Телефонные жетоны ростовских автоматов

Сергей Ничипорюк
Было время, когда о мобильной связи только думали специалисты. На улицах огромных городов и скромных райцентров стояли таксофоны. Часто в кабине из металла и стекла на стене висел ящик с трубкой на шнуре, который оплетала стальная защита. Справа  красовалась прорезь для монет – монетоприеемник. В центре, чуть повыше середины был диск для набора – номеронабиратель, цифры от единицы до нуля. Чем больше цифры, тем больше импульсов отправится на шаговый искатель АТС (автоматическая телефонная станция). Если не удавалось дозвониться монета западала в специальное окно  справа, до денежной реформы 1961 года позвонить можно было за 15 копеек. Еще эту монету звали устаревшим словом «пятиалтынный». Происходило название золотой орды денежной единицы – алтын. Так звали в средней Азии  и Поволжье шесть монет. Так стали звать шесть денег, в русских княжествах, начавших свою монетную чеканку в Тверском и Московских княжествах около 1380 года.
После денежной реформы и укрупнения масштаба цен в 1961 году, сократившей ноли на ценниках, пришлось опускать в монетоприемник монету в две копейки. От старой, ходившей с 1927 года «двушки» новая отличалась монета шрифтом. Масса осталась два грамма. Старые  монеты одна, две и три копейки оставались в обращении с 1927 по 1998 год. Пятачки, пережив реформу 1947 года , были изъяты в 1961 году.
В начале 90-х годов века двадцатого говорить за две копейки бесконечно  долго стало невозможно. Трубка жалобно подавала сигнал, осталось десять секунд или монету еще бросай или разговор завершай. Умельцы нашли простое техническое решение. Спицей или шпилькой надо было найти рычаг под номеронабирателем. Аппарату все равно, монета или недобросовестная рука нажала на рычажок. До середины восьмидесятых годов двадцатого века можно было еще на служебную линию выйти, набрав 001 , потом звонить сколько душе угодно, за счет телефонной станции.  Девяностые просто вернули тариф пятнадцати копеек. Номера  стали набирать кнопками, закрыв доступ к рычагу шаловливым ручонкам. Постепенно переходили на жетоны.  Для городских таксофонов и междугородних от жетонов до карты телефонной.
  Жетоны представляли собой латунные кружки, посередине которых проходила продольная выемка. Изменились и монетоприемники. На жетонах были надписи ТМ, таксофон. Через некоторое время появились жетоны, похожие по форме,  но стальные и без надписей. Их не продавали в киосках Союзпечати, но предлагали старушки, торгующие семечками, жвачками, сигаретами возле таксофонов. В крупном промышленном городе, располагавшим прессами на многочисленных заводах, организовать производство жетонов похожих на  настоящие,  оказалось несложно.  Были разные жетоны в других городах.  Им на смену пришли  телефонные карты. Карты тоже продержались недолго. С появлением мобильников  искать таксофон, жетон или карту стало ни к чему.