Карантин. Граница

Александр Шиманский
               
  Между деревнями Кошелёво и Горск, что в Брестской области всегда существовала неформальная граница, которая проходила по окраине лесного массива, называемого Горы и Тохвылювка, так на самом деле было переозвучено название фольварка Теофиловка находящегося в этих местах в позапрошлом веке.               
    
   Одной особенностью этого места было то, что оно было трудное для проезда и прохода, здесь протекал широкий и трудно проходимый ручей. В этом ручье местные ловили ершей, а позже появилась рыбка колючка и ерши пропали. Обойти это место было довольно трудно, сразу от лесного массива начинались болота по обе стороны дороги, по краям которой были выкопаны канавы. С южной стороны проходил лесной массив, а дальше болото, называемое Польским.  Ближе к деревне Кошелёво по дороге росли кусты лозы, а в канавах, покрытых зелёной ряской и поросших водными растениями водились в неисчислимом количестве лягушки, пиявки и конечно на берегах ужи и змеи, в воздухе носилась разная болотная птица.
               
   Одного времени, между 1951 -1955 годами, на этой дороге, ближе к ручью, это место стало настоящей границей между этими двумя деревнями и был разрешён только проход людей, запрещено всякое движение на лошадях или прогон скота. Здесь находились выделяемые колхозом два местных жителя, дежурство для которых начиналось с самого раннего утра и продолжалось до позднего вечера. Причиной появления такой границы и запрета на передвижение стал карантин, введённый в связи появлением такого очень опасного заболевания у скота как ящур. В этом месте и был установлен шлагбаум. Возле шлагбаума на дороге был устроена неглубокая яма с опилками, которые были политы какой-жидкостью и через которую должен был обязательно   пройти человек. Проходящие пытались не наступать на опилки, политые дезинфекционной жидкостью, большинство прохожих были босые, а кто был в обуви боялись, что подмётки будут испорчены. На этой почве возникали словесные перепалки, но до рукоприкладства дело не доходило.

   За дежурство на этой импровизированной заставе колхозом начислялись трудодни. Уйти с дежурства было нельзя даже невзирая на погоду, а для укрытия от жаркого солнца или дождя был устроен шалаш. В какое-то время здесь дежурили только взрослые по очереди и назначаемые бригадиром, а вскоре дежурство стали доверять и ребятам, рабочие руки взрослых больше нужны были на колхозной работе-лето, а эту лёгкую работу, как считали, могли выполнять без ущерба и подросшие ребята, тем более, что были каникулы в школе. Не брошены были дежурные на произвол судьбы без контроля, каждый день и в разное время на заставу приезжали проверяющие   или бригадир, или председатель колхоза.

   Привозили иногда и банку с жидкостью которой проливали опилки в ямке. Могли появиться и пешком или на лошади, всегда неожиданно. Правда, вскоре это дежурство перевели на круглосуточную работу. Причиной послужило то, что пришедшие утром на дежурство обнаружили, что граница была нарушена, кто-то провёл с одной деревни в другую корову, следы её были обнаружены возле ямы с опилками и на дороге она оставила свои лепёшки. Опасения о переносе ящура были настолько сильны среди сельчан, ведь не только были колхозные коровы, но и в каждой семье было по одной -две коровы, что было доложено руководству и приняты меры по круглосуточному дежурству.
 
   Романтикой пахли такие дежурства для молодых ребят. Всю ночь, а сколько было той летней ночи, у шалаша горел костёр, дров было достаточно, благо был лес рядом, а комары дело привычное, а в шалаше была постель с травы. Несмотря на то, что от деревни до заставы, так мы называли это место, было километра полтора, часто там собиралась целая компания ребят. Запах костра, поджаренное сало с хлебом на палочке, разговоры, звёздное небо, крики ночных птиц всё это были незабываемые ночи, которые надолго остались в памяти. Вскоре карантин был отменён, в нашей деревне заболевания скота ящуром не было и дежурства на этой заставе были отменены, шлагбаум снят, яма засыпана песком, а шалаш ещё долго напоминал об этом необычном событии в далёком детстве.