Зрячее сердце

Вера Коваль
             ДВА ГОДА БОГДАНОЧКЕ


      Тихо, мирно в работе и в повседневных делах прошёл ещё один год. Илья работал, Татьяна была занята воспитанием дочери вместе с бабушками, которые так же по очереди были рядом с внучкой и Татьяной. Богданочка уже хорошо говорила, бегала на улице вместе с детьми и с Мишель, каталась на трёхколёсном велосипеде, который купил Илья, а совсем недавно, перед самым Новым годом, он узнал, что летом, примерно в июле, будут сдавать кооперативный дом с их квартирой. Такой новогодний подарок получили все жильцы этого дома. Идут последние отделочные работы, вся сумма внесена – пятнадцать тысяч. Илья ещё раньше заказал квартиру на первом этаже, чтобы легче было подниматься и спускаться родителям, Татьяне и Мишель. Илья со свёкром уже ездили туда и смотрели свою квартиру. Все комнаты раздельные, как и хотели Илья с Татьяной.

    В декабре не стало прабабушки, мамы Светланы Алексеевны.

     Новый год отмечали тем же составом. Поделились с кумовьями, что скоро будет своя квартира. Два годика Богданочки решили отметить скромно, только свои, как всегда, да и деньги нужны были на мебель и прочие расходы. После дня рождения девочки взрослые решили рассказать ей, что её мама не видит, так как она постоянно просила маму почитать или говорила: «мама, посмотри». Татьяна плакала тихонько, чтобы никто не видел, но решили сейчас рассказать, чтобы девочка знала. Чем раньше, тем лучше, чтобы потом не была в шоке сама девочка. Она теперь уже не говорила «мама, посмотри», а водила её за руку, как маленькую девочку. Иногда взрослые не сразу могли понять, кто кого водит за руку. Дочь водила маму за руку и рассказывала ей, что их окружает. На кухне подставляла маме стул, подавала ложку или вилку, подставляла кружку.
   – Доченька, миленькая моя, спасибо тебе, родная, что ты уже сейчас заботишься о своей мамочке. Мне очень приятно, но ты же ведь сама ещё совсем маленькая. Я очень люблю тебя.
   – И я тебя люблю, – протягивала ручки, чтобы обнять и поцеловать свою маму.
   Когда ей был только второй годик и она плохо ещё разговаривала, Богданочка часто говорила, когда её хотели покормить или одеть: «сям». Это означало «сама». Тогда ещё бабушки говорили, что самостоятельный ребёнок вырастет, и так рано. Ей нравилось всем помогать: папе, дедушке у машины, бабушкам на кухне. Теперь она не просит маму почитать ей книжку, как это она делала раньше. Татьяне даже в какой-то степени стало легче, что дочь узнала о её проблеме. Не надо было её обманывать, выдумывать какую-то причину, чтобы только не читать. Бабушки читали ей сказки, внучка легко запоминала, а затем вечером пересказывала маме, кое-что сама придумывала, и они у неё получались смешными и весёлыми. Обе затем смеялись над героями сказок. Татьяна часто ставила кассеты на магнитофон с записью сказок, пением птиц, шумом моря перед сном.
 
    В июле объявили, что дом сдан и можно будет заселяться. Илья получил ордер и ключи от квартиры. Какая радость и грусть для Татьяны. Она уже привыкла к этому району, соседям, квартире, в которой они прожили столько лет. Успокаивало то, что самостоятельно будут жить и столько места для ребёнка и Мишель, которой всегда было тесно. На выходных днях решили переезжать, когда Илья и Олег Сергеевич свободны, да и Светлана Алексеевна взяла отгул. Пришли родители Ильи помогать складывать вещи. Кровать решили не брать, а купить новую, также и Богданочке. Та уже мала. Ждали – когда будут заселяться, тогда и купят, а софу привезут завтра, так как машины все в работе на заселении дома.
   – Ну, ничего, одну ночь поспим на полу, – успокоил Татьяну Илья.
   – Внученька, давай будем собирать твои игрушки в коробку из-под телевизора. Вон их у тебя сколько, – обратилась бабушка Оля с просьбой.
   – Давай будем собирать, – согласилась Богданочка.
   Все суетились, складывали в коробки, подготовленные заранее, посуду, книги и всякую мелочь, без которой не обойтись любой хозяйке. Это были радостные сборы, но и грустные одновременно.
   – Внученька, мы не навсегда расстаёмся. Мы так же с бабушкой Олей будем приходить каждый день к вам. Мы так же будем помогать тебе и маме. Не расстраивайся, малыш. Там недалеко детский садик. Ты пойдёшь туда в сентябре. Будешь там с детками играть, учиться с воспитателем и няней. Там очень интересно. Ты же любишь деток? – объясняла спокойно бабушка Света.
   – Да, люблю деток. Я с ними играю.
   – Вот и хорошо.

    В субботу приехала грузовая машина с грузчиками для перевозки вещей и мебели. Мелочь и посуду погрузили в багажник к Олегу Сергеевичу. Когда всё было готово, поехали всем составом, чтобы там теперь выгрузить. Кто кота первым впускает в квартиру, а семья Золотарёвых впустила сначала Мишель, а затем Богданочку.
   – А ну, Мишель, заходи и обследуй новое наше жильё. Ну, как оно тебе, нравится?
   Мишель не могла понять и поверить, что столько места – это всё им, одной семье, и ей также. Она спокойно обошла все комнаты, обнюхала их, ища свой матрас.
   – Мишель, не ищи матрас. Мы его оставили на старой квартире, а тебе купили новый. Будешь, как королева, спать в отдельной комнате на новом матрасе, – разговаривал с собакой Илья.
   – Это всё нам? – спросила удивлённо малышка. – Так много, – не переставала удивляться Богданочка.
   – Конечно, всё нам на четверых. Скоро будет пятый, – спокойно вставила Татьяна, не думая о словах.
   – Что-о-о? Что я услышал? – взорвался Илья.
   – Ой, Илюшка, это я не подумав сказала. Не сейчас, но скоро. Это я ей на будущее сказала, что будет братик. Теперь уже и квартира есть. Как только, так сразу, – смешалась Татьяна, сказав такое при всех. – Пока ничего нет, не переживайте. Если что, я сразу сообщу, честное слово, поверьте.
   – Ну да, ладно, поверим на слово, но больше так не шути, – с улыбкой обнял Илья свою супругу.
   – Не буду. Всё, забыли. Давайте лучше быстрей работать. У нас очень много дел.
   – Доченька, возьми маму за руку и поводи по комнатам, покажи ей всё, что сама видишь, хорошо?
   – Да, папуля. Пойдём со мной, мамочка, я покажу наши комнаты и расскажу, какие они большие, какие окна большущие.
   Грузчики продолжали заносить мебель для кухни, такую большую, что заставили всю кухню. Такую, оказывается, заказал папа Татьяны, чтобы разместить утварь места хватило и сидеть также, а то ютились в тесной кухне у них, да ещё большой холодильник. Помогал Илья, папа его и свёкор. Женщины распаковывали и раскладывали вещи на кухне, самой главной комнате хозяйки.
   Пятиэтажный дом гудел как улей. Все ходили, бегали, громко разговаривали, смеялись на радостях, машины гудели, грузчики ругались – это жизнь. Это новая жизнь в новом доме.
   Семья до позднего вечера работала, перекусив бутербродами. Когда кухня была собрана и посуда расставлена, Светлана Алексеевна позвала всех на поздний ужин. Богданочка уже мирно спала в новой комнате и на новой кроватке. Рядом на новом матрасе спала Мишель. Все старались тихо работать, чтобы не мешать спящим. Поужинав, родители разошлись. Завтра соберутся все снова, чтобы продолжить работу, а Татьяне дали задание: обследовать все комнаты, углы, двери, окна, ванную, кухню, мебель. В той квартире она всё знала, а здесь надо по-новому изучать, прощупать каждую мелочь, сколько шагов в какую сторону, где повернуть направо, где налево.
   Утро следующего дня первой встретила Богданочка. Уставшие родители ещё спали.
   – Мама, папа, я проснулась, где вы?
   Мишель открыла глаза, посмотрела на ребёнка, встала и пошла открывать дверь в другую комнату, где спали родители на полу, а затем встала у двери, как всегда, ожидая, когда её выведут на улицу.
   – Мамочка, вот вы где.
   – Доброе утро, доченька! – почти вместе сказали родители. – Как спалось на новом месте?
   – Хорошо.
   Богдана залезла под простыню к маме, обняла её и стала целовать.
   – Что, соскучилась, маленькая моя принцесса? А мы вот с папой спали на полу, как и Мишель. Сегодня привезут нам кровать.
   Илья быстро оделся и с собакой вышел на улицу. Во дворе он встретил идущих к ним родителей.
   – Доброе утро, сынок! А мы уже к вам идём, чтобы покормить завтраком. Возвращайся быстрее, пока горячее. Мы с вами позавтракаем, торопились быстрее, чтобы успеть. Татьяна устала, да и как она в первый день будет готовить. Продукты надо закупить всякие. Может, они и привезут сегодня.
   Подойдя к двери, позвонили, и дверь открыла Богданочка.
   – Ура! Бабушка с дедушкой пришли, мама.
   – Доброе утро в новой квартире! Как спалось? – заботливо спросила свекровь.
   – Просто чудесно. Мы, уставшие, уснули быстро, а разбудила нас Богданочка. Она первая проснулась, затем Мишель.
   – Мы видели Илью с собакой. Сейчас подойдут. Давайте завтракать, пока не остыло. Мы с вами тоже. Торопились, чтобы вы не принялись за работу голодными.
Пока завтракали, приехали родители Татьяны с полными сумками продуктов.
   – Доброе утро всем! Как спалось в новой квартире? – Тот же вопрос был задан и родителями Татьяны.
   – Доброе утро, мама, папа! Чудесно. Даже на полу было хорошо. Ночь прошла так быстро, что мы не заметили, как уже и утро настало. Мы были уставшие, особенно Илья. Ему столько досталось. Нас уже накормили родители Ильи. Рано приехали с горячим завтраком и заставили всех покушать. Даже Мишель хватило. Такие молодцы. Спасибо им большое.
   – Танюша, разве за такое спасибо говорят. Мы родители, обязаны вам помочь. Такое событие, как получение квартиры, не каждый год происходит. Это вам на всю оставшуюся жизнь. Мы будем приходить помогать всегда. Я вот что хочу предложить. Я всю ночь думала и вот говорю вам всем. Давайте мы купим вам комод. Он очень хорош для Татьяны. Она разложит всё бельё по ящичкам, каждому отдельно, и она будет знать, где чьё, а полочки в шкафу займёт под постельное бельё. Как вы, согласны?
   – Это надо у Танюши спросить, – сразу вставил Илья.
   – Я согласна. Это будет замечательно.
   – Тогда завтра и купим. Найдём, чтобы по цвету к основной мебели подходил. Это мы берём на себя, – пообещал папа Ильи.
   – Так, давайте браться за работу. Время быстро идёт, а работы ещё много.
   Мужчины нам вчера карнизы повесили, а нам сегодня надо повесить занавески, тюль и шторы, первый этаж всё-таки. Надо, чтобы окна были занавешены, – напомнила Светлана Алексеевна. – Я вот люстрами не налюбуюсь. Какая красота! Комната богато будет смотреться.
   – Так, вы работайте, а мы с внучкой и с Мишель пойдём двор осматривать, чтобы не мешать вам, – предложила Ольга Анатольевна. – Пойдём, Богданочка. И ты, Мишель, пойдём с нами гулять.
   Собака как будто этого и ждала, быстро направилась к двери, а остальные члены семьи принялись за работу.
   Вечером уставшая, но счастливая семья собралась за столом в кухне. Решили, чтобы не тратить время на приготовление, поужинать пельменями из магазина и бутербродами с колбасой, но зато почти вся работа была сделана. Привезли софу, поставили, всё было прикручено, расставлено, развешано, разложено. Ещё раз перед ужином просмотрели, полюбовались своей работой, остались довольны. Мелочь останется для бабушек, которые будут приходить каждый день помогать Татьяне.

    Через две недели Татьяна и Мишель уже знали дорожки, по которым гуляли. Ходили к детскому садику, в магазин, знакомились с районом, с соседями, с детьми. Светлана Алексеевна с документами ходила к руководству детского сада и написала заявление на приём внучки. Прошли медосмотр, собрали всё необходимое и 1 сентября Богданочку повели в детский сад бабушки и Татьяна. Как там понравилось девочке! Она подружилась с детьми, с воспитателями и нянечками. Каждый вечер рассказывала о прошедшем дне.
   Прошло несколько дней, и однажды вечером Татьяна, лёжа в постели, начала разговор:
   – Илюшенька, родной мой, дорогой мой, я не знаю, как тебе сказать, с чего начать разговор.
   – Что, ты беременная?
   – Нет, Ильюша, нет, я не об этом.
   – А что случилось? Говори. Ты чего-то загадочно улыбаешься, Танюшка.
   – Ты выслушай только спокойно, обещай.
   – Хорошо, обещаю, рассказывай.
   – Я хочу сказать тебе, что хочу работать массажисткой. Очень хочу, но не знала, как тебе об этом сказать, как ты к этому отнесёшься. Разреши мне работать, пожалуйста. Я не могу сидеть без работы. Я не лодырь, ты знаешь. Мне нравится работать массажисткой. Я хочу приносить женщинам здоровье, радость, удовлетворение. Разве это плохо?
   – Танюшенька, девочка моя родная. Ты поставила меня в тупик. Я не знаю, что тебе сказать. Давай поступим так. Соберём в выходной родителей и поговорим все вместе. Что они скажут, то и будет. Я буду молчать. Я не скажу ни слова, чтобы не подумали, что я не против твоей работы. Договорились?
   – Хорошо, милый мой. Я согласна. Я согласна, любимый мой. – Татьяна обняла и поцеловала супруга. – Я люблю тебя, Илюшенька.
   – И я тебя, родная моя. Давай спать. Уже поздно.
   В субботу собрались родители Татьяны и Ильи. Татьяна волновалась, не знала, как они отнесутся к такому решению, что скажут. Родители не знали, по какому поводу собрала их дочь, что хочет сказать или предложить. После некоторого молчания Татьяна начала свой монолог:
   – Родители наши, дорогие вы наши. Я не знаю, как вам сказать, чтобы вы не обиделись и поняли меня правильно: я хочу работать массажисткой. Богданочка теперь в садике, я целыми днями должна дома сидеть и ничем не заниматься. Это неправильно. У меня есть желание, силы, умение. Разве этого мало. Я буду затворницей в своей собственной квартире. Это меня будет угнетать и может довести до депрессии. Я этого не хочу. Думаю, что и муж мой не захочет. Я не птица в клетке. Я хочу летать и жить полноценной жизнью, и я не хочу, чтобы вы меня жалели. Я хочу жить, как и все, заниматься любимым делом. Разве я многого прошу. Разрешите мне работать. Прошу вас, родители. Услышьте меня. Илья сказал, что не будет вмешиваться, что скажут родители, так и будет, чтобы его потом не обвиняли. Как вы решите, так и будет.
   Наступила тишина после речи Татьяны. Они переглядывались, не зная, что сказать и кому начать первому. Прервал молчание папа Татьяны:
   – Доченька, ты знаешь, что мы все любим тебя, но что скажут люди, соседи? Они могут подумать, что мы заставляем тебя работать. На той квартире, в том районе нас знали, а здесь мы новые люди.
   – Папа, здесь все новые люди. И вообще, какое кому дело до нас и до меня лично. Я хочу приносить людям счастье, здоровье. Разве это не благородный поступок. Папа, ты первый скажи, как ты считаешь, я справлюсь?
   – Я не сомневаюсь, справишься ты или нет. Тебе обязательно нужен помощник. Нужно, чтобы в квартире кто-то обязательно находился. Давай так: если захотят женщины быть с тобой во время работы, то я не против. Света, Ольга Анатольевна, что скажете? – Олег Сергеевич повернулся к жене. – Мать, слово тебе.
   – Я не против. Она взрослая самостоятельная женщина, умница, уже с опытом работы, и неплохим. Отзывы были хорошими. Я не могу и не хочу ей запретить работать, если ей это приносит удовольствие, если требует душа, то как запретишь? Я думаю, что надо разрешить. Пусть девочка работает до зимы, а там видно будет, какая будет зима. Ольга Анатольевна, вы не против помогать Татьяне?
   – Светлана Алексеевна, как я могу быть против своей любимой невестки, против внучки. Конечно, я как приходила, так и буду продолжать приходить сюда. Что мне делать на пенсии, как не помогать своим родным! Что скажет Танюша, тем и буду заниматься. Мы сразу договаривались, что я буду постоянным помощником, ведь внуки нам жизнь продлевают, разве не так? – Свекровь встала и обняла невестку. – Танюшенька, ты нам подарила такую прекрасную внученьку. Как тебя не любить и не помогать тебе. Я считаю, на этом вопрос исчерпан, Олег Сергеевич. А Илья молчал, правильно делал. Надо слушать умных и старших родителей. Они ничего дурного не посоветуют. Мы – одна семья и обязаны друг другу помогать. Так, Светлана, давай нам чай, и мы пошли по домам. Ты моложе, обслужи нас. Володя не против выпить чашечку, правда?
   – Я молчал, потому что согласен с Таней. Пусть девочка работает, если хочет. Что здесь такого. Если устанет, вы сами это первыми увидите и остановите процесс. А чай я с удовольствием выпью. Мы с тортом пришли.
   Богдана играла в своей комнате во время разговора взрослых и не мешала, но как только услышала, что будет торт, то сразу вышла, и вместе с ней вышла Мишель. Они вместе играли, как две подружки. Богдана с ней разговаривала, сидя на полу на ковре, иногда даже вместе засыпали в обнимку.
   Родители договорились: кому когда приходить – будут созваниваться по телефону. Отец привёз кушетку с валиком и всё необходимое для работы. Мама накрахмалила халаты, купила крем для массажа, договорилась со своими сотрудницами, кто когда сможет приходить. С понедельника Татьяна начнёт работать, а в воскресенье мама купила цветы, просмотрела ещё раз комнату, чтобы было уютно, красиво. Богданочка будет в детском саду, Илья на работе, и можно заниматься своим любимым делом. Перед приёмом женщин Татьяна массировала спину своей мамы, а затем мужа, чтобы успокоить руки, вспомнить, хотя и так не забывала, ведь руки сами просили работы.
   В понедельник утром пришла свекровь, и они вместе отвели Богданочку в детский садик, выгуляли Мишель. К 9 часам должна прийти первая женщина. Татьяна её уже знала, поэтому ей было легко. Встретились как старые знакомые. Татьяна включила лёгкую музыку и принялась за работу, улыбаясь, с удовольствием, после долгого перерыва. Клиентка осталась довольна. Татьяна с женщинами разговаривала, узнавала об их самочувствии, здоровье.
   Мамы ежедневно менялись дежурством, как они это называли. То одна приходит утром, то другая. Помогали по хозяйству, по уборке квартиры, приготовлению пищи и выгулу собаки. Богданочку Татьяна в садик водила вместе с Мишель. Они уже отлично знали дорогу. Просто она не хотела, чтобы бабушки рано вставали и шли к ним. Настояла на своём, жалея их.

    Через две недели у Татьяны было уже по пять женщин ежедневно, как разрешили родители. Татьяна оставалась довольна своей работой, как и её женщины. Она разговаривала, улыбалась, иногда делала небольшой импровизированный концерт на скрипке. Богданочка и Илья не встречались с женщинами в квартире, по условию родителей. В субботу и в воскресенье у Татьяны выходной. За два дня она отдыхала, занималась домашними делами и семьёй. Гуляли в парке все вместе. Время идёт, годы идут незаметно.

   Богданочка росла, Илья работал так же на заводе. Теперь три семьи копили деньги на машину. Давно уже встали в очередь на «Жигули» в Москве. Илье не очень удобно просить машину у свёкра, если когда-то им надо куда-то поехать со своей семьёй. Хотелось, конечно, свою иметь, но деньги, накопленные на квартиру и мебель, все израсходовались. Подержанную машину покупать свёкор не советовал, а на новую ещё надо собирать, да и очередь неизвестно когда подойдёт. Снова решили на всём экономить. Все надеялись, что когда очередь подойдёт, то нужная сумма в пять тысяч наберётся.
 
    Незаметно прошли два года. Пришло извещение, что подошла очередь на машину и надо ехать выкупать. Олег Сергеевич собрал со всех, как договаривались, деньги, отпросился с работы, так же как и Илья, и они уехали вдвоём на «Жигулях» свёкра за машиной. Илья волновался. Впервые в жизни у него будет своя машина. Он не будет ни от кого зависим, не надо будет просить у свёкра куда-то поехать. Всю дорогу Илья улыбался предстоящей встрече с машиной, представлял, как он выбирает цвет. Да, действительно, так и было. Они выбрали зелёный цвет. Думали, что такой понравится женщинам. Цвет яркой травы. Красивая, блестящая. У Ильи даже голова от счастья закружилась. Наконец-то мечта сбылась. На обратном пути мужчины ехали каждый в своей машине. Олег Сергеевич впереди, как путеводитель, а Илья за ним. Сердце трепетало от радости, что держит баранку своей, родной машины. Он в неё уже влюбился, как когда-то влюбился в Татьяну, с первого взгляда. Теперь он будет ездить на работу на своём транспорте. Представил, как ему будут завидовать ребята.

    Через неделю их заставили «обмыть» машину, как полагалось. Собрались в гараже после работы мужики, выпили. Хвалили, порадовались за своих соседей по гаражу, где рядом будет стоять ещё одна машина. Об этом позаботился свёкор. Илья даже не знал, что гараж его машине уже обеспечен. Сам договорился, сам выкупил для зятя. Илья был в восторге от такого поступка Олега Сергеевича. Он знал, что рано или поздно всё равно у него будет машина, а гараж уже продавался совсем рядом. Вместе будут ставить машины, вместе идти домой, чаще будут встречаться, разговаривать. Теперь-то они живут врозь, а папа, естественно, скучает по дочери, но не говорит, не подаёт вида.


    Однажды вечером Илья завёл разговор:
   – Танюша, вот у нас уже есть квартира, машина, вот бы Бог послал нам сына. Как мне хочется сына, – подумав, произнёс Илья. – Вообще-то я и не против дочери, ты ничего такого не подумай. Я – так сказал. Не хочу тебя обидеть. Может, вы с моей мамой сходите в храм, помолитесь, чтобы ребёночек появился. А может, ты устаёшь и поэтому не можешь забеременеть. Как ты считаешь?
   – Илюшенька, дорогой мой. Мы с мамой давно уже на эту тему разговаривали. И с твоей мамой тоже. Мы видимся почти каждый день. Мы ездили к врачу, только я тебе не говорила. Мне сказали, что у меня всё нормально, ждите. Когда он появится, никто не знает, так же как и с Богданочкой было. Значит, не пришло время. Я сама хочу ребёнка. Да и мамы наши просят. Но это же не магазин. Захотели и пошли купили. На всё воля Божья. Разве я не права?
   – Конечно, права, любимая моя. Я не хочу тебя расстраивать, не хочу, чтобы ты уставала.
   – Когда я буду уставать, ты об этом узнаешь первым. Ты мой муж. У меня хватает сил и на тебя, и на нашу малышку. Мне мамы помогают во всём. Я так благодарна им. Какие они молодцы. Готовят настолько вкусно, ты же видишь сам. Они как будто соревнуются, кто лучше и вкуснее приготовит. Больше приходится у нас находиться твоей маме. Она сама сказала, что будет к нам приходить, как на работу. Моя-то мама на работе устаёт. Вот они сами договариваются, кто когда будет приходить с утра, а кто с обеда. Я им не мешаю. Иногда я им даю деньги на продукты, а иногда они покупают на свои, Богданочку балуют со своими вкусняшками. Я боюсь, что они её раскормят. Она уже и так такая тяжёленькая стала. Мне её уже не поднять. Ты бы поговорил с мамами на эту тему. Они, может, тебя послушают.
   – Хорошо, Танюша, поговорю обязательно. Да я и сам вижу, что она стала слишком пухленькая. Лишний вес ей действительно не нужен, чтобы потом не пришлось сажать её на диету или в чём-то ограничивать. Скажу, чтобы больше ей давали овощей и фруктов.
   – Это ещё папа не видит, чем они её кормят. Редко стал видеть. Работает как папа Карло. Бывает, что с утра и до вечера не бросает руль. Сам набрал вес из-за сидячей работы. Всё отшучивается, что хорошего человека должно быть много. Вот и поговори с ним.
   Летом на пляж и за город ездили на двух машинах. Забирали родителей Ильи и отдыхали. Места теперь хватало всем. Мишель понравилось место рядом с Ильёй. Она его никому не уступала. Подходила к двери и ждала, когда Илья откроет и впустит её. Садилась важно на сиденье и смотрела вперёд на дорогу, как бы подсказывая, куда надо ехать, где сделать поворот. Татьяна с Богданочкой сзади. Когда ездили в лес, то возмущался Олег Сергеевич:
   – Ну что за дела. Теперь и выпить не с кем, и машину вести самому надо. Лишился личного водителя. Теперь придётся трезвый образ жизни вести. Всё – «пьянству» – бой, – шутил Олег Сергеевич. – Владимир Семёнович, может, вас выучить на водителя? Будете нас возить.
   – Я никогда даже и не мечтал быть водителем, а теперь и подавно. Это не моё. Вот сын выучился, и слава Богу, а я ни за что не сяду за баранку.
   – Владимир Семёнович, да я пошутил. Вы подумали, что правда, – оправдывался Олег Сергеевич. –Это я так, помечтал, а мечтать не вредно.
 
    В сентябре Татьяне исполнилось 30 лет. Такой юбилей невозможно было не отметить. Всей семьёй решали, где собрать друзей: дома, в лесу или в кафе. Решили, что дома лучше. Теперь места много. Прибавились друзья, соседи, всем места хватит. В этом году отметили также маме Татьяны 50 лет, отцу Ильи 70 лет, а Богданочке уже 5 лет. Год выдался щедрым на юбилеи, и его открыла доченька в январе, но семья только радовалась, что у них много друзей. Татьяна просила ничего не покупать, говорила, что у неё всё уже есть, но Илья был непреклонен. Посоветовавшись со Светланой Алексеевной, решил, что хочет купить новый ковёр в комнату Богданочки. Тот они постелили на пол, чтобы теплее было ребёнку. Стена стала пустой. Они её раньше и не замечали, а теперь Илья решил её украсить новым ковром, сделать комнату уютнее. Вместе поехали в магазин и выбрали по совету тёщи красивый ковёр.
   – Думаю, нас Татьяна не станет ругать. Мы ведь сделали доброе дело, – оправдывался Илья.
   – Конечно, Илья. Она-то не видит, но знает, что его там нет, а теперь мы ей подарим, повесим на стену. Думаю, что она останется довольна.
   Когда гости разошлись, Татьяна прижалась к мужу, стала его целовать и тихонько говорить:
   – Илюшенька, родной мой, у меня от тебя ещё один подарок есть. Я еле сдержалась, чтобы не сказать раньше.
   – Что ты хочешь сказать, девочка моя, куколка моя? Говори.
   – Илюшенька, любимый мой, я, кажется, беременная.
   – Так кажется или беременная, что-то я не пойму. Ты правду говоришь? Ты уверена?
   – Да, родной мой, это уже точно. Ты, как всегда, ничего не заметил, ничего не спросил. Задержки у меня никогда не было на две недели. Я молчала, ждала, может, действительно задержка? У меня ничего нет. Я ждала сегодняшнего дня, чтобы тебе сделать подарок. Ты первый узнал об этом.
   Илья, как сумасшедший, начал обнимать и целовать жену.
   – Танюшенька, любимая моя, дорогая моя, нет, самая драгоценная. Ты необыкновенная женщина моя. Как я тебя люблю. Господи, подари нам сына. Я сына хочу. – Илья стал искренне молиться, креститься, глядя вверх. Вскочил с постели, схватил икону и стал её целовать. – Спасибо Тебе, Господи! Спасибо, Всевышний! Сделай так, чтоб был сын. Пусть моя жена родит сына, молю Тебя!
   У Ильи стучало сердце, словно он бежал стометровку, нет, не стометровку, а целый километр. Он с такой жадностью обнимал Татьяну, целовал её животик, словно он целовал уже своего ребёночка. Мечта сбылась о втором ребёнке, а вот исполнится ли мечта о сыне? Ну, как говорят в народе, что Бог дал, то в торбу. Он долго не мог уснуть. Представлял уже будущего сыночка, как он его держит на руках, как они с ним гуляют, на кого похож. Ну конечно, на него. Дочка должна быть похожа на мать, а сын, конечно, на отца. «Я его в футбол научу играть, мы с ним будем плавать», – вот о чём мечтал будущий папа.
 
 
               СЫН АЛЕКСАНДР
 
   Через 8 месяцев, 11 июня, Татьяна родила мальчика. Илья уже знал, что будет сын. Неимоверная радость и гордость была у Ильи, ведь жена доверила ему выбрать имя для сына.
   – Танюша, я уже знаю, какое имя будет у нашего сына, – как-то сказал Илья. – Я вынашивал его целых 8 месяцев. Ты вынашивала сына, а я имя. Ты сказала, что он родится в июне, а в эти дни имя – Александр. Как, тебе нравится?
   – Мы же договорились, что имя для сына будешь выбирать ты. А имя очень красивое, мужественное, как ты.

    Когда Татьяна была в роддоме, Илья пошёл в церковь сам, поставил свечи за здравие жены. Молился, чтобы роды прошли успешно, чтобы сын родился здоровеньким. Больше всего он за это боялся – чтобы сын видел. Поблагодарил батюшку, который читал молитвы о здравии Татьяны, о будущем чаде. Илья благодарил Господа за такой долгожданный подарок. Бог услышал его молитвы, искреннее желание иметь сына. Илья звонил всем родственникам, друзьям, что у него сын. Как он радовался. Он не мог работать. Взял очередной отпуск, чтобы каждый день быть с женой и сыном. Богданочка ждала, когда же у неё появится братик. Отобрала для него свои самые лучшие игрушки и постоянно говорила с собакой, что у них будет Саша, как сказал папа. Бабушки сделали генеральную уборку в комнатах, накупили всё необходимое для малыша. И вот настал день выписки. Илья накупил цветов целый багажник. Раздавал всем сотрудницам, а Татьяне её любимые розы. Благо, что лето, цветов целое море. Он был на седьмом небе от счастья. Суетился, за всё брался сам. Улыбка не сходила с лица целыми днями. Это был самый счастливый день в его жизни, как он сам говорил. Когда вынесли ребёнка и вышла сама Татьяна, Илья растерялся и не знал, к кому первому подойти: к сыну или к жене. Схватил сына, поцеловал его, передал тёще, затем взял букет из рук мамы, встал на колени перед Татьяной со словами благодарности, вручил букет, поднял на руки и понёс к машине. Богданочка побежала за своими родителями. Дома Илья надел на шею своей любимой жены золотое колье и вручил духи «Шанель № 5», которые и сам обожал, за сына.
 
    Через 40 дней состоялись крестины Александра. Были новые крёстные, новые знакомства с родителями крёстных.
   Прошло полгода после родов, Татьяна окрепла, набралась сил и, как сказали, стала ещё красивее, а Александр стал копией Ильи.
   Татьяна ходила с мечтой в голове, как написать о своём сыне. Ей так захотелось оставить что-то на бумаге, не только на фотографии и в памяти. Когда сын спал, Богданочка была в детском саду, а бабушка на кухне, она стала записывать на диктофон слова, пришедшие ей на ум. Она их вынашивала в голове, боялась, что забудет, а надо было записывать срочно. Ничего не оставалось, как нашёптывать на диктофон. Мучилась почти месяц, но однако получилось. Теперь надо было найти подходящее время, чтобы их прочесть. В выходной день она позвонила всем, чтобы пришли, есть причина собраться. Когда все собрались на кухне, Татьяна поставила диктофон на стол перед всеми.
   – Дорогие мои! Я не смогу прочитать наизусть то, что написала. Я буду плакать, лучше пусть будут звучать мои слова, но с диктофона. Я написала их втайне от всех. Даже Илья об этом не знает.
   – Читай, доченька, или включай, мы слушаем.


                СЫНОК
 
         Сынок наш долгожданный.
         Какое чудо Бог нам подарил.
         Ты – брат сестре Богдане.
         Тебя голубоглазым сотворил

         Господь наш и Спаситель,
         За это я Его благодарю.
         Он – жизни всех хранитель,
         Любовь Ему всегда свою дарю.

         Сын – смолкли все сомненья,
         И Бог, и мы, и Ангелы с тобой.
         Ты – лучшие мгновенья.
         Я счастлива с печальною судьбой.
 
    Диктофон говорил словами Татьяны, а она сидела и плакала. Илья еле выдержал до конца, чтобы обнять и поцеловать свою любимую жену за такие слова. Он схватил её в объятия, стал целовать со словами благодарности. Встал перед ней на колени.
   – Любимая моя! Спасибо тебе за сына, за такие проникновенные слова благодарности Богу. Мы всю жизнь будем благодарить Его за наших детей.
   – Доченька наша, родненькая, какие слова подобрала. Когда ты успела написать?
   – Мама обняла и поцеловала дочь, вытирая слёзы, то себе, то ей.
   – Если я захотела написать, то и нашла время, чтобы никто не видел и не слышал.
   Родители по очереди подходили и благодарили Татьяну.
   – А теперь давайте пить чай, мы с тортом приехали, – сделала объявление Ольга Анатольевна. – В нашей семье теперь 8 человек.

   После перерыва на два года Татьяна снова принялась за свою любимую работу, работу массажистки. Богданочка пошла в школу, а Александр в детский садик.


                (конец)


     На иллюстрации изображение Храма Успения Пресвятой Богородицы в Керчи,где
служил настоятелем с 1953 года Иоасааф Краплин по июнь 1999года, 46 лет.
Сейчас там служит протоиерем отец Владимир - сын Иоасаафа.