Мессершмидт

Валентина Газова
 В 1824 году управляющий имением жены своей, лекарь Мессершмидтъ, имел у себя старосту Кузьмина, жена которого находилась в любовной связи с крестьяниномъ Дмитриевымъ, на котораго вследствие этаго и посыпались разнаго рода преследования. Раз Дмитриева отпороли до крови розгами, спустя несколько дней побили палкою, и, вероятно въ виде лекарства, посадили в речку. Когда онъ оправился отъ побоевъ и всталъ с постели, заставили стеречь стадо, но такъ какъ отъ слабости онъ выполнить это не могъ, то подъ предлогомъ притворства, ещё раз побили палкою, после чего Дмитриевъ вскоре умеръ, говоря на исповеди священнику, что умирает отъ побоевъ. Тело похоронили и много времени спустя крестьянин Горбуновъ, будучи наказанъ Мессершмидтомъ, отправился к предводителю дворянства, коего просилъ освидетельствовать побои, но, не получилъ удовлетворения, бежал, и, пользуясь проездом Государя изъ Рязани въ Ряжскъ, подалъ на Высочайшая имя жалобу. По обследованию дела жалоба признана судомъ неприемлемою, при чём смерть Дмитриева, за давностью времени, не могла быть выяснена. Но что самъ судъ считалъ доносъ не далёкимъ отъ истины, видно из решения его, освободившаго Мессершмидта отъ ответсвенности -" с обязанием его подпискою, чтобы он людей и крестьян жены своей, коими управляетъ, за вины ихъ безъ ведома земской полиции отнюдь не наказывалъ, а представлялъ бы для сего въ ту полицию, подъ опасениемъ за противное тому суждения по всей строгости закономъ."  Вместе съ темъ и доноситель, в противность строгости наказания, былъ присужденъ къ самому лёгкому наказанию, - полицейскому аресту, да и это взыскание отменено Сенатом, за силою Всемилостивешаго манифеста.

 Дело Ряз. Угол. Пал. 1825 г. № 227. 

 Материалы собраны председателем Рязанской архивной комиссии Александром Дмитриевичем Повалишиным.
 А. Д Повалишин не смог опубликовать собранные материалы из-за цензуры. Книгу по материалам собранным Повалишиным, об отношениях помещиков и их крепостных крестьян выпустил в 1903 году князь Николай Сергеевич Волконский на 450 страницах.

 В 1995 году книга переиздана при содействии Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона.

 Прошу от себя лично модераторов не удалять мою статью, ведь и так эти материалы не пропускала цензура вплоть до 1903 года.