Это сладкое слово халява

Исай Фейгельман
Семён Фирштейн – уважаемый и признанный поэт. Я тоже отношу себя к поклонникам его таланта. Однако с некоторыми его взглядами,  изложенными в стихотворной форме, трудно согласиться. Я бы не взялся за перо, если бы это было только его мнение, но дело в том, что С. Фирштейн является выразителем мнения многих: его творчество совершенно справедливо считается «зеркалом нашей эмиграции». И в этих заметках хотелось бы показать несостоятельность одного расхожего мнения. Итак, о чем речь.

Передо мной один из сборников поэта, читаю:
У каждого из нас свои забавы:
Кто днями рыщет в поисках халявы,
А у кого повыше идеалы,
Тот ловит новости и смотрит сериалы.

В последнем, кстати, очень неплохом сборнике, поэт пишет:
Жить нелегко, Вы в этом правы,
Но бойтесь дармовой халявы.
Прося очередную пайку,
Не превратитесь в попрошайку,
Чтобы в азарте не проесть
Своё достоинство и честь.

Сначала давайте разберёмся, что означает слово "халява" и откуда оно взялось или, выражаясь по ученому, какова его этимология.В орфографическом словаре читаем: халява, -ы (удовлетворение потребностей за чужой счет; что-н. легкодоступное; на халяву). Попутно отметим, что «дармовая халява» - это «масло масляное».По одной из наиболее распространенных версий слово  «халява» происходит  от еврейского «халев» — «молоко». Дело в том, что в еврейских общинах издревле существовал обычай по пятницам раздавать молоко бедным, и когда его завозили, кричали: «Халяву привезли».

По другой, не менее распространенной версии, «халява» - слово украинского происхождения. Означает оно, всего-навсего, — голенище сапога. Перед походом на базар обувались сапоги с широчайшими голенищами. В  голенища припрятывалось все, что «плохо лежало» на прилавках. Это называлось: «взять на халяву».
 
По мнению Фирштейна любители халявы от бедности - это безысходные люди, а от жадности – бездуховные.Для того, чтобы убедиться в голословности этого утверждения достаточно в определенные дни в полдень проехать трамваем в сторону Zellerau.(Целлерау - район города) Мы увидим исполненных достоинства людей с большими сумками на колёсах и без оных. О какой бездуховности может идти речь, если среди них  участники и философского семинара, и лингвострановедческого, и регулярные посетители музыкальной гостиной Региночки Кон. А удовольствие от общения под стенами магазина для неимущих! Я бы посоветовал поэту присоединиться к нам и послушать о чем здесь говорят: уверен, что круг тем для его поэтических произведений  существенно расширится.

Да, есть издержки: приходится по нескольку часов проводить на воздухе в любую погоду, но поверьте, для здоровья это полезно. Некоторые не в состоянии так долго находиться на ветру или при морозе и вынуждены приезжать в собственных автомобилях и отсиживаться там. Кто посмеет бросить в них камень!
Строго говоря, настоящей халявы сегодня нет. А ведь была: старожилы помнят халявные пиршества на Sperrmuell(бросовые вещи, выставленные на улицу) в богатом Hoechberg’e (район города).
 
Можно ли считать халявой Reduziert(снижение цен)? Конечно нет, но бывают случаи, когда он приближается к халяве. Мой семидесятилетний друг появился в молодежных кроссовках совершенно немыслимой расцветки: здесь были все цвета радуги. На мой недоуменный вопрос он ответил:
       - Расцветка – это еще полбеды: они на два размера больше, чем мне нужно. Чтобы я мог их носить, жена связала толстенные носки, и теперь у меня потеют ноги.
      - Зачем же ты их купил?
      - Понимаешь, они стоили 120 Евро, а я их купил за 19. Халява! Как тут было удержаться!

Любовь к редуцирту как-то сближает. На моих глазах развивался роман молодого человека 65 лет с девушкой примерно такого же возраста. Они вместе гуляли в парке Резиденции, посещали библиотеку и фломаркт, и, наконец, наступил момент решительного объяснения. И молодой человек сказал: - Пойдемте, я покажу Вам один редуцирт.  Оказалось, что в магазине, куда он привел свою избранницу, печенка стоила не четыре Евро, а всего лишь полтора. Это такой признак доверия, после которого можно сразу под венец.
Как видим, халяве «все возрасты покорны», и «ее порывы благотворны». Другое дело, что не все решаются открыто об этом сказать. А народная мудрость гласит: "На халяву пьют и язвенники, и трезвенники".