Блок. Всю жизнь ждала. Устала ждать... Прочтение

Виталий Литвин
Всю жизнь ждала. Устала ждать.








   * * *   

                Всю жизнь ждала. Устала ждать.
                И улыбнулась. И склонилась.
                Волос распущенная прядь
                На плечи темные спустилась.

                Мир не велик и не богат –
                И не глядеть бы взором черным!
                Ведь только люди говорят,
                Что надо ждать и быть покорным...

                А здесь – какая-то свирель
                Поет надрывно, жалко, тонко:
                "Качай чужую колыбель,
                Ласкай немилого ребенка..."

                Я тоже – здесь. С моей судьбой,
                Над лирой, гневной, как секира,
                Такой приниженный и злой,
                Торгуюсь на базарах мира...
               
                Я верю мгле твоих волос
                И твоему великолепью.
                Мой сирый дух – твой верный пес,
                У ног твоих грохочет цепью...

                И вот опять, и вот опять,
                Встречаясь с этим темным взглядом,
                Хочу по имени назвать,
                Дышать и жить с тобою рядом...

                Мечта! Что' жизни сон глухой?
                Отрава – вслед иной отраве...
                Я изменю тебе, как той,
                Не изменяя, не лукавя...

                Забавно жить! Забавно знать,
                Что под луной ничто не ново!
                Что мертвому дано рождать
                Бушующее жизнью слово!
               
                И никому заботы нет,
                Что' людям дам, что' ты дала мне,
                А люди – на могильном камне
                Начертят прозвище: Поэт.
                13 января 1908

 





А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
 
«
Заглавие   
                а.           Она и я
                б.           Ты и я
 
Посвящение
                NN
»





     – «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» – в черновиках осталось более конкретное: «Всю жизнь, всю молодость желать // Простой любви – простой и страстной».
     – «Волос распущенная прядь // На плечи темные спустилась» – темные плечи – плечи, укрытые темным платьем. Кажется, Наталья Николаевна не любила декольте, почти на всех ее сохранившихся фото – она закрыта вплоть до подбородка.
     – «Мир не велик и не богат… ~ А здесь…» – в черновиках остались намеки, где это – “здесь”: «…Здесь ветер спит.//Здесь корабли остановили // Свой бег и океан молчит…». Это пейзаж «Снежной маски», именно там на побережье океана  происходят, как ни странно, пляски метелей.

 «Последний путь»:
                «В снежной пене – предзакатная –
                Ты встаешь за мной вдали,
                Там, где в дали невозвратные
                Повернули корабли…»
«На страже»:
                «…Он – простерт над бездной водной…
«Крылья»:
                «…Сны метели светлозмейной,
                Песни вьюги легковейной,
                Очи девы чародейной.

                И какие-то печали               
                Издали',
                И туманные скрижали
                От земли.
                И покинутые в дали
                Корабли.
                И какие-то за мысом
                Паруса.
                И какие-то над морем
                Голоса.

                И расплеснут меж мирами…»

«Не надо»:
                «Не надо кораблей из дали,
                Над мысом почивает мрак…

                …Твой голос слышен сквозь метели…»

«Тревога»:
                «…Над бескрайными снегами
                Возлетим!
                За туманными морями
                Догорим!»

«И опять снега»:   
                «…И за тучей снеговой
                Задремали корабли –
                Опрокинутые в твердь
                Станы снежных мачт…»
«В снегах»:
                «…И корабль закатный
                Тонет
                В нежно-синей
                Глубине.
                9 января 1907»

Но это только один вариант обрамления сцены “здесь”. Второй в черновиках таков:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

2а              И приклонилась к этой двери,
2б              И прислонилась к этой двери.

     «Эта дверь…» – из другой книги, из ещё одного мира. Впрочем, тоже не нашего.   Это – из «Заклятия огнем и мраком», где “она” или “ты”  принадлежит тёмному храму, а он…
                «Я неверную встретил у входа…»
      или
                «…Лишь утром смею покидать я
                Твое высокое крыльцо…»

     – « "Качай чужую колыбель, // Ласкай немилого ребенка..." – то есть исполняй                не свой долг. «Здесь» – над  нею издеваются, «здесь» ей в лицо говорят – «поют»!   – правду.

     – «Я тоже – здесь… ~  Торгуюсь на базарах мира…» –  он понимает, наконец, что эти    «миры»  – обманки? У него – «гневная секира», а он – болтается по этим «каменным дорогам», торгуется по этим «мирам»…

     – «Дышать и жить с тобою рядом... ~  Отрава – вслед иной отраве...» – или змея –вслед за другими змеями, или ещё одна «мидианка» – вслед за разными другими «незнакомками».
     – «Забавно знать, // Что под луной ничто не ново…» – что внизу, то и наверху. Что в его Питере, то и на берегу всемирного океана, то и в его «всемирном граде». Наиболее ярко, наиболее яростно это проявится в его знаменитом «Ночь, улица…» – в котором  он оглядывается, очнувшись в высоких эмпиреях, и с отвращением узнает знакомый  фонарь иточно такую же, как по  соседству, аптеку.
    
     – «Начертят прозвище: Поэт.» – для Блока быть “поэтом” – это принижение его миссии, себя он поначалу не считал таковым, да и человеком-то он себя, по-видимому, не считал.

(Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого:
     «…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими “слезы, огонь и песню”, но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим — “потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу” (т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
     «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою…»)

     …и в термине «трилогия вочеловечивания» – изрядная доля горечи и боли. Так и видишь процесс, растянутый на двадцать лет, выламывания из тела крыльев.