Настоящему учителю, его строгость простительна?

Михаил Сафиканов
     Глава 1-я.
     Наглость: «Если уж вступать в комсомол,
     то с рекомендацией  директора школы».

   1970 год, декабрь.  Город Остров Псковской области. Учебная часть Ракетных войск  стратегического назначения. В первые дни службы после принятия присяги меня пригласили в комитет комсомола дивизиона.
   – Вас, курсант Сафиканов, рекомендовали  избрать в комитет комсомола дивизиона, - сказал самый главный дивизионный комсомольский начальник.-  Но сначала надо с вами побеседовать. Почему так поздно вступили в комсомол, только в десятом классе?
   – Потому что в комсомоле у нас в классе были одни девчонки. Мы с братом не хотели, чтобы они нас песочили по каждому поводу.
   – Несерьезная причина. А что на самом деле?
   – Это из-за директора школы Николая Григорьевича Пастухова. Он вел у нас историю. Еще в 8-м классе он  из-за того, что мы курили в туалете, сказал определенно, что нас с таким поведением  принимать в комсомол нельзя – не достойны, и всё. После этого нам каждый год комсомолки из класса во главе с секретарем Ниной Тимофеевой просили написать заявление в комсомол. Мы с братом отказывались, считая, что идти и просить  рекомендации у двух девчонок, даже отличниц – это ниже нашего достоинства.
    Весной в выпускном 10-м классе 1970 года перед днем рождения вождя Владимира Ильича Ленина девчонки  нас стали снова  уговаривать в комсомол, так как мы портим статистику союзной молодежи. Мы оказались «недоохваченными». С братом задумались. Может, действительно мы созрели для комсомола?  Ответ был для Нины Тимофеевой неожиданным. 
  –  Вступать будем, если директор Николай Григорьевич даст рекомендацию,-  нагловато сказал я за двоих.
  –  Идите, скажите Пастухову это сами.
    Мы  отправились к  грозному директору. Это, конечно, была наглость с нашей стороны – просить рекомендацию у коммуниста с военной биографией, штурмовавшего Кенигсберг.  Это еще не всё. Пастухов был необыкновенной внешности: начисто выбритый,но усы были, лоб высокий и прищур проницательный. Мы  удивлялись, почему Пастухов не отпустит бородку, то был бы вылитый Ленин. Но он такого позволить себе не мог. Хватит и того, что только напоминает Ильича, и этого достаточно.  Когда шли в кабинет директора, брат сказал: 
  – Директор, может, тебе и даст рекомендацию, а мне-то скорее в челюсть двинет.    
  – Если мне даст, то и тебе. -  уверенно заявил я.
  - Одна рекомендация коммуниста равна двум комсомольским. Вступаем оба или никто. Если что, по крайней мере, узнаем истинное отношение директора к нам.
  – Не любит он нас,  – вздохнул брат.  –  Мы не девочки. Нас любить не надо. Нас уважать надо.  Сколько лет мы школу «держали», с седьмого класса – никаких происшествий городского масштаба.  По спорту в городе первые, чемпионы республики.
   Моя решимость как-то успокоила брата, и он доверил судьбу мне, как  старшему.
   Вошли в кабинет директора, он сидел за столом.  Я начал первый:
  – Николай Григорьевич, скоро 22 апреля день рождения Ленина. Мы  хотели бы вступить в комсомол именно в этот день. Директор поднял голову.
  – Ну и вступайте! – с холодком произнес он.
  – Вступим, если дадите рекомендации.
  – Как вам пришла в голову просить у меня рекомендацию, вам одноклассниц мало?
  – Мало. Нам нужно знать,  что вы нам доверяете.- глядя в глаза директора, сказал я.
  – С чего это я должен вам доверять?
    Воцарилось молчание. Я не знал, что ответить. А потом выпалил главное:
  – Николай Григорьевич, одно дело дает рекомендацию коммунист, фронтовик, другое – девчонки.
   –  В таком случае вам было лучше пойти за рекомендацией к первому секретарю горкома партии, - сердито произнес директор.
  – Он нас не знает, мы его тоже,- отпарировал младший брат.
  –  Вот это уж точно. Вас-то братьев за три с лишним года узнал. Вы у меня вот где, - сказал Пастухов и показал в область печенки.
  – Мы что совсем плохие? - задал я вопрос.  - Хуже чем те, кто уже в комсомоле?
   Директор задумался. А потом другим тоном сказал.
  – Я бы не сказал, что хуже. В комсомоле люди разные.
    Помолчав ещё, Пастухов  спросил:
  – Откуда я знаю, что вы меня не подведете?
  – Раз мы сами пришли к вам, значит, не подведем. Вам за нас стыдно не будет, - опять  глядя в глаза директору, ответил я.  Младший брат осмелел и добавил:
  – Николай Григорьевич, вы ещё нами будете гордиться.
  – Ну, братцы,  я вас за язык не тянул, только попробуйте меня подставить. Идите, я напишу вам две рекомендации.
   Вот так закончился поход к директору.
   22 апреля нас с братом приняли в члены ВЛКСМ. Для меня это было дело принципа: если вступать, то именно в день рождения Ленина с рекомендацией самого авторитетного и грозного учителя школы.
   После такого рассказа о вступлении в комсомол руководитель комсомольской организации дивизиона сказал: 
   – Вижу, что ты убежденный наш товарищ. На следующем собрании  ставим вопрос об избрании  тебя в комитет комсомола дивизиона. Чтобы подучиться,  будете ходить в школу комсомольского актива дивизии.
    
     Глава 2-я.
     А ЕГО ВОЕННЫХ НАГРАДАХ МЫ НЕ ЗНАЛИ

    Николай Григорьевич Пастухов, директор школы, 9 мая  в юбилейный - 25-летие День Победы  -  в 1970 году нас удивил: он впервые пришел в школу с военными наградами.  Мы, десятиклассники, и не подозревали, что  наш директор был награжден орденом  Красной звезды, медалями «За Боевые заслуги», «За отвагу».
    В наших глазах можно было изумление и недоумение, почему он никогда прежде не прикреплял к пиджаку боевые награды. Такое неожиданное открытие вызвало наше уважение к нему и восхищение. Какой  человек нам с братом дал рекомендацию в комсомол!   Теперь понятно, почему Пастухов так зримо, наглядно, осязаемо на уроках истории рассказывал о фронтовых  эпизодах.
    В этот день Победы я тогда подумал, а почему в нашей городской газете «Ленинский путь» не было публикаций  боевом прошлом нашего директора?. Надо бы когда-нибудь рассказать  необыкновенном директоре- фронтовике. Такая мысль пришла потому, что уже тогда у меня была склонность к сочинительству.
    Как известно, чтобы  появился   такой очерк  в газете нужен информационный повод, опыт писать о войне. Все это пришло: после окончания  журфака МГУ в 1978 году. В течение ряда лет в начале 1980-х годов  я рассказывал на  всю страну по Всесоюзному радио в передачах о ветеранах войны знаменитого диктора Юрия Левитана  о полных кавалерах орденов Славы, Героях Советского Союза,  известных и неизвестных героях. А а о директоре  родной школы, фронтовике  не доводилось.  Не было информационного повода.
   И он однажды представился. В торжественной обстановке заместитель председателя Салаватского горисполкома вручил  зачитал Указ о награждении директора школы № 7 Николая Григорьевича Пастухова орденом «Дружбы народов». При вручении заслуженной награды Николай Григорьевич сказал:
   – Эту награду считаю не только признанием моих заслуг как директора школы в деле интернационального воспитания учащихся, но и всего нашего коллектива преподавателей.   Это событие подтолкнуло меня встретиться с Николаем Григорьевичем и подготовить с ним радиопередачу, которую я записал  на Салаватском  радио, где  редактором был тогда  Жан Хакиевич Зарипова. Подготовленная мною передача сначала прозвучало по городскому радио, по Башкирскому радио  и Всесоюзному радио.
   На основе этих материалов я сделал зарисовку для городской газеты «Ленинский путь».  В мои архивах сохранились страницы радиопередач. Так город, Республика и страна узнала, что груди нашего директора школы Пастухова наряду с боевыми наградами,  полученными в годы Великой Отечественной войны, появился и орден за мирный труд. Вот он повод для интервью Николем Григорьевичем, возможность узнать, как он ушел на фронт и участвовал в боях.
  – Родился я декабре 1924 года, в декабре, в деревне Абызово  Караидельского района Башкири. В ней жили люди самых разных национальностей: русские и татары, башкиры. Когда напала фашистская Германия, сначала ушли на фронт те, кто постарше, а потом дошло и до нас.
  – То есть вам пришлось надеть военную форму сразу после десятого класса?    
  – Да, тогда я был  еще мальчишкой, всего 17 лет. Воевать мне довелось  командиром отделения  связи взвода управления 1 дивизиона 1035 артиллерийского полка 153  Смоленской ордена Кутузова II-й степени стрелковой дивизии. Дивизия  была 3-го формирования: в январе 1943 года была  сформирована на базе 122 отдельной стрелковой бригады (II формирования) и 136 отдельной стрелковой бригады. Был я участником боев под Смоленском, в районе Витебска,  в Белоруссии.  Войну завершил 28 февраля 1945 года в Восточной Пруссии. В боях под Кёнигсбергом был ранен. Беседа с Н.Г. Пастуховым.
   - Орден «Дружбы народов».Что это для вас, Николай Григорьевич? - Прежде всего, это  общая победа советского народа. Практически у представителях всех национальностей были свои герои. Мой земляк из Мишкинского района  Минибай  Ишкамаев храбро сражался при  уничтожении Минской группировки фашистов. Будучи тяжело раненным, он продолжал бой.
    Белорус Михаил Зеркаль, командир орудия первой батареи, до последней возможности вел огонь из орудия. Когда враги прорвались на огневую позицию, Михаил уже был ранен. Но он собрал последние силы, взял за ствол свою винтовку, в которой не было уже патронов, и, поднявшись во весь рост, начал уничтожать фашистов смертельными ударами приклада. В боях за Белоруссию сержант 557 полка Иван Ежков повторил подвиг нашего земляка Александра Матросова, прикрыв амбразуру дзота своим телом.
   Старший сержант Макар Булыгин ценой своей жизни разминировал минное поле, прокатившись по нему своим телом, то есть разминировал проход и открыл путь для наступления батальона. Сын узбекского народа Махсим  Акбаров из противотанкового ружья подбил два фашистских танка и одну бронемашину. Пулеметчики Архипов и Нурунбаев уничтожили в этом бою 35 фашистов.
  Слушая Николая Григорьевича о фронтовых товарищах, я удивлялся его памяти. Со времени войны прошло почти 40 лет. Он хранил в памяти имена героев и рассказывал обо всем на уроках истории в школах, где работал. Для Пастухова дружба народов, закаленная в боях, не просто слова. Николай Григорьевич воочию видел, что единство представителей самых разных национальностей помогло восстановлению народного хозяйства страны.

       Глава 3-я.
       ПОСЛЕ ВОЙНЫ

   Когда закончилась война, Пастухову было двадцать лет с небольшим. В мирное время он не успел получить гражданскую специальность. Но война многому его научила.   Как командир отделении связи, он умел обучать молодых военному делу. Поэтому вернувшись домой, пошел работать в местную поселковую школу военруком и учителем физкультуры. Не прошло много времени, как коллеги-учителя и директор стали советовать Пастухову учиться дальше, и поступить в Башкирский государственный педагогический институт в городе Уфе. Они видели, что молодой учитель умеет не только увлечь ребят своим предметом, но воспитывать, быть дисциплинированным, целеустремленным.
   Пастухов в институте выбрал   специальность, которая его интересовала с детства, –  историю. Николаю Григорьеви еще не было 25 лет, когда его назначили директором 7-летней школы. За короткое время он сумел наладить работу педагогического коллектива, и  школа была на хорошем счету. 
   В послевоенное время не хватало   педагогических кадров, которые поэтому Николаю Григорьевичу предложили возглавить восьмилетнюю школу в Мишкинском районе. Пастухов умел работать с сельскими учителями, с  поселковыми  ребятами, понимал их психологию, быстро находил к ним подход, потому что в детстве сам был и из таких.  И здесь Пастухов проявил себя с лучше стороны.  Таким образом, Николай Григорьевич попал в кадровый резерв в партийной организации как перспективный руководитель и  педагог. Пришло время, когда посчитали, что пора выдвинуть Пастухова на более сложную работу – возглавить городскую школу в самом молодом городе республики – городе Салавате, где контингент учеников другой, уровень преподавания выше, так как больше учителей с высшим образованием.      Новый руководитель освоился быстро. Его все чаще отмечали в числе лучших при подведении итогов. В горкоме партии и гороно  Пастухов вновь  кадровом резерве города.
   В канун 50 летия  Великого Октября   произошла крутая  перемена в жизни Николая Григорьевича. В советское время к большим датам было принято делать трудовые подарки. Среди них было открытие 1 сентября 1967 года новой восьмилетней школы № 7 на бульваре Космонавтов. Чтобы не сорвалось такое радостное для новоселов новых кварталов событие, было решено назначить опытного руководителя, с твердым характером. Это был 42-летний  Пастухов. У Николаю  Григорьевичу представилась возможность, как говорится, с нуля осваивать новую школу, создавать коллектив учителей и учащихся. Пастухов  проработал в школе с 1967 под 1989.  На пенсию он ушел в 65 лет, но связей со школы не прерывал.

     Глава 4-я.
     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
     ДИРЕКТОРУ ОТ УЧЕНИКА
 
   В один из приездов в Салават я встретился с Николаем Григорьевичем и показал ему свои первые книги, изданные с 2001 года, «Город на Которосли Гаврилов-Ям», «Район имени поэта Некрасова», «Городу Данилову– 225 лет», «Городу Салавату – 55 лет, Салавату- Герою – 250 лет».
   -  Эти книги показываю вам, Николай Григорьевич,- сказал я,-  не для того, чтобы похвастать, а чтобы задать вопрос: не пора ли подготовить и издать книгу о нашей школе №7 ? Ддо сих пор нет  книг  ни об одной школе города. Надо бы пример подать.
   - Мысль-то хорошая. - ответил Николай Григорьевич. -  Я сам много думал об этом, все-таки я историк. Но никак не получалось взяться за это непростое дело.
   - Мы с вами, Николай Григорьевич, как сапожники без сапог.- продолжал я разговор. - Вы – учитель истории в старших классах,  вам бы  и написать, как начиналась наша школа, а мне, как журналисту, надо бы  сделать  фотографии и написать тексты о сегодняшнем дне школы, верстку, дизайн книги, договориться с  типографией. И книга получилась бы, тем более есть информационный повод –  в этом году исполняется 250 лет национальному герою Салавату Юлаеву. Этой большой дате и посвятим книгу. Очень патриотично будет. 
   Ваша преемница – нынешний директор Лилия Рифгатовна Ахмадышина – готова взяться вместе с родительским комитетом и попечительским советом за организацию дела. С ней уже всё я обговаривал подготовку и издание книги.
   - А хватит ли сил у тебя, Сафиканов? Начать-то просто, а вот закончить... Написать – не штука, где деньги взять на издание  книги? Как бы не обвалился от самоуверенности.
   - Николай Григорьевич,  если уже книги о городах и районах получались, о родной-то школе – само собой. Я научился делать всё, что делает целое издательство или  редакция. Вы же сами учили: «Не боги горшки обжигают».
   - Ладно уговорил,- подвел итог Николай Григорьевич. -  Выполню это домашнее задание от своего ученика. Напишу.
   Для Ахмадышиной издание книги было делом новым, поэтому она во многом полагалась на меня как главного редактора региональной газеты «Новый рейтинг», издающейся с 2000 года. .И она  всемерно старалась помочь. Тем более, что в школе уже был один из лучших школьных музеев города, которым заведовала Светлана Таскирована Мурсалимова. Учащиеся помогали ей в сборе материалов, создании стендов, и становились там экскурсоводами.
   В один из дней мы устроили всешкольную  фотосессию. Со своим новым цифровым фотоаппаратом «Олимпус» побывал почти во всех классах, посетил кружки самодеятельности и детского творчества.
   Николай Григорьевич домашнее задание выполнил. В своем сочинении он оказался лаконичным и скромным, написал только самое главное и самое важное. Понимал, что денег на  большую книгу не было. Основа для книги заложена - главное. Наше начинание поддержал начальник МУ «Отдел образования администрации г. Салавата РБ» Александр Григорьевич Дятлов. В приветственном слове  книги он написал:
    «В школе №7 добрые традиции были заложены первым директором Николаем Григорьевичем Пастуховым. Коллективу школы есть, чем гордиться и кем гордиться. Отрадно, что именно в школе  № 7 выходит первый цветной альбом об истории, делах и заботах коллектива. В добрый путь!»
Электронная версия книг была помещена  в интернете на сайтах  школы и «Земля Юрматы и юрматинцы».

     Глава 5-я
     ВОСПОМИНАНИЯ ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА   ШКОЛЫ №7
     города Салавата Н.Г ПАСТУХОВА

    "В конце 1966 года меня отозвали из отпуска и назначили директором школы-новостройки,- так начал свои воспоминания Николай Григорьевич.-  Пришел, посмотрел: трехэтажное здание было готово только по фронтону, в котором шли отделочные работы. На северном крыле строились стены, а  от спортзала и актового зала виднелись только фундаменты. По плану школу должны были открыть только через год – в 1967 году. Но городские власти считали, что дело надо ускорить, так как  соседние школы были перегружены:  занятия  проводились в две - три смены. Тогдашний первый секретарь горкома партии Геннадий Михайлович Никитин немало сделал, чтобы в школе начались занятия уже  с нового года.
   В новую школу пришли ученики из соседних школ №№ 8, 12, 13. Самыми старшими были ученики седьмых классов.
   Понятно, что надо было создать хороший педагогический коллектив. Эту задачу решала администрация совместно с партийной организацией, которую возглавил Спепан Герасимович Савилов, позже  секретарем была избрана Зульфия Касимовна Тимишева. Конечно же, в то время были созданы комсомольская и пионерская организации. Был избран и ученический комитет, работой которых долгое время руководила и направляла ее Людмила Ивановна Куроцапова.
   Уделили мы внимание и методическим объединениям учителей, которые способствовали повышению профессионализма учителей. Я имел счастье работать с такими заместителями директора по методической работе как Любовь Даниловна Южакова, которая не только хорошо знала,  что и как надо делать, но и была внимательной, отзывчивой, очень вежливой. Такой же была Елена Николаевна Такаева.Добрым словом можно вспомнить и завуча по начальным классам Аллу Борисовну Данилину.
   Большое внимание обращалось учителями на межпредметные связи, которые закрепляют  и расширяют ранее полученные знания на уроках других предметов. Это широко использовали учителя: С.В. Шестакова, М.С. Гусева, А.Я. Марюткина, Т.И. Саттарова, Н.А. Шарипова. З.Х. Хасанова, Н.П. Ракович. Были достижения в этом направлении и у учителей начальных классов М.С. Егоровой, И.Ф. Исхаковой, В.И. Мазиной, В.М. Арсентьевой.

      ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

   В учебной деятельности наш педагогический коллектив стремился соединить  вопросы  трудового обучения и воспитания. Первое время после открытия трудовое обучение велось в школьных мастерских и кабинете швейного дела.  Школьные мастерские были неплохо оснащены станками и инструментами, которые школа получила из магазина наглядных пособий не только за счет бюджета школы. С помощью шефов (трест  СНХРС)  приобрели для нашей школы 3 токарных станка, фрезерный,  2 сверлильных. Один токарный станок подарили школе из своих мастерских. Они же помогли нам приобрести часть швейных машин для обучения девочек  шитью. Позже, также с помощью шефов пробрели пять токарных станков по металлу, сверлильный, токарный по дереву, 16 швейных машин, то есть была создана хорошая материальная база по трудовому воспитанию. Свой опыт и мастерство работы по металлу передавали учителя Вацлав Иванович Машелье и Леонтий Константинович Базлов.
    Были достижения и в военной подготовке, Этому способствовал А.А. Зайцев, который сделал хороший стрелковый тир.
   В последний период моей работы в качестве директора  школы преподавателем слесарного дела был Игорь Алексеевич Васильев. Он использовал опыт работы на Уфимском авиационном заводе, поэтому отличался мастерством и ответственным отношением в делу.
   В швейной мастерской работали Нина Николаевна Пастухова, Татьяна Степановна Вовкогон, Лиля Леонидовна  Дунаева. Они учили девочек шитью, обращая большое внимание не только на изучение теории, но и на проведение практических работ по шитью белья, платков, юбок, блузок, фартуков и так далее. Практические занятия также проводились и по кулинарии.

      Глава 6-я
      О ПЕРВОМ ВЫПУСКЕ
      ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО

    Первый выпуск нашей новой школы состоялся в июне 1970 года. Сколько бы не проходило времени, а о своих одноклассниках я не забывал, рад был встречам во время приезда в отпуск. Мне хотелось однажды замолвить слово о тех, с кем начинали учиться. 
    В 2009 году, кроме литературной работы, я занялся сайтостроением. Одним из первых сайтов назвал  «Земля Юрматы и юрматимцы»( yurmaty.ucoz. ru ), который до сих пор в интернете и пользуется популярностью. Там  я сделал отдельную страницу о нашем классе, его истории.

     КЛАСС НАШ «КОЧЕВОЙ»

   В таких новых городах, как наш Салават, невозможно было начать учебу в  одной школе и её же закончить. Учебные заведения были переполнены, поэтому строили новые, и туда отправляли «лишние» классы. Именно такими мы и оказывались. Почти все одноклассники успели за 10 лет  быть учениками 3-4 школ, так что можно назвать, что наш «сборный» класс был «кочевой».
   Дата и место рождения нашего класса – 4 д – школа №2 города Салавата, 1964 год. Его сформировали, когда в школе классы оказались снова переперенаселенными. Помещений тоже не хватало, поэтому нас отправили на «выселки», то есть в соседнее одноэтажное здвание, где были классы труда. Тем не менее, наша классная руководительница Галина Григорьевна делала все возможное, чтобы мы не чувствовали себя оторванными от общешкольной жизни.
   Вообще-то в таком положении были и свои преимущества учебы в отдельном здании: у нас было тише, спокойнее и меньше вмешательства в нашу жизнь со стороны других учителей и более старших классов. У нас было свое «царство-государство». Не знаю, как Галине Григорьевне, но нам это нравилось, потому что помогало сдружиться.
   В новом сборном классе, где почти нет знакомых соучеников можно было  начинать с чистого листа поведение и учебу, поэтому  даже отстающие  начали подтягиваться. В классе тон в учебе задавали отличницы Нина Тимофеева,  Людмила Куренко, Венера Низамова. Их ставили нам  в пример. Нередко пятерки получали Галя Лагоза, Людмила Михно и Татьяна Феденкова.
   Среди мальчишек круглых отличников не было. Временами хорошими ответами могли блеснуть Рим Мулюков, Павел Мазитов, Анатолий Митряев, Геннадий Титов, Хромцов. В число таких учеников попадали временами  и мы – братья  Сафикановы, Рома и я.
   В первый же месяц мы определились, кто в классе самый сильный и устроили в спортзале  борьбу. Это среди мальчишек немаловажно.  Говоря современым языком, в плей-офф попали мы с Петей Земляновым. Финальную борьбу с ним смотрели  одноклассники. Хотя Петя был крепок, но мне все-таки удалось взять верх. Наверное потому, что  нас трое братьев и мы летом на лугу и дома на полу устраивали борьбу.
   У меня было много практики единоборства со старшим братом Валерой. Выяснение раклада сил на спортивных матах было полезным. У нас в классе за все время учебы не было ни одной драки, хотя были желающие помахать кулаками. Все горячие головы смотрели на Петю и меня, поэтому не рисковали учинить мордобой. Мы на правах сильного гасили конфликты.
   Так у нас определились лидеры класса. Во втором полугодии мы привыкли к классу и учебные дела пошли с гору. Мы с братом даже попали в хорошисты, чего прежде не случалось. Авторитет «четверочников» нам понравился. Но до  отличниц нам было далеко. Пробовали догонять их уже в другой школе.

      НОВАЯ ШКОЛА № 8

   Как известно, класы на «выселках» – первые кандидаты на отправку в новую школу. За улицей Октябрьской  в 1965 году сдали школу, которая получила порядковый номер 8. Расстоние до неё было примерно столько же, что и до второй школы.
   Коротко об учителях.
    Математик Валентина Ивановна вдруг обнаружила, что унас с братом математиченские способности. Задачки на контрольной порой решали не хуже девчонок-отличниц.
   Эльвира Ивановна своим появлением сотворила чудеса. Уроки английского стали для меня праздником. А как иначе? В первой четверьти получил девять пятерок подряд.
   Нашей классной руководительницей была Александра Емельяновна, учитель по домоводству. Какие чудесные ватрушки  под ей руководством девчонкииспечали  на 23 феврадя – День Советовской а Армии и Военно-морского флота.
На удвиление всей школы наш класс по руководством Александры Емельяновны создал школьный  краведческий музей, хотя она  не была историком, но сумела заинтересовать весь наш класс.
    Её помошниками стали мы - пионеры 5-го «в» класса. Вместе поехали на Салаватский стекольный завод и попросили руководителей нарезать нам стекла для стендов музея. После уроков мы искали экпонаты, делали стенды. В центре, конечно, был вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Александра Емельяновна еще тогда на себя взяла смелость разместить фотографию и биографию какого-то белогвардейского офицера и соседней деревни Зирган. Наверное, для исторической объективности.
   Мы учились в школе № 8 до седьмого класса. Произошло чудо: мы с братом стали твердыми хорошистыми, то есть у нас за четверти и год  были только четверки  и пятерки.
   Может, этому способствало то, что мы мы пошли в секцию легкой атлетики к тренеру чемпиону Армянской ССР по барьерному бегу Николаю Григорьевичу Асыка. Он строго-настрого сказал: «Если плохо будете учиться, то отлучу вас от занятий». А нам этого не хотелось.В секцию записались Петя Землянов, Юра Лагоза, Рим Муляков и мы с братом Ромой.
   Есть такая казенная фраза: «Спорт формирует личность». Это про нас. Если бы не встретили мы в жизни Николая Григорьевича учителя физкультуры Неллю Ивановну, то «улица» нашего 37-го квартала, наверное,  нас затянула бы.


       Главв 7-я
       ШКОЛА СЕДЬМАЯ
       СТАНОВИТСЯ РОДНОЙ

   В 1967 году мы перешли из восьмой школы в школу № 7. На первой же линейке почувстовали, что наш директор Николай Григорьевич Пастухов обладает командирским голосом. Интонации его голоса хочешь – не хочешь заставляют слушать. А если появились «разговоричики в строю», то он тут же одернет.
   С самого начала Пастухов  не давал превращать туалеты в курился. Ему лучше было не попадаться под горячую руку, никаких оправданий и возражении он не принимал. Приходилось в стужу выбегать на улицу и курить  за углом школы. Но и тут Николай Григорьевич настигал нас. С нашими  вредными привычкамии он решительно боролся:   приглашал родителей на беседу о здоровом образе жизни. Об этом событии мой младший брат Роман написал в своих воспоминаниях «Помню и чувствую», не буду повторяться.
   На том «душевном» разговоре я пообещал директору бросить курить. Слово свое сдержал, правда, с большое отсрочкой – в 1977 году в МГУ выкурил последнюю сигарету. С тех пор никогда,  вот уже 40 лет, ни при каких обстоятельствах не курил. Для меня принципиально важно, что обещание свое перед директором выполнил и сообщил об этом ему в феврале 1979 года во время встречи выпускников.
   Я отвлекся в своем повествовании, вернусь к нашему классу.
   Если директор был строг и у него не забалуешь, то с классной руководительницей с 7-го по 8-й класс – Со­фьей Ва­си­ль­ев­ной Шестаковой нам повезло. Она была доброй и внимательной. Она могла нас просить о чем-то, а не приказывать.  Нам было стыдно чем-то огорчить её. Еще в 7-м классе мы с братом определились, что он специализироваться на точных науках, я  на гуманитрных – истории, литературе, английком языке. Под вниянием Софьи Васильевны я вдруг нарушил специализацию и даже стал регулярно получать четверки и даже пятерки. Я настолько дорожил её отношением ко мне. Она умела привить интерес к химии, даже таким как я, которые считали, что этот предмет в жизни не особо пригодиться.
Понимаю, что Софье Васильевне не очень просто было с нашим классом. С первого дня  седь­мые клас­сы оказались са­мы­ми стар­ши­ми в шко­ле, а поэтому  нам хотелось верховодить и иметь привилегии. Шестакова гасила наши лидерские замашки  своей добротой, поэтому серезных конфликтов не было.
   А вот, когда закончили восьмилетку, и пришли в 9 класс, тут нас ждал сюрприз.  Наш класс слили с другим. Новым классным руководителем стала Антонина Ва­си­ль­ев­на Лу­ка­ше­вич, учитель русского языка и литературы. Эти два события поменяли настроение в классе. Отношения с ней не сложились. Это уже отдельная история. К ней вернусь в более полной версии книги о школьных годах.
   В нашем классе по-прежнему на отлично учились  Нина Тимофеева, Людмила Куренко,  Венера Низмова, В 9-м классе в число отличниц добавилась Наталия Колова. На хорошем счету была учеба  Рамиля Валеева, Татьяныа Феденковой, Венера Сафиуллина, Аль­фи­ры Зай­на­гут­ди­но­вой, Ана­то­лия Митряева,  Людмилы  Се­ли­ва­но­вой, Геннадия  Титова. 
   Из тех, кто влился в наш класс  отличалисьб в учебе Галя Гладилина, Людмила Захарова, Тимофеева, Анисимова, Александрова Владимир Жел­тя­ков, Радик Хай­бул­лин и другие.
    Под руководством учителей и пионервожатых орга­ни­зо­ва­ли конкурсы команд КВН, некоторые  даже на ан­г­лий­с­ком язы­ке сре­ди ко­манд юно­шей и де­ву­шек.
Но глав­ные до­с­ти­же­ния тех лет были в спорте.
   Сре­ди тех, кто вхо­дил  в сборные  ко­ман­ды шко­лы  братья Са­фи­ка­но­вы, Петр Зем­ля­нов. Юрий Ла­го­за, Вла­ди­мир Гриш­ков, Таб­рик Ах­ме­тов, Ра­миль Ва­ле­ев, Во­ло­дя Желтяков, Радик Хай­бул­лин, Бо­рис Куд­ря­шов,  Александр Ивлев, Рим  Му­лю­ков и дру­гие.

          СОЗДАВАЛИ СПОРТИНУЮ СЛАВУ ШКОЛЫ

   Еще одно событие. С переходом наших классов из восьмой школы в сельую переселение пережила и секция легкой атлетики Ни­ко­лая Гри­го­ре­ви­ча Осы­ки. Имен­но он за­ло­жил основу для на­ших бу­ду­щих до­с­ти­же­ний.  В де­ся­том клас­се мы – бра­тья Са­фи­ка­но­вы – ста­ли чем­пи­о­на­ми Баш­ки­рии сре­ди школь­ни­ков: я – по ба­рь­ер­но­му бегу  на 110 мет­ров, млад­ший  Рома  – по прыж­кам в вы­со­ту и мно­го­бо­рью. Он даже был уча­с­т­ни­ком пер­вен­ства Рос­сии.
   В 1969-70 годах наша во­лей­боль­ная команда школы № 7 неожиданно для многих ста­ла чемпионом  города среди старших школьников. Это ре­зуль­тат тренировок под руководством тренеров Ген­на­дия Федоровича Алфеева и Владимира Гри­го­рь­е­ва. Мы с братом вош­ли в состав сбор­ной города на пер­вен­стве Баш­ки­рии  и поехали в Нефтекамск на соревнование. На соревнованиях  по баскетболу седьмая школа опять в числе лидеров – за­ня­ли третье  призовое ме­с­то. Не ме­нее впечатляющими были достижения спорт­сме­нов шко­лы по пожарно-прикладному виду спорта. На пер­вен­стве го­ро­да без  особой под­го­тов­ки заняли первое место, получили цен­ные при­зы. Весной мы  отличились в со­рев­но­ва­ниях«Охота на лис».
   В общекомандномзачете   по спорту  школа № 7  в 1970 году была в городе первой.Победы в спорте, пре­одо­ле­ние труд­но­стей за­ка­ли­ва­ли ха­рак­те­ры, давали возможность ста­вить пе­ред со­бой сме­лые задачи и до­би­вать­ся намеченного.

    ПАСТУХОВ ВОСПИТЫВАЛ
    ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

    Фронтовик Николай Григорьевич воспитывал  настоящих защитников Родины.
    При входе в школу памятная доска 19 летнему командиру отделения Александру Бочкареву, который в Афганистане повторил подвиг Александра Матросова закрыв своим телом дзот душманов в Афганистане. Посмертно он награжден орденом Красной звезды.
   Когда   в 2002 году отмечали 20-летие со дня гибели героя, почтить его память пришли подполковник в отставке  Б.А. Бюргановский – бывший военрук Бочкарева во время его учебы в ПУ-19, Н. Г. Пастухов, который в годы учебы Александра был директором школы, а так же мама Саши – Нина Александровна.
   Он учился в школе № 7 города  Салавата до 8 класса, потом пошел в училище. Позже попал он в десантные войска. О серьезном отношении к службе говорит то, что он стал командиром отделения. В  боевых условиях он закалялся и мужал. И когда наступил самый важный выбор, он не колебался, сделал то, что подсказывало сердце – спас товарищей ценой своей жизни.
Для  учащихся  слово подвиг имеет  реальные зримые черты. В школьном музее рассказывается о короткой жизни земляка. Здесь его фотографии, вырезки из газет о его подвиге, воспоминания учителей и одноклассников.
 Именем  Александра  Бочкарева названа улица города.

     ОБЕЩАНИЕ ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ ВЫПОЛНИЛИ

   Вернемся к странице № 7 этой книги. Когда  у директора школы Пастухова мы  просили его дать  нам рекомендации в комсомол, то младший брат самоуверенно заявил:
- Вы ещё будете нами гордиться.
 Так оно и случилось.
   Во время нашей встречи в 1990-е годы Николай Григорьевич  сказалнам: «Таких братьев  как вы, Сафикановы, у меня не было: один закончил МГУ, другой – военную академию, дважды. Я всегда ставил вас в пример своим ученикам».

      Глава 8-я.
      НАША ШКОЛА  В НАЧАЛЕ XXI  ВЕКА

    Сначала напомним, что школа № 7 была открыта в январе 1967 года. Статус –до 30 августа 1968 года – вось­ми­лет­няя школа, затем становится сред­ней. А с 12 мая 1989 г. – средняя шко­ла № 7 с уг­луб­лен­ным изучением хо­ре­ог­ра­фии. С 6 декабря 2000 года стала на­зы­вать­ся  “Об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная  средняя школа № 7 с уг­луб­лен­ным изучением пред­ме­тов эс­те­ти­чес­ко­го профиля». 
Вторым директором школы после Николая Григорьевича стала Лилия Рифгатовна Ахмадышина. В нашей первой книге о школе мы сообщали такие данные.
   
   Количество учащихся – около 700. Преподавательский состав – 68  че­ло­век, половина  из которых имеет выс­шую и 1-ую ква­ли­фи­ка­ци­он­ную категорию. Два че­ло­ве­ка на­граж­де­ны знаком “От­лич­ник про­све­ще­ния”, четыре – медалями, один – Зас­лу­жен­ный учитель школы РБ».
   Организация занятий – ше­с­ти­днев­ная учеб­ная неделя.
   Материально – техническая  база – 34 учебных кабинета, спортивный зал, сто­ло­вая, ка­би­не­ты  информатики, биб­лио­те­ка, ка­би­нет пси­хо­ло­га, логопедический пункт, ме­ди­цин­с­кий ка­би­нет, четыре хо­ре­ог­ра­фи­чес­ких  зала, че­ты­ре ка­би­не­та ин­ди­ви­ду­аль­но­го му­зы­каль­но­го обу­че­ния, ухо­жен­ный при­школь­ный участок и спортив­ная площадка.
Приоритеты в обучении – ­­ ба­зо­вое ОП обучение. Система Д.Б. Эль­ко­ни­на, В.В. Да­вы­до­ва, Л.В. Занкова, «Кон­цеп­ция «Шко­ла 2100».
    Дополнительное об­ра­зо­ва­ние –  три от­де­ле­ния “Школы искусств”: хо­ре­ог­ра­фи­чес­кое, музыкальное и художественно - гра­фи­чес­кое.
   Языковая подготовка –  изучаются три родных языка  (башкирский, та­тар­с­кий, рус­ский), а также иностранный (ан­г­лий­с­кий).
   Внеурочные занятия –  в 37 кружках и сек­ци­ях, среди, которых один тех­ни­чес­кий, три эко­ло­го-биологических, 2 – ту­ри­с­т­ко-кра­е­вед­чес­ких, 7 спортивных, 19 ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства и 5 спортивных сек­ций.
   После обучения – выпускники шко­лы  № 7 на льготных условиях зачисляются в Баш­кир­с­кий филиал АТ и СО, который осу­ще­ств­ля­ет под­го­тов­ку студентов по спе­ци­аль­но­с­тям: эко­но­ми­ка и социология тру­да, фи­нан­сы и кре­дит, бух­гал­тер­с­кий учет аудит. общеобразовательной шко­ле № 7 уже чет­вер­тый де­ся­ток лет.Не так давно мы  отмечали 35-го­дов­щи­ну школы (2002 год). В этот день мы чествовали людей в самых раз­ных но­ми­на­ци­ях. В но­ми­на­ции «Ру­ко­во­ди­тель» пред­ста­ви­ли пер­во­го ди­рек­то­ра Николая Гри­го­рь­е­ви­ча Па­с­ту­хо­ва и ны­неш­не­го ди­рек­то­ра Лилию Риф­га­тов­ну Ах­ма­ды­ши­ну. За­тем были но­ми­на­ции «Зо­ло­той фонд», «Ди­на­с­тия», «Могучая кучка», «Наши на­деж­ды», «Кра­со­та спа­сет мир», «Спе­ши­те делать доб­ро», «Вер­ность шко­ле», «Нам есть, кем гор­дить­ся.
   Мы решилив воздать должное де­лам нашего кол­лек­ти­ва пе­да­го­гов и уче­ни­ков и издать  по инициативе член союза жур­на­ли­с­тов РФ Ми­ха­ил Сафиканова   в 2004 году альбом «Школа седьмая – школа родная».
   
       (Отрывок из книги Михаила Сафиканова 
       «Слово о первом директоре школы №7 г. Салавата
       Николае Григорьевиче Пастухове)

         (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)