Путь терпения

Ирина Васильева 3
                «Свой вечный крест несет Россия,
                Считая свежие кресты.»

                Зоя Ященко  Посвящение Колчаку
 

     Эволюционное развитие человечества имеет два основных направления: личностное развитие и духовное развитие. Личностное развитие представляет собой рост творческого, интеллектуального, профессионального потенциала человека. Духовное развитие  сопряжено с изменением пространственного восприятия, с появлением способностей более глубокого  биоинформационного проникновения, способностей ощущать себя как часть окружающего мира за пределами своей физиологии. Второе направление предполагает не только изменения в деятельности нервной системы человека, но и изменения в качествах его личности. Человечество должно стать мудрым, то есть научиться воспринимать космические истины, пока не доступные для него, его способность мыслить должна стать созвучной высшим пространственным информационным образованиям. 
     Довольно длительное историческое время эти два направления развития осуществляются почти противоположными внешними условиями, от этого исторический процесс так противоречив. Если  личностное развитие сопровождается ростом индивидуализма и для него желательно наличие разъединяющих людей факторов, то духовное развитие основано на противоположных условиях и взращивает в человеке дух единства, сопричастности к окружающему миру.
     Эволюционное развитие неравномерно как во времени, так и в пространстве. Есть исторические периоды интенсивного личностного развития, есть – духовного. В разных местах планеты эволюционно развитие также идет по-разному, возможно неравномерность позволяет в какой-то мере сохранять людское противостояние, являющееся  внутренним стержнем напряжения нервной системы – самого необходимого атрибута эволюции. Но, возможно, здесь имеют место другие, не доступные пока нашему пониманию моменты. Расовое распределение предпочтений в эволюционных изменениях организма позволит в будущей неизбежной ассимиляции человечества соединить мощную физиологическую и мозговую деятельность. Аналогично, высокие интеллектуальные и творческие способности  неизбежно сольются с  объединяющей людей духовной силой. Можно предположить, что разные пути эволюционного развития у разных народов имеют планомерный характер.
     В странах Европы, в Америке преобладает рост личностного развития, идущий в ногу с технологиями, то есть с изменением условий жизни человека.  В таком обществе социальные отношения  длительное время сохраняют   стойкий индивидуализм, хотя, возможно, развитое сознание само по себе разрушает индивидуалистические склонности. Деятельностное состояние прочно соединяется с положительными эмоциями, делая развитие самоцелью, постепенно расшатывая историческую прочность материальных стимулов. Главным стимулом становится востребованность человека, то есть общественная оценка его деятельности. Законы социального сосуществования все больше проникаются этическими нормами, прочно закрепляя их в сознаниях людей.
     Дхармические религии Индийского субконтинента содержат практики развития высших духовных способностей работой воображения, ничего не меняя во внешнем мире. Более того, только абсолютное равнодушие к любому мирскому благу может способствовать развитию высших способностей. Вне интеллектуального и информационного роста человек становится всезнающим, видящим ход глубинных причинно-следственных связей мира.
     Россия – это огромная территория с очень разными климатическими условиями жизни людей, объединенных некогда языком, национальной и православной идеей. Централизованное управление  создавало и создает  различные условия развития для разных территорий. Поэтому в России часто возникают критические периоды, когда внешняя напряженность  является толчковым механизмом быстрого выравнивания необходимого для менталитета данного народа уровня развития.
     Как православие, так и коммунистическая идея в какой-то мере подавляли индивидуализм и собственнические инстинкты человека, делая его независимым от материальных стимулов, что тормозило личностное развитие. Но обе идеи исповедовали высокие этические нормы поведения, от которых реальная жизнь, конечно, «сносила», но направление мысли сохранялось в народном сознании. Первостепенная роль эмоциональных тягот и нравственных установок для обретения высших духовных способностей обозначилась именно практиками православия,  основанных на самостоятельном жестком перевоспитании сознания  волевым внедрением в него высших этических норм.
     Русская, советская и российская культура вобрала в себя направление на высокие духовные ориентиры. Нравственная сила, нравственные переживания, то есть мощное эмоциональное созвучие с высшими пространственными субстанциями,  признавались в русской литературе наиболее важным жизненным фактором, хотя в разное время связывалась с разными идейными течениями – религиозными, коммунистическими. Идеи теряли свою массовую популярность, но эмоционально высокие резонансные  связи с пространством, которые они взрастили, остались «в крови» поколений. Вероятно, они сгладят современные вспышки  индивидуализма, сопровождающего быстрое личностное развитие.
     Духовная сила должна сформироваться в человеке такой прочности, чтобы она не зависела ни от идейных или материальных стимулов, ни от изменений внешних условий жизни. Духовная сила должна стать естественным атрибутом личности, она и есть та связь,  та жизненная нить, которая поддерживает здоровье его физиологических процессов, наполняет благодатным светом его эмоциональную сферу, делает мысль более точной и глубокой, а интуицию, то есть предвидение, более мощным.
     Вероятно, надо осознавать, что для эволюции внутренние изменения в человеке важнее внешних условий его жизни. Все мистические повороты истории направлены на стимулирование и поддержку  различных направлений эволюционного развития – физиологических, психологических, волновых. Когда-нибудь все противоречивые моменты развития органично сольются в единый, уже осознанно воспринимаемый людьми эволюционный  поток.