Странности любви и предчувствие

Владимир Каев
Пушкина основательно читал в школьную пору в старших классах. Потом книжную полку заполонила литература самого разного рода, в основном современная, и связь с русской классикой прошлого века была утеряна. Пора восстанавливать, чем отчасти и занят.

Нынешняя дата, а также неизбывный интерес к странностям любви побуждает вернуться к Александру Сергеевичу. Перечитываю произведение весьма примечательное. В нём поэт свободно обращается с религиозной мифологией, что доставляет мне удовольствие. Свободной души поэт, остро чувствующий солнце реальности. Истинно верующим, полагаю, не рекомендовано к чтению. Ах, как можно...

Извлекаю фрагмент "Гавриилиады" в роли эпиграфа к самой поэме.

          Поговорим о странностях любви
          (Другого я не смыслю разговора).
          В те дни, когда от огненного взора
          Мы чувствуем волнение в крови,
          Когда тоска обманчивых желаний
          Объемлет нас и душу тяготит,
          И всюду нас преследует, томит
          Предмет один и думы и страданий, –
          Не правда ли? в толпе младых друзей
          Наперсника мы ищем и находим.
          С ним тайный глас мучительных страстей
          Наречием восторгов переводим.
          Когда же мы поймали на лету
          Крылатый миг небесных упоений
          И к радостям на ложе наслаждений
          Стыдливую склонили красоту,
          Когда любви забыли мы страданье
          И нечего нам более желать, –
          Чтоб оживить о ней воспоминанье,
          С наперсником мы любим поболтать.
          …

В 1951 году была обнаружена копия письма Пушкина, подлинность которой под вопросом.

«Будучи вопрошаем Правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. – Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году.
Повергая себя милосердию и великодушию царскому есмь Вашего Императорского Величества верноподданный. – Александр Пушкин, 2 октября 1828. С. Петербург»

Если так, поэма написана, когда Александру было 18-ть.

По другим данным, «Гавриилиада» написана в апреле 1821 года в Кишинёве. Возможно, была завершена к лету 1822 года. В последнем случае сегодня, в День Рождения Александра Сергеевича, поэме 200 лет.

Когда написана и как долго правилась, не так уж важно. Написано славно. Улыбка прилагается, но догматическое мышление возмущено.

По делу о «Гавриилиаде» Пушкина вызвали и допрашивали. К возникшей угрозе поэт относился вполне серьёзно. Свидетельство тому, в частности, стихотворение "Предчувствие", написанное в 1828 году.  Не помню, когда впервые его прочитал, - начало запомнилось, а кто автор, забыл, полагал, что из времён недавних. Что предчувствие как-то связано с поэмой, только теперь узнал. Восемь первых строк, прочно оставшихся в памяти:

          Снова тучи надо мною
          Собралися в тишине;
          Рок завистливый бедою
          Угрожает снова мне…
          Сохраню ль к судьбе презренье?
          Понесу ль навстречу ей
          Непреклонность и терпенье
          Гордой юности моей?

Стоит заметит, что мало кто по этим строкам, когда я при случае их вспоминал, авторизовал их. Конечно, это говорит о том, что в моём окружении не было истинных любителей поэзии. Пожалуй, их и сейчас немного.

Каково же продолжение?

          Бурной жизнью утомленный,
          Равнодушно бури жду:
          Может быть, еще спасенный,
          Снова пристань я найду…
          Но, предчувствуя разлуку,
          Неизбежный, грозный час,
          Сжать твою, мой ангел, руку
          Я спешу в последний раз.

          Ангел кроткий, безмятежный,
          Тихо молви мне: прости,
          Опечалься: взор свой нежный
          Подыми иль опусти;
          И твое воспоминанье
          Заменит душе моей
          Силу, гордость, упованье
          И отвагу юных дней.

Предчувствуя разлуку... уж не ссылку ли... и отчего ангел кроткий со взором тихо молвит "прости"?... что-то было...

А что же поэма? - достаточно объёмна, здесь оставляю самое начало, то, что в силах перечесть вслух, не утомившись чрезмерно.

ГАВРИИЛИАДА

   Воистину еврейки молодой
   Мне дорого душевное спасенье.
   Приди ко мне, прелестный ангел мой,
   И мирное прими благословенье.
   Спасти хочу земную красоту!
   Любезных уст улыбкою довольный,
   Царю небес и господу Христу
   Пою стихи на лире богомольной.
   Смиренных струн, быть может, наконец
   Ее пленят церковные напевы,
   И дух святой сойдет на сердце девы;
   Властитель он и мыслей и сердец.

   Шестнадцать лет, невинное смиренье,
   Бровь темная, двух девственных холмов
   Под полотном упругое движенье,
   Нога любви, жемчужный ряд зубов…
   Зачем же ты, еврейка, улыбнулась,
   И по лицу румянец пробежал?
   Нет, милая, ты право обманулась:
   Я не тебя, – Марию описал.

   В глуши полей, вдали Ерусалима,
   Вдали забав и юных волокит
   (Которых бес для гибели хранит),
   Красавица, никем еще не зрима,
   Без прихотей вела спокойный век.
   Ее супруг, почтенный человек,
   Седой старик, плохой столяр и плотник,
   В селенье был единственный работник.
   И день и ночь, имея много дел
   То с уровнем, то с верною пилою,
   То с топором, не много он смотрел
   На прелести, которыми владел,
   И тайный цвет, которому судьбою
   Назначена была иная честь,
   На стебельке не смел еще процвесть.
   Ленивый муж своею старой лейкой
   В час утренний не орошал его;
   Он как отец с невинной жил еврейкой,
   Ее кормил – и больше ничего.

И больше ничего... Далее следует история, ознакомиться с которой не проблема.

«Прекрасная шалость», называл поэму Вяземский. Между тем, вовсе не озорная шутка, а своего рода политическое выступление против методов, применявшихся правительством Александра I в борьбе с освободительным движением: на помощь этой борьбе были призваны религия и мистика. Тут, впрочем, совсем другая история, а меня тянет вернуться в современность.

В борьбе со всем, что предполагает свободное мышление, религия исправно роль свою исполняет. Добавим к правоверности патриотизм, получим лекарство от свободомыслия на все времена, нынешние не исключая. Самостоятельное мышление плохо вяжется со всевозможными вертикалями и незыблемыми основами, могут и отключить от чего-нибудь. И то сказать, - отличить трезвое мышление от психоза не всегда удаётся, можно и поддаться... сложные времена переживаем.

Да ведь ничего особенно нового.

Пушкин - незыблемая основа современного русского языка. Так мне представляется. Впрочем, довольно делать умное лицо. Лучше дочитаю поэму. А там посмотрим.

06.06.2022