Портреты именитого российского человека

Владимир Варнек
1. Неизвестный художник. Портрет Василия Алексеевича Злобина. Х.м. 78х67,5. Не раньше 1801 г. (мотивацию датировки см. ниже). Государственный исторический музей.
2. Неизвестный провинциальный художник. Портрет-копия Василия Алексеевича Злобина. Х.м. 79,5х66.  Не раньше 1801 года, т.к. средний орден получен от Александра I, взошедшего на престол в 1801 году. Вольский краеведческий музей.

Начну миниатюру с цитирования биографической заметки о Злобине Василии Алексеевиче (1759 – 1814), опубликованной во втором томе малодоступного издания «Русские портреты», изданном в 1908 году под наблюдением Великого князя Николая Михайловича [1]. В ней говорится, что он, «последний в России «Именитый человек», сын пьяницы-крестьянина села Малыковки, Саратовской губернии, всем своим будущим положением и богатством обязан был своему уму, трезвости, энергии и, как всегда, случаю. Успехам его на жизненном поприще содействовало то, что был он человеком хорошо грамотным.<…>.

Злобин служил в Малыковском волостном правлении писарем, был человеком тихим, скромным, готовым услужить всякому, но косноязычным, так что с трудом мог говорить. Старики в селе любили его и сосватали Злобину красавицу-невесту Пелагею Михайловну Кузьмину, дочь богатого крестьянина. <…>. Злобин женился, и как раз в это время случай явился ему на помощь: в уездный город Вольск, в свое имение Царевщину приехал генерал-прокурор князь А.А. Вяземский, чтобы выбрать себе земли, только что пожалованные ему Государыней. (Екатериной II –авт.)

Почетные старики села Малыковки поднесли вельможному посетителю обычный гостинец – живых осетров, при этом в числе депутации был и Злобин, который своим умом обратил  на себя внимание князя. От него князь узнал, что в 30 верстах от Малыковки находятся чудные луга с многочисленными рыбными озерами. Вяземский остался вполне доволен указаниями Злобина  и поручил ему прием этих земель из казны, а потом - управление ими и винокуренным заводом в Царевщине.

Убедившись в ловкости и честности Злобина, Вяземский вызвал его в Петербург и поручил ему вести откупа на свое имя. Покровительство генерал-прокурора много значило; барыши были большими и, когда князь Вяземский умер, Злобин имел откупа во многих губерниях и был уже миллионером; он брал, кроме того, большие подряды  по поставке казенной соли в разные города и провианта для армии <…>.

Известность его «сделалась» очень велика; многие перед ним заискивали. Злобин получал в день до 1000 рублей чистого дохода, но, к чести его, он оставался человеком простым, не гнался за модой, не брил бороды, носил кафтан с медалями и не добивался чинов и дворянства, гордясь званием Именитого человека. Злобин имел, впрочем, страсть роскошно угощать в Петербурге, где он имел роскошный дом, знатных и нужных ему людей.

Но мечтал на старости лет поселиться в Вольске, о котором всю жизнь заботился, строил здесь дома, больницы, собор и церкви. <…>.  Здесь он и был похоронен в семейном склепе в саду за городом  на Соколовом бугре».

О том, что выпускник Императорской Академии художеств 1802 г. Александр Варнек написал «портрет именитого гражданина» В.А. Злобина, поясной с руками, находившийся в 1839 году у наследников», заслуженный профессор ИАХ сам в конце своей жизни сообщил художественному критику П.П. Каменскому, надиктовав ему список из сотни своих произведений [2].

Предполагаю, что данный портрет Александр Варнек мог выполнить примерно с октября 1802 по июнь 1804 гг., когда он уже готовился к своей пенсионерской поездке в Рим после того, как 1 сентября 1802 г. получил Большую золотую медаль за программу «Картина, представляющая Живописца» [3,4]. Учитывая факт присутствия портрета В.А. Злобина в «Списке Каменского», данный портрет впоследствии и был помещен в полный Список произведений А.Г. Варнека, опубликованный в монографии В.С. Турчина [5]. При этом местонахождение данного портрета остается неизвестным до настоящего времени.

Замечу, что автор монографии приложил к названию портрета В.А. Злобина в своем Списке довольно обширные Примечания, которые привожу ниже:

«На сегодняшний день (1985 г.) известно несколько портретов В.А. Злобина работы неизвестных художников: в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева, в ГРМ и в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени. Есть также указание, что в городе Вольске хранился портрет О.А. Кипренского, а в книге А. Леопольдова «Биография вольского именитого гражданина В.А. Злобина» (Саратов, 1871) дано подробное описание портрета Злобина (по локти, на шее три медали, в темном кафтане, с бородой и длинными волосами). При этом в книге указано на наличие огромного числа реплик с оригинала, выполненного, по словам автора, в 1808-м году. Вероятно, один из известных портретов В.А. Злобина и является работой А.Г. Варнека, о котором Каменский упоминает как о «поясном с руками» [5, стр. 118]».

Ориентируясь на приведенные примечания, автор настоящей миниатюры провел интернет-поиск  портретов В.А. Злобина в российских музеях и установил, прежде всего, что эти примечания важны в настоящее время лишь для изучения истории бытования названных в них портретов.  Действительно, уже «не нашлось» портретов Злобина ни в Саратовском музее, ни в музее Тропинина, но «нашелся» поясной (без рук) портрет неизвестного художника из собрания Русского музея, выполненный на однородном темно-зеленом фоне. Представлен данный поясной портрет (без рук) на сайте Государственного Русского музея (Х.м. 66,5х54,5, выполнен он «не ранее 1801 г»., поступил в ГРМ из Общества поощрения художников в 1927 году). Упоминается данный портрет примерно в 20-ти интернетовских документах. Версий об авторстве его у меня нет.

Что касается портрета работы Кипренского, упомянутого А. Леопольдовым, то его не оказалось ни «в городе Вольске», ни в обширном интернетовском списке произведений Кипренского.

В то же время, «найдены» два поясных (с руками) портрета Злобина, находящиеся в настоящее время в российских музеях. Один из них находится в Государственном историческом музее (приложен к миниатюре, упоминается в 13-ти интернетовских документах), другой - в  Вольском краеведческом музее (так же приложен к миниатюре, упоминается в шести интернетовских документах).

Предполагаю, что поясной портрет В.А. Злобина из ГИМа и является тем самым «портретом с руками» работы А.Г. Варнека, который Каменский включил в свой список работ художника, опубликованный в [5]. Художник часто в своих портретах помещал руки на первом плане, и примеров этому довольно много в опубликованных мною миниатюрах. Что касается правой руки именитого гражданина Злобина, кисть которой с большим драгоценным перстнем на мизинце расположена на рукоятке «мощной» трости, то она напоминает руку скульптора Мартоса на известном портрете Варнека из собрания НИМ РАХ.

Большое внимание на мужских портретах Варнек уделял и области шеи, которая у него часто украшалась тугими галстуками и огромными воротниками.  На портрете Злобина шея просто окутана тремя широкими лентами синего и красного цветов на которых расположены три награды, причем доминирует, как всегда, красный цвет, придающий романтический ореол выполненному произведению.

Обращу внимание на то, что медаль слева на голубой андреевской ленте Василию Злобину пожаловал император Павел I. Лента принадлежит императорскому ордену Святого апостола. В центре изображена медаль с портретом Александра I также на голубой андреевской ленте, увенчанной бантом, выложенным бриллиантами.  Медаль справа на красной александровской ленте была пожалована Василию Злобину Екатериной II. На награде отчеканен портрет императрицы в профиль. 

Предполагаю далее, что портрет Злобина работы провинциального художника, находящийся в собрании Вольского краеведческого музея и так же приложенный к миниатюре, был выполнен этим художником с оригинала, находящегося в ГИМе. Правда, провинциальный художник несколько исказил облик портретируемого, «вытянув» его лицо. Более увесистым у провинциального художника получился и кулак почетного гражданина города Вольска.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. «Русские портреты» - пятитомное издание под наблюдением Великого князя Николая Михайловича. СПб, 1908. Том 2, № 122.
2. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
4. Владимир Варнек. Проза.ру. О портрете живописца кисти А. Г. Варнека - миниатюры, 10.05.2021.
5. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.– С. 118.

06.06.2022.