями.

Художник, как видно, поместил модель в красное кресло, повернув лицо на 3/4, а  фигуру - на 2/4 влево. При этом правая рука модели расслаблено лежит на ноге, а левая – на подлокотнике кресла, находящегося в затемненной комнате с темно-зелеными стенами. Слева от кресла расположен небольшой стол с чайным прибором, что дополняет общую атмосферу расслабленности и создает у модели хорошее настроение.

О том, что модель «сидит хорошо», «написано» на лице  портретируемого, смотрящего доброжелательно на художника.

Глядя на облик В.А. Злобина на рассматриваемом портрете и сравнивая его с поясным  его портретом, воспроизведенным в [1],  можно увидеть удивительное сходство лиц, прически и бороды, словно оба эти портрета выполнялись  одновременно или последовательно, один за другим. В результате возникает ощущение, что оба этих портрета написаны одной рукой, т.к. разные художники  вряд ли достигли бы такого сходства. Рисунки лент, к которым прикреплены ордена, также одинаковы.

И даже только эти аргументы  позволяют высказать гипотезу, что оба этих портрета были выполнены практически одновременно  в 1802-1804 годах  одним и тем же художником – выпускником ИАХ Александром Варнеком, готовящимся в это время к своей пенсионерской поездке в Рим.  Но помимо них имеется  еще один аргумент. Он связан с тем, что стилистические  особенности обсуждаемого портрета В.А. Злобина соответствуют стилю исполнения художником портретов с изображениями рук моделей.

Чтобы продемонстрировать подобное стилистическое сходство с одним из портретов кисти А.Г. Варнека,  я и приложил к миниатюре его «Портрет неизвестной» из собрания Государственного Эрмитажа [4]. Положение портретируемых и расслабленное положение рук моделей на данных портретах является, как видно, во многом похожим.

В принципе, молодой художник, уезжая в Италию, был заинтересован в том, чтобы до отправления в путь подзаработать денег для остающихся в Петербурге  двух сестер, а, возможно, и родителей. И вот как описывает этот период жизни  в биографии  Александра  в своей монографии В.С. Турчин:

«20 июня 1804 года Александр Варнек уезжает в Италию и возвращается в Россию лишь 5 октября 1809 года. Для поездки в «чужие края» он получает в Иностранной коллегии паспорт и в Академии деньги. По собственному прошению художника часть причитающихся ему денег затем была выплачена сестре Софье, которая жила в Петербурге. Исходя из этого факта, можно предположить, что семья Варнеков к этому времени сильно бедствовала, а родители, возможно, умерли» [3].

Учитывая эту ситуацию, Александр конечно стремился к тому, чтобы до отъезда  в «чужие края» выполнить на заказ несколько портретов, и он, конечно, был вполне готов написать с этой целью не один, а два портрета  (поясной и поколенный) обратившемуся к нему фантастически-богатому заказчику - именитому вольскому гражданину Василию Алексеевичу Злобину. Так, по-видимому, все и произошло.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1.  Владимир Варнек. Проза.ру.  Портрет именитого российского человека. 06.06.2022.
2.  Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с. 
3.  Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. С. 118.
4. Гудыменко Ю.Ю. Государственный Эрмитаж. Русская живопись XIX века. Каталог коллекции. СПб. Издательство Государственного Эрмитажа. 2017.

07.06.2022.