Немного о музыке

Лариса Тим
 
Из интервью  корреспондента  Натальи Ковалёвой  с концертмейстером  МБУДО ДЮСШ №2  Г. ДОНЕЦКА РО  Ларисой Тимиручивой.

- Лариса, вы выбрали музыку своей профессией, не сожалеете?
 
 - Нет.  Я люблю музыку  с детства. Она оказывала на меня самое сильное воздействие. Так же происходит и сейчас. Ещё сильней люблю.  Мне было 9 лет, когда я «вживую»  услышала игру на фортепиано и решила, что  пойду учиться  в музыкальную школу, и непременно по классу фортепиано. Повезло с педагогом. Я была зачислена  к преподавателю  Светлане Ивановне Нефёдовой.  Благодарю судьбу, что она  подарила  мне такого замечательного  учителя-пианиста и бесконечно доброго человека.
  -  Музыка сопровождала меня во всех делах.  Дома,  в зале  за дверью на  книжной полке стояло радио под названием «Сигнал». Оно постоянно негромко работало. Транслировалась  разная  музыка: классическая, инструментальная, хоровая  и много хороших песен советских композиторов: А. Зацепина, А. Пахмутовой,  Журбина.  Моими кумирами были: Муслим Магомаев и Анна  Герман. Очень любила  ансамбль «Песняры».   
  Затем, немного позднее  пришло увлечение музыкой  зарубежных композиторов:  Мишеля Леграна,  Глена Миллера,  Нино Рота. Слушала, нравилось созвучие голосов и аранжировки  М. Андерсона  группы «АББА». И, конечно, «Beatles». Многое, из  выше перечисленного,  слушаю  и сейчас.  Люблю Кубанский народный хор, их  замечательного солиста Виктора Сорокина, слежу за выступлениями  пианистов: Дениса Мацуева и Дмитрия Луганского.  Преклоняюсь  перед  творчеством  Дмитрия Хворостовского,  группы «Кватро». Очень талантливые ребята. Часто слушаю Уитни Хьюстон и  Даяну  Росс. Иногда  - Поля Робсона, чаще   Андреа Бочелли, Сару Брайтман.  Классике  предпочтение: «Бахиана № 5»  аргентинского  композитора Вилла  Лобоса,  Фредерико  Шопена, Моцарта, Рахманинова, Скрябина….
    Музыка не может морально устареть. Талантливая настоящая, она всегда актуальна. Обязательно взволнует,  заставит  биться  сердце  быстрее.  Влияние музыки на человека и её значение в жизни  нельзя умалять.  Люди каждый день вольно или невольно слушают её, осознанно или нет, но воспринимают мелодии и ритмы,  и литературные тексты песен. Не очень люблю это словосочетание,  больше нравится  - стихи.   
  Вкусовые пристрастия, конечно, разные.  Молодые чаще  любят спорт и спортивные зрелища,  другие  - танцы, третьи  - кино, четвёртые – театр. Немногие  избранные знают и любят живопись. Меня волнует всё,  я слышу  музыку во всём. Она неотделима от танцев, гимнастики, фигурного катания и живописи тоже.

-  ЛАРИСА, НА ВАШ ВЗГЛЯД,  КАКОВА РОЛЬ МУЗЫКИ  В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО?

Музыка  в фильме создаёт  атмосферу,  настрой,  ненавязчиво  дополняет  образы героев. Половина очарования фильма «Жестокий романс» принадлежит  произведениям  Андрея Петрова, в исполнении Валентины Понамарёвой.  Режиссёр   Эльдар Рязанов абсолютно  точно,  изящно  преподнёс   музыкальное сопровождение в  других  картинах: «Служебный роман», «О бедном гусаре». До сих пор звучат песни из его ранних кинолент: «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса».
      Любой театральный спектакль предполагает музыкальное сопровождение.  Исполнение  песен и танцев. У каждого героя есть свой лейтмотив.  Помните,…  в «Бриллиантовой руке», как живо и естественно выглядел фокстрот «Остров Невезения» в исполнении  Андрей Миронов  на палубе «Михаила Светлова»? А Никулинская  «Песня про зайцев»?
В фильме «Два бойца»  Марк Бернес исполнил «Землянку».  Спел тихо, почти прошептал,   простонал сухими губами  и создал «Гимн Любви». Никаких прикрас и эффектов. Только плащ-палатка, каска и котелок, в который капает дождевая вода. А вот в культовом фильме «Т-34» музыка подобрана, на мой взгляд,  не удачно. Душевная лирическая песня Булата Окуджавы «А мы с тобой, брат, из пехоты» не соответствует образу несокрушимого и дерзкого танкиста.  Изумительное слияние «Вальса» Кирила Молчанова и образов мечтательных  девушек в кинофильме «А зори здесь тихие».  Невозможно представить другую музыку «В семнадцати мгновениях весны». Светлая память Микаэлу Таривердиеву.  Комедийное кино: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Разве может быть иная музыка?  Только  такая!  Яркая, стремительная, непредсказуемая, доведённая до бурлеска, музыка  ещё молодого тогда  композитора  Александра Зацепина.  Чего только стоит  знаменитый «Твист», сопровождавший студентов  Шурика и Лиду с её конспектом.
     Среди  промахов Сергея Урсуляка  в последнем «Тихом Доне» есть и музыкальный недочёт: отсутствие этно-звука  в  пении казаков.  Во всех  прозвучавших  в сериале песнях  слышится  русское народное  пение, характерное для средней полосы, с длинными открытыми гласными, чистое и напевное исполненное  открытым голосом.  Казаки же  поют особенно, очень своеобразно: «дишканят»,  играют песню. Режиссёру  следовало обратиться к профессиональным артистам  Ростовского казачьего хора.
 Неотделима музыка от мультфильмов.  Давайте вспомним: «Бременские музыканты», « Каникулы в Простоквашино», «Ну, погоди!», «Машу и Медведь».  Прекрасное сочетание  замечательной музыки,  и  так, талантливо нарисованных, героев. Они несут добро и радость детям, и  нам взрослым.

-  Что важнее в танцевальном искусстве: музыка или движение?

Музыка рождает танец, задаёт ритм, характер и образ. Танцор ищет пластику, хореографию, те средства, при помощи которых он выразит музыку в движениях. Балет рождается под музыку.  Танцоры перевоплощаются в персонажей, которые  двигаются,  живут , любят и ненавидят, страдают  и умирают . А как надо умирать в балете всему миру  показала наша балерина Галина Уланова. Всё  отразилось  в танце. И  как убедительно,  страстно.  Мы верим её героиням. Танец – как  жизнь.
 
-  Место музыки в спортивной гимнастике?

Музыка и спортивная гимнастика  неразрывны.  Одним из видов в гимнастическом многоборье являются вольные упражнения на ковре. Они выполняются под музыку. Музыкальный отрывок для вольных упражнений подбирается с учётом пожеланий спортсменки, её вкусовых качеств, характера, темперамента и физических возможностей. Вольные упражнения  - это итог, результат работы самой спортсменки, хореографа, тренера и концертмейстера. Мягкой  по характеру, пластичной девочке, можно предложить вальс или лирический  музыкальный фрагмент . Задача спортсменки  - внимательно прослушать произведение . Иногда выбор делается  из нескольких  произведений разных композиторов и жанров музыки.  Гимнастка (как правило это представительница высокого  разряда)  проникается мелодией, ритмом, характером и превращается на ковре в грациозную фею.  Под игривую задорную  мелодию   - в  девочку-шалунью,  смелую и чрезвычайно обаятельную.  Под задиристую плясовую  «Кадриль» – в превосходную плясунью и акробатку.  Или под скрипку  Ванессы Мей - в восточную  красавицу.  Для старших детей часто используется  классическая музыка.
      Подойти к раскрытию музыкального образа  в движениях требуется немалая предварительная подготовка:  работа у станка,  выполнение упражнений на середине ковра,  гимнастических элементов на акробатической дорожке. Спорт – тяжёлый труд. Чем больше лёгкости и куража в движениях  гимнастки, чем интереснее танцевально-акробатические решения и находки  – а это значит,  что напряжённая и  кропотливая  была работа спортсменки,  а вместе с ней  - хореографа, тренера и концертмейстера. Даже при плотном графике занятий необходимо больше отводить времени спортсменкам  для импровизаций. Пусть фантазируют, раскрываются, не страшась двигаться свободно. Это  развивает артиста,  когда он сам творит, по- своему  слышит и чувствует музыку.  А гимнаст – артист в немалой мере.
-  Как долго выбирается музыкальный фрагмент для гимнастки?
Для гимнасток  младших разрядов это происходит довольно быстро. Для спортсменок старших разрядов иногда процесс выбора музыкального фрагмента  затягивается.  Мне вспоминается  работа с Аней Шибуняевой.  Девочке хотелось  составить вольные упражнения под музыку группы «Рамштайн». Нам с хореографом Татьяной Владимировной  не удавалось убедить спортсменку отказаться от однообразной тяжёлой  музыки  Металла.
- Аня, - взывала я, выступление длятся всего полторы минуты. В нём должно быть вступление, развитие, кульминация и финал. Вольные упражнения  – это отдельное самостоятельное произведение. В «Металле» невозможно сделать кульминацию, она вся на пределе. Однообразная и надрывная музыка,  в редких моментах красивая.  Да и физических сил может не хватить.
- Послушай  Баха «Токкату» .
- Скучно, - отвечала Аня.
-  Вслушайся. Какая скрыта сакральная сила. Это  истинная музыка.  И.С. Бах служил в церкви. В «Токкате» слышится глубина и мощь. Это музыка души. Представь:  есть только ты и Бог. Горит свеча. Подумай, не спеши…Что ты хочешь сказать Всевышнему, выбери главное, самое важное, самое значимое для тебя и  «вырази» смысл  в пластике.
Мучительными  были раздумья спортсменки, она терзалась, сопротивлялась, но согласилась попробовать. Вольные упражнения составляла Татьяна Владимировна  Реутина.  Самое главное в любом произведении – не должно быть лишнего, наносного, фальшивого, тем более. Какими осознанными и выразительными  получились все движения гимнастки.  Аня была зачислена в Кубанскую  Академию на факультет физической культуры и успешно закончила обучение. Я всегда радуюсь  профессиональным  достижениям  наших воспитанников:  Константина Яфарова,  Дмитрия Родиона, Никиты Филина.

- Что является спецификой в обязанности концертмейстера?

- Мало знать произведение, которое ты исполняешь и свободно его играть. Задача концертмейстера слиться  в едином ритме и темпе с хореографом, и спортсменами.  Все едины. Все как один.  Нельзя ускоряться,  замедлять,  нельзя уходить от заданного темпа.  Всё живёт одновременно от начала и до конца упражнения. Экзерсис – это  непросто, от концертмейстера требуется предельное внимание и сосредоточенность, способность чутко и быстро реагировать на просьбы хореографа. Например, играть чуть-чуть стремительней или наоборот – замедлить. Темперамент должен быть ртутный.
Основы классического танца  должны  выполняться под классическую музыку. В моём репертуаре фрагменты из балетов русских и зарубежных композиторов: П.Чайковского,  М.Глинки,  Делиба, Ж. Бизе  и т.д. Хореографы, как правило,  относятся к занятиям у станка ответственно,  трепетно. Внимательно следят за точность выполнения  упражнений.  Экзерсис –  хореографическая  школа, чистота,  «правильность написания» я бы так сказала.
       Процесс составления вольных упражнений  требует немалой предварительной  подготовки у составителя, трудоёмкий, требующий большой отдачи.  Надо составить и научить  спортсмена выполнять их. Вторая задачи тоже не из лёгких. Каждого хореографа  имеет право  свое творчество, своё мировоззрение, свои пристрастия.  Это и определяет  его своеобразие, его школу.
-  С какого года вы работаете в ДЮСШ №2 ?  С кем довелось  потрудиться?
Работаю с  1 сентября 1994 года.  Я работала  с тренерами - хореографами:  Валентиной Юрьевной  Клименко, Татьяной Владимировной Реутиной Оксаной Петровной  Малхасян  и Денисом Владимировичем  Клапышевым.  С Валентиной Юрьевной и Денисом Владимировичем работаю по настоящий момент.
Каждый  из них, конечно же, состоявшаяся личность,  у каждого  собственное  творчество, свой характер и вкус.
Насыщенные  точными  гимнастическими связками,  логически  выверенные,  философски  оправданные,  вольные упражнения составляет Валентина Юрьевна.
Оксана – игривые, лёгкие, почти воздушные.  Молодость ликует.
Таня – лирик, поющая душа. Её показательные  композиции,  вольные  упражнения отличаются  яркой образностью, эмоциональностью,  красотой линий,  жизнерадостностью. Она в каждом движении, даже в незначительном жесте  расплещет  добрый свет и вдохновение, очарует  всех и вся.
Денис Владимирович  выделяется  смелостью  выбора музыкальных фрагментов,   современной хореографией,  юмористичностью,  зрелищностью  композиций.
У всех учусь.  Педагог учится всегда. Постоянное совершенствование своего мастерства – это норма. И, неважно, сколько тебе лет.

-  Как вы относитесь к эмиграции части артистов из России?

Немного неожиданный  вопрос. Но отвечу просто и честно  строками Михаила Светлова  «Отряд не заметил потери бойца».  Россия  без них обойдётся .  А вот они без России? Вопрос? Но это им решать.